О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций

Тяжелые аварии на АЭС нанесли серьезный удар по ядерной энергетике, усилили сомнения общества в ее безопасности. Все страны, развивающие ядерную энергетику, а также МАГАТЭ, ведут активную работу по совершенствованию нормативных подходов к безопасности АЭС в свете уроков аварии на АЭС «Фукусима-Да...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2013
Hauptverfasser: Копчинский, Г.А., Штейнберг, Н.А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України 2013
Schriftenreihe:Ядерна та радіаційна безпека
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97454
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций / Г.А. Копчинский, Н.А. Штейнберг // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 2. — С. 12-14. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-97454
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-974542025-02-09T15:29:55Z О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций Про нову версію основних вимог щодо забезпечення безпеки атомних станцій New Revision of Basic Safety Requirements for Nuclear Power Plants Копчинский, Г.А. Штейнберг, Н.А. Тяжелые аварии на АЭС нанесли серьезный удар по ядерной энергетике, усилили сомнения общества в ее безопасности. Все страны, развивающие ядерную энергетику, а также МАГАТЭ, ведут активную работу по совершенствованию нормативных подходов к безопасности АЭС в свете уроков аварии на АЭС «Фукусима-Даичи». Начата эта работа и в Украине. Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (разрабатывает новую версию «Основных требований по безопасности атомных станций» (ОТБ-2013), которая призвана заменить ОПБ-2008. Авторы первой версии документа представляют основные новации, которые предложены в проекте нормативного документа. Важкі аварії на АЕС завдали серйозного удару по ядерній енергетиці, посилили сумніви суспільства в її безпеці. Всі країни, які розвивають ядерну енергетику, а також МАГАТЕ, ведуть активну роботу із вдосконалення нормативних підходів до безпеки АЕС у світлі уроків аварії на АЕС «Фукусіма-Даїчі». Розпочато цю роботу і в Україні. Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки розробляє нову версію «Основних вимог щодо безпеки атомних станцій» (ОТБ-2013), що покликана замінити ОПБ-2008. Автори першої версії документа представляють основні новації, які запропоновані в проекті нормативного документа. Severe accidents at nuclear power plants seriously affected nuclear energy and increased doubts of society in its safety. All countries developing nuclear energy, as well as IAEA, are working to improve the regulatory approaches to safety of nuclear power plants in the light of the lessons learnt from the Fukushima accident. Ukraine has also started these activities. The State Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety is developing a new version of the General Safety Requirements for Nuclear Power Plants (OTB-2013) to replace the OPB-2008 version. New provisions are proposed for the draft regulation. 2013 Article О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций / Г.А. Копчинский, Н.А. Штейнберг // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 2. — С. 12-14. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 2073-6231 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97454 621.039(094) ru Ядерна та радіаційна безпека application/pdf Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description Тяжелые аварии на АЭС нанесли серьезный удар по ядерной энергетике, усилили сомнения общества в ее безопасности. Все страны, развивающие ядерную энергетику, а также МАГАТЭ, ведут активную работу по совершенствованию нормативных подходов к безопасности АЭС в свете уроков аварии на АЭС «Фукусима-Даичи». Начата эта работа и в Украине. Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (разрабатывает новую версию «Основных требований по безопасности атомных станций» (ОТБ-2013), которая призвана заменить ОПБ-2008. Авторы первой версии документа представляют основные новации, которые предложены в проекте нормативного документа.
format Article
author Копчинский, Г.А.
Штейнберг, Н.А.
spellingShingle Копчинский, Г.А.
Штейнберг, Н.А.
О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
Ядерна та радіаційна безпека
author_facet Копчинский, Г.А.
Штейнберг, Н.А.
author_sort Копчинский, Г.А.
title О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
title_short О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
title_full О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
title_fullStr О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
title_full_unstemmed О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
title_sort о новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций
publisher Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України
publishDate 2013
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97454
citation_txt О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций / Г.А. Копчинский, Н.А. Штейнберг // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 2. — С. 12-14. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.
series Ядерна та радіаційна безпека
work_keys_str_mv AT kopčinskijga onovojversiiosnovnyhtrebovanijpoobespečeniûbezopasnostiatomnyhstancij
AT štejnbergna onovojversiiosnovnyhtrebovanijpoobespečeniûbezopasnostiatomnyhstancij
AT kopčinskijga pronovuversíûosnovnihvimogŝodozabezpečennâbezpekiatomnihstancíj
AT štejnbergna pronovuversíûosnovnihvimogŝodozabezpečennâbezpekiatomnihstancíj
AT kopčinskijga newrevisionofbasicsafetyrequirementsfornuclearpowerplants
AT štejnbergna newrevisionofbasicsafetyrequirementsfornuclearpowerplants
first_indexed 2025-11-27T11:22:44Z
last_indexed 2025-11-27T11:22:44Z
_version_ 1849942416328491008
fulltext 12 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 2(58).2013 А варии на Чернобыльской АЭС и японской АЭС «Фукусима-Даичи» нанесли серьезный удар по престижу ядерной энергетики, усилили сомне- ния общества в ее безопасности. Возросла насто- роженность инвесторов из-за опасения потерять значительные средства, вложенные в строительство атом- ных электростанций. Стало очевидным, что будущее ядер- ной энергетики зависит от ее возможностей предотвращать или смягчать последствия тяжелых аварий, определяющих потенциальную опасность АЭС [9]. И такие возможности существуют. Не вызывает сомнений, что свое временное выявление реальных угроз и реализация мер по их ней- трализации позволили бы избежать аварии на АЭС «Фуку- сима-Даичи» несмотря на экстремальные характеристики землетрясения и цунами [10, 11]. В связи с этим возникает задача закрепления в нор- мативных документах требований по расширению рас- сматриваемого в проекте АЭС спектра анализируемых исходных событий и аварийных ситуаций, особенно тех, которые приводят к множественным отказам по общей причине [2]. Первостепенное внимание должно уделяться тяжелым авариям, мерам по их предотвращению и огра- ничению радиологических последствий. Актуальность указанной задачи не вызывает сомне- ний. Однако не все специалисты видят необходимость корректировки нормативных требований. Их не смущает тот факт, что в настоящее время практически все страны, развивающие ядерную энергетику, а также МАГАТЭ [8], ведут активную работу по совершенствованию норматив- ных подходов к безопасности АЭС в свете уроков япон- ской аварии [4]. Вред такой позиции очевиден — она явно противоречит фундаментальному принципу культуры безопасности. В настоящее время Государственный научно-техни- ческий центр по ядерной и радиационной безопасности (ГНТЦ ЯРБ), по поручению Госатомрегулиро ва ния, раз- рабатывает новую версию «Основных требований по без- опасности атомных станций» (ОТБ-2013), которая призвана заменить ОПБ-2008 [3]. Авторы первой версии документа предложили ряд новаций, в большинстве которых учтены рекомендации Ассоциации органов ядерного регулирова- ния западноевропейских стран (WENRA). В частности, предлагается на третьем уровне глубокоэшелонированной защиты ввести два самостоятельных подуровня [2, 6]: • 3а — предотвращение тяжелых аварий при возникно- вении единичных отказов; • 3б — предотвращение тяжелых аварий при возникно- вении множественных отказов по общей причине, сохра- нение целостности защитных барьеров. Подуровень 3а соответствует уровню 3 глубокоэшело- нированной защиты, который регламентирован в ОПБ- 2008 [3]. Подуровень 3б формируется за счет направлен- ных на предотвращение тяжелых аварий и управление ними дополнительных технических средств и организаци- онных мер, к числу которых можно, в частности, отнести: •  дополнительные аварийные источники электроэнер- гии, в том числе мобильные; •  дополнительные аварийные источники водоснабже- ния, в том числе с использованием мобильной техники и естественных водоемов; • дополнительные аварийные системы отвода тепла от ядерного топлива пассивного типа; •  технические средства подавления пожаро- и взрыво- опасных газовых смесей; •  системы аварийного фильтруемого сброса газовой среды из-под герметичного ограждения; УДК 621.039(094) Г. А. Копчинский, Н. А. Штейнберг Государственный научно-технический центр по ядерной  и радиационной безопасности, г. Киев, Украина О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций Тяжелые аварии на АЭС нанесли серьезный удар по ядерной энер- гетике,  усилили  сомнения  общества  в  ее  безопасности.  Все  страны,  развивающие  ядерную  энергетику,  а  также  МАГАТЭ,  ведут  активную  работу  по  совершенствованию  нормативных  подходов  к  безопас- ности  АЭС  в  свете  уроков  аварии  на  АЭС  «Фукусима-Даичи».  Начата  эта работа и в Украине. Государственный научно-технический центр по  ядерной и радиационной безопасности разрабатывает новую версию  «Основных требований по безопасности атомных станций» (ОТБ-2013),  которая  призвана  заменить  ОПБ-2008.  Авторы  первой  версии  доку- мента  представляют  основные  новации,  которые  предложены  в  про- екте нормативного документа. К л ю ч е в ы е   с л о в а:  атомные  электрические  станции,  ядерная  безопасность, тяжелые аварии, нормативные требования. Г. О. Копчинський, М. О. Штейнберг Про нову версію основних вимог щодо забезпечення безпеки атомних станцій Важкі  аварії  на  АЕС  завдали  серйозного  удару  по  ядерній  енер- гетиці,  посилили  сумніви  суспільства  в  її  безпеці.  Всі  країни,  які  роз- вивають  ядерну  енергетику,  а  також  МАГАТЕ,  ведуть  активну  роботу  із вдосконалення нормативних підходів до безпеки АЕС у світлі уроків   аварії  на  АЕС  «Фукусіма-Даїчі».  Розпочато  цю  роботу  і  в  Україні.  Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки  роз робляє нову версію «Основних вимог щодо безпеки атомних стан- цій» (ОТБ-2013), що покликана замінити ОПБ-2008. Автори першої вер- сії документа представляють основні новації, які запропоновані в про- екті нормативного документа. К л ю ч о в і   с л о в а:  атомні  електричні  станції,  ядерна  безпека,  важкі аварії, нормативні вимоги. © Г. А. Копчинский, Н. А. Штейнберг, 2013 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 2(58).2013 13 О новой версии основных требований по обеспечению безопасности атомных станций • ловушки расплава ядерного топлива, оснащенные си- стемами отвода остаточного тепла. Набор указанных и, возможно, других дополнительных технических средств, в совокупности с системами, важ- ными для безопасности, и системами нормальной экс- плуатации должны стать проектной основой реализации глубокоэшелонированной защиты АЭС [2, 5]. В этом за- ключается первое принципиальное отличие предлагаемой версии ОТБ-2013 от действующих ОПБ-2008 [3]. Вторым принципиальным отличием является кон- кретизация детерминистического критерия безопасности АЭС: атомная электростанция удовлетворяет требова- ниям безопасности, если в случае тяжелой аварии выброс радиоактивных веществ не превышает предельного ава- рийного значения на границе санитарно-защитной зоны и не требуется эвакуация населения. При этом не исклю- чается применение других защитных мероприятий, преду- смотренных планами аварийного реагирования: йодная профилактика, укрытие людей и т. п. Но все эти меры должны носить скорее превентивный, чем обязательный характер [2]. Отметим, что новая формулировка критерия безопас- ности АЭС принята на основе рекомендаций международ- ных организаций, включая WENRA. Очевидно, что вве- дение такого критерия потребует уточнения нормативных подходов как к определению характеристик предельного аварийного выброса, так и к обоснованию размеров сани- тарно-защитной зоны и зоны наблюдения АЭС. Эта ра- бота должна быть выполнена совместно со специалистами санитарно-эпидемиологических органов. Следующее принципиальное новшество предлагае- мого варианта ОТБ-2013 состоит в однозначности фор- мулировки требования по обеспечению, как минимум, 72-часового запаса до начала плавления ядерного топлива за счет использования всех имеющихся на АЭС средств, в том числе дополнительных, предусмотренных проектом. Указанное требование крайне важно, поскольку при его выполнении исключаются быстрые аварийные процессы, последствия которых имеют, как правило, катастрофиче- ский характер. Оно также заимствовано из мировой прак- тики [2, 6]. Его появление в ОТБ-2013 не должно вызывать каких-либо сомнений. К числу принципиальных следует отнести требование учета изменения характеристик площадки АЭС в течение всего ее жизненного цикла. Необходимость этого требо- вания диктуется нарастающими экологическими про- блемами, сложностью предсказания природных событий экстремального характера. Очевидно, потребуются опре- деленные усилия для создания методологии прогнозиро- вания характеристик площадки АЭС, а также определения запасов, которыми следует руководствоваться при проек- тировании АЭС. Это задача, в первую очередь, для экс- плуатирующих организаций, поскольку именно они несут полную ответственность за безопасность АЭС. Может возникнуть вопрос: насколько реальна реали- зация предлагаемых новаций и не приведут ли они к по- тере экономической привлекательности АЭС? Что каса- ется возможности реализации требований, предлагаемых в ОТБ-2013, то она доказана международным опытом. Достаточно сослаться на российский проект «АЭС-2006». В нем успешно реализованы технические решения, о ко- торых шла речь выше. По имеющимся данным, допол- нительные затраты, связанные с внедрением этих реше- ний, не привели к потере экономических преимущества ядерной энергетики, но практически исключают риск тяжелых аварий с недопустимыми радиологическими по- следствиями и огромными затратами на их ликвидацию. А что же будет с действующими ядерными энергобло- ками, для которых проект ОТБ-2013 не предлагает веро- ятностных критериев их приемлемости? Требования ОТБ- 2013 должны в полном объеме выполняться в проектах новых АЭС. В то же время, эксплуатирующая организа- ция должна проанализировать соответствие действующих энергоблоков требованиям ОТБ-2013, разработать меры по смягчению выявленных дефицитов безопасности, гра- фики их реализации, представить соответствующие обо- снования в орган ядерного регулирования для принятия окончательного решения. Это признанный в мире подход, здесь никаких новаций нет [1]. По крайней мере, под- страивать требования безопасности под действующие или строящиеся энергоблоки, проекты которых разработаны на базе нормативных требований 30—40-летней давности, недопустимо. Часть новшеств, предложенных в проекте ОТБ-2013, носит терминологический характер. Их цель — сблизить терминологию отечественных нормативно-правовых актов с признанной в международной практике [7]. Например, понятие «ядерная безопасность» используется в смысле, зафиксированном в Конвенции по ядерной безопасности: это безопасность ядерной установки. Соответственно, тав- тологией является употребление словосочетания «ядерная и радиационная безопасность» там, где речь идет о радио- логических последствиях ядерных инцидентов. Особого внимания требует градация аварий, подле- жащих анализу в проекте АЭС. В соответствии с совре- менными подходами, в их число должны входить любые аварии, включая тяжелые. Трезвая оценка проблемы под- сказывает, что необходимо ограничить перечень анали- зируемых аварий достаточно вероятными исходными со- бытиями и тяжестью возможных последствий. Без такого ограничения ситуацию можно довести до абсурда. К со- жалению, конкретных данных для введения ограничиваю- щих критериев, кроме общетеоретических рассуждений, сегодня не существует. «Нормами радиационной безопас- ности Украины» (НРБУ-97/Д2000) [12] введен следующий критерий: событие, частота возникновения которого ниже 5⋅10-7 в год, может не приниматься во внимание. Согласно принятой международной практике, учитываются собы- тия с частотой возникновения более 10-7 в год на один энергоблок. Именно последний показатель используется в проекте ОТБ-2013. В проекте АЭС должны рассматриваться все достойные внимания аварии. При таком подходе деление на проект- ные и запроектные аварии теряет смысл. В проекте ОТБ- 2013 предлагается градация аварий на аварии без поврежде- ния ядерного топлива и аварии с повреждением ядерного топлива, включая тяжелые. Такая терминология рекомен- дуется WENRA [6], ассоциированным членом которой яв- ляется Госатомрегулирование Украины. Принципиально возможно деление аварий на нерадиационные и радиаци- онные, как это принято в национальных санитарно-эко- логических нормативных документах. Можно использо- вать и деление на аварии с постулированными отказами и аварии с множественными отказами. В любом случае, перечень аварий, рассматриваемых в проекте, должен быть обоснован эксплуатирующей организацией и одоб- рен регулирующим органом. Анализ аварий без поврежде- ния ядерного топлива (аналог используемых в настоящее 14 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 2(58).2013 Г. А. Копчинский, Н. А. Штейнберг время «проектных аварий») должен стать основой для про- ектирования систем безопасности, как это практически делается сегодня. Меняется только терминология. К важным следует отнести изменения, касающиеся роли и места эксплуатирующей организации. Один из осново- полагающих принципов ядерной безопасности — ответст- венность эксплуатирующей организации за безопасность АЭС, которая не может быть делегирована и не уменьша- ется деятельностью других организаций, включая постав- щиков и органы ядерного регулирования. Этот принцип подтвержден в проекте ОТБ-2013. В предыдущих редакци- ях нормативно-правовых документов, в том числе в ОПБ, вводилось понятие «администрация АС», описывались ее функции и ответственность. В какой-то степени это было понятно и обоснованно, когда в нашей стране отсутство- вало ядерное законодательство. Сегодня указанный выше принцип ответственности эксплуатирующей организации и ее функции четко закреплены в законах Украины. Как обеспечить выполнение своих функций, какая для этого необходима структура — решать эксплуатирующей орга- низации. Это ее право, которое защищено законами, по- этому нет необходимости и оснований расписывать детали организации деятельности эксплуатирующей организации в ОТБ. Наконец, в проекте ОТБ-2013 есть достаточно много изменений, которые не носят принципиального характера и направлены на устранение грамматических и логиче- ских неточностей. Безусловно, принятие новой версии ОТБ-2013 потре- бует существенной переработки ряда нормативных доку- ментов по безопасности ядерной энергетики. Такая работа ведется во всем мире. В частности, МАГАТЭ, в соответст- вии с Планом действий по ядерной безопасности, одобрен- ным Генеральной конференцией Агентства в 2011 году, интенсивно вносит коррективы в комплекс стандартов по ядерной безопасности, физической безопасности, безопас- ности обращения с радиоактивными отходами и т. д. Задача пересмотра системы нормативных документов по безопасности ядерных установок особенно актуальна для Украины, поскольку до сих пор мы фактически ис- пользуем нормативный базис, созданный (и достаточно хаотично) еще в СССР. Подходы, пути ее решения — пред- мет специальной статьи, которую подготавливают авторы. Здесь же отметим, что предложение изменить название «Общие положения безопасности атомных станций» на «Основные требования по безопасности атомных станций» вытекает из необходимости правильно назвать норматив- ный документ, имеющий высший приоритет в форми- ровании требований обеспечения безопасности ядерной энергетики. Это также вызвано желанием придерживаться признанного подхода к наименованию документов по без- опасности, используемого в серии публикаций МАГАТЭ. Список использованной литературы 1. Basic safety principles for nuclear power plants, 75-INSAG-3 rev.1, INSAG-12. A report by the International Nuclear Safety Advisory Group. — Vienna: IAEA, 1999. 2. Harmonization of Reactor Safety in WENRA Countries: Report by WENRA Reactor Harmonization Working Group — January 2006. 3. Общие положения безопасности атомных станций: НП 306.2.141. — 2008. — К., 2008. 4. Action Plan on Nuclear Safety, GOV/2011/59-GC(55)/14. — Vienna: IAEA, 2011. 5. Безопасность атомных электростанций: проектирование, № SSR-2/1. — Вена: МАГАТЭ, 2012. 6. Safety of new NPP Design. Study by WENRA Reactor Garmo- nization Working Group. — October 2012. 7. Safety Glossary. — Vienna: IAEA, 2007. 8. Long Term Structure of the IAEA Safety Standards and Cur- rent Status. — Vienna, March 2013. 9. Declaration by the IAEA Ministerial Conference on Nuclear Safety in Vienna on 20 June 2011, INFCIRC/821. 10. Final Summary Report. Extraordinary Meeting of the Contract- ing Parties to the Convention on Nuclear Safety, CNS/ExM/2012/04/ Rev.2, 2731. — Vienna, August 2012. 11. Chairperson summaries // The Fukushima Ministerial Confer- ence on Nuclear Safety, Fukushima Prefecture, Japan, 15−17 Decem- ber 2012. 12. Нормы радиационной безопасности Украины: НРБУ-97/ Д2000. — К., 2000. Получено26.03.2013.