Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины
Анализ и оценка нормативной базы на предмет ее полноты и достаточности, учета рекомендаций МАГАТЭ, национального и международного опыта и практики выполняются в Украине на постоянной основе. Результаты анализа учитываются при пересмотре или разработке новых нормативных документов. В данной работе...
Збережено в:
| Дата: | 2013 |
|---|---|
| Автори: | , , , , , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України
2013
|
| Назва видання: | Ядерна та радіаційна безпека |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97472 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины / А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д.И. Рыжов, В.Б. Крицкий, С.В. Романов, А.М. Колупаев // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 3. — С. 3-9. — Бібліогр.: 28 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-97472 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-974722025-02-09T15:01:23Z Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины Рекомендації щодо удосконалення національної нормативної бази в частині продовження строку експлуатації та управління старінням енергоблоків АЕС України Recommendations for Improvement of National Regulations on Long-Term Operation and Ageing Management of Ukrainian NPPs Шугайло, А-й П. Шугайло, А-р П. Рыжов, Д.И. Крицкий, В.Б. Романов, С.В. Колупаев, А.М. Анализ и оценка нормативной базы на предмет ее полноты и достаточности, учета рекомендаций МАГАТЭ, национального и международного опыта и практики выполняются в Украине на постоянной основе. Результаты анализа учитываются при пересмотре или разработке новых нормативных документов. В данной работе представлены обобщенные результаты анализа состояния нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины, а также сформулированы отдельные рекомендации о путях ее доработки. Аналіз і оцінка нормативної бази на предмет її повноти та достатності, врахування рекомендацій МАГАТЕ, національного та міжнародного досвіду і практики виконуються в Україні на постійній основі. Результати аналізу враховуються в процесі перегляду або розробки нових нормативних документів. У цій роботі представлено узагальнені результати аналізу стану нормативної бази в частині продовження строку експлуатації та управління старінням енергоблоків АЕС України, а також сформульовано окремі рекомендації щодо її доопрацювання. Review and analysis of the Ukrainian regulatory framework for its completeness and adequacy, as well as for consideration of IAEA recommendations, national and international experience and practices, are underway on a permanent basis. The results of this analysis are taken into account during revision of existing documents or development of new ones. This paper summarizes analysis of the Ukrainian regulatory documents in terms of long-term operation and ageing management and sets forth recommendations for their improvement. 2013 Article Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины / А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д.И. Рыжов, В.Б. Крицкий, С.В. Романов, А.М. Колупаев // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 3. — С. 3-9. — Бібліогр.: 28 назв. — рос. 2073-6231 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97472 621.039.58 ru Ядерна та радіаційна безпека application/pdf Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| description |
Анализ и оценка нормативной базы на предмет ее полноты и достаточности, учета
рекомендаций МАГАТЭ, национального и международного опыта и практики выполняются
в Украине на постоянной основе. Результаты анализа учитываются при пересмотре или
разработке новых нормативных документов. В данной работе представлены обобщенные
результаты анализа состояния нормативной базы в части продления срока эксплуатации
и управления старением энергоблоков АЭС Украины, а также сформулированы отдельные
рекомендации о путях ее доработки. |
| format |
Article |
| author |
Шугайло, А-й П. Шугайло, А-р П. Рыжов, Д.И. Крицкий, В.Б. Романов, С.В. Колупаев, А.М. |
| spellingShingle |
Шугайло, А-й П. Шугайло, А-р П. Рыжов, Д.И. Крицкий, В.Б. Романов, С.В. Колупаев, А.М. Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины Ядерна та радіаційна безпека |
| author_facet |
Шугайло, А-й П. Шугайло, А-р П. Рыжов, Д.И. Крицкий, В.Б. Романов, С.В. Колупаев, А.М. |
| author_sort |
Шугайло, А-й П. |
| title |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины |
| title_short |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины |
| title_full |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины |
| title_fullStr |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины |
| title_full_unstemmed |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины |
| title_sort |
рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков аэс украины |
| publisher |
Державне підприємство "Державний науково-технічний центр з ядерної та радіаційної безпеки" Держатомрегулювання України та НАН України |
| publishDate |
2013 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/97472 |
| citation_txt |
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков АЭС Украины / А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д.И. Рыжов, В.Б. Крицкий, С.В. Романов, А.М. Колупаев // Ядерна та радіаційна безпека. — 2013. — № 3. — С. 3-9. — Бібліогр.: 28 назв. — рос. |
| series |
Ядерна та радіаційна безпека |
| work_keys_str_mv |
AT šugajloajp rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT šugajloarp rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT ryžovdi rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT krickijvb rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT romanovsv rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT kolupaevam rekomendaciiposoveršenstvovaniûnacionalʹnojnormativnojbazyvčastiprodleniâsrokaékspluataciiiupravleniâstarenieménergoblokovaésukrainy AT šugajloajp rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT šugajloarp rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT ryžovdi rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT krickijvb rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT romanovsv rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT kolupaevam rekomendacííŝodoudoskonalennânacíonalʹnoínormativnoíbazivčastiníprodovžennâstrokuekspluatacíítaupravlínnâstarínnâmenergoblokívaesukraíni AT šugajloajp recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps AT šugajloarp recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps AT ryžovdi recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps AT krickijvb recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps AT romanovsv recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps AT kolupaevam recommendationsforimprovementofnationalregulationsonlongtermoperationandageingmanagementofukrainiannpps |
| first_indexed |
2025-11-27T04:13:11Z |
| last_indexed |
2025-11-27T04:13:11Z |
| _version_ |
1849915393536163840 |
| fulltext |
ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013 3
УДК 621.039.58
А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д. И. Рыжов,
В. Б. Крицкий, С. В. Романов, А. М. Колупаев
Государственный научно-технический центр
по ядерной и радиационной безопасности, г. Киев, Украина
Рекомендации
по совершенствованию
национальной
нормативной базы
в части продления
срока эксплуатации
и управления старением
энергоблоков АЭС Украины
Анализ и оценка нормативной базы на предмет ее полноты и до-
статочности, учета рекомендаций МАГАТЭ, национального и между-
народного опыта и практики выполняются в Украине на постоянной
основе. Результаты анализа учитываются при пересмотре или разра-
ботке новых нормативных документов. В данной работе представлены
обобщенные результаты анализа состояния нормативной базы в части
продления срока эксплуатации и управления старением энергоблоков
АЭС Украины, а также сформулированы отдельные рекомендации о пу-
тях ее доработки.
К л ю ч е в ы е с л о в а: АЭС, продление срока эксплуатации, управ-
ление старением, оценка технического состояния.
О-й П. Шугайло, О-р П. Шугайло, Д. І. Рижов, В. Б. Крицький,
С. В. Романов, А. М. Колупаєв
Рекомендації щодо удосконалення національної норма
тивної бази в частині продовження строку експлуатації
та управління старінням енергоблоків АЕС України
Аналіз і оцінка нормативної бази на предмет її повноти та достат-
ності, врахування рекомендацій МАГАТЕ, національного та міжна-
родного досвіду і практики виконуються в Україні на постійній основі.
Результати аналізу враховуються в процесі перегляду або розробки но-
вих нормативних документів. У цій роботі представлено узагальнені ре-
зультати аналізу стану нормативної бази в частині продовження строку
експлуатації та управління старінням енергоблоків АЕС України, а також
сформульовано окремі рекомендації щодо її доопрацювання.
К л ю ч о в і с л о в а: АЕС, продовження строку експлуатації, управ-
ління старінням, оцінка технічного стану.
© А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д. И. Рыжов, В. Б. Крицкий,
С. В. Романов, А. М. Колупаев, 2013
О
бобщенный анализ нормативной документации
по организации работ, касающихся оценки тех-
нического состояния (ОТС) и продления срока
эксплуатации (ПСЭ), а также управления ста-
рением энергоблоков АЭС, с формированием
рекомендаций о путях ее доработки, выполнен ГНТЦ ЯРБ
на основании поручения Координационного совета по под-
готовке серийных энергоблоков ВВЭР-1000 с реакторной
установкой В-320 к продлению эксплуатации в сверхпро-
ектный период [1].
Основой для проведения данного анализа и формиро-
вания рекомендаций по усовершенствованию нормативной
базы является накопленный ГНТЦ ЯРБ опыт выполнения
государственных экспертиз представленных эксплуати-
рующей организацией документов обоснований ядерной
и радиационной безопасности, направленных на продле-
ние срока эксплуатации и управление старением сооруже-
ний, систем и компонентов АЭС.
При проведении анализа и формировании рекоменда-
ций учтены документы МАГАТЭ в части аспектов продле-
ния срока эксплуатации и управления старением, а также
рекомендации европейских экспертов по улучшению нор-
мативной базы Украины, полученные в рамках реализа-
ции международных проектов, ориентированных на ока-
зание поддержки Госатомрегулированию Украины.
В рамках данной работы выполнены:
анализ существующей в Украине нормативной базы,
устанавливающей требования к оценке технического со-
стояния (ОТС), продлению срока эксплуатации (ПСЭ)
и управлению старением сооружений, систем и компонен-
тов АЭС;
анализ действующих типовых программ на предмет
полноты рассматриваемых в них элементов;
анализ полноты и достаточности требований типовых
программ по ОТС и ПСЭ с учетом опыта выполненных
экспертиз;
разработка рекомендаций по усовершенствованию до-
кументации эксплуатирующей организации (ЭО) по ОТС
и ПСЭ элементов энергоблока АЭС.
Ниже приведены основные результаты выполненного
анализа, более подробное описание работ представлено
в отчете ГНТЦ ЯРБ [2].
1 Общее описание структуры
нормативных документов
Одним из основных принципов нормативно-правово-
го регулирования в Украине является системно-иерархи-
ческий подход при разработке и пересмотре нормативных
документов. На практике этот принцип реализуется по-
строением иерархической пирамиды нормативных доку-
ментов по ЯРБ, которая включает в себя документы не-
скольких уровней.
На сегодняшний день существующая в Украине иерар-
хическая пирамида нормативно-правовых актов в сфере
ядерной и радиационной безопасности (далее — иерархи-
ческая пирамида) является результатом применения жест-
кого регламентирующего подхода, принятого в бывшем
СССР, в некоторых аспектах откорректированного запад-
ными подходами к нормативному регулированию.
Концепция нормативного регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности в СССР предусматривала разра-
ботку нормативно-правовых актов, содержащих очень де-
тальные технические требования и критерии. Преимущество
такого подхода заключается в четкости и однозначности,
4 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013
А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д. И. Рыжов, В. Б. Крицкий, С. В. Романов, А. М. Колупаев
но избыточная детализация на уровне норм, правил
и стандартов приводит к росту общего количества таких
нормативно-правовых актов и объему информации, пред-
ставленному в них, что усложняет процесс нормативного
регулирования. Кроме того, слишком детализированные
технические требования вызывают необходимость частого
пересмотра соответствующих нормативно-правовых ак-
тов (или оформления отдельных изменений и отступлений
от них) в случае изменения технологий, что очень харак-
терно для нормативных актов, регулирующих безопасность
ядерных установок.
Существующая в настоящее время в Украине иерар-
хическая пирамида нормативных документов для объекта
регулирования «Регулирование безопасности ядерных
установок на всех этапах жизненного цикла» схематически
изображена на рис. 1.
Рис. 1. Иерархическая пирамида
законодательно-правовой базы по ЯРБ
При проведении анализа документации по организа-
ции работ по ПСЭ, ОТС и управлению старением (УС)
внимание сосредоточено на документах, принадлежащих
уровням III и IV иерархической пирамиды.
2 Результаты анализа существующей
в Украине нормативной базы,
устанавливающей требования к ОтС,
ПСЭ и управлению старением сооружений,
систем и компонентов АЭС
Отметим, что анализ и оценка существующей норма-
тивной базы по ПСЭ, ОТС и УС на предмет ее полноты
и достаточности, а также степени учета рекомендаций
МАГАТЭ, существующего международного опыта и прак-
тики выполняется на постоянной основе.
Один из таких анализов выполнялся в рамках между-
народного проекта «TACIS U3.01/06 (UK/TS/38). Надання
підтримки Державному комітету ядерного регулювання
України в оцінці впровадження заходів з підвищення без-
пеки та програм управління старінням на блоках АЕС» [3]
(Задача 1). Результаты данного анализа отражены в отче-
те [4], разработанном RISKAUDIT International IRSN/GRS
совместно с ГНТЦ ЯРБ.
В рамках международного проекта TACIS U3.01/06
(UK/TS/38) [3] проанализированы следующие норма-
тивные документы: НП 306.2.141 [5]; НП 306.2.099 [6];
ПНАЭ Г-7-008 [7]; СОУ-Н ЯЕК 1.0004 [8]; ПМ-Д.0.08.222-06
(далее — Типовая ПУС) [9].
Общий вывод, сделанный экспертами RISKAUDIT
в рамках анализа, выполненного по проекту TACIS
U3.01/06 (UK/TS/38) [3], свидетельствует о следующем:
«Существующие в Украине нормативно-правовые акты
и регулирующие требования, регламентирующие вопро-
сы и условия продления срока эксплуатации энергоблоков
АЭС, в целом являются достаточными для целей продле-
ния эксплуатации. Эти требования разработаны с учетом
рекомендаций МАГАТЭ, учитывают современный между-
народный опыт и практику в аспектах долгосрочной экс-
плуатации и управления старением сооружений, систем
и элементов, однако их усовершенствование и дальнейшее
развитие должно продолжаться…» в частности с учетом ре-
комендаций МАГАТЭ, а также лучшего мирового опыта
и практики.
Основные рекомендации экспертов RISKAUDIT, сфор-
мированные по результатам анализа (детальные коммента-
рии и рекомендации представлены в [4]):
1. Пересмотреть цели и объем Отчета по периодической
переоценке безопасности (регламентируется НП 306.2.099
и СОУ-Н ЯЕК 1.004:2007) для того, чтобы четко обозна-
чить роль программ контроля металла и технического об-
служивания и ремонта (как штатных, так и дополнитель-
ных) при продлении срока эксплуатации.
2. Конкретизировать общую часть НП 306.2.099
в ключе изложения общей концепции, целей безопасности
и взаимосвязи между ключевыми элементами процесса
долгосрочной эксплуатации (ДСЭ).
Общая концепция, в частности, должна включать сле-
дующие аспекты:
демонстрацию того, что влияние старения сооружений,
систем и компонентов (ССК) на общий риск и безопас-
ность АЭС приемлемо и будет оставаться в приемлемых
пределах до конца срока продленной эксплуатации;
важность изучения и анализа процессов старения (де-
градация, которая зависит от времени) при проведении
оценки безопасности;
определение задач каждого этапа ДСЭ с точки зрения
безопасности;
взаимосвязь между элементами, которые входят в ДСЭ
(оценка технического состояния, управление старением,
периодические проверки и испытания, эксплуатационный
контроль, техническое обслуживание и ремонт, квалифи-
кация оборудования и др.).
3. Дополнить НП 306.2.099, СОУ-Н ЯЕК 1.004
и Пм-д.0.08.222–06 требованиями относительно выпол-
нения ограниченного временем анализа старения (TLAA —
Time Limited Ageing Analysis); продемонстрировать нали-
чие достаточного запаса прочности и обосновать, что этот
запас не будет исчерпан за период ДСЭ.
4. Дополнить НП 306.2.099 и СОУ-Н ЯЕК 1.004 требо-
ваниями по определению «критических элементов» и ме-
тодологии их выбора, чтобы установить связи «механизм
старения — тип отказа — эффективность программы
контроля — влияние на элемент/производительность си-
стемы — влияние на общую безопасность энергоблока».
ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013 5
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации
3 Анализ действующих типовых
программ на предмет полноты
рассматриваемых в них элементов
Результаты анализа, изложенные в Отчете ГНТЦ
ЯРБ [2], в части оценки достаточности существующих ти-
повых программ на предмет полноты охвата оборудования,
трубопроводов, зданий и сооружений свидетельствуют
о том, что не все элементы охвачены типовыми програм-
мами ОТС и ПСЭ; в частности, отсутствуют и должны
быть разработаны типовые программы для таких элемен-
тов (однако не ограничиваясь ими, поскольку в данном
случае указаны лишь примеры), как:
реактор ВВЭР-1000 (корпус, верхний блок, ВКУ и опор-
ные элементы реактора);
главный циркуляционный насос (тепломеханическая
и электрическая части);
компенсатор давления;
кран полярный кругового действия с опорными кон-
струкциями и подкрановой балкой и др.
4 Анализ полноты и достаточности
требований типовых программ по ОтС и ПСЭ
(критических и некритических элементов)
с учетом опыта выполненных экспертиз
В данном разделе на предмет полноты и достаточно-
сти требований проанализированы типовые программы
[9—18]. Эти типовые программы могут быть условно раз-
делены на две категории:
тепломеханическое оборудование и трубопроводы;
строительные конструкции, здания и сооружения.
При выполнении анализа и оценки типовых программ
ОТС и ПСЭ внимание было сосредоточено на основных
недостатках и проблемных аспектах. Проанализированные
типовые программы не являются полным набором сущест-
вующих документов, однако общая картина и общие недо-
статки очевидны даже в случае выборочного рассмотрения.
Результаты анализа Типовой ПУС [9]. Типовая ПУС яв-
ляется основополагающим документом эксплуатирующей
организации и устанавливает общие требования к органи-
зации и порядку проведения работ по управлению старе-
нием элементов на энергоблоках АЭС, а также определяет
объем и последовательность работ по продлению срока
эксплуатации. К основным недостаткам Типовой ПУС
можно отнести именно то, что она объединяет, но практи-
чески не разграничивает эти аспекты.
Безусловно, вопросы управления старением и продле-
ния сроки эксплуатации тесно связаны между собой. С од-
ной стороны, управление старением, согласно положениям
NS-G-2.12 [19], должно быть организовано как системати-
ческий процесс, реализуемый на протяжении всего срока
эксплуатации. Процесс управления старением должен быть
органично взаимосвязан с программами технического об-
служивания и ремонта, эксплуатационными процедурами,
квалификацией оборудования и другой деятельностью,
которая позволяет обнаружить, понять, проконтролиро-
вать и смягчить эффекты старения в элементах. С дру-
гой стороны, согласно положениям SRS 57 [20], в рамках
ПСЭ (далее процесс продления срока эксплуатации будет
обозначаться как долгосрочная эксплуатация — ДСЭ) вы-
полняются оценка текущего физического состояния АЭС,
определение деградационных эффектов старения, анализ
и оценка текущих станционных программ управления
старением и разработка новых (при необходимости) и др.
Другими словами, долгосрочная эксплуатация должна
основываться на результатах уже реализуемого процесса
управления старением, и это также свидетельствует о том,
что вопросы управления старением и долгосрочной экс-
плуатации должны быть четко разграничены и отражены
в отдельных документах.
В обоих случаях необходимо разработать перечень эле-
ментов, подлежащих управлению старением и долгосроч-
ной эксплуатации. Анализ документов МАГАТЭ NS-G-
2.12 [19] и SRS 57 [20] свидетельствует, что такой перечень
фактически является единым как для управления старе-
нием, так и для долгосрочной эксплуатации, хотя содер-
жит ряд непринципиальных отличий. Выбор элементов
для их включения в перечень должен основываться на оп-
ределенных критериях. В Типовой ПУС критерии выбора
элементов для их включения в перечень четко не обозна-
чены. ГП НАЭК «Энергоатом» для уточнения подходов
к формированию перечня разработана «Методика отбора
элементов энергоблока АЭС для включения в программу
управления старением. МТ-Т.0.03.303–12» [21], которая
в настоящее время дорабатывается по результатам годич-
ной апробации для уточнения критериев отбора элементов
в перечень «критических элементов».
При пересмотре Типовой ПУС целесообразным пред-
ставляется также уточнить (ввести) определения отдельных
терминов и понятий, например таких широко используе-
мых в МАГАТЭ, как долгосрочная эксплуатация (Long
Term Operation), ограниченный временем анализ старения
(так называемый Time limited Ageing Analysis — TLAA) и др.
В этом ключе, с целью гармонизации терминов и оп-
ределений, согласно документам МАГАТЭ SRS 57 [20]
и IAEA-EBP-SALTO [22], на замену понятиям «эксплуата-
ция в сверхпроектный срок», «продление срока эксплуата-
ции» может быть введено понятие «долгосрочная эксплуа-
тация» 1.
Необходимо также остановиться и на понятии «огра-
ниченный временем анализ старения» (TLAA), который
широко применятся за рубежом (в Европе и США) при
обосновании возможности долгосрочной эксплуатации
и фактически является набором прочностных расчетов
(анализов/обоснований). С учетом изложенного можно
предложить следующее определение TLAA: «Ограниченный
временем анализ старения — расчеты на прочность (ана-
лиз и/или обоснование безопасности), подтверждающие, что
конструкция, компонент способны выполнить свои функции
в течение всего периода долгосрочной эксплуатации с учетом
текущего и прогнозного проявления эффектов старения».
В общем виде TLAA — это комплекс аналитических
работ, проведенных с учетом особенностей энергоблока
и исходя из четко определенного отрезка времени — пе-
риода эксплуатации энергоблока или проектного срока
службы. Примерами TLAA можно считать те расчеты
и аналитические работы, которые:
рассматривают сооружения, системы и компоненты,
запланированные к долгосрочной эксплуатации;
1 Долгосрочная эксплуатация — эксплуатация в период, превышаю-
щий срок, установленный в проекте, стандартах, лицензии и/или в нормах
и правилах. Возможность долгосрочной эксплуатации должна быть про-
демонстрирована в рамках переоценки безопасности с учетом процессов,
влияющих на срок эксплуатации, и с учетом особенностей сооружений, си-
стем и элементов. Определение взято из документов МАГАТЭ SRS 57 [20]
и IAEA-EBP-SALTO [22].
6 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013
А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д. И. Рыжов, В. Б. Крицкий, С. В. Романов, А. М. Колупаев
учитывают эффекты старения;
опираются на временные ограничения, приписанные
текущим сроком эксплуатации;
признаны эксплуатирующей организацией действен-
ными для проведения анализа безопасности согласно тре-
бованиям регулирующего органа;
содержат выводы (или служат основой для самосто-
ятельных выводов) относительно способности системы,
конструкции или компонента выполнять предусмотрен-
ные функции на протяжении запланированного периода
ДСЭ;
содержатся (в частности в виде ссылок) в действующих
условиях лицензии.
Проведенные анализы TLAA должны подтвер-
дить достоверность не менее одного из указанных ниже
утверждений:
результаты оценки остаются действительными на про-
тяжении всего периода ДСЭ;
оценка проводится для состояния компонентов на мо-
мент окончания срока ДСЭ;
управление эффектами старения, которые влияют на
выполнение предусмотренных функций, будет адекват-
ным на протяжении всего срока ДСЭ.
В некоторых случаях (в зависимости от степени влия-
ния компонента на безопасность) может возникнуть не-
обходимость в повторном анализе процессов старения
в полном объеме и установлении (уточнении в случае не-
обходимости) границы безопасной эксплуатации.
Неточности в определении свойств материалов конст-
рукций, компонентов и систем в рамках программы ДСЭ
являются основной проблемой при подтверждении резуль-
татов TLAA.
Примеры наиболее распространенных TLAA:
радиационное охрупчивание материала корпуса реактора;
усталость металла (циклическая прочность);
анализ механики разрушения;
термическое старение;
потеря материала (утонение стенок трубопроводов
вследствие эрозионного и коррозионного износа) и др.
Одним из важнейших аспектов, на который необхо-
димо обратить внимание при пересмотре Типовой ПУС,
является установление требований к обязательной разра-
ботке программ управления старением для так называ-
емых критических элементов. Об эффективности такого
подхода свидетельствует опыт США, частично описан-
ный в отчете ГНТЦ ЯРБ [23] и отраженный в документах
GALL2.
Результаты анализа типовых программ, регламентирую-
щих процедуру оценки технического состояния и продления
сроков эксплуатации тепломеханического оборудования
и трубопроводов. Существующие в настоящее время ти-
повые программы [10—16], регламентирующие проце-
дуру оценки технического состояния и продления срока
эксплуатации тепломеханического оборудования и тру-
бопроводов, не в полной мере учитывают накопленный
опыт эксплуатации в части работ по оценке техниче-
ского состояния и продления срока эксплуатации те-
пломеханического оборудования и трубопроводов атом-
ных электростанций (например, на энергоблоках №№ 1
и 2 Ривненской АЭС, №№ 1 и 2 Южно-Украинской
АЭС, №№ 1 и 2 Запорожской АЭС), а также замечания
2 Generic Aging Lesson Learned — Отчет по обобщению накопленных
уроков старения.
государственных экспертиз ЯРБ к соответствующим ма-
териалам обоснования ПСЭ и рабочим программам ОТС
и ПСЭ, в частности к подобным программам, разрабо-
танным для ОТС и ПСЭ элементов энергоблоков №№ 1
и 2 Запорожской АЭС.
К недостаткам, присущим всем типовым програм-
мам, в части отсутствия учета опыта эксплуатации можно,
прежде всего, отнести следующие:
1) недостаточность номенклатуры параметров техни-
ческого состояния; в частности отсутствуют такие па-
раметры, как количество циклов нагружения при нор-
мальной эксплуатации (НЭ), нарушении нормальной
эксплуатации (ННЭ), аварийной ситуации (АС) (текущее
и прогнозное), накопленное усталостное повреждение (те-
кущее и прогнозное);
2) отсутствие рекомендаций по прогнозированию изме-
нения параметров технического состояния трубопроводов
и критериям оценки параметров технического состояния;
3) отсутствие требований о необходимости установ-
ления и учета отступлений при изготовлении, монтаже,
входном контроле, а также отступлений проектов ГЦТ
и ГЗЗ от требований действующих в Украине норматив-
ных документов.
В типовые программы должны быть включены четкие
и однозначные требования относительно того, что при вы-
полнении расчетов на прочность должны быть учтены вы-
явленные отклонения;
4) недостаточность номенклатуры расчетов (напри-
мер, в Типовой программе ПМ-Т.0.08.159–05 оценки тех-
нического состояния и переназначения ресурса/срока
службы главных циркуляционных трубопроводов и глав-
ных запорных задвижек ядерных установок ВВЭР [11] от-
сутствует указание о взаимосвязи прочностных и тепло-
гидравлических расчетов; данный аспект должен быть
учтен при ее пересмотре).
Оценка ресурса безопасной эксплуатации трубопрово-
дов ГЦК должна включать проведение всех необходимых
теплогидравлических расчетов и расчетов на прочность.
Целью теплогидравлических расчетов является получе-
ние граничных условий для прочностных расчетов эле-
ментов трубопроводов, необходимых для оценки срока
безопасной эксплуатации их элементов в части анализа
циклической прочности. При проведении расчетов на
прочность элементов трубопроводов должны учитывать-
ся результаты анализа технической документации, в том
числе установленные отклонения от проекта при их из-
готовлении, монтаже и входном контроле. Применение
моделей, использованных в расчетах, должно быть де-
тально обосновано с точки зрения их корректности, при-
емлемости и достоверности полученных результатов при
решении поставленных задач с приемлемой погрешно-
стью и др.
Результаты анализа типовых программ, регламентирую-
щих процедуру оценки технического состояния и продления
сроков эксплуатации строительных конструкций, зданий
и сооружений. Типовые программы, регламентирующие
процедуру ОТС и ПСЭ строительных конструкций, зда-
ний и сооружений, в частности [16—18], также требуют пе-
ресмотра с учетом аспектов, выявленных при рассмотре-
нии и анализе материалов обоснований продления срока
эксплуатации зданий и сооружений.
К таким аспектам могут быть отнесены:
1) актуализация данных, в частности с учетом поло-
жений нормативных документов в области строительных
ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013 7
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации
норм и правил, которые введены в действие в течение по-
следнего времени, например:
2) установление более детализированных и конкретных
требований к расчетным моделям конструкций и к слу-
чаям, в которых необходимо проведение поверочного рас-
чета на прочность и несущую способность;
3) внесение требований о необходимости примене-
ния программных средств в соответствии с положениями
«СТП 0.41.076-2008. Анализ и оценка безопасности. Поря-
док использования расчетных кодов для обоснования без-
опасности ядерных энергетических установок. Мето ди че-
ские указания» [24] и др.
«Типовая программа оценки технического состояния
и переназначения ресурса/срока службы системы герме-
тичного ограждения локализующих систем безопасности
ВВЭР-1000: ПМ-Т.0.41.181–08» [18] перестала действовать
с января 2013 г. и подлежит пересмотру. Типовую про-
грамму [18] целесообразно рассматривать и пересматривать
совместно с «Методикой определения текущего состояния
систем герметичного ограждения локализующих систем без-
опасности энергоблоков ВВЭР-1000 АЭС Украины и оценки
остаточного срока их эксплуатации: МТ-Т.0.03.171–05» [26],
поскольку описанные ниже недостатки одинаково справед-
ливы для обоих указанных выше документов. При пере-
смотре Методики [26] и Типовой программы [18] в их со-
став необходимо включить следующую информацию:
1) по объемам и зонам проведения контроля техниче-
ского состояния конструкций и элементов системы герме-
тичного соединения локализующих систем безопасности
(СГО ЛСБ) (в частности отсутствуют графические схемы),
а также требованиям к проведению оценки технического
состояния недоступных для обследования конструкций
и элементов СГО ЛСБ;
2) перечню (уточненному) для групп элементов ЛСБ
всех возможных и существенных (которые должны прини-
маться к рассмотрению и анализу) механизмов деградации
(проявления старения) с указаниями об их возможном или
выявленном месторасположении;
3) перечню параметров технического состояния для
каждой группы элементов ЛСБ СГО;
4) разделению для групп элементов ЛСБ СГО парамет-
ров технического состояния на обязательные и рекомендо-
ванные для контроля и анализа;
5) требованиям к расчетным моделям для выполнения
механико-прочностных расчетов элементов ЛСБ СГО и др.
В Методике [26] и Типовой программе ОТС ЛСБ СГО
[18] в составе требований к расчетам напряженно-деформи-
рованного состояния (НДС) не отражены и должны быть
изложены требования Госатом регулирования Украины
в отношении учета при разработке расчетных моделей за-
щитной оболочки (ЗО):
фактических потерь 100—150 тс усилий натяжения ар-
матурных канатах (АК) на анкере;
реальных траекторий каналобразователей;
реального (или консервативно принятого) значения коэф-
фициента трения между армоканатом и каналообразователем.
Отановимся на некоторых общих вопросах, характер-
ных для большинства рассмотренных типовых программ.
К одному из таких вопросов относится контроль механи-
ческих свойств металла по твердости (КМСТ), который
в качестве дополнительного контроля применяется, как
правило, в работах по оценке технического состояния при
ПСЭ. Измерение твердости служит для косвенной оценки
прочностных характеристик металла и выявления элемен-
тов оборудования или отдельных его участков с явно вы-
раженным отклонением прочностных характеристик от
стандартных значений.
Механические характеристики металла по результатам
измерения твердости определяются по эмпирическим фор-
мулам, приведенным в документах РФ[27, 28].
РД ЭО 0027–94 [27] входит в перечень разрешенных для
использования в Украине эксплуатирующей организацией
документов, однако на текущий момент является доста-
точно устаревшим. В России этот документ уже заменен на
РД ЭО 0027–2005 [28] (в последнем, в частности, уточнены
формулы для пересчета механических характеристик, до-
бавлен раздел оценки погрешности), но не входит в число
документов, официально разрешенных для применения
в Украине.
Таким образом, на сегодняшний день в Украине отсут-
ствует национальный документ, разработанный с учетом
развития науки и техники и регламентирующий вопросы
определения механических характеристик металла по ре-
зультатам измерения твердости.
5 Разработка рекомендаций
по совершенствованию
нормативной документации по ОтС,
ДСЭ и управлению старением
элементов энергоблока АЭС
На основании выполненного анализа сформирован ряд
рекомендаций по усовершенствованию нормативной доку-
ментации, в частности:
1. При пересмотре регулирующих требований необхо-
димо:
пересмотреть цели и объем Отчета по периодиче-
ской переоценке безопасности (НП 306.2.099–2004
и СОУ-Н ЯЕК 1.004:2007) для того, чтобы четко обозна-
чить роль программ контроля металла, технического об-
служивания и ремонта (как штатных, так и дополнитель-
ных) при продлении срока эксплуатации;
Не действующий Нд действующий Нд
СНиП II-7-81*.
Строительство
в сейсмических
районах
ДБН В.1.1-12:2006.
Будівництво в сейсмічних районах
України
СНиП 2.01.07-85.
Нагрузки
и воздействия
ДБН В.1.2-2:2006.
Система забезпечення надійності
та безпеки будівельних об’єктів.
Навантаження і впливи.
Норми проектування
СНиП 2.03.01-84*.
Бетонные
и железобетонные
конструкции
ДБН В.2.6-98:2009.
Конструкції будинків і споруд.
Бетонні та залізобетонні конструкції.
Основні положення
СНиП II-23-81*.
Стальные
конструкции
ДБН В.2.6-163:2010.
Конструкції будинків і споруд.
Сталеві конструкції.
Норми проектування,
виготовлення і монтажу
8 ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013
А-й П. Шугайло, А-р П. Шугайло, Д. И. Рыжов, В. Б. Крицкий, С. В. Романов, А. М. Колупаев
конкретизировать общую часть НП 306.2.099–2004
относительно определения и изложения общей концепции,
целей безопасности и взаимосвязи между ключевыми эле-
ментами процесса ДСЭ;
дополнить НП 306.2.099–2004, СОУ-Н ЯЕК 1.004:2007
и ПМ-Д.0.08.222–06 требованиями относительно выпол-
нения ограниченного временем анализа старения (TLAA).
2. Результаты анализа достаточности существующих
типовых программ на предмет полноты охвата оборудо-
вания, трубопроводов, зданий и сооружений на примере
критических элементов свидетельствуют о том, что не все
элементы охвачены типовыми программами ОТС и ПСЭ,
например отсутствуют типовые программы для реактора
ВВЭР-1000 (корпус, верхний блок, ВКУ и опорные эле-
менты реактора), ГЦН, компенсатора давления, крана по-
лярного кругового действия.
3. При пересмотре типовых программ ОТС и ПСЭ не-
обходимо учесть следующие основные аспекты:
3.1 Для Типовой ПУС:
- разделение Типовой ПУС на два отдельных доку-
мента — требования к управлению старением, требования
к про цессу долгосрочной эксплуатации;
- завершение разработки методики выбора элементов
для включения в программу управления старением и под-
лежащих долгосрочной эксплуатации.
3.2 Для типовых программ ОТС и ПСЭ тепломеханиче-
ского оборудования и трубопроводов:
- расширение номенклатуры случаев, в которых должен
быть выполнен поверочный расчет на прочность (при уста-
новлении новых требований к исходным сейсмиче ским
данным);
- добавление рекомендаций по прогнозированию из-
менения параметров технического состояния трубопро-
водов и критериям оценки параметров технического
состояния;
- использование комплексного подхода к расчетному
обоснованию, в частности обеспечение взаимосвязи проч-
ностных и теплогидравлических расчетов;
- добавление требований о необходимости установления
и учета отступлений при изготовлении, монтаже, входном
контроле, а также отступлений проектов оборудования
и трубопроводов от требований действующих в Украи не
нормативных документов.
3.3 Типовые программы ОТС и ПСЭ зданий и соору-
жений при их пересмотре необходимо дополнить:
- требованиями по учету при разработке расчетных мо-
делей ЗО таких аспектов, как фактические потери 100–
150 тс усилий натяжения АК на анкере; реальные траекто-
рии каналобразователей и др.;
- определением случаев, при которых необходимо про-
ведение повторных испытаний защитной оболочки на
прочность после завершения работ по оценке техниче-
ского состояния;
- информацией по объемам и зонам проведения кон-
троля технического состояния конструкций и элементов
СГО ЛСБ (в частности отсутствуют графические схемы),
а также требованиями к проведению оценки технического
состояния недоступных для обследования конструкций
и элементов СГО ЛСБ и др.
На сегодняшний день в Украине отсутствует нацио-
нальный документ, разработанный с учетом развития
науки и техники и регламентирующий вопросы опреде-
ления механических характеристик металла по резуль-
татам измерения твердости. Принимая во внимание, что
практически каждая типовая программа содержит требо-
вания к измерению твердости, такой национальный до-
кумент должен быть разработан ГП НАЭК «Энергоатом»
в кратчайшее время.
Список использованной литературы
1. Протокол № 4 от 01.08.2012 заседания Координационного
совета по подготовке серийных энергоблоков ВВЭР-1000 с реак-
торной установкой В-320 к продлению эксплуатации в сверхпро-
ектный период. — Утвержд. Директором департамента по вопро-
сам ЯУ Госатомрегулирования Украины.
2. Выполнение обобщенного анализа документации по орга-
низации работ ОТС и ПСЭ и управлению старением энергобло-
ков АЭС. Рекомендации о путях доработки нормативной базы:
Отчет ГНТЦ ЯРБ. — К., 2013.
3. TACIS U3.01/06 (UK/TS/38). Надання підтримки Держав-
ному комітету ядерного регулювання України в оцінці впрова-
дження заходів з підвищення безпеки та програм управління
старінням на блоках АЕС.
4. Отчет Рискаудит/ГНТЦ ЯРБ : Завдання 1. Підтримка Держ -
атомрегулювання в ліцензійній оцінці впровадження програм
управління старінням на 1-му енергоблоці Рівненської АЕС. Під-
завдання 1.1. Аналіз чинної нормативної бази, що встановлює
регулюючі вимоги до подовження терміну експлуатації енерго-
блоків АЕС, та розробка рекомендацій щодо її вдосконалення.
5. НП 306.2.141–2008. Загальні положення безпеки атомних
станцій.
6. НП 306.2.099–2004. Загальні вимоги до продовження
експлуатації енергоблоків АЕС у понадпроектний строк за ре-
зультатами здійснення періодичної переоцінки безпеки.
7. ПНАЭ Г-7–008–89. Правила устройства и безопасной экс-
плуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетиче-
ских установок.
8. СОУ-Н ЯЕК 1.0004:2007 Вимоги до структури і змісту звіту
з періодичної переоцінки безпеки енергоблоків діючих АЕС и др.
9. ПМ-Д.0.08.222–06. Типовая программа по управлению ста-
рением элементов энергоблока АЭС.
10. ПМ-Т.0.03.113–02. Типовая программа обследования на-
сосного оборудования с целью продления срока эксплуатации.
11. ПМ-Т.0.08.159–05. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса/срока службы глав-
ных циркуляционных трубопроводов и главных запорных задви-
жек ЯУ ВВЭР.
12. ПМ-Т.0.08.163–05. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса/срока службы сосудов.
13. ПМ-Т.0.08.164–06. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса парогенераторов.
14. ПМ-Т.0.08.165–05. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса/срока службы трубо-
проводов с опорами и подвесками.
15. ПМ-Т.0.03.313–12. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса/срока службы тепло-
обменного оборудования реакторного отделения энергоблоков
АЭС. Теплообменники аварийного расхолаживания и теплооб-
менники расхолаживания бассейна видержки.
16. ПМ-Т.0.08.126–06. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса строительных конст-
рукций АЭС. Основания, стены и перекрытия реакторного отде-
ления.
17. ПМ-Т.0.08.169–06. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса общестанционных
зданий атомных станций, содержащих системы, важные для без-
опасности.
18. ПМ-Т.0.41.181–08. Типовая программа оценки техниче-
ского состояния и переназначения ресурса/срока службы си-
стемы герметичного ограждения локализующих систем безопас-
ности ВВЭР-1000.
19. Ageing Management for Nuclear Power Plants: No. NS-G-2.12
Safety Guide.
ISSN 2073-6237. Ядерна та радіаційна безпека 3(59).2013 9
Рекомендации по совершенствованию национальной нормативной базы в части продления срока эксплуатации
20. Safe long term operation of Nuclear Power Plants. — Safety
Reports Series No. 57 — Vienna: IAEA, 2008.
21. Методика отбора элементов энергоблока АЭС для включе-
ния в программу управления старением: МТ-Т.0.03.303–12.
22. Safety Aspects of Long Term Operation of Water Moderated
Reactors. Recommendations on the Scope and Content of Programmes
for Safe Long Term Operation. Final Report of the Extrabudgetary
Programme on Safety Aspects Long Term Operation of Water Moder-
ated Reactors / IAEA-EBP-SALTO. — Vienna : IAEA, 2007.
23. Технічна підтримка в частині міцнісних та матеріалознавчих
аспектів щодо оцінки обґрунтувань безпечної довгострокової
експлуатації корпусів реакторів та критичних елементів
тепломеханічного обладнання АЕС. Визначення методології та
підходів до аналізу старіння на основі міжнародного досвіду
та досвіду КЯР США, для її застосування на енергоблоках АЕС
України. (етап 2, проміжний): Звіт про науково-дослідну роботу /
ГНТЦ ЯРБ. — К., 2011.
24. СТП 0.41.076–2008. Анализ и оценка безопасности. По-
рядок использования расчетных кодов для обоснования безопас-
ности ядерных энергетических установок. Методические указания.
25. Извещение № 03-39-12-ИП о продлении срока дейст-
вия и внесении изменений № 2 в «Методику определения те-
кущего состояния систем герметичного ограждения локализую-
щих систем безопасности энергоблоков ВВЭР-1000 АЭС Украины
и оценки остаточного срока их эксплуатации» МТ-Т.0.03.171-05 /
ДП НАЕК «Енергоатом» — 01.11.12.
26. МТ-Т.0.03.171-05. Методика определения текущего со-
стояния систем герметичного ограждения локализующих систем
безопасности энергоблоков ВВЭР-1000 АЭС Украины и оценки
остаточного срока их эксплуатации.
27. РД ЭО 0027–94. Определение характеристик механических
свойств металла оборудования атомных электростанций безоб-
разцовыми методами по характеристикам твердости: Инструкция.
28. РД ЭО 0027–2005. Инструкция по определению харак-
теристик механических свойств металла оборудования атомных
электростанций безобразцовыми методами по характеристикам
твердости. Руководящий документ.
Получено 08.05.2013.
|