Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон

Эффективное функционирование отечественного производства, расширение сети предпринимательского сектора являются основой развития экономики регионов и страны в целом. Поэтому главной задачей государства является создать для этого все условия....

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2007
Main Author: Нагорская, М.Н.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2007
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98276
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон / М.Н. Нагорская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 104. — С. 7-9. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-98276
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-982762025-02-23T18:12:47Z Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон Нагорская, М.Н. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Эффективное функционирование отечественного производства, расширение сети предпринимательского сектора являются основой развития экономики регионов и страны в целом. Поэтому главной задачей государства является создать для этого все условия. Ефективне функціонування вітчизняного виробництва, розширення мережі підприємницького сектора є основою розвитку економіки регіонів і країни в цілому. Тому головним завданням держави є створити для цього всі умови. 2007 Article Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон / М.Н. Нагорская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 104. — С. 7-9. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98276 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Нагорская, М.Н.
Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
Культура народов Причерноморья
description Эффективное функционирование отечественного производства, расширение сети предпринимательского сектора являются основой развития экономики регионов и страны в целом. Поэтому главной задачей государства является создать для этого все условия.
format Article
author Нагорская, М.Н.
author_facet Нагорская, М.Н.
author_sort Нагорская, М.Н.
title Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
title_short Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
title_full Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
title_fullStr Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
title_full_unstemmed Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
title_sort стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2007
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98276
citation_txt Стимулирование развития экономики путем создания особых экономических зон / М.Н. Нагорская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 104. — С. 7-9. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT nagorskaâmn stimulirovanierazvitiâékonomikiputemsozdaniâosobyhékonomičeskihzon
first_indexed 2025-11-24T09:02:22Z
last_indexed 2025-11-24T09:02:22Z
_version_ 1849661789265985536
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 7 Нагорская М.Н. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Эффективное функционирование отечественного производства, расширение сети предпринимательско- го сектора являются основой развития экономики регионов и страны в целом. Поэтому главной задачей го- сударства является создать для этого все условия. В рыночных условиях хозяйствования возможности регионов Украины оказались различными. Иссле- дования в этом направлении позволили ранжировать регионы по уровню развития: объему инвестиций в экономику, доли трудоспособного населения, уровню безработицы и другим показателям. «Выравнивание» регионов возможно, путем создания соответствующих условий, чтобы в регионах реализовывался имею- щийся потенциал. Некоторые специалисты считают, что этого можно достигнуть посредством предостав- ления отстающим регионам «статуса зоны специального финансового режима хозяйствования, что обеспе- чит приток в них как внутренних, так и внешних финансовых ресурсов» [1, с. 18–19]. В принципе, с этим нельзя не согласиться. Однако, необходимо учитывать реальный факт, заключающийся в том, что инвесто- ры вкладывают свой капитал в те регионы (производства, фирмы), где они гарантированно могут получать прибыль. Это означает, что должны быть априори соответствующие ресурсы (трудовые, материальные), то есть та база, на которой предприниматели могут строить перспективные прогнозы на успех. Как показывает практика, распределение инвестиций по регионам осуществляется именно по этим признакам [2, с. 8–9]. При выделении территорий приоритетного развития, безусловно, учитывался принцип сложившихся неудовлетворительных социально–экономических условий. А поскольку в переходный период от плановой экономики к рыночной во всех регионах, на предприятиях социально–экономическое положение было на крайне низком уровне, поэтому в предоставлении нуждались все, а смогли воспользоваться, только те ре- гионы, которые были востребованы инвесторами. Создание специальных экономических зон (территорий, центров) весьма необходимо и целесообразно для поддержки социально-экономического развития, диверсификации производства, совершенствования (реструктуризации) инфраструктуры, а также для решения других специальных задач. Например, в США созданы специальные оффшорные финансовые центры для неамериканских резидентов, позволяющие обеспечивать им финансовую стабильность и банковскую секретность. Не менее значимо создание специальных экономических зон (СЭЗ) для того, чтобы экономика регионов (предприятий, фирм) осуществлялась не по «теневому» сценарию, а была прозрачной для государства, на- логовых органов, приносила пользу обществу, обеспечивала запланированный результат. В этой связи можно привести выводы, сделанные Б. Данилишиным и Л. Шостак, которые пишут: «При наличии внутри- государственной оффшорной юрисдикции (с нулевой предельной ставкой совокупного налога) в экономике отсутствует теневой сектор, поскольку он перемещается на территорию внутреннего квазиоффшора и рабо- тает на ее опережающее развитие. По мере повышения ставки налога на прибыль до 10–15% ослабляется деловая активность внутреннего квазиоффшора, однако одновременно появляется теневой сектор экономи- ки и постепенно растут как он, так и объем деловой и финансовых операций во внешних оффшорах» [1, с. 17]. С учетом вышеизложенного актуальность и целесообразность создания специальных экономических зон очевидна. Начало к созданию специальных экономических зон в Украине было проложено принятием Закона Ук- раины от 13.10.92г. № 2673 – XII «Об общих основах создания и функционирования специальных (свобод- ных) экономических зон» [3] и Постановления Кабинета Министров Украины от 14 марта 1994 г. № 167 одобряющих Государственную Концепцию созданию создания специальных экономических зон. Согласно закону вопросы формирования, деятельности и управления по каждой конкретной экономической зоне оп- ределяются отдельными Законами Украины для этих зон в зависимости от типа СЭЗ и специфики террито- рии расположения. В 1998–2002 гг. была принята серия Законов Украины относительно создания более двух десятков от- дельных специальных экономических зон и территорий приоритетного развития (ТПР). Основным отличи- ем специальных экономических зон от ТПР является то, что специальная экономическая зона создается с конкретной четкой целью и на относительно небольшой, искусственно ограниченной территории, а терри- тория приоритетного развития создается на территориях в административных границах районов, городов или областей. В целом же, как создание специальных экономических зон, так и территорий приоритетного развития направлено на создание условий для экономического роста, развитие внешнеэкономической дея- тельности, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, расширение инновационных процессов. Все это позволяет обеспечить развитие национального производства, занятость населения, улучшение социаль- но-экономического положения в регионах и стране в целом. На территории Украины в настоящее время действует 54 территории приоритетного развития и 10 сво- бодных зон. В Автономной Республике Крым функционируют семь территорий приоритетного развития и одна свободная экономическая зона «Порт Крым». Территории приоритетного развития в АР Крым были созданы 27 июня 1999 г. на основании Указа Президента Украины, а впоследствии их статус был подтвержден Законом Украины. На этих территориях установлен специальный режим инвестиционной деятельности, предусматривающий предоставление нало- говых и других льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. По состоянию на 01.01.2007г. на территории АР Крым реализуется 33 инвестиционных проекта общей стоимостью 376,3. млн. долл. Нагорская М.Н. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 8 США. Среди регионов Украины АР Крым занимает четвертое место по общему объему инвестиций [3, с. 3]. Целью введения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и создания специальной экономической зоны «Порт Крым» в АР Крым является привлечение ин- вестиций в сферу промышленности, сельского хозяйства, охраны здоровья, отдыха и туризма, для сохране- ния существующих и создания новых рабочих мест. Реализация инвестиционных проектов в специальных зонах способствует развитию внешнеэкономических связей, обеспечивает внедрение современных техноло- гий, создание современной производственной, транспортной, рыночной инфраструктуры, что позволяет решать вопросы по эффективному использованию природных ресурсов. Более интенсивно в настоящее время осваиваются инвестиции на территориях приоритетного развития «Сиваш», «Большая Ялта», «Алушта» и «Керчь», где освоение составило свыше 70% от объема, преду- смотренного проектами. Приоритетными видами деятельно- сти для субъектов предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты, являются: на юге АР Крым – гостиницы и рестораны, на севере – промышлен- ность. Так как важная доля пополнения бюджета АР Крым принадлежит курорт- ной, туристической и смежным отрас- лям, следовательно, инвестиционные вложения в развитие этого направления деятельности для Крыма является весьма важными. Таким образом, как свидетельствует опыт, основной объем инвестиций по- ступает в регионы с относительно разви- той инфраструктурой, где местные вла- сти обеспечивают активную поддержку зарубежным инвесторам в форме консультаций, распространения информации, поиска партнеров, разра- ботки и реализации инвестиционных проектов. Анализ мирового развития свидетельствует, что свободные экономические зоны являются одним из наиболее значительных институциональных нововведений, которые получили распространение в мире за последние десятилетия. СЭЗ действуют во многих странах. При этом для каждой страны характерны опре- деленные виды специальных экономических зон. Наиболее прогрессивными на современном этапе счита- ются технопарки, технополисы, технологические центры. Так, с функционированием различных специаль- ных экономических зон связывают экономический прогресс в КНР. Активность привлечения иностранных инвестиций в специальные (свободные) экономические зоны обусловлена режимом защиты инвестиций и предоставление льгот инвесторам. В этой связи организация СЭЗ должна происходить под контролем государства. Кроме того эффективное функционирование специ- альных экономических зон связывается, как правило и прежде всего, с экономической и политической ста- бильностью в стране, наличием специального законодательства, регулирующего порядок создания и функ- ционирования СЭЗ. Свободные экономические зоны не могут сами по себе решить все экономические и социальные про- блемы региона. Среди негативных моментов, просчетов, приведших к неэффективному функционированию СЭЗ можно отнести такие, как неудачный выбор местоположения зоны по причине недостаточно развитой инфраструктуры (железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, воздушное сообщение, телекомму- никации, электроснабжение), недостаточные институциональные связи между администрацией свободных зон и государственными учреждениями, которые обеспечивают создание льготных (специальных) режимов, отдаленность рынков сбыта, низкий уровень технического развития региона, сдерживающий внедрение вы- соких технологий. Государственное регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляют органы го- сударственной исполнительной власти Украины. На все объекты и субъекты экономической деятельности СЭЗ распространяется система государственных гарантий (право на вывоз доходов и капитала), защиты ин- вестиций (согласно законодательства Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвести- циях). В случае изменения законодательства Украины по вопросам налогообложения, инвестиционной дея- тельности или таможенного регулирования к субъектам СЭЗ и ТПР на протяжении всего периода их функ- ционирования применяются те законодательные акты, которые были утверждены на день регистрации, притом на весь период функционирования, обозначенный в договоре, то есть начала до окончания реализа- ции инвестиционного проекта. Анализируя результаты работы специальных экономических зон в Украине можно констатировать, что их создание позволило достичь определенные запланированные цели. Вместе с тем, принятые законода- тельством Украины механизмы контроля в специальных экономических зонах немецкой консультативной группой (Германия является третьим по объемам инвестором украинской экономики) оцениваются как слишком обременительные для инвесторов. Считают, что для развития свободных экономических зон не- Рис.1. Распределение фактически поступивших с начала реа- лизации проектов инвестиций по территориям приоритетно- го развития на 1.01.2007 г. 128626 73361 64362 8789 1368 377 376 326 0 20000 40000 60000 80000 100000 120000 ТПР "Сиваш" ТПР "Большая Ялта" ТПР "Алушта" ТПР"Керчь" ТПР"Феодосия" ТПР"Судак" ТПР "Восточный Крым" СЭЗ "Порт Крым" Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 9 обходимо сокращение органов контроля, предоставление большей свободы инвесторам. Неправомерным, по мнению немецких экспертов является и различный подход к предприятиям в зависимости от размеров или отраслевой принадлежности. В этой связи Кузьменко В.П. и Кузнецова Л.И. отмечают, что «преду- смотренный законом минимальный размер инвестиций, который предоставляет право на льготы в налого- обложении дохода в 1 млн. долларов, не стимулирует развитие малого бизнеса. А именно он способен в ко- роткий срок существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Донецкой области, содействовать сниже- нию социального напряжения, существующего в шахтерских городках вследствие закрытия шихт» [5, с. 32]. В целом практика создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует об их эффективности и целесообразности. Так, создание первой украинской специальной экономической зоны «Сиваш» позволило не только развивать экономику региона, увеличивать количество рабочих мест, но и существенно пополнить бюджет за счет предприятий, расположенных на ее территории (субъекты пред- принимательской деятельности зоны «Сиваш» получили льгот на сумму 35,9 млн. грн., а перечислили в бюджет налогов на сумму 91,6 млн. грн.). Проанализировав состояние развития свободных экономических зон и территорий приоритетного раз- вития в Украине можно отметить, что в целом они начали наращивать мощности и имеют некоторые поло- жительные тенденции по увеличению объемов производства, оказанию услуг. Для дальнейшего эффектив- ного функционирования специальных экономических зон и территорий приоритетного развития необходи- мо обеспечить баланс интересов всех участников инвестиционного процесса на территориях, где располо- жены специальные зоны: государства, региона, инициаторов создания и субъектов СЭЗ. Что касается отече- ственных и иностранных инвесторов, то они должны иметь одинаковые льготы на данных территориях. Функционирование специальных экономических зон в целом необходимо рассматривать как важный элемент экономической политики государства. Дальнейшее развитие такой формы регулирования экономи- ческого развития должно осуществляться от локальных (на отдельных территориях) форм до макроэконо- мических, то есть для всего народного хозяйства Украины. Источники и литература 1. Данилишин Б. и Шостак Л. Внутрихозяйственные зоны специального финансового режима хозяйствен- ных трансакций // Экономии Украины. – 2006. – № 3. – С. 12–19. 2. Нагорская М.Н. Проблемы инновационного развития экономики Украины // Экономика Крыма. – 2007. – №19. – С.6–12. 3. Закон України «Про загальні засади створення і функціонування спеціальних (вілшьних) кономічних зон» // Голос Украіни. –1992. – № 11. – С. 12–13. 4. Колесник В.И. Инвестиционная деятельность в АР Крым: результаты реализации инвестиционных про- ектов на территориях приоритетного развития: Экономический доклад. – Симферополь: Главное управ- ление статистики в АР Крым, 2007. – 12 с. 5. Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Свободные экономические зоны: мифы и реальность // Экономика предприятия. – 1999. – №2–3. – С. 24–34. Абрамова М.В., Бачурина М.Д. К ЗАДАЧЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В последние годы проблема борьбы с твердыми бытовыми отходами приобрела остроту не только для крупных городов, таких как Киев, но и для средних и небольших населенных пунктов. Особенно актуальна она для курортных регионов, каковым является Крым. Специфика сезонного изменения численности населения курортов приводит к тому, что величина об- разуемых твердых бытовых отходов (ТБО) также колеблется в зависимости от наступления курортного се- зона. Например, в летние месяцы население Большой Ялты увеличивается в 8–9 раз. Пропорционально воз- растают и объемы собираемых ТБО. К настоящему времени здесь накоплено более 3 млн. м3 твердых отхо- дов. Однако, согласно законодательству, на таких территориях нельзя создавать полигоны по их захороне- нию. Следовательно, необходимо организовывать вывоз этих масс в другие районы либо переходить на иные технологии их уничтожения. В настоящее время наиболее популярными из них становятся сжигание мусора на специальном заводе и захоронение его на отведенном для этих целей полигоне. Но строительство и пуск в эксплуатацию мусо- росжигательного завода требует инвестиций в размере $7 млн. Такие финансовые вложения трудновыпол- нимы не только для бюджета города, но и республики в целом. Возникает проблема формирования системы источников экологических инвестиций. Сложность ситуации заключается в том, что сами технологии уничтожения отходов не идеальны. На всех этапах сбора отходов часть из них в процессе разложения загрязняет воздух, землю и воду вредными веществами. В летний период под воздействием повышенной температуры и нехватки влаги происходит тление и самовозгорание мусора, что является причиной попадания в атмосферу загрязняющих веществ, опасных для здоровья человека. При сжигании ТБО также неизбежно попадание в воздух сажи и других продуктов горения. Как результат данного процесса, в атмосферу поступают загрязняющие вещества [1].