Философия образования в контексте современной философской парадигмы
В данной статье рассматриваются проблемы предмета и объекта нового направления философских исследований – философии образования. Проводится анализ существующих западных и отечественных концепций философии образования....
Saved in:
| Date: | 2007 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2007
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98585 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Философия образования в контексте современной философской парадигмы / А.В. Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 36-39. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-98585 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-985852025-02-23T17:52:14Z Философия образования в контексте современной философской парадигмы Горбань, А.В. ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В данной статье рассматриваются проблемы предмета и объекта нового направления философских исследований – философии образования. Проводится анализ существующих западных и отечественных концепций философии образования. В даній статті розглядаються проблеми предмету та об'єкту нового напрямку філософських досліджень – філософії освіти. Проводиться аналіз існуючих західних та вітчизняних концепцій філософії освіти. In this article the problems of object and object of a new direction of philosophical researches are examined are philosophy of education. The analysis of existent western and domestic conceptions of philosophy of education is conducted. 2007 Article Философия образования в контексте современной философской парадигмы / А.В. Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 36-39. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98585 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
| spellingShingle |
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Горбань, А.В. Философия образования в контексте современной философской парадигмы Культура народов Причерноморья |
| description |
В данной статье рассматриваются проблемы предмета и объекта нового
направления философских исследований – философии образования. Проводится анализ существующих западных и отечественных концепций философии
образования. |
| format |
Article |
| author |
Горбань, А.В. |
| author_facet |
Горбань, А.В. |
| author_sort |
Горбань, А.В. |
| title |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| title_short |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| title_full |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| title_fullStr |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| title_full_unstemmed |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| title_sort |
философия образования в контексте современной философской парадигмы |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2007 |
| topic_facet |
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98585 |
| citation_txt |
Философия образования в контексте современной философской парадигмы / А.В.
Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 36-39. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT gorbanʹav filosofiâobrazovaniâvkontekstesovremennojfilosofskojparadigmy |
| first_indexed |
2025-11-24T06:02:54Z |
| last_indexed |
2025-11-24T06:02:54Z |
| _version_ |
1849650498250997760 |
| fulltext |
Воропай Т.С.
ЕЩЕ РАЗ О СМЕРТИ СУБЪЕКТА, ИЛИ К ВОПРОСУ О «ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ»
36
зычестве, новой первобытности или о новом средневековье, возникающем как единственно возможные реак-
ции на закат логоцентризма [8]. С архаическим мышлением постмодернистское ризоматическое мышление
сближается по ряду признаков, а именно: отказ от центрирующей мифологемы, слабая структурированность и
открытость системных преобразований. Если прежние «революционные сдвиги» в культуре предполагали
смену одних иерархических систем другими, то теперь «по вертикали» сознание достигло потолка и затем
стало по нему стелиться, а «по горизонтали» оно увлечено перманентным движением между смыслами, сле-
дами, знаками, симулякрами и культурными системами в целом. В этом странствии по семиотическому лаби-
ринту, состоящему из означающих без означаемых, сознание может позволить себе ничего не принимать все-
рьез. Культура больше не направлена на познание. Она прагматична и утилитарна («сделать из ничего нечто и
продать его»). Разумеется, это свободное плавание не может продолжаться долго.
Источники и литература
1. Тульчинский Г.Л. О природе свободы // Вопросы философии. – 2006. – №4. – С. 17 –31.
2. Бауман З. Свобода. – М.: Новое изд-во, 2006.
3. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся // Человек. – 2005. – № 1 –2.
4. Лекторский В.А. Умер ли человек? // Человек. – 2004. – №4. – С.10 –16.
5. Пелипенко А.А. Закат логоцентризма // Человек. – 2005. – №5. – С.44 –55.
6. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. –
СПб.: Алетейа, 2002.
7. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. – М.: Транзиткнига, 2004.
8. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. – 1994. – № 4. – С. 258 –267.
Горбань А.В.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ
В период глубинных стратегических цивилизационных сдвигов, наблюдаемых нами в ХХ – начале ХХI
вв., происходит становление новой философской парадигмы, в основе которой находится поликонтекстуаль-
ное отношение к человеку как уникальной личности со своей неповторимой индивидуальностью, а также как
к поликультурному существу, находящемуся на пересечении культур и являющему непременным субъектом
полноценного диалога культур. На этой волне философской рефлексии с 90-х годов прошлого века происхо-
дит становление нового научного направления исследований – философии образования.
Непрекращающаяся дискуссия философов, педагогов, ученых других отраслей знаний не позволяет сего-
дня однозначно дать ответ на вопросы о предмете и объекте исследований философии образования, о ее ста-
тусе в целом относительно педагогики и философии [1,2,8,13 – 16]. Тем не менее, несмотря не некую неопре-
деленность исследовательского поля, нам представляется возможным рассмотреть философию образования
как современный философский феномен.
Современная научная дискуссия формируется вокруг таких проблем философии образования, как ее исто-
рико –философские дискурсы, выявление предмета и объекта изучения, определение структуры и функций, а
также места и роли, как особого философского направления [4].
Конечно, важнейшими моментами для исследователя нового научного направления являются определение
категориального аппарата и предмета исследования. С этой точки зрения в западной философии уже в 90-х гг.
прошлого века четко формируется направление, исследующее философско-педагогические доктрины как «фе-
номенологии философского духа» [11]. Такой подход нашел свое отражение и подтверждение в работе пред-
ставительных философских форумов – ХХ Всемирного философского конгресса – «Пайдейя: философия в
воспитании и образовании человека» (1998 г.) и Венской международной конференции «Пайдейя для ХХ1 ве-
ка» (2002 г.).
В целом же современная западная философия образования пытается строить свое исследовательское поле
на глубоких историко –философских традициях. Философско –педагогическая традиция, стремление мысли-
теля найти пути реализации своих идей через образование и воспитание – таков лейтмотив диалогов Платона,
трактатов о воспитании Ж. –Ж. Руссо, ряда работ В. фон Гумбольта, Х. Арендта, Ю. Хабермаса и других. Фи-
лософско-педагогические смыслы, по мнению С. Кузьминой, посредством постоянного восстановления-
актуализации, составляют неотъемлемую часть содержания западного философского сознания, в отличие от
которого современная постсоветская философия не проявляет особой активности в сфере образования. Тем не
менее, как правило, в рамках, педагогического образования, реже философского, присутствует научно-
методический дискурс философии образования.
В работах Б. Гершунского, Е. Гусинского, Ю. Турчаниновой присутствуют попытки систематизировать
достижения «философии образования и воспитания» [2, 3]. Здесь мы можем выделить два круга исследуемых
проблем. Во-первых, это рассудочное и моральное развитие человека в культурной среде и средства содейст-
вия в этом системе образования. Во-вторых – сущность и природа всех явлений в образовательном процессе,
осмысливаемых в таких разделах философии образования, как онтология, логика, аксиология, этика, методо-
логия образования.
Отдельный интерес представляют подходы, сложившиеся в конце ХХ – начале ХХI вв. в современной
отечественной научной мысли. В Украине о философии образования ученые, в том числе и философы, говорят
и пишут недавно, с конца 90-х гг. прошлого века [8,6,14]. В данных работах мы находим указания на про-
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
37
блемное поле исследования философии образования, представленное в двух уровнях. На одном уровне изуче-
ния представлены собственно философские проблемы, такие как теория и история философии, представляю-
щие уровень нерефлексированной философии образования. На втором уровне представлена собственно фило-
софия образования в качестве особой области философского знания, включающей наличие развитого научно-
го знания, обслуживающего практическую сторону образования и саму практику образования в качестве са-
мостоятельной сферы жизни общества.
В целом, обобщая современный отечественный опыт, можно выделить ряд научных направлений, рас-
сматривающих философию образования многоаспектно, а именно:
– как специфический раздел философии, который поддает общеобразовательные вопросы специально -
философскому изучению (Н. Алексеев, Ф. Михайлов, Х. Тхагапсоев и др.);
– как самостоятельную область научного знания, междисциплинарную, интегративную науку, приори-
тетными функциями которой является синтез данных всех теоретических и эмпирических наук на основе их
философского осмысления и создание таким образом новейшего научного видения образовательных проблем
и путей их решения, определение образовательной политики (Б. Гершунский, С. Гончаренко, В. Сагатовский и
др.);
– как самую общую (философскую) рефлексию над образованием и педагогикой (Л. Зеленина, И. Зязюн,
В. Розин и др.);
– как промежуточную часть между философией и образованием, их специфическую взаимосвязь (Л. Ва-
ховский, С. Клепко, В. Лутай, В. Полонский и др.);
– как методологию современной дидактики (Н. Демьяненко, И. Лернер и др.);
– как синтетическую педагогическую категорию, которая предусматривает интеграцию методологии и
методики современной дидактики (Е. Бондаревская, И. Задорожнюк и др.) [11].
Поиск универсального определения философии образования и описание ее научного статуса невозможны
без выяснения содержания категории «образование». При этом стоит иметь в виду еще и тот факт, что понятие
«философия образования» вошло в отечественный научный оборот как калька англоязычного словосочетания
«philosophy of education». Приводя этимологическое исследование слова «образование», можно заметить, что
оно изначально используется в таких значениях, как «изображение», «форма», «скульптура», «видимость»,
«личина», «знак», «символ», «указание» и даже «клятва на образах» [5]. Это слово использовалось также и в
значении наставлений, воспитания и самого образования.
По словарю В. Даля, слово «образование» происходит от глаголов «образовать, образовывать», истоки ко-
торых восходят к глаголу «образИть» (с ударением на втором слоге). Последний глагол имеет очень много
значений: придавать образ, вид; обтесывать, складывать что –то целое, отдельное; организовывать, основы-
вать, создавать; улучшать духовно. «Образование», по Далю, определяется как целостный процесс душевного,
разумного и духовного становления человека.
Примечательно, что в некоторых языках понятие «образование» имеет идентичные значения. Например,
английское «education» (от латинского «educatio» – воспитание, разведение, выращивание) понимается, во-
первых, как триединый процесс создания человеческой личности, что органично включает учебу, развитие и
воспитание человека, во-вторых, как процесс приобщения человека к культуре общества.
Таким образом, в современной интерпретации образование стоит рассматривать как целеустремленный
процесс образования целостной личности человека, охватывающий ее развитие, учебу и воспитание.
Исходя из такого контекста, в философии образования выясняются самые общие подходы к образованию
и педагогике, в частности, место и задачи образования в духовно-культурном универсуме жизни общества и
отдельного человека, понимание идеала образованности человека, воспитательного идеала, особенности педа-
гогической деятельности и творчества. Философия образования выступает срединным звеном или «золотой
серединой» в триаде «философия – образование – педагогика», представляя самые общие философские реф-
лексии над образованием и педагогикой.
В этой связи интересной представляется интерпретация философии образования «киевско –полтавской
школой» – в исследованиях современных украинских философов и педагогов, широко использующих в своих
изысканиях «сковородиновские» мотивы (здесь, наверное, речь следует вести о «духе» философии Г. С. Ско-
вороды). Представитель этого течения В. Онищенко предлагает рассматривать в теоретико –
методологическом аспекте философию образования, как охватывающую три сферы фундаментальных фило-
софско-педагогических исследований: онтологию, эпистемологию и аксиологию образования и педагогики
как гуманитарных областей знания и познания [8]. Онтологическая, эпистемологическая и аксиологическая
проблематика образования и педагогики рассматривается указанным исследователем на основах и принципах
христианско-философской ноологии (термин, введенный В. Онищенко как синтез христианской этики и ее
философской рефлексии). При этом исследователем сформулированы ноологическо-парадигмальные измере-
ния идентификации философии образования.
Онтология образования, как утверждает В. Онищенко, выражает проявления душевно-духовного челове-
ческого бытия, нашей жизни – познания в духовно-практическом освоении мира человеком. Образование
здесь оценивается как особенная сфера духовного человеческого бытия, человеческой творчески –
познавательной и смыслотворческой жизнедеятельности. В этом контексте рассматривается образование как
нечто идеальное, которое выступает прежде всего как индивидуальная самобытная форма, образ, ритмика, в
пределах которых и суммарно с которыми выполняется свободная творчески волевая и смыслотворчески –
познавательная деятельность человека. Для выяснения этой онтологии образования приобщается расширен-
ный триадно-категориальный строй христианско-философской ноологии с таким спектром гармоничных три-
адных категориальных структур, как «дух – душа – тело», «существование – экзистенция – трансценденция»,
Горбань А.В.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ
38
«импрессия –рефлексия –экспресия» и ряд других. Здесь, утверждает ученый, мы имеем дело с ноосферным
микрокосмосом человека, с человеческой личностью. Здесь проявляется и реализуется индивидуальное (мо-
надное) бытие в структуре ценностно-смыслового универсума. Этот монадный, ноосферный универсум, кото-
рый сосредоточен в одном индивидуальном человеческом существе, и есть универсумом образования в его
ноологическо –онтологическом измерении. А поэтому онтологический ответ на вопрос о сущности образова-
ния сводится к ответу на вопрос о сущности человека, его предназначении, смысле его земной жизни –
познания.
Относительно аксиологии образования, по мысли В. Онищенко, в ноологическом контексте философская
аксиология определяет направленность человеческого творческого духа к «Божественной Истине –Благу –
Красоте». Из этой универсальной триады проистекают многочисленные ценности науки (конкретно –научного
знания), этико –эстетические ценности человеческой жизни – познания, святости и вечности личностной жиз-
ни. Человек как триединое существо (дух –душа –тело) имеет разноплановые потребности. И все, что предос-
тавляется для удовлетворения потребностей, относится к ценностям – телесным, душевным и духовным. Те-
лесно-душевные потребности и ценности человека общеизвестны. Душевно-духовные потребности связаны с
психологическими и ноологическими измерениями человеческого существования. Это ценности познаватель-
но-теоретического, религиозного, этико-эстетического и других планов, идеальной реальности. Приобщение к
этим психологическим и ноологическим ценностям, по мнению В. Онищенко, происходит через образование,
через вхождение человека в культурно-образовательное пространство социума.
Что касается эпистемологии образования, то, по утверждению В. Онищенко, она должна исследовать на-
учно-педагогическую концептуализацию современного знания, концептуализацию, которая отвечала бы тре-
бованиям общего и профессионального образования на всех уровнях, потому что процесс обучения является
не только нагромождением знаний и умений у молодого человека, а и неотделимым средством его воспита-
ния, формирования мировоззрения, убеждений, верований, смыслов и ценностей. В процессе обучения –
воспитания задействованы фундаментальные творческо-волевые духовно-познавательные способности чело-
века. В условиях постиндустриального общества и постнеклассической науки, в условиях новой исторической
эпохи человечества обучение-воспитание неразрывно связано с практической деятельностью, с духовно –
практическим освоением мира. Глубокие изменения в содержании современного образования, трудовой дея-
тельности человека, вызванные механизацией, автоматизацией, компьютеризацией и другими технологиями
современного производства, требуют кардинальных изменений в педагогике образования-обучения-
воспитания. Постнеклассическая наука расширила человеческие горизонты в понимании природного бытия, в
понимании человеческой природной и космической реализации. Эта реализация происходит не только на био-
логическом, химическом и физическом уровнях. Реализация охватывает все уровни мироустройства, включая
ее волевой аспект, структуру наших мыслительных и психологических процессов.
В конечном итоге В. Онищенко соглашается с Б. Гершунским в том, что «философия образования – это не
прикладная философия… Это абсолютно самостоятельная сфера научного знания, фундаментом которой есть
не столько общефилософское учение, что обращается к образованию, сколько объективные закономерности
развития именно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования» [2, с. 89].
Таким образом, подытоживая разноплановость предмета исследования, следует признать, что тематиче-
ские границы философии образования являются достаточно подвижными по причине постоянного вторжения
философско-педагогического мышления в сопредельные философские сферы. Следует согласиться с мнением
М. Култаевой, использующей в качестве идейного основания дисциплинарной идентификации убеждения В.
Дильтея, Дж. Дьюи, К. Альберти, что философия образования реализует на теоретическом уровне высшую
воспитательную функцию философии и тем самым выполняет роль доминантной дисциплины, завершающей
иерархию философского знания [6].
Источники и литература
1. Андрущенко В.П., Лутай В.С. Про концептуальні засади філософії освіти України // Практична філософія.
– 2004. – № 2. – С. 5 –7.
2. Гершунский Б.С. Философия образования в ХХ1 в. (В поисках практико-ориентированных образователь-
ных концепций). – М.: Изд -во «Совершенство», 1998. – 608с.
3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. – М.: Изда-
тельская корпорация «Логос», 2000. – 256 с.
4. Долженко О.В. Очерки по философии образования. – М.: Промо – Медиа, 1995. – 240 с.
5. Карлов Н.В. Преобразование образования. // Вопросы философии. – 1998. – № 11. – С. 3 –19.
6. Култаева М.Д. Проблема дисциплинарной идентификации современной западной философии воспитания.
// Вестник Харьковского государственного университета. Философские перипетии. – Х.: ХГУ. – № 380. –
С. 100 –102.
7. Култаева М.Д. Философско-педагогические тенденции в современном идеализме. – Харьков: Вища школа,
1988. – 152 с.
8. Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навчальний посіфбник. – К.: Центр „Магістр –S”, 1996.
9. Онищенко В. Філософія освіти: ноологічні контексти ідентифікації. // Педагогіка і психологія професійної
освіти. – 2000. –№ 1. – С.33 –43.
10. Радіонова І.О. Сучасна американська філософія освіти та виховання: тематичні поля та парадигмально –
концептуальна побудова. – Х.: ХДПУ,2000. – 206 с.
ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
39
11. Робуль О. Сучасна філософія освіти та нова парадигма виховання. // Педагогіка і психологія професійної
освіти. – 2000. – № 3. – С. 55 –64.
12. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. – 1995. – № 4. С. 3 –28.
13. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы
философии. – 1995. – № 11. – С. 3 –24.
14. Философия, культура и образование (материалы „круглого стола”). // Вопросы философии. – 1999. – № 3.
– С. 3 –54.
15. Філософія освіти в сучасній Україні: Матеріали Всеукраїнської науково –практичної конференції
„Філософія освіти та стан її розробки в Україні”. – К., 1997. – 254 с.
Горошко Ю.Н.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Со времен Платона человека интересует проблема сознания. Существует множество концепций сознания,
в которых в качестве центрального элемента полагается «Эго» (самосознание), и они считаются классически-
ми. Но в XX веке появились факторы, которые сталиоснованием для пересмотра классических концепций соз-
нания и разработки новой концепции. Первый фактор – открытие бессознательного как источника информа-
ции о самом человеке и об окружающем мире, что произвело настоящую революцию в психологии и филосо-
фии.
Вторая причина – возрастающий интерес к практике измененных состояний сознания, которые стали ис-
пользоваться для лечения психических и психосоматических нарушений. Интерес к измененным состояниям
сознания тесно связан с популяризацией восточных учений. Информационный бум, раскрытие границ между
Востоком и Западом привели к проникновению и широкому распространению восточных религиозно-
философских учений и практик на Западе. Это положило начало компаративистским исследованиям, что явля-
ется третьим – метафизическим основанием для разработки новой концепции сознания.
Таким образом, новая концепция сознания должна носить интегральный характер, т. е. основываться на
принципе дополнительности восточных и западных концепций. Она, с одной стороны, должна быть соотнесе-
на с восточными учениями, а с другой – удовлетворять требованиям Запада в научной обоснованности.
Первым шагом в этом направлении стала концепция З. Фрейда. И хотя сам он не проявлял интереса к вос-
точным учениям и не ставил целью разработать интегральную концепцию психической жизни, но все, кто пы-
тался это сделать впоследствии, опирались на введенное им понятие «бессознательного».
Согласно З. Фрейду, бессознательное наполнено индивидуальным содержанием. Для адекватного воспри-
ятия бессознательного необходимо установление контакта с ним. З. Фрейд первым обратил внимание на то,
что с бессознательным можно и нужно работать, используя его как мощный ресурс в психотерапевтической
практике.
Следующим этапом на пути к интегральной концепции сознания можно считать концепцию К. Юнга. Он
вводит новое понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его взглядам, в бессознательном, наряду с
вытесненным биографическим опытом конкретного индивида, содержится информация о предшествующем
опыте всего человечества. Таким образом, К. Юнг значительно расширяет границы бессознательного. Он уже
обращается к восточным учениям (в частности, к йоге), но лишь на уровне сравнения. Его можно считать од-
ним из первых исследователей-компаративистов. В результате сравнительного анализа К. Юнг приходит к
следующему выводу относительного восточных учений: «изучайте», но «не практикуйте». К. Юнг лишь вы-
сказывает надежду, что со временем Запад создаст свой собственный метод, «свою собственную йогу».
Поскольку в современном западном познании теория опережает и направляет практику, данный проект в
качестве своего первоочередного условия предполагает разработку новой интегральной концепции сознания.
В настоящее время появилось новое направление психологии, которое занимается этой проблемой –
трансперсональная психология. Ее предтечей можно считать экзистенциально-гуманистическую психологию,
которую А. Маслоу назвал «переходной, подготовительной к более «высокой» трансперсональной, трансгу-
манистической, выходящей за пределы человеческого самоопределения, самоактуализации» [3, с. 327]. Пред-
мет трансперсональной психологии составляет исследование «предельных способностей и возможностей че-
ловека». Данное направление не является чисто психологическим, а предполагает синтез различных школ
психологии, философии, антропологии, психотерапии. Его представители обращаются и к восточным учени-
ям, но уже не только на уровне компаративистики, установления семантических соответствий, а на уровне ин-
теграции. Поскольку и восточные, и западные философские концепции сознания имеют свои достоинства и
недостатки, то интегральная концепция сознания должна строиться на основе принципа дополнительности.
Сам термин «интегральный подход» был предложен К. Уилбером. С целью его реализации К. Уилбер вво-
дит для адекватного описания топологии сознания понятие «спектра сознания». По мнению К. Уилбера, «че-
ловек – составной индивид, образованный физическим, эмоциональным, ментальным и духовным» [2, с. 158].
«Спектр сознания» – «основополагающая матрица», которая включает все эти измерения. Методологическое
значение «спектра сознания» в преодолении субъективности и ограниченности западного подхода, который
включает в понятие «сознание» лишь ментальный аспект. Цель интегрального подхода – формирование «все-
уровневого, всесекторного» воззрения на человеческое сознание, составление карты всего спектра различных
состояний сознания» [2, с. 63]. Согласно К. Уилберу, это достижимолишь на путях «целесообразного соедине-
ния древней мудрости и современного знания» [2, с. 71].
|