О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)

В своей статье исследователь показывает, как последователи и критики марксизма используют понятие "интеллигенция" в определенных целях.

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2007
Автор: Трофимов, А.А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2007
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98622
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм) / А.А. Трофимов // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 177-178. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-98622
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-986222025-02-09T23:49:59Z О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм) Трофимов, А.А. Практическая философия. Философия культуры В своей статье исследователь показывает, как последователи и критики марксизма используют понятие "интеллигенция" в определенных целях. У своеї статтi автор показуе як послiдовники та критики марксизму використовують поняття "iнтелгенця" у певних цiлях. This article is dealing with the definition of different Marxist thinkers on the concept 'intelligentsia' and their critics for achievement some particular aims. 2007 Article О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм) / А.А. Трофимов // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 177-178. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98622 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Практическая философия. Философия культуры
Практическая философия. Философия культуры
spellingShingle Практическая философия. Философия культуры
Практическая философия. Философия культуры
Трофимов, А.А.
О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
Культура народов Причерноморья
description В своей статье исследователь показывает, как последователи и критики марксизма используют понятие "интеллигенция" в определенных целях.
format Article
author Трофимов, А.А.
author_facet Трофимов, А.А.
author_sort Трофимов, А.А.
title О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
title_short О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
title_full О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
title_fullStr О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
title_full_unstemmed О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм)
title_sort о некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (в. ленин, а. грамши, к. мангейм)
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2007
topic_facet Практическая философия. Философия культуры
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98622
citation_txt О некоторых особенностях использования понятия "интеллигенция" (В. Ленин, А. Грамши, К. Мангейм) / А.А. Трофимов // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 106. — С. 177-178. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT trofimovaa onekotoryhosobennostâhispolʹzovaniâponâtiâintelligenciâvleninagramšikmangeim
first_indexed 2025-12-01T22:53:22Z
last_indexed 2025-12-01T22:53:22Z
_version_ 1850348273654562816
fulltext ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 177 2) Установление в качестве исходного определения феноменов культуры их совершенной незамкнутости. 3) Признание диалогичности категорий культуры, введенных А. Я. Гуревичем и отражающих специфику существующей системы ценностей в качестве основания, которое позволяет, по М. Шелеру, “вслушаться” в образ той или иной культуры. Источники и литература 1. Wehr G. Martin Buber: mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten.– Hamburg: Rowohlt, 1992. – 154 S. 2. Бубер М. Два образа веры. – М.: АСТ, 1999. – 592 с. 3. Фейербах Л. Избранные философские произведения. – Т.1.– М.: Госполитиздат, 1955. – 676 с. 4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1979. – 71 с. Трофимов А.А. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» (В. ЛЕНИН, А. ГРАМШИ, К. МАНГЕЙМ) К пониманию сущности социальной группы, именуемой интеллигенция. Существует множество различ- ных подходов. Как правило, различие в подходах обусловлено идеологической нагруженностью. Мы начнем рассмотрение с марксистского подхода к интересующей нас социальной группе в том виде, в котором он представлен у В. Ленина, поскольку у К. Маркса с Ф. Энгельсом нами не было найдено систематического об- ращения к теме интеллигенции. Параграф 1. «Формальное» понимание В. Лениным и А. Грамши интеллигенции как определенной позиции в структуре общественных отношений. В. Ленин включал в интеллигенцию «… всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие от представителей физического труда» [12, т. 10, с. 309]. Позже данное определение интеллигенции воспроизводилось в критике марксизма–ленинизма как единственно верное. Следует отметить, что взгляды В. Ленина на интеллигенцию выглядели по-разному до революции 1917 года и после. Точка зрения В. Ленина на проблему интеллигенции до революции может быть квалифицирова- на как относительно научная, тогда как при построении Советского государства его намного больше интере- совал только политический контекст. В. Ленин делил интеллигенцию на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Считалось, что ин- теллигенция по своей природе двойственна, она имеет две основные тенденции: революционную, поскольку она часто переходит на позиции угнетенного рабочего класса, и консервативную, поскольку пытается в то же время отстоять свое положение при сложившемся государственном строе. Как теперь становится очевидно, интеллигенцию как социальную группу марксисты объединяли по двум основным критериям: 1) умственная работа, 2) положение интеллигенции в общественно–экономическом строе. Это понимание восходит к Манифесту Коммунистической партии: «…мысль, что экономическое про- изводство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории…» [4, с. 28]. Итальянский исследователь А. Грамши рассматривал проблему интеллигенции с классовой позиции мар- ксизма. Но его точка зрения несколько отличается от той, которую представлял В. Ленин, поскольку, базиру- ясь на классовом учении марксизма, А. Грамши отталкивается от того положения в итальянском (прежде все- го) обществе, которое сложилось в середине ХХ века. А. Грамши объединял в понятии интеллигенция всех людей, которые занимаются умственным трудом и по своим функциям «служат “приказчиками” господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления, а именно: 1) для обеспе- чения “свободного” согласия широких масс населения с тем направлением социальной жизни, которое дано основной господствующей группой, – согласия, которое “исторически” порождается престижем господ- ствующей группы (и, следовательно, оказываемым ей доверием), обусловленным ее позицией и ее функцией в мире производства; 2) для приведения в действие государственного аппарата принуждения, “легально” укреп- ляющего дисциплину тех групп, которые не “выражают согласия” ни активно, ни пассивно…» [1, с. 465]. Грамши называл интеллигентами тех людей, которые занимались разработкой идеологических связей в обще- стве. Как марксист, А. Грамши, предлагает искать критерий отличия между деятельностью интеллигенции и других социальных образований в «совокупности системы отношений, поскольку интеллигенты (и, следова- тельно, группы, которые ими представлены) находятся в общем комплексе общественных отношений…» [1, с. 460]. Действительно, характерной особенностью рабочего, пролетария, например, является не то, что он зани- мается ручным трудом, а то, что он занимается этим трудом в определенных условиях и в определенных об- щественных отношениях. Этот показатель условия работы в общем комплексе общественных отношений мо- жет являться еще и фактором, объединяющим данную группу. 1.2 Проблема содержания взглядов интеллигенции. «Подлинная» («народная», «партийная» или «свобод- но мыслящая») интеллигенция. Словами «подлинная» и «не подлинная» интеллигенция пользовались практически все авторы, которые рассматривали данное социальное образование. Как правило, в слово «подлинная» вкладывали тот смысл, что она отвечает нуждам народа или общества. В частности, В. Ленин считал ту интеллигенцию «подлинной», ко- торая симпатизировала партии большевиков или шла вместе с ней к построению коммунизма. Трофимов А.А. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» (В. ЛЕНИН, А. ГРАМШИ, К. МАНГЕЙМ) 178 В. Ленин отмечал, что, «как и всякий другой класс современного общества, пролетариат не только выра- батывает свою собственную интеллигенцию, но и берет себе также сторонников из числа всех и всяких обра- зованных людей» [2, т.6, с. 389]. Он заявлял, что интеллигенция есть – классовая прослойка, обслуживающая интересы и примыкающая к разным классам. Анализируя ее положение, он утверждал, что «…не примыкая к классу, она (интеллигенция – А. Т.) есть нуль» [2, т. 1, с. 441]. Большевики считали, что интеллигенция может сосуществовать вместе с пролетариатом, поскольку меж- ду нею и рабочими нет антагонистического противоречия. Коммунисты обращались к интеллигенции как к социальному слою трудящихся, эксплуатируемому буржуазией и принадлежащему к большинству народа. У А. Грамши вопрос о том, насколько для определения интеллигенции важно содержание ее взглядов, лучше всего раскрывается в обсуждении темы о соотношении интеллигенции и коммунистической партии. По мнению А. Грамши, партия представляет собой интеллигенцию, «…важно то, что она (партия – А. Т.) должна выполнять руководящую и организующую роль, то есть воспитывающей духовные силы… Все члены полити- ческой партии должны рассматриваться как интеллигенты» [1, с. 469]. Партия воспитывает не специальные качества какого–либо из своих членов (что может делать профессиональный союз), но она способна выпол- нять в обществе такие же функции, что и государство. Только благодаря партии интеллигент способен дорасти до уровня политика, руководителя и организато- ра всех видов деятельности общества. Интеллигенты, которые становятся членами политической партии, «преодолевают тот (профессиональ- ный – А. Т.) момент и становятся проводниками общей деятельности, как национальной по своему характеру, так и интернациональной» [1, с. 470]. Параграф 2. Оспаривание марксистского подхода К. Мангеймом. К. Мангейм считает, что марксистский подход был предвзятым по отношению к интеллигенции, посколь- ку из-за классового детерминизма не позволял ей утвердить себя как самостоятельную позицию в социальной иерархии. Если мыслить антагонистически, «класс – не класс», невозможно прийти к осмыслению такого сложного феномена «интеллигенция», пишет К. Мангейм [3, с. 160]. Класс нельзя представить себе независимым от действий индивидов, поскольку именно классовая мотивация делает индивида членом класса, где действия класса регламентированы собственной социологией. Тогда как интеллигенция, благодаря своей неоднородно- сти, открыта к поступкам индивидов, поскольку это не мешает ее самоидентификации. К. Мангейм считал, что интеллигенцию отличает от других социальных образований то, что она не стан- дартизирована в мышлении. Парадокс заключается в том, что именно по этому признаку отсутствия единства можно объединять данное социальное образование. «Мы можем обнаружить их (интеллигентов – А. Т.) в про- тивоположных группах влияния и в конфликтующих классах…» [3, с. 158]. Исследователь предлагает называть интеллигенцию – «свободно парящей». Это связано, прежде всего, с общедоступностью получения образования и межклассовостью самой интеллигенции. Образованные люди не создают более касту или особое сословие, а являются открытой стратой, доступ в которую получают индиви- ды, стоящие на самых различных социальных позициях. Именно различные социальные позиции и иерархия делают возможным распространение интеллигенции между социальными образованиями. Для К. Мангейма такое положение является определяющим, поскольку «социологически релевантным индивида делает не его относительная обособленность от общества, а его многообразная вовлеченность» [3, с. 109 – 110]. Вся история интеллигенции рассматривается Мангеймом непосредственно в ключе детерминированного исторического процесса. Происходящие изменения, связанные с демократизацией различных областей куль- туры, философии, религии, и исчезновение закрытых страт автор рассматривает как глубинный социальный процесс в базисных структурах общества, а не как изолированный процесс в сфере мысли. * * * В заключение необходимо еще раз отметить, что для марксистов интеллигенция была лишь прослойкой, находящийся между классами, которой предстояло сделать выбор в пользу пролетариата или буржуазии. Сам В. Ленин, хоть и включал в интеллигенцию «всех образованных людей» (см. выше), себя и своих сторонников к ней не причислял. Для К. Мангейма интеллигенция являлась необходимым признаком движения общества к демократии•. Демократия автору представлялась таким же неизбежным и желанным будущим, как марксистам коммунизм. Так, вплоть до сегодняшнего дня мы можем найти и у современных авторов обращения к теме интелли- генции. Но, к сожалению, упоминание интересующего нас понятия часто обусловлено, как и в начале ХХ ве- ка, ангажированностью автора, который использует данное понятие в определенных целях. Источники и литература 1. Грамши А. Тюремные тетради, т. 3. – М.: Иностранная литература, 1959. 2. Ленин В. Полн. собр. соч. 5-е издание – М.: Политиздат, 1958–1965. 3. Ленин В. Полн. собр. соч. 5-е издание – М.: Политиздат, 1958–1965. 4. Ленин В. Полн. собр. соч. 5-е издание – М.: Политиздат, 1958–1965. 5. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С.160. 6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. – М.: Вагриус, 1999. С.28 • Хотим мы этого или нет, тенденция эта [к демократизации – А. Т.] неотвратима, и потому высший долг политического мыслителя – исследование ее потенциалов и заложенных в ней возможностей» [3, С. 167].