Исследование пленок алмазоподобного углерода и соединений углерода с азотом, синтезированных вакуумно-дуговым методом
Исследованы свойства a-C и СNx покрытий в условиях трения скольжения. Сравнивались покрытия, полученные на идентично подготовленных поверхностях, при равных толщинах и на одинаковых подложках. Покрытия формировались методом осаждения из фильтрованной вакуумно-дуговой плазмы. Изучались состав, стру...
Збережено в:
| Дата: | 2005 |
|---|---|
| Автори: | , , , , , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Науковий фізико-технологічний центр МОН та НАН України
2005
|
| Назва видання: | Физическая инженерия поверхности |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98724 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Исследование пленок алмазоподобного углерода и соединений углерода с азотом, синтезированных вакуумно-дуговым методом / В.Е. Стрельницкий, И.И. Аксенов, В.В. Васильев, А.А. Воеводин, Дж. Г. Джонс, Дж. С. Забински // Физическая инженерия поверхности. — 2005. — Т. 3, № 1-2. — С. 43–53. — Бібліогр.: 53 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| Резюме: | Исследованы свойства a-C и СNx покрытий в условиях трения скольжения. Сравнивались покрытия, полученные на идентично подготовленных поверхностях, при равных толщинах и на
одинаковых подложках. Покрытия формировались методом осаждения из фильтрованной
вакуумно-дуговой плазмы. Изучались состав, структура, микротвердость, модуль упругости,
напряжения, коэффициенты трения и износа покрытий. Установлено, что а-С покрытия имели
микротвердость 52 – 57 ГПа и модуль упругости – в пределах 490 – 560 ГПа. Покрытия СNx
при достаточно высокой микротвердости 28 – 30 ГПа характеризовались сравнительно низким
модулем упругости 160 ГПа. Отмечались заметные различия в трибологическом поведении
покрытий в зависимости от влажности атмосферы, в которой производились испытания. Различия механических и трибологических свойств изучавшихся покрытий могут быть
использованы для оптимального их выбора для тех или иных условий эксплуатации. |
|---|