Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов

Изложен опыт, накопленный в ИЭС им. Е.О. Патона, по разработке материалов, технологий и техники восстановительной и изготовительной дуговой наплавки деталей различных машин и механизмов. Основное внимание уделено энергосберегающим материалам и технологиям, позволяющим выполнять наплавку деталей из у...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2007
Автори: Рябцев, И.А., Кусков, Ю.М., Кондратьев, И.А., Черняк, Я.П., Рябцев, И.И.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України 2007
Назва видання:Автоматическая сварка
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/99314
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов / И.А. Рябцев, Ю.М. Кусков, И.А. Кондратьев, Я.П. Черняк, И.И. Рябцев // Автоматическая сварка. — 2007. — № 3 (647). — С. 21-26. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-99314
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-993142025-02-10T01:01:40Z Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов Materials and energy-saving technologies of hardfacing for restoration and manufacture of machine parts and mechanisms Рябцев, И.А. Кусков, Ю.М. Кондратьев, И.А. Черняк, Я.П. Рябцев, И.И. Производственный раздел Изложен опыт, накопленный в ИЭС им. Е.О. Патона, по разработке материалов, технологий и техники восстановительной и изготовительной дуговой наплавки деталей различных машин и механизмов. Основное внимание уделено энергосберегающим материалам и технологиям, позволяющим выполнять наплавку деталей из углеродистых сталей без или с минимальным подогревом. The experience gained by the E.O. Paton Electric Welding Institute in the development of consumables, technologies and equipment for rejuvenation and manufacturing arc cladding of parts of different machines and mechanisms is described. The focus is on power-saving consumables and technologies, allowing cladding of carbon steel parts to be performed without or with minimal preheating. 2007 Article Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов / И.А. Рябцев, Ю.М. Кусков, И.А. Кондратьев, Я.П. Черняк, И.И. Рябцев // Автоматическая сварка. — 2007. — № 3 (647). — С. 21-26. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 0005-111X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/99314 621.791.92:669.14/15 ru Автоматическая сварка application/pdf Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Производственный раздел
Производственный раздел
spellingShingle Производственный раздел
Производственный раздел
Рябцев, И.А.
Кусков, Ю.М.
Кондратьев, И.А.
Черняк, Я.П.
Рябцев, И.И.
Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
Автоматическая сварка
description Изложен опыт, накопленный в ИЭС им. Е.О. Патона, по разработке материалов, технологий и техники восстановительной и изготовительной дуговой наплавки деталей различных машин и механизмов. Основное внимание уделено энергосберегающим материалам и технологиям, позволяющим выполнять наплавку деталей из углеродистых сталей без или с минимальным подогревом.
format Article
author Рябцев, И.А.
Кусков, Ю.М.
Кондратьев, И.А.
Черняк, Я.П.
Рябцев, И.И.
author_facet Рябцев, И.А.
Кусков, Ю.М.
Кондратьев, И.А.
Черняк, Я.П.
Рябцев, И.И.
author_sort Рябцев, И.А.
title Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
title_short Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
title_full Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
title_fullStr Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
title_full_unstemmed Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
title_sort материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов
publisher Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
publishDate 2007
topic_facet Производственный раздел
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/99314
citation_txt Материалы и энергосберегающие технологии наплавки для восстановления и изготовления деталей машин и механизмов / И.А. Рябцев, Ю.М. Кусков, И.А. Кондратьев, Я.П. Черняк, И.И. Рябцев // Автоматическая сварка. — 2007. — № 3 (647). — С. 21-26. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
series Автоматическая сварка
work_keys_str_mv AT râbcevia materialyiénergosberegaûŝietehnologiinaplavkidlâvosstanovleniâiizgotovleniâdetaleimašinimehanizmov
AT kuskovûm materialyiénergosberegaûŝietehnologiinaplavkidlâvosstanovleniâiizgotovleniâdetaleimašinimehanizmov
AT kondratʹevia materialyiénergosberegaûŝietehnologiinaplavkidlâvosstanovleniâiizgotovleniâdetaleimašinimehanizmov
AT černâkâp materialyiénergosberegaûŝietehnologiinaplavkidlâvosstanovleniâiizgotovleniâdetaleimašinimehanizmov
AT râbcevii materialyiénergosberegaûŝietehnologiinaplavkidlâvosstanovleniâiizgotovleniâdetaleimašinimehanizmov
AT râbcevia materialsandenergysavingtechnologiesofhardfacingforrestorationandmanufactureofmachinepartsandmechanisms
AT kuskovûm materialsandenergysavingtechnologiesofhardfacingforrestorationandmanufactureofmachinepartsandmechanisms
AT kondratʹevia materialsandenergysavingtechnologiesofhardfacingforrestorationandmanufactureofmachinepartsandmechanisms
AT černâkâp materialsandenergysavingtechnologiesofhardfacingforrestorationandmanufactureofmachinepartsandmechanisms
AT râbcevii materialsandenergysavingtechnologiesofhardfacingforrestorationandmanufactureofmachinepartsandmechanisms
first_indexed 2025-12-02T09:22:05Z
last_indexed 2025-12-02T09:22:05Z
_version_ 1850387805713203200
fulltext УДК 621.791.92:669.14/15 МАТЕРИАЛЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПЛАВКИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ И. А. РЯБЦЕВ, канд. техн. наук, Ю. М. КУСКОВ, д-р техн. наук, И. А. КОНДРАТЬЕВ, Я. П. ЧЕРНЯК, И. И. РЯБЦЕВ, кандидаты техн. наук (Ин-т электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины) Изложен накопленный в ИЭС им. Е. О. Патона опыт по разработке материалов, технологий и техники восстановитель- ной и изготовительной дуговой наплавки деталей различных машин и механизмов. Основное внимание уделено энергосберегающим материалам и технологиям, позволяющим выполнять наплавку деталей из углеродистых сталей без или с минимальным подогревом. К л ю ч е в ы е с л о в а : дуговая наплавка, энергосберегаю- щие технологии, наплавочные материалы, порошковые про- волоки Наплавка является одним из наиболее эффектив- ных и экономически выгодных способов восста- новления изношенных деталей или придания осо- бых свойств новым деталям. Нанесение на их повреждаемые поверхности слоев металла спе- циального легирования обеспечивает высокую стойкость к различным видам изнашивания. При наплавке нередко соединяют разнородные мате- риалы, один из которых, как правило, удовлет- ворительно или плохо сваривается и имеет по- ниженную трещиностойкость. Для борьбы с трещинами применяют наплавку подслоя из плас- тичных сталей, а также предварительный и со- путствующий подогрев, при этом после наплавки необходимо обеспечить замедленное охлаждение детали. Указанные меры требуют дополнительных материальных и энергетических затрат, кроме то- го, рост цен на энергоносители снижает эффек- тивность применения наплавки. В ИЭС им. Е. О. Патона разработаны напла- вочные материалы с хорошими сварочно-техно- логическими свойствами, в частности, не требу- ющие предварительного подогрева при наплавке деталей из углеродистых сталей. Металл, наплав- ленный этими материалами, отличается высокими эксплуатационными свойствами в части абразив- ной, термической, коррозионной стойкости и др. В числе новых наплавочных материалов широко применяют порошковую проволоку ПП-АН202 для наплавки деталей из средне- и высокоугле- родистых сталей без подогрева. Наплавленный ме- талл, полученный с применением этой проволоки, соответствует низкоуглеродистой высоколегиро- ванной хромомарганцевой стали, для которой ха- рактерна высокая износостойкость в условиях тре- ния металла по металлу с прослойкой абразива. Наплавленный металл упрочняется в результате воздействия высоких контактных нагрузок, что еще больше увеличивает его износостойкость. Новые порошковые проволоки ПП-АН193 и ПП-АН204 обеспечивают получение наплавлен- ного металла типа мартенситностареющих сталей, отличающихся высокой твердостью, термической стойкостью и износостойкостью при трении ме- талла по металлу при повышенных температурах. Этими проволоками можно наплавлять без подог- рева штампы и штамповую оснастку из инстру- ментальных сталей типа 50ХНМ, 25Х5ФМС для горячего и холодного деформирования металлов. Для наплавки крупногабаритных корпусных деталей из среднеуглеродистых сталей без подог- рева разработана порошковая проволока ПП- АН198. Полученный при ее использовании нап- лавленный металл отличается удовлетворитель- ной трещиностойкостью и имеет показатели проч- ности на уровне конструкционных сталей типа стали 35 и др. Разрабатываются экономнолегированные напла- вочные материалы (суммарное содержание легиру- ющих элементов составляет не более 5 мас. %) с триботехническими характеристиками на уровне высоколегированных наплавочных материалов. Так, металл, наплавленный экономнолегирован- ной порошковой проволокой ПП-АН194, имеет износостойкость в 2…3 раза выше, чем у ранее разработанных наплавочных материалов с анало- гичным уровнем легирования. Такие показатели износостойкости достигаются за счет формиро- вания в наплавленном металле микроструктур, от- вечающих принципу Шарпи: отдельные твердые включения с низким коэффициентом трения и ма- лой склонностью к задирам располагаются в плас- тичной матрице. С применением упомянутых материалов раз- работаны технологии наплавки ответственных де- © И. А. Рябцев, Ю. М. Кусков, И. А. Кондратьев, Я. П. Черняк, И. И. Рябцев, 2007 3/2007 21 талей оборудования горно-обогатительных ком- бинатов Украины. Работы проводили совместно с ПКФ «Укркомплект», ООО «Альянс ГРУП», ДП «Кривбасстехмаш» и другими предприятиями, на которых восстанавливали корпусные детали (ста- нина и корпус кольца) конусных дробилок (рис. 1, 2), валы дробящих конусов конусных дробилок (рис. 3), зубчатые венцы шаровых мельниц раз- мола руды (рис. 4), корпусы тележек обжиговых машин для производства окатышей и пр. [1, 2]. Для восстановления станины и корпуса кольца из стали 35 использовали полуавтоматическую наплавку порошковой проволокой ПП-АН198. Наплавку изношенных поверхностей станины вы- полняли по отдельным секторам в несколько сло- ев. При необходимости для установки наплавля- емой поверхности в удобное для наплавки поло- жение осуществляли кантовку станины. Общее время наплавки одной станины составляло 17 сут, при этом израсходовали более 600 кг порошковой проволоки. Механическая обработка наплавлен- ных поверхностей станины трудностей не вызва- ла, что особенно важно при обработке деталей больших размеров. После механической обработ- ки на наплавленных поверхностях дефектов об- наружено не было. Аналогично выполняли наплавку корпуса кольца: сначала его торцевой поверхности по сек- торам в два слоя, а затем — конических и вер- тикальных поверхностей кольца, контактирую- щих с соответствующими поверхностями стани- ны. Наплавку изношенных или разрушенных вит- ков упорной резьбы начинали выполнять с гори- зонтального участка витка по секторам. При не- обходимости на некоторых участках резьбы с по- мощью медных пластин выполняли подформовку наплавленного металла. Общая масса порошковой проволоки, израсходованной при наплавке корпу- са кольца, превысила 500 кг. Качество и обработка наплавленного металла были аналогичны полу- ченным при наплавке станины. Большие сложности возникли при разработке технологии наплавки вала дробящего конуса, из- готовленного из стали 40 либо низколегированной стали типа 34ХНМ (рис. 3). Износ (до 10…12 мм на сторону) происходил в зоне контакта верхней цилиндрической части вала с бронзовой втулкой в результате попадания в зазор между ними пыли Рис. 1. Схема конусной дробилки: 1 — станина; 2 — корпус кольца; 3 — вал 22 3/2007 с повышенными абразивными свойствами. При эксплуатации выходила из строя и часть вала с упорной резьбой, на которой подвешен конус. При этом в результате усталостных процессов проис- ходили сколы отдельных витков резьбы (модули резьбы в диапазоне 40…50) или локальное раз- рушение нескольких ее витков. Перед наплавкой восстанавливаемые участки подвергали ультразвуковому контролю. При на- личии трещин усталостного происхождения их обязательно удаляли путем механической обра- ботки абразивными кругами. Для наплавки ис- пользовали самозащитные порошковые проволо- ки марок ПП-АН198 и ПП-АН202. Изношенную цилиндрическую часть конуса наплавляли порош- ковой проволокой ПП-АН198, а более нагружен- ную резьбовую — высоколегированной проволо- кой ПП-АН202. Твердость наплавленного металла составляла не более HRC 30, что не вызывает зат- руднений при механической обработке с по- мощью специального оборудования. Качество об- работанной поверхности наплавленного металла оценивали с помощью ультразвукового контроля. Затраты на восстановление валов конусов не пре- вышали 30 % стоимости новых изделий при оди- наковом сроке эксплуатации. Совместно с ПКФ «Укркомплект» разработана технология наплавки изношенных зубьев венца привода вращения шаровой мельницы: модуль зубьев — 20; число зубьев — 268; длина зубьев — 800 мм; угол наклона зуба — 5°15′; наружный диаметр венца — 5410 мм; количество секто- ров — 2; общая масса двух секторов венца 16,5 т (рис. 4). Полуавтоматическую наплавку зубьев вы- полняли порошковой проволокой ПП-АН198 в Рис. 2. Наплавляемые поверхности (жирные линии) корпуса кольца (а, б) и станины конусной дробилки (в) Рис. 3. Восстановление вала конусной дробилки дуговой наплавкой: а — схема восстанавливаемых поверхностей конуса; б — полуавто- матическая наплавка изношенной поверхности конуса 3/2007 23 непрерывном режиме. С учетом условий работы зубьев венца наплавку осуществляли с предвари- тельным местным подогревом до 150…200 °С. Сначала наплавляли торцы зубьев, а последую- щую наплавку осуществляли вдоль образующей зуба обратноступенчатым способом. Общее время наплавки двух секторов зубчатого венца соста- вило 27 сут, расход порошковой проволоки — 2350 кг. Всего было наплавлено и обработано три зубчатых венца. Масса корпуса тележек обжиговых машин из стали 14ХМТЛ приблизительно равна 5 т, длина — около 4 м. Тележки собирают в замкнутую аг- ломерационную ленту, на которой находятся об- жигаемые доменные окатыши. Основной причи- ной выхода тележек из строя является деформация их боковых балок вследствие неравномерного наг- рева. Внешний осмотр вышедших из строя кор- пусов 70 тележек показал, что окалина на них практически отсутствует, не обнаружены также усталостные трещины. С учетом причин выхода тележек из строя для их наплавки использовали самозащитную порош- ковую проволоку ПП-АН198. В зависимости от прогиба выбирали количество наплавляемых сло- ев. После наплавки каждого слоя выполняли ме- ханическую зачистку наплавленной поверхности абразивными кругами. После завершения наплав- ки механическим способом зачищали наплавлен- ную поверхность по всей длине балки, обеспе- чивая при этом зазор между наплавленной по- верхностью и специальным шаблоном не более 1…2 мм. Общее количество металла, наплавлен- ного на один корпус тележки, составляло 110…120 кг. По предложенной технологии было наплавлено более 70 шт. тележек. Совместно с ООО «Центрстальконструкция» и ГП СУ-39 выполнена наплавка опорно-поворот- ного устройства (ОПУ) уникального крана МКТ-250 (рис. 5), который позволяет производить монтаж конструкций массой до 250 т на высоте 57 м [3]. По своей конструкции ОПУ представляет собой крупногабаритный радиально-упорный ролико- вый подшипник большой массы (масса зубчатого кольца ОПУ достигает 1,5 т, средний диаметр — 3 м). Детали ОПУ изготовлены из высокоуглеро- дистых низколегированных сталей марок 50Х и 50ХГМ. С помощью внешнего осмотра и метода цвет- ной и ультразвуковой дефектоскопии установле- но, что поверхности катания зубчатого и соеди- нительного колец ОПУ подвержены механичес- кому и усталостному износу беговых дорожек вследствие многократного передеформирования одних и тех же объемов металла. Для наплавки обоих колец использовали самозащитную порош- ковую проволоку ПП-АН202 диаметром 2 мм. Все поверхности катания, подлежащие наплав- ке, оценивали с помощью ультразвуковой и цвет- ной дефектоскопии; обнаруженные дефекты уда- ляли путем механической обработки. В связи с высоким содержанием углерода в основном ме- талле перед наплавкой наплавляемые участки ко- Рис. 4. Схема восстановления двух секторов зубчатого венца шаровой мельницы (а) и внешний вид восстановленных секторов (б): 1 — профиль изношенного зуба; 2, 3 — профиль наплавленного зуба соответственно после механической обработки и наплавки Рис. 5. Полуавтоматическая наплавка зубчатого кольца опорно- поворотного устройства крана МКТ-250 24 3/2007 лец подогревали газовыми горелками до темпе- ратуры 120…150 °С. Восстанавливаемые поверх- ности наплавляли по секторам, длина дуги при этом (по наружному диаметру) составляла при- мерно 200…250 мм. Наплавку колец выполняли одновременно два сварщика (наплавщика) на ди- аметрально противоположных участках при го- ризонтальном (или близком к нему) расположении наплавляемых поверхностей в удобном для нап- лавки положении. Наплавку осуществляли в две смены на протяжении семи дней, после чего нап- лавленные кольца подвергали замедленному ох- лаждению. Затем выполняли механическую об- работку наплавленных колец ОПУ. При ультраз- вуковом и капиллярном контроле дефектов в нап- лавленном слое обнаружено не было. Наплавлен- ные детали ОПУ установлены на кране МКТ-250, который в настоящее время успешно эксплуати- руется. Для наплавки изношенных валов приводов эс- калаторов Киевского метрополитена без подъема их на поверхность разработана установка, позво- ляющая выполнять автоматическую наплавку и механическую обработку валов до и после нап- лавки (рис. 6). Валы изготовлены из углеродистых конструкционных сталей. Для их наплавки без по- догрева используют порошковую проволоку ПП- АН202 диаметром 2 мм. Износ вала, как правило, невелик, поэтому наплавку осуществляют в один слой. С использованием новой экономнолегирован- ной порошковой проволоки ПП-АН194, обеспе- чивающей получение наплавленного металла с по- вышенными триботехническими характеристика- ми [4], разработаны технологии автоматической наплавки деталей, работающих в условиях сухого трения металла по металлу — крановых колес (рис. 7), катушек шнеков диффузионных аппара- тов сахарных заводов и др. Для изготовительной и восстановительной наплавки штоков шахтных гидрокрепей проход- ческих комбайнов, плунжеров гидропрессов и других деталей разработана порошковая прово- лока ПП-Нп-30Х20МН. Металл, полученный при наплавке этой проволокой, имеет мартенситно- ферритную структуру и твердость HRC 42…45. Он характеризуется достаточно высокой корро- зионной стойкостью в водно-солевой среде, а так- же стойкостью против изнашивания при трении металла по металлу. Износ штоков гидрокрепей не превышает десятых долей миллиметра. Для их восстановления разработана технология автома- тической однослойной дуговой наплавки, толщи- на наплавленного слоя составляет 0,5…1,0 мм. Применение наплавки позволило исключить та- кую операцию, как хромирование штоков. С использованием ранее созданных порошко- вых проволок разработаны технологии наплавки деталей, эксплуатирующихся в условиях ударно- Рис. 6. Наплавленный вал привода эскалатора метрополитена Рис. 7. Автоматическая наплавка порошковой проволокой ПП-АН194 поверхности катания (а) и реборды (б) кранового колеса 3/2007 25 абразивного изнашивания. В частности, с исполь- зованием самозащитной проволоки ПП-АН105 наплавлены лифтеры и детали футеровок из стали Г13Л мельницы самоизмельчения. Разработана технология автоматической наплавки проволокой ПП-АН105 под флюсом АН-26 цилиндрических валков дробилок. Порошковая проволока ПП- АН105 хорошо зарекомендовала себя также при восстановлении ковшей карьерных экскаваторов вместимостью 5, 8 и 10 м3 (рис. 8) [5]. Для автоматической наплавки открытой дугой деталей, работающих в условиях интенсивного аб- разивного изнашивания и умеренных ударов, нап- ример, лемехов плугов и культиваторов, ножей грейдеров и бульдозеров, а также других изделий, использовали самозащитную порошковую прово- локу ПП-АН192. Одновременную наплавку двух кромок ножей грейдеров выполняют при их из- готовлении. При этом наплавку осуществляют с колебаниями, что позволяет получить на двух кромках ножа износостойкие слои толщиной 2,0…2,5 мм и шириной до 30 мм. Для наплавки новых дисковых ножей культи- ваторов изготовлена автоматическая установка, на которой с использованием порошковой проволоки ПП-АН192 наплавляются ножи разного диаметра. Наплавку выполняют с колебаниями, что обес- печивает необходимые в плане самозатачивания геометрические характеристики наплавленного слоя — толщину 2,0…2,5 мм, ширину — до 20 мм. Представленный в данной статье перечень (хо- тя и далеко неполный) восстановленных и упроч- ненных с помощью наплавки деталей (в основном крупногабаритных) убедительно демонстрирует большие возможности применения новых напла- вочных материалов, а также разрабатываемых для них технологий наплавки. 1. Восстановление крупногабаритных деталей оборудова- ния горно-обогатительных комбинатов методами дуго- вой наплавки / И. А. Рябцев, Ю. М. Кусков, Ю. А. Ма- ховский и др. // Сварщик. — 2002. — № 1. — С. 6–8. 2. Рябцев И. А., Кусков Ю. М., Поддубский А. И. Восстанов- ление деталей конусной дробилки дуговой наплавкой // Там же. — 2004. — № 1. — С. 16–17, 19. 3. Восстановление колец опорно-поворотного устройства крана МКТ-250 / И. А. Рябцев, Ю. М. Кусков, Я. П. Чер- няк и др. // Там же. — 2004. — № 4. — С. 35–37. 4. Триботехнические характеристики наплавленного метал- ла системы Fe–Cr–Si–Mn–P / И. И. Рябцев, Ю. М. Кус- ков, В. Ф. Грабин и др. // Автомат. сварка. — 2003. — № 6. — С. 20–24. 5. Восстановление ковшей карьерных экскаваторов нап- лавкой самозащитными проволоками / Ю. М. Кусков, И. А. Кондратьев, А. Г. Богаченко и др. // Сварщик. — 2004. — № 6. — С. 16–17. The experience gained by the E. O. Paton Electric Welding Institute in the development of consumables, technologies and equipment for rejuvenation and manufacturing arc cladding of parts of different machines and mechanisms is described. The focus is on power-saving consumables and technologies, allowing cladding of carbon steel parts to be performed without or with minimal preheating. Поступила в редакцию 27.04.2006 Рис. 8. Вид изношенного ковша экскаватора вместимостью 5 м3 до (а) и после наплавки (б) 26 3/2007