Sound interface design for blind PC users
The main advantages and disadvantages of the most widespread means of access to PC by blind people are considered. A structure and functioning of sound surrounding for blind people is provided with the help of which they will be able to develop computer programs together with sighted programmers.
Збережено в:
| Дата: | 2015 |
|---|---|
| Автори: | , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Ukrainian |
| Опубліковано: |
PROBLEMS IN PROGRAMMING
2015
|
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://pp.isofts.kiev.ua/index.php/ojs1/article/view/32 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Problems in programming |
| Завантажити файл: | |
Репозитарії
Problems in programming| id |
pp_isofts_kiev_ua-article-32 |
|---|---|
| record_format |
ojs |
| resource_txt_mv |
ppisoftskievua/f3/259dfe1b22e008a9dda71af8f47541f3.pdf |
| spelling |
pp_isofts_kiev_ua-article-322018-10-09T14:26:06Z Sound interface design for blind PC users Средства построения звукового интерфейса для незрячих пользователей ПК Засоби побудови звукового интерфейсу для незрячих користувачів ПК Ruvinskaya, V.M. Prigozhev, A.S. UDC 004.52 УДК 004.52 УДК 004.52 The main advantages and disadvantages of the most widespread means of access to PC by blind people are considered. A structure and functioning of sound surrounding for blind people is provided with the help of which they will be able to develop computer programs together with sighted programmers. Рассматриваются основные достоинства и недостатки наиболее распространённых средств доступа незрячих к ПК. Предлагаются структура и функции слуховой среды для незрячих, с помощью которых они смогут разрабатывать программы наряду со зрячими программистами. Розглядаються основні достоїнства й недоліки найбільш розповсюджених засобів доступу незрячих до ПК. Пропонується структура й функції слухового середовища програмування, за допомогою якого вони зможуть розробляти програми разом із зрячими програмістами. PROBLEMS IN PROGRAMMING ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМИ ПРОГРАМУВАННЯ 2015-07-01 Article Article application/pdf https://pp.isofts.kiev.ua/index.php/ojs1/article/view/32 PROBLEMS IN PROGRAMMING; No 4 (2003) ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ; No 4 (2003) ПРОБЛЕМИ ПРОГРАМУВАННЯ; No 4 (2003) 1727-4907 uk https://pp.isofts.kiev.ua/index.php/ojs1/article/view/32/36 Copyright (c) 2015 ПРОБЛЕМИ ПРОГРАМУВАННЯ |
| institution |
Problems in programming |
| baseUrl_str |
https://pp.isofts.kiev.ua/index.php/ojs1/oai |
| datestamp_date |
2018-10-09T14:26:06Z |
| collection |
OJS |
| language |
Ukrainian |
| topic |
UDC 004.52 |
| spellingShingle |
UDC 004.52 Ruvinskaya, V.M. Prigozhev, A.S. Sound interface design for blind PC users |
| topic_facet |
UDC 004.52 УДК 004.52 УДК 004.52 |
| format |
Article |
| author |
Ruvinskaya, V.M. Prigozhev, A.S. |
| author_facet |
Ruvinskaya, V.M. Prigozhev, A.S. |
| author_sort |
Ruvinskaya, V.M. |
| title |
Sound interface design for blind PC users |
| title_short |
Sound interface design for blind PC users |
| title_full |
Sound interface design for blind PC users |
| title_fullStr |
Sound interface design for blind PC users |
| title_full_unstemmed |
Sound interface design for blind PC users |
| title_sort |
sound interface design for blind pc users |
| title_alt |
Средства построения звукового интерфейса для незрячих пользователей ПК Засоби побудови звукового интерфейсу для незрячих користувачів ПК |
| description |
The main advantages and disadvantages of the most widespread means of access to PC by blind people are considered. A structure and functioning of sound surrounding for blind people is provided with the help of which they will be able to develop computer programs together with sighted programmers. |
| publisher |
PROBLEMS IN PROGRAMMING |
| publishDate |
2015 |
| url |
https://pp.isofts.kiev.ua/index.php/ojs1/article/view/32 |
| work_keys_str_mv |
AT ruvinskayavm soundinterfacedesignforblindpcusers AT prigozhevas soundinterfacedesignforblindpcusers AT ruvinskayavm sredstvapostroeniâzvukovogointerfejsadlânezrâčihpolʹzovatelejpk AT prigozhevas sredstvapostroeniâzvukovogointerfejsadlânezrâčihpolʹzovatelejpk AT ruvinskayavm zasobipobudovizvukovogointerfejsudlânezrâčihkoristuvačívpk AT prigozhevas zasobipobudovizvukovogointerfejsudlânezrâčihkoristuvačívpk |
| first_indexed |
2025-07-17T09:55:37Z |
| last_indexed |
2025-07-17T09:55:37Z |
| _version_ |
1850411076661805056 |
| fulltext |
Прикладные программные системы
© В.М. Рувинская, А.С. Пригожев, 2003
100 ISSN 1727-4907. Проблемы программирования. 2003. № 4
УДК 004.52
В.М. Рувинская, А.С. Пригожев
СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ ЗВУКОВОГО ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ
НЕЗРЯЧИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПК
Рассматриваются основные достоинства и недостатки наиболее распространён-
ных средств доступа незрячих к ПК. Предлагаются структура и функции слуховой
среды для незрячих, с помощью которых они смогут разрабатывать программы наря-
ду со зрячими программистами.
Введение
Развитие компьютерных техно-
логий привело к росту их применения
во всех сферах человеческой дея-
тельности. И это связано прежде все-
го с разработкой и внедрением гра-
фического интерфейса пользователя с
компьютером. Переход от интерфейса
командной строки к графическому
интерфейсу произвел переворот во
взаимодействии «человек—компьютер».
Если раннее, используя интерфейс ко-
мандной строки, с компьютером могли
работать только специалисты, то те-
перь такое взаимодействие стало дос-
тупно широкому кругу пользователей.
Это произошло благодаря объектной
ориентированности графического ин-
терфейса, что позволило организовать
работу в терминах предметной области
пользователя. Кроме того, работа с
компьютером стала интуитивно проще,
так как на графическом экране теперь
помещается намного больше облег-
чающей работу информации, чем ра-
нее на текстовом, и для каждого дейст-
вия пользователя предусмотрено не-
сколько возможностей (это и меню с
текстовыми названиями, и картинки, и
другое).
Однако внедрение более усо-
вершенствованного графического ин-
терфейса, настроенного на визуальное
восприятие, сделало затруднительным
работу с ним незрячего пользователя
(ведь зачастую они работают вместе со
зрячими пользователями над одними
проектами, используют те же возмож-
ности информационных технологий).
В связи с этим возникла необходи-
мость проектирования специального
программного и аппаратного обеспе-
чения для доступа к компьютеру не-
зрячих (слабовидящих) пользователей.
Основными требованиями к таким
программным продуктам являются од-
нозначное преобразование графиче-
ского интерфейса пользователя в ин-
терфейс, удобный для восприятия не-
зрячим пользователем, а также удобст-
во его использования.
Обзор средств доступа незрячих к ПК
Среди аппаратных средств, ис-
пользуемых незрячими пользователя-
ми, можно выделить прежде всего уст-
ройства и терминалы, основанные на
шрифте Брайля. Главным достоинством
брайлевских терминалов является то,
что они однозначно преобразуют гра-
фический интерфейс пользователя в
интерфейс, удобный для незрячего
пользователя. Однако из-за их дорого-
визны они не имеют большого распро-
странения, в частности в Украине.
Другим направлением является
разработка программного обеспечения
для перевода графического интерфейса
в интерфейс, удобный для восприятия
его незрячим коллегой: построение
звукового интерфейса к Web-браузеру,
текстовому процессору и другим, часто
используемым приложениям. Есть и бо-
лее общие разработки, связанные непо-
средственно с озвучиванием интерфей-
са операционной системы Microsoft
Windows, а также X-Windows for Linux
без привязки к архитектуре приложе-
ний. Существует и ещё одно направле-
ние – разработка сред программиро-
вания для незрячих пользователей.
Фрагмент классификации средств для
работы с компьютером незрячих поль-
зователей приведен на рис. 1.
Прикладные программные системы
101
К первой категории программ
относится система МЕРКАТОР (Элиза-
бет Минат, Технический университет
штата Джорджия, США [1], [2]), ко
второй – программная надстройка над
браузером, реализующая расширение
стандартного HTML для доступа незря-
чих пользователей, под названием
AUDIS [3] и среда для доступа незря-
чих пользователей к базам данных
AVANTI [4], к третьей – "Голосовой
Паскаль" [5]. Проект JAWS for Win-
dows фирмы «Freedom Scientific» [6]
можно отнести и к группе 1, так как
он позволяет настраивать графический
интерфейс Windows для незрячих
пользователей, и, кроме того, к группе
3, поскольку содержит мощную среду
программирования.
Рассмотрим подробнее наиболее
интересные системы.
Проект «Меркатор» разрабаты-
вается в Техническом институте штата
Джорджия США. Данная система по-
зволяет озвучивать интерфейс и при-
ложения системы X-Window для ОС
Linux. Основная идея состоит в том,
чтобы дать возможность работать на
одном и том же рабочем месте незря-
чему пользователю и его зрячему кол-
леге. Основой построения звукового
интерфейса является иерархическая
модель звукового интерфейса. Каждый
элемент интерфейса представляется
вложенным в некоторый элемент-
контейнер. На верхушке иерархии на-
ходится сама графическая оболочка (в
данном случае – X-Window). Следую-
щим уровнем иерархии в системе
МЕРКАТОР являются окна приложе-
ний, которые в свою очередь содержат
нижние уровни интерфейса, такие, как
панели, кнопки, поля редактирования и
другие. Используя эту модель, а также
двухкомпонентность системы X-Win-
dows, состоящей из Х-клиента и Х-
сервера, программа отслеживает за-
просы от клиента к серверу и обратно,
используя расширенный протокол
взаимодействия Editres. Необходимо
отметить важное достоинство этого
проекта – простота навигации по ин-
терфейсу, поскольку иерархическую
структуру гораздо легче запомнить.
Другой разработкой, связанной с
обеспечением работы незрячих поль-
зователей с ПК, является программа
JAWS for Windows фирмы Freedom Sci-
entific. Основой ее функционирования
являются скрипты (программы на-
стройки интерфейса для незрячих) и
набор диспетчеров:
• диспетчер окон позволяет оп-
ределять различные типы областей эк-
рана, в частности создавать невидимые
области, а также задавать при помощи
Средства доступа незрячих к ПК
Аппаратные Программные
Программы-скринридеры,
озвучивающие то, что
находится на экране
Программы,
содержащие звуковой
интерфейс с
пользователем
Средства разработки
программного
обеспечения
незрячими
пользователями
Рис. 1. Классификация компьютерных средств реабилитации незрячих
Прикладные программные системы
102
скриптов JAWS, что необходимо про-
говаривать для пользователя или, на-
оборот, игнорировать;
• диспетчер словаря использует-
ся для записи, а затем произношения
различных звуков, специфичных слов,
в частности сокращений;
• диспетчер конфигурации из-
меняет стандартные клавиши програм-
мы;
• диспетчер клавиатуры позво-
ляет переназначить горячие клавиши
программы.
Настройка производится при по-
мощи скриптов. В сущности, JAWS яв-
ляется композицией языка программи-
рования и среды озвучивания интер-
фейса. JAWS содержит язык програм-
мирования интерпретирующего типа
(так называемый диспетчер скриптов),
включающий все необходимые элемен-
ты, в частности операторы циклов, ус-
ловий, а также средства объектно-
ориентированного программирования.
Поскольку в среду программирования
JAWS встроены специальные средства
для работы с экраном и функции для
работы со звуком, она может быть на-
строена практически на любую про-
грамму независимо от ее интерфейса.
Недостаток ее заключается в том, что
она строит, в основном, пространст-
венный интерфейс. Это значит, что
пользователь «слышит», что находится
на экране, по мере продвижения мы-
ши. Основной же недостаток в том,
что на экране может быть много ин-
терфейсных элементов и при таком
просмотре они для пользователя не
упорядочены, значит, их трудно за-
помнить.
Таким образом, JAWS, как и
МЕРКАТОР, позволяют озвучивать фа-
ктически любое приложение. Сравни-
тельная характеристика проектов МЕ-
РКАТОР и JAWS приведена в таблице.
Основным достоинством систе-
мы МЕРКАТОР является возможность
работы незрячего пользователя с по-
мощью интерфейса, в котором легко
ориентироваться благодаря его хоро-
шей структурированности. JAWS же
позволяет гибко настраивать звуковой
интерфейс для различных приложений
с помощью скриптов.
Кроме системы JAWS, ориенти-
рованной прежде всего на написание
звуковых надстроек над существую-
щими программами, существует также
среда программирования для незрячих
пользователей «Голосовой Паскаль»
для DOS. Данная среда представляет
собой озвучиваемый редактор для
Паскаль-программ, а также модифика-
Таблица. Сравнительные характеристики программ JAWS и МЕРКАТОР
МЕРКАТОР JAWS
Настройка на GUI Автоматическая, на основе
анализа сообщений, от-
правляемых от X-клиента
к X-серверу
Скриптовая. С программой
поставляется набор настро-
ечных скриптов, осуществ-
ляющих настройку про-
граммы на интерфейс «по
умолчанию»
Вид интерфейса Иерархический, позволяет
структурно представить
элементы интерфейса
приложения
Пространственный, озвучи-
вает интерфейс приложение
„как есть”
Тип озвучивания Преимущественно звуко-
вой. В качестве средства
для озвучивания событий
используются близкие по
роду звуки (например, для
окна редактирования –
звук пишущей машинки)
Преимущественно речевой.
События и значки интер-
фейса озвучиваются при по-
мощи речи и голоса
Прикладные программные системы
103
цию для стандартного модуля Crt, ори-
ентированную на голосовой вывод.
Ввод программы осуществляется с ис-
пользованием обычной клавиатуры
компьютера, вывод – при обращении
к DOS-драйверу звуковой карты. Ос-
новными достоинствами данной среды
разработки являются: возможность го-
лосового вывода сообщений об ошиб-
ках с переходом к ошибочному моду-
лю, русификация сообщений компиля-
тора. Недостатками данной программы
являются текстовый интерфейс с поль-
зователем и привязка к MS DOS.
Постановка задачи на разработку
среды программирования для
незрячих пользователей
Проанализировав разработки
для незрячих пользователей ПК, при-
веденные выше, можно сделать вывод,
что в настоящее время наибольшее
распространение получили програм-
мы, озвучивающие интерфейс пользо-
вателя для различных прикладных си-
стем или самого GUI. Такие системы
обладают способностью анализировать
графический интерфейс, преобразо-
вывать его в понятную для пользова-
теля и простую для навигации форму,
производить настройку системы под
конкретный интерфейс. В процессе
разработки этих программ учитыва-
лись прежде всего требования незря-
чих пользователей к удобству работы
с интерфейсом. В частности, в [2]
описываются отзывы незрячих поль-
зователей о работе с системой МЕР-
КАТОР, которые послужили поводом
для дальнейшей ее модификации. Си-
стема Jaws используется незрячими
пользователями для озвучивания и на-
стройки существующих программ.
Однако в настоящее время не сущест-
вует средств, с помощью которых не-
зрячие программисты могут разраба-
тывать современные программы, а
средства озвучивания (например,
JAWS и МЕРКАТОР) не учитывают
особенности таких приложений, как
среды разработки программ. В резуль-
тате проведенных бесед, опросов опыт-
ных незрячих пользователей и про-
граммистов выяснилось, что сущест-
вует потребность в такого рода систе-
мах. Необходимо более широко и пол-
но включить незрячих в процесс раз-
работки программного обеспечения,
дать возможность реализовать кон-
кретные задачи в рамках программно-
го проекта.
В связи с этим предлагается раз-
работать систему, позволяющую на од-
ном рабочем месте объединить усилия
как зрячего, так и незрячего програм-
миста. Такая система должна удовле-
творять следующим требованиям:
1. Возможность разработки
программ незрячим программистом,
причем полученной программой могли
бы пользоваться как зрячий, так и не-
зрячий пользователь.
2. Наличие специализированно-
го интерфейса для работы незрячего
пользователя со средой программиро-
вания, например Delphi, Visual C,
Visual Basic и др.
3. Возможность автоматизиро-
ванного преобразования интерфейса
проектируемой незрячим пользовате-
лем программы в обычный графиче-
ский интерфейс либо в его заготовку.
4. Возможность использовать
преимущества «визуального» програм-
мирования незрячим пользователем.
5. Возможность обучения про-
граммированию незрячих пользователей.
Структурная схема предлагаемой
системы
Как уже отмечалось, основным
достоинством системы МЕРКАТОР яв-
ляется тот факт, что за одним рабочим
местом могут работать как зрячий, так
и незрячий пользователь, что позволя-
ет значительно упростить их взаимо-
действие. Поэтому выглядит логичным
постановка к проектируемой системе
требований, обозначенных в пп. 1 и 2.
Логическим следствием первого требо-
вания является третье требование, реа-
лизация которого в проектируемой
системе позволяет практически устра-
нить разницу между программами, на-
писанными зрячими и незрячими. Реа-
лизация в системе оставшихся требо-
Прикладные программные системы
104
ваний позволит обеспечить то же
удобство в программировании, которое
имеют зрячие пользователи.
Любую современную среду про-
граммирования можно логически раз-
бить на несколько составляющих: сре-
да разработки, редактор программ, ви-
зуальный редактор интерфейса и сис-
тема помощи. Учитывая такую архи-
тектуру сред программирования, ло-
гично построить среду разработки для
незрячего пользователя, используя ту
же модель, что и для среды програм-
мирования для зрячего пользователя.
Каждая составляющая среды програм-
мирования для незрячего пользователя
является надстройкой над соответст-
вующим компонентом среды програм-
мирования для зрячего пользователя
(рис. 2). В состав этой надстройки вхо-
дят программный блок, реализующий
звуковой интерфейс для соответст-
вующей составляющей среды про-
граммирования (редактор текста, ди-
зайнер экранных форм и т.п.), а также
иерархическая структура интерфейса в
виде дерева (такой интерфейс, как
рассматривалось выше, наиболее при-
емлем для незрячего пользователя).
Структура и состав элементов дерева
зависят от конкретных особенностей
компонента, для которого проектиру-
ется это дерево. Так, например, для
программного кода удобно использо-
вать структуру, схожую с синтаксиче-
ским деревом разбора, описанным в
[7]. Программы для Windows основаны
на событиях, и форма заготовки окна
интегрируется с программным кодом.
В свою очередь каждый обработчик
состоит из операторов, которые пред-
ставимы в виде дерева лексем. Для ра-
боты незрячего пользователя с таким
представлением программы его необ-
ходимо расширить средствами звуко-
вого форматирования, т.е., например,
ключевые слова и идентификаторы бу-
дут озвучены по-разному, для того что-
бы обеспечить удобства работы анало-
гичные тем, что обеспечивает среда
для зрячего пользователя. Разработка
интерфейса проектируемой программы
будет проводиться с использованием
модуля звукового интерфейса среды
Среда программирования
Среда разработки Редактор программ Система помощиВизуальный редактор
интерфейса
Дерево интерфейса
среды разработки
Модуль звукового
интерфейса среды
разработки
Модуль звукового
интерфейса редактора
программ
Модуль звукового
интерфейса системы
помощи
Модуль звукового
интерфейса редактора
интерфейса
Среда помощи и обучения работе со
звуковым интерфесом разработчика
Дерево интерфейса
редактора программ
Дерево интерфейса
редактора интерфейса
Дерево интерфейса
среды помощи
Звуковой интерфейс
Звуковая среда программирования
Рис. 2. Структура звуковой среды программирования
Прикладные программные системы
105
разработки, результат будет записы-
ваться во внутреннее представление в
виде дерева, а затем автоматически
преобразовываться как в общеприня-
тый графический интерфейс, точнее, в
его заготовку (для зрячего пользовате-
ля), так и (по желанию программиста)
в звуковой, чтобы с этой программой
мог работать и незрячий пользователь.
Из рис. 2 видно, что система яв-
ляется надстройкой над обычной сре-
дой программирования. С помощью
такой надстройки можно будет созда-
вать новые программы для зрячих и
незрячих пользователей, а также на-
страивать существующие исходные
программы с графическим интерфей-
сом, добавляя к ним звуковой интер-
фейс.
Особое место в системе занима-
ет звуковой интерфейс системы помо-
щи. Он должен реализовывать не толь-
ко контекстно зависимую справку, но
и обеспечивать обучение незрячего
пользователя работе в системе, а также
обучение его языку программирова-
ния, используемому в системе, и про-
граммированию вообще. Иными сло-
вами, надстройка должна не просто
озвучивать систему помощи, но и со-
держать обучающий курс по работе с
системой и звуковыми интерфейсами,
что позволит упростить работу незря-
чего пользователя.
Предлагается несколько вариан-
тов реализации систем программиро-
вания для незрячих пользователей:
1. Использование команд ком-
пилятора командной строки.
2. Использование среды про-
граммирования зрячего пользователя в
качестве COM-компонента системы,
т.е. реализация системы в качестве
расширения среды программирования.
Рассмотрим подробнее каждый
из вариантов. При первом варианте
предполагается реализация специали-
зированного текстового редактора для
незрячих пользователей в среде Win-
dows и его использование в качестве
среды для написания программ. Ос-
новными его задачами являются редак-
тирование текста программы и заго-
товки окна в удобной для пользователя
форме, а также их преобразование в
стандартные файлы той среды разра-
ботки, для которой используется про-
грамма. Для компиляции используется
компилятор командной строки той
среды разработки, для которой приме-
няется данный редактор. Такой вари-
ант реализации имеет определенный
недостаток – зрячий и незрячий поль-
зователи вынуждены запускать раз-
личное программное обеспечение для
разработки системы.
Второй вариант устраняет этот
недостаток – незрячий пользователь
для работы с системой должен будет
запустить только программу-расшире-
ние оболочки, что позволит представ-
лять ему среду разработки в удобной
для него иерархической форме. Будучи
запущенным, это расширение форми-
рует для пользователя иерархическое
представление разрабатываемой про-
граммы, а также иерархическое пост-
роение интерфейса разработчика, по-
добно приведенному в [1] и [2]. Для
озвучивания данного расширения ис-
пользуется программа JAWS. Работая
со средой, пользователь использует
клавиатуру компьютера для переклю-
чения и перемещения между иерархи-
ческим представлениям интегрирован-
ной среды разработки, которое вклю-
чает в себя меню среды, палитру ком-
понентов и другое, и иерархическим
представлением разрабатываемой про-
граммы. При выборе компонента в IDE
пользователь имеет возможность пере-
ключиться в иерархическое представ-
ление разрабатываемой программы и
установить этот компонент на соответ-
ствующий уровень иерархического
представления разрабатываемой про-
граммы. После этих действий пользо-
ватель, опять с помощью иерархиче-
ского представления среды разработки,
может установить некоторые свойства
компонента. При выполнении пользова-
телем вышеописанной последователь-
ности действий система не только фо-
рмирует новое иерархическое предста-
вление программы, но и вносит необ-
ходимые коррективы в заготовку окна
Прикладные программные системы
106
и исходный код, содержащийся в среде
разработки для зрячего пользователя.
Это дает возможность зрячему разра-
ботчику, не выходя при этом из систе-
мы, подключиться к разработке.
Выводы
Рассмотрены различные про-
граммные средства, позволяющие не-
зрячему пользователю работать с ПК.
Предлагается разработать надстройку
для незрячих программистов, с помо-
щью которой они смогут разрабаты-
вать программное обеспечение наряду
со зрячими программистами. Дальней-
шие исследования будут направлены
на детализацию архитектуры системы,
разработку внутреннего представления
звуковых интерфейсов, реализацию
системы.
1. Mynatt Elizabeth D. Mapping GUIs to auditory
interfaces. – // http://citeseer.nj.nec.com/cs.
2. Elizabeth D. Mynatt. Metaphors for Non-visual
computing. – // http://citeseer.nj.nec.com/cs.
3. Kopechek I. The Architecture Of Blind Users
Oriented Hypertext AUDIS. – // http://cite-
seer.nj.nec.com/cs.
4. Fink J. Adaptable and adaptive information
access for all users, include the disabled and
the Elderly. – // http://citeseer.nj.nec.com/cs.
5. Цейтлин Г.Е., Терзян Т.К. Обучение инвали-
дов по зрению технологии „Окно в мир”:
основы алгоритмизации и программирова-
ния. – К.: Вікно в Світ, 2001. – 143 с.
6. JAWS. Руководство пользователя, 2001. –
//http://www.freedomscientific.com/fs_down-
loads/jaws.asp.
7. Ахо А. Компиляторы: принципы, техноло-
гии, инструменты. – М.: Вильямс, 2001. –
767 с.
Получено 09.06.03
Об авторах
Рувинская Виктория Михайловна,
канд. техн. наук, доцент
Пригожев Александр Сергеевич,
аспирант
Место работы авторов:
Институт компьютерных систем Одесского на-
ционального политехнического университета,
г. Одесса, Украина
Тел. (0482) 28 8566
(0482) 60 7110
(0482) 715 5123
E-mail: iolnlen@te.net.ua
prigozhev@ukr.net
|