Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду

Розглянуто вирішення задачі імітаційного моделювання процесу функціонування рейсу маршруту міської пасажирської транспортної системи. Як розрахункові взято характеристики автобусного пасажирського маршруту м. Києва....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2017
Hauptverfasser: Сокульский, О.Е., Гилевская, Е.Ю., Васильцова, Н.Н., Панченко, Д.Л.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України 2017
Schriftenreihe:Проблемы управления и информатики
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208609
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду / О.Е. Сокульский, Е.Ю. Гилевская, Н.Н. Васильцова, Д.Л. Панченко // Проблемы управления и информатики. — 2017. — № 6. — С. 47-57. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id irk-123456789-208609
record_format dspace
spelling irk-123456789-2086092025-11-03T01:14:12Z Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду Вирішення задачі моделювання маршруту міської пасажирської транспортної системи з урахуванням якості обслуговування пасажирів і техногенного впливу на навколишнє середовище Solution of the route modeling problem of the urban passenger transport system in accordance with the passenger service quality and technogenic impacts on the environment Сокульский, О.Е. Гилевская, Е.Ю. Васильцова, Н.Н. Панченко, Д.Л. Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем Розглянуто вирішення задачі імітаційного моделювання процесу функціонування рейсу маршруту міської пасажирської транспортної системи. Як розрахункові взято характеристики автобусного пасажирського маршруту м. Києва. The article deals with the problem solution of the route operation simulation of the urban passenger transport system. The characteristics of the passenger bus route of Kyiv are considered. 2017 Article Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду / О.Е. Сокульский, Е.Ю. Гилевская, Н.Н. Васильцова, Д.Л. Панченко // Проблемы управления и информатики. — 2017. — № 6. — С. 47-57. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 0572-2691 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208609 656.1 10.1615/JAutomatInfScien.v49.i12.50 ru Проблемы управления и информатики application/pdf Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем
Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем
spellingShingle Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем
Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем
Сокульский, О.Е.
Гилевская, Е.Ю.
Васильцова, Н.Н.
Панченко, Д.Л.
Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
Проблемы управления и информатики
description Розглянуто вирішення задачі імітаційного моделювання процесу функціонування рейсу маршруту міської пасажирської транспортної системи. Як розрахункові взято характеристики автобусного пасажирського маршруту м. Києва.
format Article
author Сокульский, О.Е.
Гилевская, Е.Ю.
Васильцова, Н.Н.
Панченко, Д.Л.
author_facet Сокульский, О.Е.
Гилевская, Е.Ю.
Васильцова, Н.Н.
Панченко, Д.Л.
author_sort Сокульский, О.Е.
title Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
title_short Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
title_full Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
title_fullStr Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
title_full_unstemmed Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
title_sort решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду
publisher Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України
publishDate 2017
topic_facet Математическое моделирование и исследование сложных управляемых систем
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/208609
citation_txt Решение задачи моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом качества обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду / О.Е. Сокульский, Е.Ю. Гилевская, Н.Н. Васильцова, Д.Л. Панченко // Проблемы управления и информатики. — 2017. — № 6. — С. 47-57. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Проблемы управления и информатики
work_keys_str_mv AT sokulʹskijoe rešeniezadačimodelirovaniâmaršrutagorodskojpassažirskojtransportnojsistemysučetomkačestvaobsluživaniâpassažirovitehnogennogovozdejstviânaokružaûŝuûsredu
AT gilevskaâeû rešeniezadačimodelirovaniâmaršrutagorodskojpassažirskojtransportnojsistemysučetomkačestvaobsluživaniâpassažirovitehnogennogovozdejstviânaokružaûŝuûsredu
AT vasilʹcovann rešeniezadačimodelirovaniâmaršrutagorodskojpassažirskojtransportnojsistemysučetomkačestvaobsluživaniâpassažirovitehnogennogovozdejstviânaokružaûŝuûsredu
AT pančenkodl rešeniezadačimodelirovaniâmaršrutagorodskojpassažirskojtransportnojsistemysučetomkačestvaobsluživaniâpassažirovitehnogennogovozdejstviânaokružaûŝuûsredu
AT sokulʹskijoe viríšennâzadačímodelûvannâmaršrutumísʹkoípasažirsʹkoítransportnoísistemizurahuvannâmâkostíobslugovuvannâpasažirívítehnogennogovplivunanavkolišnêseredoviŝe
AT gilevskaâeû viríšennâzadačímodelûvannâmaršrutumísʹkoípasažirsʹkoítransportnoísistemizurahuvannâmâkostíobslugovuvannâpasažirívítehnogennogovplivunanavkolišnêseredoviŝe
AT vasilʹcovann viríšennâzadačímodelûvannâmaršrutumísʹkoípasažirsʹkoítransportnoísistemizurahuvannâmâkostíobslugovuvannâpasažirívítehnogennogovplivunanavkolišnêseredoviŝe
AT pančenkodl viríšennâzadačímodelûvannâmaršrutumísʹkoípasažirsʹkoítransportnoísistemizurahuvannâmâkostíobslugovuvannâpasažirívítehnogennogovplivunanavkolišnêseredoviŝe
AT sokulʹskijoe solutionoftheroutemodelingproblemoftheurbanpassengertransportsysteminaccordancewiththepassengerservicequalityandtechnogenicimpactsontheenvironment
AT gilevskaâeû solutionoftheroutemodelingproblemoftheurbanpassengertransportsysteminaccordancewiththepassengerservicequalityandtechnogenicimpactsontheenvironment
AT vasilʹcovann solutionoftheroutemodelingproblemoftheurbanpassengertransportsysteminaccordancewiththepassengerservicequalityandtechnogenicimpactsontheenvironment
AT pančenkodl solutionoftheroutemodelingproblemoftheurbanpassengertransportsysteminaccordancewiththepassengerservicequalityandtechnogenicimpactsontheenvironment
first_indexed 2025-11-03T02:07:07Z
last_indexed 2025-11-04T02:06:01Z
_version_ 1847823655618215936
fulltext © О.Е. СОКУЛЬСКИЙ, Е.Ю. ГИЛЕВСКАЯ, Н.Н. ВАСИЛЬЦОВА, Д.Л. ПАНЧЕНКО, 2017 Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 47 УДК 656.1 О.Е. Сокульский, Е.Ю. Гилевская, Н.Н. Васильцова, Д.Л. Панченко РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ МАРШРУТА ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В работе [1] рассмотрена методика организации пассажирских перевозок на маршруте городской пассажирской транспортной системы (ГПТС) с учетом показа- телей качества обслуживания пассажиров и минимизации вредного экологического воздействия автомобильных пассажирских транспортных средств (ТС) на окружаю- щую среду. В качестве примера реализации вышеупомянутой ме- тодики рассмотрим пассажирский автобусный кольцевой маршрут № 48 г. Киева, который обслужи- вается коммунальным предпри- ятием-перевозчиком «Киевпас- транс» [2]. Маршрут проложен по киевскому микрорайону Руса- новка и насчитывает 15 остано- вок. Длина маршрута — 7,3 км, эксплуатационная скорость пас- сажирского ТС — 18 км/час (5 м/с), время рейса — 30 мин. Время посадки (высадки) пас- сажиров на первой (конечной) остановке — 30 с, на всех осталь- ных — 20 с. Расстояния между останов- ками представлены в табл. 1. Величина пассажиропото- ков и вероятности выхода пас- сажиров на остановках для буд- них и выходных (праздничных) дней рассчитывались на основе наблюдений, которые осущест- вляли студенты и аспиранты Национального транспортного университета (г. Киев) с 2009 по 2016 гг. в зимнее время года (когда пассажиро- потоки наибольшие) для 17 часовых интервалов с 6.00 до 23.00. Результаты об- работки наблюдений представлены в табл. 2–5. В табл. 2, 4 показана вероятность выхода пассажиров на остановках автобус- ного маршрута № 48 г. Киева: рабочие и выходные дни соответственно. Таблица 1 № Название остановки Длина перегона, м 1 Ст. м. Левобережная 1000 2 Ул. Энтузиастов 500 3 Пешеходный мост 500 4 Библиотека 300 5 Бювет 300 6 Почта № 154 600 7 Бульвар Игоря Шамо 400 8 Гостиница «Славутич» 400 9 Бульвар Игоря Шамо 400 10 Почта № 154 400 11 Станция Киев-Русановка 300 12 Библиотека 600 13 Пешеходный мост 500 14 Ул. Энтузиастов 500 15 Ул. Раисы Окипной 600 16 Ст. м. Левобережная 48 ISSN 0572-2691 Таблица 2 Время суток Остановки 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 6–7 0,14 0,13 0,20 0,11 0,20 0,27 0,17 0,09 0,15 0,17 0,24 0,25 0,21 0,28 7–8 0,14 0,13 0,20 0,11 0,20 0,27 0,17 0,09 0,15 0,17 0,24 0,25 0,21 0,28 8–9 0,14 0,13 0,22 0,10 0,19 0,33 0,18 0,09 0,13 0,16 0,20 0,27 0,21 0,27 9–10 0,15 0,11 0,12 0,13 0,11 0,32 0,16 0,09 0,08 0,14 0,20 0,24 0,22 0,25 10–11 0,19 0,18 0,19 0,13 0,21 0,36 0,18 0,41 0,12 0,32 0,14 0,26 0,23 0,31 11–12 0,20 0,17 0,23 0,19 0,18 0,37 0,19 0,37 0,33 0,29 0,08 0,23 0,24 0,28 12–13 0,20 0,20 0,33 0,25 0,45 0,32 0,38 0,10 0,06 0,03 0,06 0,12 0,04 0,23 13–14 0,27 0,27 0,28 0,20 0,37 0,96 0,13 0,15 0,04 0,07 0,08 0,10 0,13 0,24 14–15 0,24 0,28 0,22 0,20 0,25 0,91 0,21 0,02 0,07 0,09 0,06 0,10 0,26 0,15 15–16 0,32 0,24 0,24 0,24 0,29 0,91 0,15 0,38 0,03 0,21 0,04 0,16 0,14 0,18 16–17 0,27 0,22 0,28 0,30 0,22 0,95 0,11 0,08 0,12 0,10 0,02 0,11 0,07 0,16 17–18 0,21 0,24 0,27 0,13 0,27 0,83 0,25 0,05 0,05 0,05 0,03 0,08 0,10 0,13 18–19 0,20 0,19 0,28 0,17 0,29 0,73 0,22 0,00 0,04 0,03 0,10 0,10 0,08 0,09 19–20 0,28 0,23 0,26 0,11 0,46 0,82 0,09 0,01 0,07 0,01 0,09 0,11 0,08 0,12 20–21 0,23 0,21 0,17 0,32 0,13 0,78 0,22 0,22 0,07 0,07 0,06 0,10 0,11 0,04 21–22 0,21 0,29 0,22 0,23 0,32 0,85 0,30 0,00 0,08 0,19 0,05 0,08 0,19 0,14 22–23 0,21 0,29 0,22 0,23 0,32 0,85 0,30 0,00 0,08 0,19 0,05 0,08 0,19 0,14 В табл. 3, 5 отражено время между двумя последовательными приходами пассажиров на остановку автобусного маршрута № 48 г. Киева: рабочие и выход- ные дни соответственно. Таблица 3 Время суток Остановки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 6–7 24 209 187 233 327 297 218 506 154 306 273 173 151 395 1019 7–8 8 67 60 77 109 100 73 169 51 102 91 57 50 132 337 8–9 9 78 70 81 95 110 74 129 54 144 88 65 65 137 225 9–10 17 69 144 150 115 130 152 200 71 221 103 56 90 467 280 10–11 21 115 138 190 257 194 236 330 106 185 119 98 157 307 819 11–12 22 124 123 175 202 234 248 396 119 162 98 80 149 304 850 12–13 20 234 365 521 734 922 1237 620 65 174 182 110 100 264 3960 13–14 18 150 187 240 1769 450 3600 242 45 144 138 87 102 502 1160 14–15 17 198 142 149 3360 3480 840 723 52 123 85 103 111 207 441 15–16 22 336 172 348 900 372 1800 900 57 109 94 77 138 391 620 16–17 10 150 158 354 939 1361 947 557 46 111 91 79 80 232 952 17–18 10 227 262 3480 1212 1740 1120 528 50 153 328 163 186 642 507 18–19 10 172 359 397 3360 840 1133 1497 47 165 225 172 233 1133 1740 19–20 15 408 372 714 1798 1226 1213 268 93 313 517 181 251 1240 3720 20–21 17 666 402 3960 3960 4080 787 521 87 136 246 164 306 1500 3600 21–22 25 1740 357 1009 1740 2400 435 1800 85 309 295 286 336 295 1222 22–23 75 3214 1073 3035 3589 7200 1305 3462 255 1022 884 861 1022 884 3519 Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 49 Таблица 4 Время суток Остановки 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 6–7 0,00 0,45 0,17 0,10 0,17 0,71 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,13 0,00 7–8 0,05 0,32 0,05 0,66 0,07 0,97 0,07 0,00 0,03 0,02 0,00 0,12 0,19 0,01 8–9 0,20 0,18 0,33 0,19 0,21 0,68 0,17 0,01 0,10 0,03 0,01 0,07 0,10 0,06 9–10 0,29 0,32 0,12 0,56 0,39 0,65 0,13 0,04 0,13 0,08 0,04 0,07 0,21 0,01 10–11 0,17 0,33 0,25 0,16 0,49 0,51 0,36 0,33 0,16 0,15 0,06 0,18 0,06 0,11 11–12 0,24 0,30 0,25 0,10 0,34 0,64 0,09 0,29 0,14 0,16 0,15 0,19 0,05 0,06 12–13 0,26 0,41 0,13 0,09 0,15 0,53 0,24 0,16 0,19 0,31 0,09 0,33 0,07 0,05 13–14 0,10 0,32 0,25 0,24 0,12 0,50 0,26 0,08 0,18 0,06 0,19 0,29 0,13 0,03 14–15 0,09 0,23 0,28 0,20 0,23 0,74 0,30 0,05 0,11 0,06 0,02 0,15 0,14 0,03 15–16 0,20 0,24 0,26 0,28 0,14 0,46 0,25 0,21 0,14 0,20 0,11 0,12 0,15 0,05 16–17 0,13 0,24 0,25 0,19 0,27 0,85 0,62 0,34 0,14 0,12 0,26 0,17 0,21 0,04 17–18 0,23 0,26 0,27 0,30 0,22 0,53 0,28 0,27 0,37 0,24 0,28 0,29 0,23 0,06 18–19 0,14 0,22 0,30 0,16 0,27 0,60 0,28 0,35 0,23 0,20 0,23 0,16 0,13 0,10 19–20 0,33 0,33 0,17 0,26 0,30 0,73 0,29 0,36 0,29 0,17 0,22 0,16 0,23 0,03 20–21 0,24 0,28 0,38 0,08 0,43 0,65 0,56 0,17 0,12 0,04 0,15 0,10 0,15 0,19 21–22 0,18 0,25 0,25 0,11 0,39 0,66 0,13 0,28 0,11 0,31 0,07 0,49 0,09 0,13 22–23 0,35 0,38 0,29 0,14 0,07 0,75 0,63 0,25 0,13 0,19 0,00 0,22 0,09 0,00 Таблица 5 Время суток Остановки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 5 240 3600 1800 1200 3480 3600 3480 3600 180 450 300 300 450 3600 3600 7–8 23 641 1800 302 216 1072 285 2790 154 450 146 111 101 151 2790 8–9 36 135 183 185 151 671 177 436 34 55 75 70 33 436 7440 9–10 22 199 134 343 52 216 269 221 45 135 88 68 59 141 840 10–11 31 151 175 231 434 155 268 163 42 140 131 80 43 157 494 11–12 14 87 82 296 159 162 144 162 40 103 85 76 77 202 7200 12–13 13 87 53 274 91 213 342 119 32 231 150 93 40 103 377 13–14 12 92 75 121 591 153 171 117 54 78 146 61 39 203 1260 14–15 15 86 85 162 138 397 115 212 29 75 90 57 44 182 639 15–16 13 118 71 142 95 328 178 73 35 104 81 82 49 179 3600 16–17 15 179 148 140 177 442 117 244 40 53 94 61 42 193 3600 17–18 12 160 81 92 100 233 213 205 32 94 86 86 62 98 358 18–19 13 227 106 109 136 658 87 101 59 62 90 67 57 464 859 19–20 14 216 135 229 260 193 106 157 37 170 121 71 60 205 420 20–21 21 151 155 231 223 152 240 179 59 853 145 544 136 1260 956 21–22 23 210 84 140 420 840 210 210 60 252 158 630 140 630 315 22–23 53 840 280 840 840 840 280 420 84 140 420 280 120 840 3600 50 ISSN 0572-2691 В качестве параметров пассажирских ТС рассматривались технические характе- ристики автобусов среднего, большого и особенно большого класса (все работают на дизельном топливе (ДТ)), которые находятся на балансе коммунальных и част- ных автотранспортных предприятий г. Киева и используются на маршрутах ГПТС. Их значения представлены в табл. 6. Таблица 6 Марка автобуса Количество мест Соответствие экологиче- ским стандартам Расход топлива, л/100 км общее для сидения Автобусы среднего класса Богдан / Атаман А092Н2 43 15 EURO-2 15 Богдан / Атаман А092Н4 43 15 EURO-3 13 ЗАЗ А10С30 / i-van 60 24 EURO-3 18,3 Автобусы большого класса ЛАЗ A183D1 (CityLAZ 12 LF) 100 24-31 EURO-3 24 МАЗ 103.065 96 25 EURO-2 31,9 МАЗ 203.065 105 26 EURO-2 31,9 МАЗ 103.076 96 21 EURO-3 30 Автобусы особо большого класса МАЗ 107.467 145 26 EURO-3 36,4 Имитационное моделирование проводилось с помощью системы моделирования общего назначения General Purpose Simulation System (GPSS) [3], а именно GPSS World Commercial Version 5.2.2. [4, 5]. Программа состоит из трех частей: объявление исходных данных, участок моделирования действий пассажиров на остановках (при- ход и посадка в ТС) и участок моделирования движения пассажирских ТС (движение по маршруту между остановками и вход–выход пассажиров на них). Автобусы Богдан / Атаман А092Н2 и Н6, а также все автобусы большого класса имеют одинаковые или почти одинаковые характеристики по пассажиро- вместимости, поэтому для них имитационные модели одинаковые, а с точки зре- ния минимизации вредного экологического влияния имеет смысл рассматривать тип пассажирского ТС с минимальным расходом дизельного топлива. Результаты моделирования движения пассажиров и автобусов разных типов с учетом показателей качества обслуживания пассажиров представлены в табл. 7–14. В табл. 7, 8 приведены результаты моделирования функционирования маршрута, организованного с помощью пассажирских ТC марки Богдан / Атаман А092Н4: рабочий и выходной день соответственно. Таблица 7 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 3 640 1200 600 6 6,8 7–8 9 210 600 200 18 20,5 8–9 8 245 600 240 15 17,1 9–10 5 380 600 360 10 11,4 10–11 4 580 1200 514 7 8,0 11–12 3 610 1200 600 6 6,8 12–13 4 540 1200 514 7 8,0 13–14 4 470 1200 450 8 9,1 14–15 4 480 1200 450 8 9,1 15–16 4 560 1200 514 7 8,0 16–17 7 277 600 277 13 14,8 17–18 7 277 600 277 13 14,8 Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 51 Продолжение таблицы 7 18–19 7 277 600 277 13 14,8 19–20 5 420 1200 400 9 10,2 20–21 4 490 1200 450 8 9,1 21–22 3 700 1200 600 6 6,8 22–23 2 2170 1200 1200 3 3,4 Итого 157 179 Таблица 8 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 2 1360 1200 1200 3 3,4 7–8 3 655 1200 600 6 6,8 8–9 8 225 1200 225 16 18,2 9–10 6 310 1200 300 12 13,7 10–11 5 390 1200 360 10 11,4 11–12 5 400 1200 400 9 10,2 12–13 5 380 1200 360 10 11,4 13–14 6 330 1200 327 11 12,5 14–15 7 267 1200 257 14 15,9 15–16 6 330 1200 327 11 12,5 16–17 5 370 1200 360 10 11,4 17–18 6 350 1200 327 11 12,5 18–19 5 360 1200 360 10 11,4 19–20 5 410 1200 400 9 10,2 20–21 4 580 1200 514 7 8,0 21–22 3 640 1200 600 6 6,8 22–23 2 970 1200 900 4 4,6 Итого 159 181,1 Таблица 9 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 2 970 1200 900 4 6,4 7–8 6 320 600 300 12 19,2 8–9 5 370 600 360 10 16,0 9–10 4 580 600 514 7 11,2 10–11 3 840 1200 720 5 8,0 11–12 3 880 1200 720 5 8,0 12–13 3 780 1200 720 5 8,0 13–14 3 710 1200 600 6 9,6 14–15 3 710 1200 600 6 9,6 15–16 3 855 1200 720 5 8,0 16–17 5 410 600 400 9 14,4 17–18 5 400 600 400 9 14,4 18–19 5 410 600 400 9 14,4 19–20 3 600 1200 600 6 9,6 20–21 3 710 1200 600 6 9,6 21–22 2 1040 1200 900 4 6,4 22–23 2 3100 1200 1200 3 4,8 Итого 111 178 52 ISSN 0572-2691 Таблица 10 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 2 2140 1200 1200 3 4,8 7–8 2 980 1200 900 4 6,4 8–9 6 350 1200 327 11 17,6 9–10 4 490 1200 450 8 12,8 10–11 4 580 1200 514 7 11,2 11–12 4 580 1200 514 7 11,2 12–13 4 550 1200 514 7 11,2 13–14 4 480 1200 450 8 12,8 14–15 5 400 1200 400 9 14,4 15–16 4 495 1200 450 8 12,8 16–17 4 565 1200 514 7 11,2 17–18 4 510 1200 450 8 12,8 18–19 4 520 1200 514 7 11,2 19–20 3 600 1200 600 6 9,6 20–21 3 850 1200 720 5 8,0 21–22 2 950 1200 900 4 6,4 22–23 2 1480 1200 1200 3 4,8 Итого 112 179,5 Таблица 11 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 2 1540 1200 1200 3 6,3 7–8 4 510 600 450 8 16,8 8–9 4 575 600 514 7 14,7 9–10 3 940 600 600 6 12,6 10–11 2 1350 1200 1200 3 6,3 11–12 2 1380 1200 1200 3 6,3 12–13 2 1290 1200 1200 3 6,3 13–14 2 1170 1200 900 4 8,4 14–15 2 1100 1200 900 4 8,4 15–16 2 1340 1200 1200 3 6,3 16–17 4 540 600 514 7 14,7 17–18 3 620 600 600 6 12,6 18–19 3 630 600 600 6 12,6 19–20 2 940 1200 900 4 8,4 20–21 2 1120 1200 900 4 8,4 21–22 2 1600 1200 1200 3 6,3 22–23 2 4850 1200 1200 3 6,3 Итого 77 162 В табл. 9, 10 приведены результаты моделирования функционирования маршрута, организованного с помощью пассажирских ТС марки ЗАЗ А10С30 / i- van: рабочий и выходной день соответственно. Таблицы 11, 12 отражают результаты моделирования функционирования маршрута, организованного с помощью пассажирских ТС марки ЛАЗ А183D1 (CityLAZ 12 LF): рабочий и выходной день соответственно. Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 53 Таблица 12 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 2 3400 1200 1200 3 6,3 7–8 2 1500 1200 1200 3 6,3 8–9 4 570 1200 514 7 14,7 9–10 3 810 1200 720 5 10,5 10–11 2 930 1200 900 4 8,4 11–12 2 900 1200 900 4 8,4 12–13 3 860 1200 720 5 10,5 13–14 3 760 1200 720 5 10,5 14–15 3 630 1200 600 6 12,6 15–16 3 760 1200 720 5 10,5 16–17 2 905 1200 900 4 8,4 17–18 3 800 1200 720 5 10,5 18–19 3 820 1200 720 5 10,5 19–20 2 930 1200 900 4 8,4 20–21 2 1320 1200 1200 3 6,3 21–22 2 1460 1200 1200 3 6,3 22–23 2 2380 1200 1200 3 6,3 Итого 74 155,6 Таблица 13 Время суток Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топ- лива, л 6–7 2 2010 1200 1200 3 9,6 7–8 3 660 600 600 6 19,1 8–9 3 770 600 600 6 19,1 9–10 3 1240 600 600 6 19,1 10–11 2 1740 1200 1200 3 9,6 11–12 2 1840 1200 1200 3 9,6 12–13 2 1690 1200 1200 3 9,6 13–14 2 1530 1200 1200 3 9,6 14–15 2 1440 1200 1200 3 9,6 15–16 2 1820 1200 1200 3 9,6 16–17 3 830 600 600 6 19,1 17–18 3 810 600 600 6 19,1 18–19 3 830 600 600 6 19,1 19–20 2 1230 1200 1200 3 9,6 20–21 2 1460 1200 1200 3 9,6 21–22 2 2100 1200 1200 3 9,6 22–23 2 6310 1200 1200 3 9,6 Итого 69 220 В табл. 13, 14 приведены результаты моделирования функционирования марш- рута, организованного с помощью пассажирских ТС марки МАЗ 107.467: рабочий и выходной день соответственно. 54 ISSN 0572-2691 Таблица 14 Время суток Количество ТС Расчетный ин- тервал, с Нормативный интервал, с Интервал по рас- писанию, с Количество рейсов в час Объем, л 6–7 2 4540 1200 1200 3 9,6 7–8 2 1970 1200 1200 3 9,6 8–9 3 760 1200 720 5 15,9 9–10 2 1085 1200 900 4 12,8 10–11 2 1220 1200 1200 3 9,6 11–12 2 1180 1200 900 4 12,8 12–13 2 1130 1200 900 4 12,8 13–14 2 1010 1200 900 4 12,8 14–15 3 855 1200 720 5 15,9 15–16 2 1040 1200 900 4 12,8 16–17 2 1190 1200 900 4 12,8 17–18 2 1040 1200 900 4 12,8 18–19 2 1070 1200 900 4 12,8 19–20 2 1220 1200 1200 3 9,6 20–21 2 1730 1200 1200 3 9,6 21–22 2 1910 1200 1200 3 9,6 22–23 2 3125 1200 1200 3 9,6 Итого 63 200,9 В данных таблицах в столбце «Количество ТС» указано количество автобу- сов, работающих на маршруте в данный часовой интервал времени и обеспечива- ющих обслуживание пассажиров с учетом показателей качества; столбец «Рас- четный интервал, с» содержит интервал движения между автобусами в секундах, при котором не происходит переполнение салона пассажирского ТС; столбец «Нормативный интервал, с» содержит максимальный нормативный интервал дви- жения (10 мин для часов «пик», 20 мин для остальных интервалов времени суток); столбец «Интервал по расписанию, с» содержит интервал движения автобусов, при котором соблюдаются все показатели качества обслуживания пассажиров и автобусы распределены равномерно по всему часовому отрезку времени; столбец «Количество рейсов в час» содержит количество рейсов, которое необхо- димо сделать автобусам на протяжении соответствующего часового интервала времени суток; столбец «Объем, л» содержит количество ДТ в литрах, которое израсходуют все пассажирские ТС на протяжении часового интервала. Значения расчетного интервала (Tcalc) определяем по результатам имитаци- онного моделирования, нормативного (Tnorm) задаем самостоятельно, тогда зна- чение количества рейсов (Ntrip) в час определяется по формуле        ),(min 3600 normcalc trip TT N . (1) В этом случае интервал движения пассажирских транспортных средств по расписанию (Тshed) в секундах при условии их равномерного распределения на протяжении часа равен trip shed 3600 N T  . (2) Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 55 В таком случае общее количество пассажирских ТС (NVV), необходимое для выполнения требуемого количества рейсов в определенном часовом интервале времени суток, равно:        shed trip VV T T N , (3) где Ttrip — время рейса (в данном случае — 30 мин или 1800 с). На основании данных табл. 7–14 можно предложить комбинированный ре- жим работы на автобусном маршруте № 48 г. Киева в рабочий и выходной день (табл. 15, 16 соответственно), при котором за счет того, что на каждом временном интервале работает определенный тип автобуса, выполняются показатели каче- ства обслуживания пассажиров и обеспечивается минимальный выброс вредных веществ в окружающую среду при работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) пассажирских ТС. Как и следовало ожидать, пассажирские ТС, соответ- ствующие стандарту EURO-2, не смогли составить конкуренцию ТС со стандар- том EURO-3 по показателю экологичности. Таблица 15 Время суток Тип ТС Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписанию, с Количество рейсов в час Объем топлива, л 6–7 ЛАЗ A183D1 (CityLAZ 12 LF) 2 1540 1200 1200 3 6,3 7–8 4 510 600 450 8 16,8 8–9 4 575 600 514 7 14,7 9–10 ЗАЗ А10С30 4 580 600 514 7 11,2 10–11 ЛАЗ A183D1 (CityLAZ 12 LF) 2 1350 1200 1200 3 6,3 11–12 2 1350 1200 1200 3 6,3 12–13 2 1350 1200 1200 3 6,3 13–14 2 1170 1200 900 4 8,4 14–15 2 1100 1200 900 4 8,4 15–16 2 1340 1200 1200 3 6,3 16–17 ЗАЗ А10С30 5 410 600 400 9 14,4 17–18 ЛАЗ A183D1 (CityLAZ 12 LF) 3 620 600 600 6 12,6 18–19 3 630 600 600 6 12,6 19–20 2 940 1200 900 4 8,4 20–21 2 1120 1200 900 4 8,4 21–22 2 1600 1200 1200 3 6,3 22–23 Богдан А092Н4 2 2170 1200 1200 3 3,4 Итого 80 157,3 Таблица 16 Время суток Тип ТС Количество ТС Расчетный интервал, с Нормативный интервал, с Интервал по расписа- нию, с Количество рейсов в час Объем топ- лива, л 6–7 Богдан А092Н4 2 1360 1200 1200 3 3,4 7–8 2 1500 1200 1200 3 6,3 8–9 4 570 1200 514 7 14,7 9–10 3 810 1200 720 5 10,5 10–11 2 930 1200 900 4 8,4 56 ISSN 0572-2691 Продолжение таблицы 16 11–12 ЛАЗ A183D1 (CityLAZ 12 LF) 2 900 1200 900 4 8,4 12–13 3 860 1200 720 5 10,5 13–14 3 760 1200 720 5 10,5 14–15 3 630 1200 600 6 12,6 15–16 3 760 1200 720 5 10,5 16–17 2 905 1200 900 4 8,4 17–18 3 800 1200 720 5 10,5 18–19 3 820 1200 720 5 10,5 19–20 2 930 1200 900 4 8,4 20–21 2 1320 1200 1200 3 6,3 21–22 2 1460 1200 1200 3 6,3 22–23 Богдан А092Н4 2 970 1200 900 4 4,6 Итого 75 150,9 Количество вредных веществ (кг/1000 л) при работе дизельного ДВС составляет [6]: оксид углерода, СО — 25, углеводороды, CmHn — 8, оксиды азота, NOx — 36, cажа, C — 3, сернистый газ, SO2 — 30, всего — 102. Стоимостная оценка ущерба от ДВС пассажирских автомобильных ТС осуществляется на основании Директивы Евро- пейского парламента и Европейского Совета № 2009/33/EC от 23.04.2009 г. [7]: CO2 — 0,03–0,04 EUR/кг, NOx — 0,0044 EUR/г, NMHC — 0,001 EUR/г (неметановые гидрокарбонаты), твердые частицы — 0,087 EUR/г. Плотность ДТ — 860 кг/м 3 или 0,86 кг/л. При использовании комбинирован- ного режима организации движения на автобусном маршруте № 48 г. Киева в ра- бочий день будет израсходовано 135,29 кг ДТ, в выходной — 129,80 кг. Стои- мостная оценка вредного экологического влияния на окружающую среду равна 67,37 EUR и 64,64 EUR в рабочий и выходной день соответственно. В настоящее время работа на маршруте организована с помощью автобу- сов МАЗ 203.065 (с 6.00 до 23.00 82 рейса в рабочий день и 67,5 рейсов в вы- ходной [8]), что соответствует расходу 197,06 кг ДТ в рабочий день и 162,22 кг в выходной. Стоимостная оценка экологического ущерба в рабочий день — 98,14 EUR, в выходной — 80,78 EUR, что больше соответствующих значений при комбинированном режиме в 1,46 и 1,25 раза для рабочего и выходного дня соответственно. О.Є. Сокульський, К.Ю. Гілевська, Н.М. Васільцова, Д.Л. Панченко ВИРІШЕННЯ ЗАДАЧІ МОДЕЛЮВАННЯ МАРШРУТУ МІСЬКОЇ ПАСАЖИРСЬКОЇ ТРАНСПОРТНОЇ СИСТЕМИ З УРАХУВАННЯМ ЯКОСТІ ОБСЛУГОВУВАННЯ ПАСАЖИРІВ І ТЕХНОГЕННОГО ВПЛИВУ НА НАВКОЛИШНЄ СЕРЕДОВИЩЕ Розглянуто вирішення задачі імітаційного моделювання процесу функціо- нування рейсу маршруту міської пасажирської транспортної системи. Як розрахункові взято характеристики автобусного пасажирського маршруту м. Києва. Международный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики», 2017, № 6 57 О.E. Sokulskyi, E.Yu. Hilevska, N.N. Vasiltzova, D.L. Panchenko SOLUTION OF THE ROUTE MODELING PROBLEM OF THE URBAN PASSENGER TRANSPORT SYSTEM IN ACCORDANCE WITH THE PASSENGER SERVICE QUALITY AND TECHNOGENIC IMPACTS ON THE ENVIRONMENT The article deals with the problem solution of the route operation simulation of the urban passenger transport system. The characteristics of the passenger bus route of Kyiv are considered. 1. Сокульский О.Е., Гилевская Е.Ю., Васильцова Н.Н., Панченко Д.Л. Технология имитацион- ного моделирования маршрута городской пассажирской транспортной системы с учетом каче- ства обслуживания пассажиров и техногенного воздействия на окружающую среду // Между- народный научно-технический журнал «Проблемы управления и информатики». — 2017. — № 4. — С. 82–86. 2. http://kpt.kiev.ua/ 3. Шрайбер Т. Дж. Моделирование на GPSS. — М. : Машиностроение, 1980. — 592 с. 4. Руководство пользователя по GPSS World. — Казань : Мастер Лайн, 2002. — 384 с. 5. Учебное рособие по GPSS World. — Казань : Мастер Лайн, 2002. — 272 с. 6. Гутаревич Ю.Ф., Зеркалов Д.В. Екологія та автомобільний транспорт: 2-ге вид., перероб- лене та доповнене. — Київ : Арістей, 2008. — 296 с. 7. Directive 2009/33/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of clean and energy efficient road transport vehicles // Official Journal of the European Union (L 120). — 2009. — Р. 5–13. 8. http://kpt.kiev.ua/information/passengers/timetable/bus-48.html Получено 21.08.2017 http://kpt.kiev.ua/ http://kpt.kiev.ua/information/passengers/timetable/bus-48.html