Некоторые вопросы финансирования вузовской науки
В настоящее время Украина, как и подавляющее большинство стран на постсоветском пространстве, несмотря на приводимые в печати показатели роста ВВП, в целом находится в состоянии глубокого экономического кризиса. Сворачивание в большинстве отраслей собственного промышленного производства, а также...
Gespeichert in:
| Datum: | 2005 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2005
|
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10318 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Некоторые вопросы финансирования вузовской науки / И.Ю. Ходыкина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 156-162. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-10318 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-103182025-02-23T19:23:36Z Некоторые вопросы финансирования вузовской науки Ходыкина, И.Ю. Точка зрения В настоящее время Украина, как и подавляющее большинство стран на постсоветском пространстве, несмотря на приводимые в печати показатели роста ВВП, в целом находится в состоянии глубокого экономического кризиса. Сворачивание в большинстве отраслей собственного промышленного производства, а также производства сельскохозяйственной продукции ставит перед Украиной, как страной с экспортно-ориентированной экономикой, сложнейшие экономические и социальные проблемы. Как известно, главными составляющими украинского экспорта являются продукция металлургической и химической промышленности, т. е. продукция "грязного" производства, соответствующего технологиям низшего технологического уклада. 2005 Article Некоторые вопросы финансирования вузовской науки / И.Ю. Ходыкина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 156-162. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10318 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Точка зрения Точка зрения |
| spellingShingle |
Точка зрения Точка зрения Ходыкина, И.Ю. Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| description |
В настоящее время Украина, как и подавляющее большинство стран на
постсоветском пространстве, несмотря на приводимые в печати показатели
роста ВВП, в целом находится в состоянии глубокого экономического кризиса.
Сворачивание в большинстве отраслей собственного промышленного производства, а также производства сельскохозяйственной продукции ставит перед
Украиной, как страной с экспортно-ориентированной экономикой, сложнейшие
экономические и социальные проблемы. Как известно, главными составляющими украинского экспорта являются продукция металлургической и химической промышленности, т. е. продукция "грязного" производства, соответствующего технологиям низшего технологического уклада. |
| format |
Article |
| author |
Ходыкина, И.Ю. |
| author_facet |
Ходыкина, И.Ю. |
| author_sort |
Ходыкина, И.Ю. |
| title |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| title_short |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| title_full |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| title_fullStr |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| title_full_unstemmed |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| title_sort |
некоторые вопросы финансирования вузовской науки |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Точка зрения |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/10318 |
| citation_txt |
Некоторые вопросы финансирования вузовской науки / И.Ю. Ходыкина // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 67. — С. 156-162. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT hodykinaiû nekotoryevoprosyfinansirovaniâvuzovskojnauki |
| first_indexed |
2025-11-24T15:45:00Z |
| last_indexed |
2025-11-24T15:45:00Z |
| _version_ |
1849687120981000192 |
| fulltext |
Катунина Е.В.
БОРЬБА С ПАЛОМНИЧЕСТВОМ В КОНЦЕ 50-Х – НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
156
в конце 50-х годов в стране проводилась целенаправленная работа по ограничению различных сторон дея-
тельности религиозных общин, одним из аспектов которой была ликвидация «святых» мест и связанных с
ними паломничеством.
Источники и литература
1. Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. – С. 335–336.
2. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. Р.3295. – Оп. 1. – Д. 20 . – Л.
52–53.
3.Там же.
4. Там же. – Л. 54.
5.Там же. – Л. 53.
6. Там же. – Д. 23 . – Л. 124–125.
7. Там же. – Д. 22 . –Л. 20.
8. Там же. – Л. 21.
9. Там же. – Л. 36.
10. Там же. – Д. 26 . –Л. 5.
Ходыкина И. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
Введение
В настоящее время Украина, как и подавляющее большинство стран на постсоветском пространстве,
несмотря на приводимые в печати показатели роста ВВП, в целом находится в состоянии глубокого эко-
номического кризиса. Сворачивание в большинстве отраслей собственного промышленного производства,
а также производства сельскохозяйственной продукции ставит перед Украиной, как страной с экспортно-
ориентированной экономикой, сложнейшие экономические и социальные проблемы. Как известно, глав-
ными составляющими украинского экспорта являются продукция металлургической и химической про-
мышленности, т. е. продукция «грязного» производства, соответствующего технологиям низшего техно-
логического уклада. Согласно данным, приведенным в работах [1] и [2], до 75% инвестиций в Украине в
настоящее время вкладывается в предприятия III технологического уровня, который соответствует разви-
тию науки и технологий с 1900 по 1950 г.г., около 20% – в предприятия IV технологического уровня
(1950-1990 г.г.) и лишь 4.5% – V уровня (с 1990 г.). В то же время экспорт наукоемкой продукции, будучи
незначительным по объему, сталкивается с самыми серьезными трудностями. В качестве примера можно
привести известные проекты с самолетами АН-70 и АН-148.
Интеграция Украины в ЕС, как показывает опыт соседних Восточноевропейских стран, при нынеш-
нем техническом и технологическом состоянии ее промышленности (устаревшее оборудование и техноло-
гии) скорее всего приведет к еще большему сворачиванию производства со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Так, по данным работы [2], в среднем по экономике длина инновационной волны в США
на 1989 г. составляла 48 месяцев. Спустя 13 лет, т. е. в 2002 г., этот же показатель в Украине был равен 44-
45 месяцам. Другими словами, технологическое отставание Украины от США составляет 10-15 лет, и с
учетом современных темпов научно-технического и, как следствие, технологического прогресса эти циф-
ры конечно же велики. Каков же выход из данной ситуации? На чем базируется процветание развитых
государств мира, например США? Ответ на этот вопрос, по мнению Н. Комкова [3] заключается в том, что
«Америка захватила нишу самых передовых технологий в машиностроении и переработке, что позволяет
им диктовать всему миру правила игры на этом рынке, присваивать огромную технологическую ренту».
Согласно данным работы [4] уже в середине 90-х годов на долю стран «Большой семерки» приходилось
60% мирового производства и торговли наукоемкой продукцией. При этом сложилось международное
разделение труда, позволяющее развитым странам наиболее оптимально использовать свой научно-
технологический потенциал (США – вычислительная и авиакосмическая техника, Япония – электроника и
т. д.). В целом экономика развитых стран Запада характеризуется сейчас фазой перехода от инвестицион-
ного типа развития к инновационному типу [5].
Безусловно, в современных условиях конкурировать с США, мягко говоря, сложно не только Украи-
не, но и любому другому постсоветскому государству. Вместе с тем Украина, наряду с Россией и Белорус-
сией, по-прежнему еще обладает достаточно высоким научным и интеллектуальным потенциалом, дос-
тавшимся ей в наследство от СССР. По мнению Оноприенко [5], этот потенциал, например, в лице акаде-
мической науки при определенных условиях мог бы сыграть позитивную роль в трансформации экономи-
ки в инновационную. Вполне понятно, что именно этот путь, ведущий к внедрению в производство самых
передовых технологий, позволит производить конкурентно-способную продукцию. И здесь встает вопрос,
каким образом можно это сделать оптимально в современных экономических условиях? Технологии мож-
но покупать, а можно разрабатывать и даже продавать. Первый путь, с одной стороны, требует огромных
средств, а, с другой стороны, они (технологии) достаточно быстро устаревают. Более того, приобретаемые
технологии вряд ли будут новейшими – в первую очередь их используют владельцы. По-видимому, наи-
более рациональным является сочетание второго пути с первым. Но разработка собственных технологий
требует наряду с соответствующим уровнем развития фундаментальной и прикладной наук еще и подго-
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
157
товки необходимых кадров.
Таким образом, задача всестороннего развития фундаментальной и прикладной наук и подготовка вы-
сококвалифицированных научных и инженерных кадров, отвечающих требованиям даже не сегодняшнего,
а завтрашнего дня становится самой актуальной для Украины. Как это реализовать в условиях нынешнего
экономического состояния в стране? В данной работе на примере типичного ВУЗа Украины – Таврическо-
го национального университета им. В.И. Вернадского, рассмотрены некоторые пути интенсификации на-
учной деятельности и повышения качества подготовки специалистов. Последний вопрос весьма актуален
и в свете интеграции Украины в Болонский процесс.
Немного истории
Хорошо известно, что базой прикладных наук и соответственно более совершенных технологий яв-
ляются фундаментальные науки. В этой связи совершенно очевидно, что
задача подготовки высококвалифицированных кадров для фундаментальной науки остается актуаль-
ной и в независимой Украине.
Эти вопросы достаточно успешно решались в СССР: советская наука успешно конкурировала с миро-
вой по многим направлениям в области физики, математики, авиации, космонавтики и др. Вместе с тем
хорошо известно, что имело место определенное технологическое отставания СССР от развитых стран
Запада и Японии. Можно назвать несколько причин такого положения – отсутствие действенных эконо-
мических рычагов повышения качества продукции, большой временной разрыв между открытием и его
внедрением в производство и др. В определенной мере этому способствовала и сама структура науки в
СССР. В отличие от стран Запада она делилась на академическую, отраслевую и вузовскую, что приводи-
ло в какой-то мере к распылению сил и обособленности.
Конечно, достаточные объемы финансирования обеспечивали развитие и образования, и науки, одна-
ко даже в те времена ставился вопрос об интеграции образования, науки и производства. С этой целью в
академических и отраслевых научных учреждениях открывались филиалы кафедр, большое число науч-
ных работников этих учреждений вело преподавательскую работу в ВУЗах, а студенты ВУЗов имели воз-
можность проходить практику и вести научно-исследовательскую работу на предприятиях, в институтах и
конструкторских бюро независимо от географического положения ВУЗов и предприятий. Большинство
ВУЗов на основе хозяйственных договоров вело активную научно-исследовательскую работу в интересах
народного хозяйства и обороны. В эту работу активно вовлекались студенты, что благотворно сказыва-
лось на уровне их профессиональной подготовки. В целях интеграции науки и производства в различных
отраслях экономики создавались мощные научно-производственные объединения, интегрировавшие, как
правило, отраслевую науку и производство.
Тем не менее, в советские времена в научных кругах дискутировались вопросы о путях повышения
эффективности научных исследований, достоинствах и недостатках советской и западной моделей орга-
низации науки, где наука в основном сосредоточена в университетах, и возможных путях реорганизации
науки.
Экономический обвал в начале 90-х годов в независимых государствах на территории бывшего СССР
самым негативным образом отразился как на системе образования, особенно на ее качественной стороне,
так и на науке в целом, сохранившей в нынешней Украине советскую организационную структуру.
Главными негативными следствиями резкого сокращения финансирования являются разрыв связей
между высшей школой, наукой и производством, быстрое моральное и физическое старение материально-
технической базы высших учебных заведений и научных учреждений на фоне ускоряющегося мирового
научно-технического прогресса и, так называемая, «утечка мозгов» за рубеж.
Таким образом, перед сегодняшними наукой и высшим образованием стоят сложные проблемы не
только восстановления утраченного потенциала, но и переход на более высокий качественный уровень,
отвечающий вызовам времени. Естественно, что роль одного из главных рычагов в этом подъеме должна
играть современная законодательная база, предусматривающая модернизацию системы высшего образо-
вания и науки. Другим очевидным компонентом успешного развития интеллектуального потенциала стра-
ны является финансирования образования и науки в необходимых объемах и разработка и совершенство-
вание экономических механизмов воздействия финансовых потоков на достижение поставленных целей.
Законодательная база образования и науки в Украине
Поскольку создание конкурентно-способной и динамичной экономики в Украине возможно, как от-
мечено выше, при наличии в качестве базовых элементов современной системы высшего образования и
высоко развитой науки, кратко остановимся на тех шагах, которые сделаны к настоящему времени в госу-
дарстве в этом направлении. За последние 14 лет в Украине создана серьезная законодательная база, регу-
лирующая развитие высшего образования и науки в стране [6]. Главный вектор этих действий связан с
интеграцией Украины в европейское экономическое и образовательное пространство. Суть принятых за-
конодательных актов и перспектив развития образования сформулированы в обстоятельном обзоре Д. Та-
бачника [7].
В этой связи мы только кратко остановимся на основных положениях государственной идеологии
развития образования в Украине. Как отмечает Табачник [7], «приоритетными направлениями государст-
венной политики в отношении развития высшего образования являются:
- личностная ориентация высшего образования;
- формирование национальных и общечеловеческих ценностей;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы;
- создание для граждан равных возможностей в получении высшего образования;
Ходыкина И. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
158
- постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации
учебно-воспитательного процесса;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государ-
ственной и общественной поддержки;
- внедрение образовательных инноваций и информационных технологий;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических меха-
низмов привлечения и использования внебюджетных средств;
- интеграция отечественного высшего образования в европейский и мировой образовательные просто-
ры».
Перечисленные выше направления требуют глубокой перестройки как самой системы образования,
так и учебного процесса в целом. Надо сказать, что определенные шаги здесь уже сделаны: внедрена
двухуровневая система высшего образования, осуществляется переход на модульно-кредитную систему
обучения и др.
Однако, если говорить о внутренней сути преобразований, то здесь главным является подготовка кад-
ров, которые после получения первичных знаний способны к процессу самообразования, к созданию ин-
новационного потенциала в науке и экономике. По мнению В. Шукшунова [8], «университеты должны
быть преобразованы в «учебно-научно-инновационные комплексы, которые имеют все возможности ус-
пешно реализовывать полный инновационный цикл: фундаментальные научные исследования - поисковые
научные исследования – разработки - создание опытных образцов новой техники – производство товарной
продукции - коммерциализация результатов научных исследований и передача технологий и наукоемкой
готовой продукции из университета в промышленность, а также кадровое обеспечение». Следовательно,
развитие вузовской науки должно способствовать укреплению единства образовательного и исследова-
тельского процессов и является важнейшим компонентом в подготовке высококлассных специалистов,
обладающих креативными способностями.
Обозначенные выше цели немыслимы без соответствующего финансового обеспечения. Анализ рас-
ходов на образование в развитых странах мира показывает, что они растут существенно быстрее основных
макроэкономических показателей [9].
В этой связи остановимся на некоторых вопросах развития и финансирования вузовской науки. Преж-
де всего, необходимо отметить, что в Украине в сфере, как и в случае образования, разработана солидная
нормативно-правовая база, регулирующая деятельность научных учреждений, в том числе и основные
принципы научной деятельности высших учебных заведений [6].
С точки зрения тех проблем, которые рассматриваются в данной работе, особый интерес представляет
анализ источников финансирования науки в Украине. Согласно Закону Украины «О научной и научно-
технической деятельности» с дополнениями и изменениями в настоящее время финансирование науки, в
том числе и вузовской, осуществляется по пяти направлениям. Первым из них является бюджетное (об-
щий фонд) финансирование, которое включает в себя базовое и программно-целевое. Базовое финансиро-
вание имеет место для научных учреждений и высших учебных заведений, перечень которых утверждает-
ся Кабинетом Министров Украины. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной
основе как для научных учреждений, так и для высших учебных заведений. В соответствии с Законом
бюджетное финансирование должно составлять не менее 1.7% от ВВП и является защищенной статьей
Госбюджета Украины. Другим источником финансовых поступлений является Государственный фонд
фундаментальных исследований (ГФФИ), который формируется как из бюджетных средств, так и из доб-
ровольных взносов юридических и физических лиц. Финансирование из ГФФИ осуществляется на кон-
курсной основе. Третий источник финансирования научных учреждений связан с выполнением государст-
венных научных и научно-технических программ (национальных, межведомственных, отраслевых, регио-
нальных), перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины. Следующий источник денеж-
ных средств научных учреждений – это государственный заказ на научно-техническую продукцию, кото-
рый связан с разработкой новейших технологий и продукции. Наконец, последним источником финанси-
рования науки согласно Закону «О научной и научно-технической деятельности» является Государствен-
ный инновационный фонд, который формируется за счет соответствующих сборов, предусмотренных за-
конодательством Украины, а также внебюджетных средств. Финансирование из этого фонда осуществля-
ется на конкурсной основе и направлено на внедрение приоритетных научно-технических разработок и
новейших технологий в производство.
Другим важнейшим источником финансового обеспечения научных учреждений, в том числе и вузов-
ской науки, является оказание платных услуг, которое предусмотрено Постановлением КМУ от 20.01.97
№38. Источниками финансовых поступлений являются также различного рода фонды и гранты.
Некоторые итоги усилий государства в развитии образования и науки подведены в Решении Коллегии
Министерства образования и науки Украины № 3/1-4 от 27.02.04 [11]. В частности, там отмечается: «В
системе высшего образования активизировалась ее научная составляющая. Усилено внимание к фунда-
ментальной науке, подготовлен проект Указа Президента Украины относительно поддержки и развития
фундаментальной науки. Улучшено сотрудничество между научными учреждениями АПН Украины, от-
раслевых академий и высшими учебными заведениями: заключено свыше 100 договоров о сотрудничест-
ве; почти 1200 высококвалифицированных научных работников Академии привлечено к преподаванию в
системе образования; функционирует 7 научных учреждений двойного подчинения, общие филиалы фа-
культетов, кафедр, лабораторий, научно-учебные комплексы и центры.
Успешно развиваются технологические парки как новейшая форма реализации инновационной моде-
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
159
ли развития экономики Украины. Объем выпуска инновационной наукоемкой продукции в рамках выпол-
нения инвестиционных и инновационных проектов технологических парков в 2001-2003 годах составил
свыше 1.3 млрд. гривен. В Государственный бюджет и государственные целевые фонды за этот же период
было перечислено 52.5 млн. гривен».
Анализ инновационного потенциала ТНУ им. В.И. Вернадского и пути его развития
Как следует из выше сказанного, в целом законодательство Украины обеспечивает функционирование
образования и науки и предусматривает их развитие. Например, уровень финансирования науки в 1.7% от
ВВП, прописанный в законе, не сильно отличается от уровня инвестиций в науку в странах ЕС (1.9% от
ВВП) [10]. Правда, за годы независимости он упал с 1.7% в 1990 г. до 0.25% от ВВП в 2004 г. [11]. Поэто-
му, если говорить об абсолютных цифрах, то ситуация с финансированием и науки, и образования выгля-
дит просто плачевной. Фактически бюджетные средства выделяются только на заработную плату и оплату
части коммунальных услуг и энергоносителей.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим источники и объемы финансирования вузовской науки на при-
мере типичного ВУЗа Украины – ТНУ им. В.И. Вернадского. Для начала несколько цифр, характеризую-
щих в целом университет и его научный потенциал. В состав ТНУ входит 16 факультетов, 76 кафедр, ин-
ститут последипломного образования, экономико-гуманитарные институты в г.г. Севастополе и Керчи,
экономико-гуманитарный факультет в г. Мелитополе и факультет управления и экономики в г. Судаке.
Контингент студентов на всех формах обучения составляет свыше 17 тыс. чел. Подготовка специалистов
ведется по 20 направлениям и 40 специальностям. В университете работает около 1100 научно-
педагогических и научных работников, среди которых 114 докторов наук и 480 кандидатов наук. Как вид-
но из приведенных цифр, университет обладает достаточным научным потенциалом.
В 2003-2004 г.г. научно-исследовательская работа в университете проводилась по 131 теме, из кото-
рых 83 темы – собственные планы НИР, 23 – конкурсы МОНУ и ГФФИ и 25 – хозяйственные договора. В
этих работах участвовали 20 докторантов, 271 аспирант и около 3.6 тыс. студентов. В таблице 1 представ-
лены источники и объемы финансирования с 1999 г. по 2004 г.
Помимо финансирования МОНУ и денежных средств от хоздоговорной деятельности имеются кос-
венные источники финансирования в виде участия сотрудников в различных зарубежных грантах. Боль-
шей частью эти гранты связаны с различными образовательными и социальными программами, но благо-
даря им сотрудникам оплачиваются зарубежные командировки, приобретается литература, компьютерная
и офисная техника, осуществляются обмены сотрудниками и студентами.
Как видно из таблицы, хотя объем госбюджетного финансирования с 1999 г. по 2004 г. и возрос в 5
раз, его размеры в абсолютном измерении весьма скромны, так что на одну тему в среднем приходится
35.4 тыс. грн. Еще большим мелкотемьем отличаются НИОКР, выполняемые на хозяйственно-договорной
основе. Усредненная структура программно-целевого финансирования МОНУ и денежных средств по хо-
зяйственно-договорным работам (ХДР) с 2000 г. по 2004 г. представлена в таблица 2.
Как видно из таблицы 2, в среднем 69.8% сумм, поступающих из МОНУ, приходится на заработную
плату, 25.8% - на начисления на заработную плату и только лишь 4.5% – на приобретение материалов,
командировки, оплату услуг и приобретение оборудования,
т. е., важнейшие составляющие научно-исследовательской деятельности практически не финансиру-
ются. К сожалению, из-за незначительных объемов ХДР, где на приобретение
оборудования, которое после выполнения работ остается, как правило, у исполнителя,
расходуется почти в 6 раз больше средств, положение исправить невозможно. Как видно из таблицы
1, совершенно мизерными являются и суммы, поступающие по линии ГФФИ, госзаказа и господдержки
технического оснащения и инфраструктуры.
Таблица 1
Источники и объемы финансирования научных исследований
в ТНУ им. В.И. Вернадского (тыс. грн.)
Г о д ы
Источники финансирования 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Общий объем финансирования за счет всех ис-
точников
1690.3 1795.4 2025.0 4182.9 6774.0 7145.3
Программно-целевое конкурсное финансирова-
ние МОНУ
207.1
27*
7.7**
636.1
22*
28.9**
770.1
23*
33.5**
836.6
15*
55.8**
958.4
23*
41.7**
1033.1
23*
44.9**
Государственная поддержка технического осна-
щения научной базы
- - - - 53.4 -
Поддержка развития инфраструктуры научно-
технической сферы
- - - - 4.0 -
Государственный заказ на научно-техническую
продукцию
- - - - 60.0
1*
60.0
1*
Государственный фонд фундаментальных ис-
следований
- 4.5
4*
-
- 25.0
1*
52.0
2*
НИОКР по хозяйственно-договорной тематике 23.5
5*
4.7**
107.7
7*
15.4**
186.3
15*
12.4**
350.3
15*
23.4**
337.6
25*
13.5**
299.8
15*
20.0**
Ходыкина И. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
160
*) Количество тем, договоров.
**) Средняя стоимость одного договора.
Таблица 2
Доля от общей суммы (%) Наименование расходов
Программно-целевое
финансирование МОНУ
НИОКР по хоздоговор-
ной тематике
Фонд оплаты труда 69.8 34.5
Начисления на ФОТ 25.8 11.9
Приобретение материалов, оплата услуг 2.1 39.5
Командировки 1.0 7.7
Оплата коммунальных услуг, энергоносителей 0.2 0.1
Приобретение оборудования 1.1 6.3
Разумеется, при такой структуре финансирования выполнение на мировом уровне работ в области
фундаментальных наук оказывается крайне затруднительным, поскольку материально-техническая база,
сформированная, в основном, еще в 80-е годы прошлого века, морально и физически устарела. Отсюда
неудивительно, что только около 8%-10% работ, выполняемых в университете, связано с созданием тех-
нологических процессов.
Вместе с тем, если обратиться к анализу инновационного потенциала ТНУ [12], он оказывается впол-
не конкурентно-способным в таких областях, как наукоемкие и информационные технологии, химиче-
ские, биологические и медицинские технологии, новые виды продукции и технологии агропромышленно-
го комплекса и др. Подтверждением этому является и тот факт, что с 1999 г. по 2004 г. университет стал
собственником свыше 100 патентов, и ежегодно подается около 30 заявок на изобретения. В итоге, в 2003
г. вклад ТНУ в патентную деятельность Крыма составил 20%.
Таким образом, из выше изложенного следует, что Таврический национальный университет им. В.И.
Вернадского, с одной стороны, обладает высококвалифицированными кадрами, необходимым интеллек-
туальным и инновационным потенциалом, а, с другой стороны, реализация этого потенциала, которая
способствовала бы решению сложных экономических и, как следствие, социальных проблем, стоящих
перед Украиной, оказывается затрудненной в виду недостаточного финансирования со стороны государ-
ства и отсутствия собственных внутренних резервов. С нашей точки зрения эта проблема, которая по-
видимому, является типичной и для других ВУЗов Украины, может найти свое решение в следующих ша-
гах.
Прежде всего необходимо заметить, что стратегия и тактика создания и развития инновационной эко-
номики в постсоветских государствах обсуждается в научной литературе уже более 10 лет, а в развитых
государствах она не просто обсуждается, а успешно реализуется, и предложить какие-то сверхрецепты
достаточно сложно. Поэтому попытаемся оценить ситуацию как в Украине в целом, так и внутри собст-
венного университета.
Достаточно очевидно, что главной болевой точкой в нынешнее время является недостаток финансо-
вых средств, который вызван неразвитостью финансовой системы и, как следствие, финансовых отноше-
ний [13]. В этой связи со стороны государства должны быть предприняты шаги по существенному рас-
ширению источников финансирования путем создания эффективной нормативно-правовой базы по разви-
тию таких важнейших компонентов инновационной экономики как венчурный бизнес, грантообразующие
фонды и технопарки. Конкретные действия в этом плане разными экономистами обсуждаются и предла-
гаются [14]. Законодательная база должна, с одной стороны, способствовать коммерциализации научных
исследований, а, с другой стороны, государство должно поддерживать исследования в области фундамен-
тальных наук путем соответствующего финансирования (особенно на первом этапе становления рыноч-
ных отношений).
К сожалению, в Украине пока мало что сделано в этом направлении. Венчурный бизнес, который иг-
рает важнейшую роль в инновационных процессах в развитых странах, в Украине практически отсутству-
ет. Что касается технопарков и грантообразующих фондов, ситуация такая же. Например, в Украине со-
гласно данным [15] зарегистрировано всего 15 технопарков. Однако специальный режим деятельности 7
технопарков, зарегистрированных в 2004 г., до недавнего времени (ноябрь 2005 г.) был приостановлен
законом «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и
некоторые другие законы Украины» [16]. В России, например, в настоящее время насчитывается 70 тех-
нопарков [17] и сформировано 10 грантовых программ, в рамках которых действует 28 российских фондов
и несколько десятков иностранных. Законодательная база Украины должна способствовать созданию
фондов, поскольку они играют важную роль в поддержке науки и образования в отсутствии развитой ин-
фраструктуры рынка научно-технологических разработок.
Рассмотрим теперь те шаги в области повышения эффективности научных исследований и образова-
тельного процесса, которые мы считаем целесообразными сделать в нашем университете. Как было сказа-
но выше, ТНУ обладает необходимым кадровым и научным потенциалом. По нашему мнению, во главе
угла всех этих мероприятий должна стоять материальная заинтересованность каждого субъекта исследо-
вательского и образовательного процессов в результатах своего труда. Первый этап преобразований дол-
жен носить организационный характер, в результате которого будет создана необходимая для инноваци-
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
161
онной деятельности инфраструктура. Дело в том, что в университете пока имеются лишь отдельные эле-
менты такой инфраструктуры. Совершенно очевидно, что в ее составе должны быть такие подразделения,
как экспертизы, маркетинга, трансферта технологий, информации, интеллектуальной собственности и ко-
ординации инновационной деятельности. Естественно, что эти структуры должны быть укомплектованы
специалистами, имеющими необходимую профессиональную подготовку.
Конкретно в случае ТНУ в качестве основы такой инфраструктуры можно взять Крымский регио-
нальный центр научно-технической и экономической информации, переданный университету в 2003 г.
Первейшей задачей такого подразделения должна быть инвентаризация инновационного потенциала уни-
верситета, способствующая отбору действительно конкурентно-способных разработок, продвижение ко-
торых на рынок будет экономически целесообразным, а также поиск и привлечение инвесторов. В даль-
нейшем такой центр из университетского мог бы быть превращен в региональный и заниматься продви-
жением на рынок инновационных технологий Крыма и прилегающих областей юга Украины.
В силу отмеченных выше проблем с финансированием науки со стороны государства, следующим ша-
гом должно быть создание источников внутреннего инвестирования НИОКР. Это может быть сделано в
виде специального фонда, источником которого может быть определенный процент отчислений от плат-
ных услуг образования. Такие расходы вполне обоснованы, потому что студенческая научно-
исследовательская работа должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса. За счет данного
фонда в первую очередь должны инвестироваться наиболее перспективные инновационные проекты,
прошедшие соответствующую экспертизу.
Поскольку потребители инновационных технологий в настоящее время предпочитают покупать апро-
бированный продукт, необходимым элементом инновационной инфраструктуры должно быть опытно-
экспериментальное производство, которое может быть организовано в виде сети малых предприятий с
учредительством ТНУ. В нашем университете пока еще имеются подразделения, на базе которых могут
быть созданы такие предприятия.
Итак, реализация поставленных здесь задач как раз и позволит осуществить сформулированную выше
концепцию полного инновационного цикла: «фундаментальные научные исследования - поисковые науч-
ные исследования – разработки - создание опытных образцов новой техники – производство товарной
продукции - коммерциализация результатов научных исследований и передача технологий и наукоемкой
готовой продукции из университета в промышленность, а также кадровое обеспечение» [8].
Разумеется, для ее воплощения в жизнь также необходимо соответствующее законодательное обеспе-
чение, которое предоставляло более широкие права как отдельным членам коллектива, так и университету
в целом и которое на первое место ставило бы интересы производителя в результатах своего труда. На
наш взгляд, образцом такого законодательства может быть закон об инновациях и научных исследовани-
ях, принятый во Франции в 1999 г. Согласно [18] закон состоит из четырех частей, которые регламенти-
руют положения о мобильности исследователей относительно предприятий, вариантах сотрудничества
между научными учреждениями и предприятиями, налоговой регламентации инновационных предпри-
ятий и юридическом статусе инновационных предприятий.
Как отмечает Ненашева относительно первой части [18], «закон позволяет:
- выплачивать зарплату создателю нового предприятия по месту своей прежней работы в
период создания и становления предприятия; при этом закон создает защиту для карьер-
ного роста ученых, которые взялись за создание инновационных предприятий;
- исследовательскому персоналу оказывать свое научное содействие предприятию, кото-
рое внедряет результаты его исследований, оставаясь при этом государственным служа-
щим;
- любому исследовательскому персоналу принять участие в капитале предприятия, кото-
рое использует результаты его научных исследований; такое участие может доходить до
15% капитала предприятия;
- исследователям и преподавателям-исследователям иметь право также являться членами
административного совета предприятия».
Вторая часть закона позволяет:
- учреждениям высшего образования и научно-исследовательским учреждениям иметь
право создавать производственные инкубаторы;
- университетам и исследовательским учреждениям создавать «службы промышленной и
коммерческой деятельности»;
- упрощать создание филиалов и объединений общественной пользы (GIP), которые объединяют на-
учно-исследовательские учреждения, университеты и предприятия).
В заключение отметим, что именно принятие законов такого содержания позволит и высшим учеб-
ным заведениям, подобным ТНУ им. В.И. Вернадского, и Украине в целом не только преодолеть сего-
дняшнее тяжелое экономическое положение и полностью реализовать пока еще не окончательно растра-
ченный интеллектуальный капитал, но и выйти в число процветающих государств мира.
Источники и литература
1. Демехин, Концепція соціально-економічного розвитку України на період до 2010 року, в сб. „Пробле-
мы и перспективы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной научно-
практической конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
Ходыкина И. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
162
2. Онишко С.В., Критерии и механизм государственной поддержки инновационной деятельности, в сб.
„Проблемы и перспективы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной
научно-практической конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта
2005.
3. Н. Комков, Российская газета, 24.08.2005.
4. Наука и технологии в России (прогноз до 2010 года,
http://atlas.informika.ru/analiz/sci_in_russia/analiz.htm.
5. Оноприенко В.И., Фундаментальная наука в инновационной трансформации экономики, в сб. „Про-
блемы и перспективы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной на-
учно-практической конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
6. Нормативно-правові акти про наукову та науково-технічну діяльність у вищих навчальних закладах
України (у 2 кн.), за ред. Ю.І. Горобця та М.І. Панова, Харків: Право, 2001.
7. Д. Табачник, Стан та перспективи розвитку освіти в Україні у контексті євроінтеграції, Вища школа,
2004, №4, 3-21.
8. В.Е. Шукшунов, Пренебрежение вузовской наукой обернется для страны катастрофой, Поиск, 2004,
№36.
9. В.Ф. Байнев, Проблемы интеграции образования стран – участниц СНГ и Западной Европы, Образо-
вательные технологии, 2004, №1, 3-9.
10. Л. Нехорошева, Инновационные процессы в условиях формирования «новой экономики»: проблемы и
перспективы (на примере стран ЕС, Беларуси), в сб. „Проблемы и перспективы инновационного раз-
вития экономики//Материалы десятой международной научно-практической конференции по иннова-
ционной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
11. Дорогунцов С.И., Яцков В.С., Наука и инновации как основа решения практических задач социально-
экономического развития страны, в сб. „Проблемы и перспективы инновационного развития экономи-
ки//Материалы десятой международной научно-практической конференции по инновационной дея-
тельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
12. Инновационный потенциал Таврического национального университета им. В.И. Вернадського, При-
ложение к научно-практическому дискуссионно-аналитическому сборнику «Вопросы развития Кры-
ма», Симферополь: Таврия-Плюс, 2002 г.
13. Макаренко И.П., Проблемы формирования системного инновационного процесса в Украине, в сб.
„Проблемы и перспективы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной
научно-практической конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта
2005.
14. Коновалов А.Ф., О венчурном финансировании инноваций, в сб. „Проблемы и перспективы иннова-
ционного развития экономики//Материалы десятой международной научно-практической конферен-
ции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
15. Сайт Министерства образования и науки Украины: www.mon.gov.ua.
16. ИА „Альянс Медиа” по материалам „Деловая неделя”, 16.11.2005.
17. Ноговицін О.В., Концепція розвитку інноваційної діяльності в Україні, в сб. „Проблемы и перспекти-
вы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной научно-практической
конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
18. Л. Нехорошева, Особенности инновационного развития в условиях формирования «новой экономи-
ки»: проблемы и перспективы (на примере стран ЕС, Беларуси и России), в сб. „Проблемы и перспек-
тивы инновационного развития экономики//Материалы десятой международной научно-практической
конференции по инновационной деятельности. Киев-Симферополь-Алушта 2005.
http://atlas.informika.ru/analiz/sci_in_russia/analiz.htm
http://www.mon.gov.ua
|