О форме судна наименьшего суммарного сопротивления

Рассматривается задача о форме судна заданного водоизмещения, имеющего при заданной скорости наименьшее сопротивление, состоящее из суммы сопротивления трения и волнового сопротивления, выражаемого интегралом Мичелла. Решение получено в виде линейного неоднородного интегрального уравнения третьего р...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2011
Автор: Сизов, В.Г.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут гідромеханіки НАН України 2011
Назва видання:Прикладна гідромеханіка
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/116311
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:О форме судна наименьшего суммарного сопротивления / В.Г. Сизов // Прикладна гідромеханіка. — 2011. — Т. 13, № 3. — С. 82-84. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-116311
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1163112025-02-09T13:22:30Z О форме судна наименьшего суммарного сопротивления Про форму судна найменшого суммарного опору On the ship form of minimal total drag Сизов, В.Г. Короткi повiдомлення Рассматривается задача о форме судна заданного водоизмещения, имеющего при заданной скорости наименьшее сопротивление, состоящее из суммы сопротивления трения и волнового сопротивления, выражаемого интегралом Мичелла. Решение получено в виде линейного неоднородного интегрального уравнения третьего рода, имеющего единственное решение, которое непрерывно. Розглядається задача про форму судна із заданою водотоннажністю, котре при певній швидкості має найменший опір, який є сумою хвильового опору, що визначається інтегралом Мічела, та опору тертя. Задачу зведено до пошуку єдиного неперервного розв'язку лінійного неоднорідного інтегрального рівняння третього роду. A study of ship's form having minimum resistance (friction and wave resistance) at a given displacement and at a certain speed is considered and expressed by means of Mitchell Integral. The solution is found in the form of a linear non-homogeneous integral equation of the third kind and having one only solution of continuity. 2011 Article О форме судна наименьшего суммарного сопротивления / В.Г. Сизов // Прикладна гідромеханіка. — 2011. — Т. 13, № 3. — С. 82-84. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1561-9087 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/116311 532.5 ru Прикладна гідромеханіка application/pdf Інститут гідромеханіки НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Короткi повiдомлення
Короткi повiдомлення
spellingShingle Короткi повiдомлення
Короткi повiдомлення
Сизов, В.Г.
О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
Прикладна гідромеханіка
description Рассматривается задача о форме судна заданного водоизмещения, имеющего при заданной скорости наименьшее сопротивление, состоящее из суммы сопротивления трения и волнового сопротивления, выражаемого интегралом Мичелла. Решение получено в виде линейного неоднородного интегрального уравнения третьего рода, имеющего единственное решение, которое непрерывно.
format Article
author Сизов, В.Г.
author_facet Сизов, В.Г.
author_sort Сизов, В.Г.
title О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
title_short О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
title_full О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
title_fullStr О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
title_full_unstemmed О форме судна наименьшего суммарного сопротивления
title_sort о форме судна наименьшего суммарного сопротивления
publisher Інститут гідромеханіки НАН України
publishDate 2011
topic_facet Короткi повiдомлення
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/116311
citation_txt О форме судна наименьшего суммарного сопротивления / В.Г. Сизов // Прикладна гідромеханіка. — 2011. — Т. 13, № 3. — С. 82-84. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Прикладна гідромеханіка
work_keys_str_mv AT sizovvg oformesudnanaimenʹšegosummarnogosoprotivleniâ
AT sizovvg proformusudnanajmenšogosummarnogooporu
AT sizovvg ontheshipformofminimaltotaldrag
first_indexed 2025-11-26T03:00:08Z
last_indexed 2025-11-26T03:00:08Z
_version_ 1849820200515403776
fulltext ISSN 1561 -9087 Прикладна гiдромеханiка. 2011. Том 13, N 3. С. 82 – 84 КОРОТКI ПОВIДОМЛЕННЯ УДК 532.5 О ФОРМЕ СУДНА НАИМЕНЬШЕГО СУММАРНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В. Г. С И ЗОВ Одесская национальная морская академия Получено 21.06.2010 Рассматривается задача о форме судна заданного водоизмещения, имеющего при заданной скорости наименьшее сопротивление, состоящее из суммы сопротивления трения и волнового сопротивления, выражаемого интегралом Мичелла. Решение получено в виде линейного неоднородного интегрального уравнения третьего рода, имеющего единственное решение, которое непрерывно. Розглядається задача про форму судна iз заданою водотоннажнiстю, яке при певнiй швидкостi має найменший опiр, який є сумою хвильового опору, що визначається iнтегралом Мiчела, та опору тертя. Задачу зведено до пошуку єдиного неперервного розв’язку лiнiйного неоднорiдного iнтегрального рiвняння третього роду. A study of ship’s form having minimum resistance (friction and wave resistance) at a given displacement and at a certain speed is considered and expressed by means of Mitchell Integral. The solution is found in the form of a linear non- homogeneous integral equation of the third kind and having one only solution of continuity. Необходимо отметить, что задача о волновом со- противлении судна изучалась многими авторами, [см., нaпример 2–6]. Как было показано в докладе М. Г. Крейна [1], задача об определении формы су- дна, которой отвечает наименьшее мичеллевское сопротивление при заданной скорости v, диаме- тральной области D и водоизмещении V , приво- дит к вырожденным формам, выражаемым либо обобщенными функциями, либо функциями с осо- бенностями. Иная картина получается, если рассматривается соответствующая задача на минимум для суммар- ного сопротивления, состоящего из мичелловского сопротивления Rw: Rw = ∫ D ∫ D K (x, z, ξ, ζ)f (x, z) f (ξ, ζ) dx dz dξ dζ, (1) и сопротивления трения Rf , относительно кото- рого принимается, что оно пропорционально смо- ченной поверхности D и коэффициенту сопротив- ления c: Rf = 2 c ∫ D √ 1 + ( ∂f ∂x )2 + ( ∂f ∂z )2 dx dz, (2) где x и z – продольная и вертикальная координа- ты; поверхность судна задается уравнением y = ±f (x, z) . Ядро, входящее в выражение (1), определяется пo формуле K (x, z, ξ, ζ) = 4 ρ g2 π v2 I (x− ξ, z + ζ) , (3) где ρ – плотнось жидкости; g – гравитационная постоянная; v – скорость; I (x, z) = ∞ ∫ 1 e− g z v2 λ2 cos (g x v2 λ ) λ4 dλ√ λ2 − 1 . Таким образом, если известно ядро K(x, z, ξ, ζ) и форма поверхности судна (f(x, z) , то мож- но вычислить мичелловское сопротивление Rw. В пределах точности, с которой интеграл Rw выра- жает волновое сопротивление, можно принять Rf = 2 cD+ c ∫ D [ ( ∂f ∂x )2 + ( ∂f ∂z )2 ] dx dz. (4) Таким образом, для общего сопротивления R = = Rf+Rw−2 cD с учетом формулы (4) получается выражение R = c ∫ D [ ( ∂f ∂x )2 + ( ∂f ∂z )2 ] dx dz+ (5) + ∫ D ∫ D K (x, z, ξ, ζ)f (x, z) (ξ, ζ) dx dz dξ dζ. В дальнейшем для определения общего сопро- тивления R по формуле (5) приведены постановки двух задач. Задача 1. Задана скорость v, область D и во- доизмещение V : V = 2 ∫ D f (x, z) dx dz. (6) 82 c© В. Г. Сизов, 2011 ISSN 1561 -9087 Прикладна гiдромеханiка. 2011. Том 13, N 3. С. 82 – 84 Требуется найти форму судна, которая дава- ла бы наименьшее суммарное сопротивление R. Иными словами, найти неотрицательную фун- кцию f (x, z) , обращающуюся в нуль на подводной границе областиD, для которой интеграл R дости- гал бы наименьшего значения, при условии (6). Временно отбросим требование неотрицатель- ности функции f (x, z) . Тогда известные прави- ла определения минимума квадратичного функ- ционала, при дополнительном линейном условии, позволяют утверждать, что искомый минимум реализуется на функции fmin, которая с точно- стью до скалярного множителя совпадает с фун- кцией f1, определяемой из следующей интегро- дифференциальной краевой задачи:    −c∆f1 + ∫ D K (x, z, ξ, ζ) f1 (ξ, ζ) dξ dζ = γ ; f1 ∣ ∣ Γ+ = 0; ∂f1 ∂z |Γ0 = 0, (7) где γ− удельный вес жидкости; Γ+ – подводная часть границы области D; Γ0 – часть границы области D, лежащая на свободной поверхности. В правой части уравнения (7) можно было бы поставить любую постоянную (например, едини- цу), однако введена величина γ с тем, чтобы ра- змерность f1 была размерностью длины. Часть границы области D, лежащая на свободной по- верхности, будет отсутствовать, если судно подво- дное. Функция fmin связана с f1 соотношением: fmin = V V1 f1, (8) где V1 = 2 ∫ D f1 (x, z) dx dz, a Rmin с учетом выражения (8) находится по фор- муле: Rmin = γ 2 ( V V1 )2 . (9) Обозначим через g (x, z, ξ, ζ) функцию Грина оператора −∆, отвечающую граничным условиям в (7). С помощью нее интегро-дифференциальное уравнение (7) преобразуется в интегральное урав- нение f1 + 1 c G K f1 = γ c G u; [u (x, z) ≡ 1] , (10) где через G и K обозначены интегральные опера- торы, порождаемые ядрами g и K соответственно. Как видно из выражения (3), ядро K зависит от величины g/v2. Уравнение (9) является линейным неодноро- дным уравнением III рода с регулярным ядром. Легко видеть, что соответствующее однородное уравнение имеет единственное нулевое решение. Поэтому уравнение (9) имеет единственное реше- ние, которое непрерывно. Если это решение ока- зывается неотрицательным, то оно и будет един- ственным решением поставленной задачи 1. В том случае, когда это решение принимает и отрицательные значения, получается осложнение такого же рода, как и в задаче, рассмотренной в [1]. Физический смысл этого, так же как и в [1], заключается в том, что наименьшее суммарное со- противление достигается при реализации заданно- го водоизмещения в виде двух или целого карава- на судов. Можно строго доказать, что для подвод- ных судов при достаточно малом коэффициенте трения c такой случай будет иметь место. Может ли иметь место такой случай для надво- дного судна? Этот вопрос остается открытым, как и аналогичный вопрос в [1]. С аналитической стороны задача 1 упрощается, если заранее принять, что судно имеет биподо- бную форму и форма шпангоутов задана с точ- ностью до подобия. В этом случае форма поверхности судна имеет вид: y = ϕ (x) ψ (z) , (11) ( H ≤ z ≤ H + T, −L 2 ≤ x ≤ L 2 ) , где функция ψ (z) − − задана. Задача 2. Задана скорость v, функция ψ (z) (H ≤ z ≤ H + T ) , длина судна L и площадь ватерлинии S = 2 l ∫ −l ϕ (x) dx; ( l = L 2 ) . (12) Требуется найти форму ватерлинии (т. е. неотри- цательную функцию ϕ (x)), для которой сопротив- ление R принимает возможно меньшее значение. Если отбросить условие неотрицательности функции ϕ (x) , то она будет определяться из интегро-дифференциальной краевой задачи: −A d2ϕ dx2 + B ϕ+ 4ρ g3 π v6 c × (13) × l ∫ −l Kψ (x− ξ) ϕ (ξ) dξ = const, В. Г. Сизов 83 ISSN 1561 -9087 Прикладна гiдромеханiка. 2011. Том 13, N 3. С. 82 – 84 ϕ (−l) = ϕ (l) = 0, (14) где A = H+T ∫ H ψ2 (z) dz; B = H+T ∫ H [ dψ (z) dz ]2 dz; Kψ (x) = ∞ ∫ 1 Ψ2 (λ) cos g x v2 λ λ4 dλ√ λ2 − 1 ; Ψ (λ) = H+T ∫ H ψ (z) e− g z v2 λ 2 dz, а const в уравнении (13) определяется из условия (12). Тем же приемом, который был применен в зада- че 1, краевую задачу (12) можно преобразовать в линейное интегральное уравнение Фредгольма III рода: ϕ+ λ G1 Kψ ϕ = const G1 u, (15) где λ = 4ρ g3 π v6 c ; Kψ и G1 − интегральные операторы, порождае- мые ядрами Kψ (x− ξ) и g1 (x, ξ) , причем g1 (x, ξ) является функцией Грина дифференциального оператора −A d2 dx2 + B, отвечающей граничным условиям ϕ (−l) = ϕ (l) = 0. В отличие от функции Грина g, функция g1 вычисляется элементарно. Если решение этого ин- тегрального уравнения будет неотрицательным, то оно и будет решением задачи 2, определяющим искомую форму ватерлинии. Если же решение уравнения (15) будет знакопе- ременным, то это будет означать, что вступает в силу обстоятельство, отмеченное выше в задаче 1. В общем случае функция ϕ будет определяться из условия неотрицательности, условия (13) и из равенства-неравенства, получающегося из (12) за- меной знака “=” на знак “ ≥′′ с дополнительным требованием, что в каждой точке x, в которой ϕ (x) > 0, имеет место знак “=”. 1. Крейн М. Г. О форме судна наименьшего мичеллев- ского сопротивления. – Сборник “Всесоюзный съезд по теоретической и прикладной механике”, Москва, 23.01 – 3.02.1960 г. Аннотации докладов. 2. Michell J.H. The wave resistance of a ship // Phil. Mag.– 1898.– N 45.– P. 106–123. 3. Кочин Н.Е. О волновом сопротивлении и подъем- ной силе действующих на тела погруженные в жид- кость. – Труды конференции по теории волнового сопротивления – М., 1937 – с. 65-134. 4. Костюков А.А. Теория судовых волн и волнового сопротивления.– M.: Судпромгиз, 1959.– 311 с. 5. Peters A.A. A new treatment of the ship wave problems // Communications on pure and applied mathematics.– 1949.– N 2.– P. 123-148. 6. Сизов В. Г. О краевой задаче в работе Мичел- ла о волновом сопротивлении судна // Прикл. гiдромеханiка.– 2005.– Т. 7, N 2.– P. 73–75. 84 В. Г. Сизов