Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства

Уточнена сущность понятия «государстенно-частное партнерство» (ГЧП), обобщен международный опыт взаимодействия государства и бизнеса в процессе становления партнерских отношений, дан анализ проблем ГЧП в Украине. Предложены основные методологические принципы эффективного взаимодействия государства и...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2008
Main Author: Молина, Е.В.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут економіко-правових досліджень НАН України 2008
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/12087
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства / Е.В. Молина // Прометей. — 2008. — № 2(26). — С. 63-69. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-12087
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-120872025-02-09T21:30:04Z Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства Соціально-економічний розвиток регіону на основі державно-приватного партнерства Social-economic development of the region on the basis of state-private partnership Молина, Е.В. Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем Уточнена сущность понятия «государстенно-частное партнерство» (ГЧП), обобщен международный опыт взаимодействия государства и бизнеса в процессе становления партнерских отношений, дан анализ проблем ГЧП в Украине. Предложены основные методологические принципы эффективного взаимодействия государства и бизнеса при разработке стратегии социально-экономического развития региона. Уточнено сутність поняття «державно-приватне партнерство» (ДПП), узагальнено міжнародний досвід взаємодії держави та бізнесу в процесі становлення партнерських відносин, надано аналіз проблем ДПП в Україні. Запропоновано основні методологічні принципи ефективної взаємодії держави та бізнесу при розробці стратегії соціально-економічного розвитку регіону. 2008 Article Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства / Е.В. Молина // Прометей. — 2008. — № 2(26). — С. 63-69. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 1814-8913 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/12087 330:322.353 ru application/pdf Інститут економіко-правових досліджень НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем
Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем
spellingShingle Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем
Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем
Молина, Е.В.
Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
description Уточнена сущность понятия «государстенно-частное партнерство» (ГЧП), обобщен международный опыт взаимодействия государства и бизнеса в процессе становления партнерских отношений, дан анализ проблем ГЧП в Украине. Предложены основные методологические принципы эффективного взаимодействия государства и бизнеса при разработке стратегии социально-экономического развития региона.
format Article
author Молина, Е.В.
author_facet Молина, Е.В.
author_sort Молина, Е.В.
title Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
title_short Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
title_full Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
title_fullStr Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
title_full_unstemmed Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
title_sort социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства
publisher Інститут економіко-правових досліджень НАН України
publishDate 2008
topic_facet Трансформація та перспективи розвитку територіальних систем
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/12087
citation_txt Социально-экономическое развитие региона на основе государственно-частного партнерства / Е.В. Молина // Прометей. — 2008. — № 2(26). — С. 63-69. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT molinaev socialʹnoékonomičeskoerazvitieregionanaosnovegosudarstvennočastnogopartnerstva
AT molinaev socíalʹnoekonomíčniirozvitokregíonunaosnovíderžavnoprivatnogopartnerstva
AT molinaev socialeconomicdevelopmentoftheregiononthebasisofstateprivatepartnership
first_indexed 2025-12-01T00:24:14Z
last_indexed 2025-12-01T00:24:14Z
_version_ 1850263372953550848
fulltext 63ПРОМЕТЕЙ 2008 №1(25) 2. Айвазян С.А. Межстрановый анализ ин- тегральных категорий качества жизни на- селения (эконометрический подход) / Препринт. – М.: ЦЭМИ РАН, 2001. – 61 с. 3. Запоточний І.В., Захарченко В.І. Державне регулювання регіональної економіки. – Харків: Одіссей, 2003. – 592 с. 4. Янковой А.Г. Многомерный анализ в систе- ме STATISTICA. – Одесса: Оптимум, 2001. – Вып. 1. – 216 с. Поступила до редакції 29.10.08 © В.І. Захарченко, Д.Є. Чабаненко, 2008 Постановка проблемы. Партнерство государ- ства и бизнеса представляет собой мощный стра- тегический ресурс социального и экономического развития, обладающий огромным потенциалом. Для государства привлекательность ГЧП состо- ит в решении системных проблем развития (ин- фраструктура, ЖКХ и т. д.). При этом происходит снижение бюджетных затрат, создаются возмож- ности для разделения рисков при одновременном повышении качества и эффективности работ и услуг, повышения инвестиционной и инноваци- онной активности и привлекательности, уровня конкуренции. Для бизнеса представляет интерес доступ к традиционно государственной сфере, прямая государственная поддержка и участие, возможность использования зарубежного опыта, долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии, возможность выбора из большого числа проектов. Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет странам и регионам решать проблемы, связанные как с «провалами рынка», так и с «про- валами государства». Эффективное его освоение и применение представляет собой реальный ре- зерв отечественной экономики. Анализ основных исследований и публикаций. Вопросам становления и развития института государственно-частного партнерства сегодня уделяется значительное внимание, как в науч- ной литературе, так и на уровне правительствен- ных документов. Отдельные проблемы взаимо- действия государственного и частного сектора рассматриваются в трудах таких ученых, как Л. Эванс, Р. Нормант, В. Варнавский, Б. Жихаревич, А. Никитаева, С. Сильвестров и др. Как правило, внимание заостряется на фор- мировании партнерства на национальном и му- ниципальном уровнях. При этом недостаточно внимания уделяется проблемам развития ГЧП на уровне регионов. Цель статьи – исследовать возможности становления и эффективного использования ин- ститута ГЧП в социально-экономическом разви- тии регионов Украины на основе использования зарубежного опыта. Изложение основного материала исследования. Появление концепта государственно-частного партнерства (Public-Private Partnership – PPP) приходится на вторую половину ХХ века и является результатом осмысления отношений УДК 330:322.353 Е.В. Молина* СОцИАЛьНО-ЭКОНОМИчЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-чАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Уточнено сутність поняття «державно-приватне партнерство» (ДПП), узагальнено міжнародний досвід взаємодії держави та бізнесу в процесі становлення партнерських відносин, надано аналіз проблем ДПП в Україні. Запропоновано основні методологічні принципи ефективної взаємодії держави та бізнесу при розробці стратегії соціально-економічного розвитку регіону. Уточнена сущность понятия «государстенно-частное партнерство» (ГЧП), обобщен международный опыт взаимодействия государства и бизнеса в процессе становления партнерских отношений, дан анализ проблем ГЧП в Украине. Предложены основные методологические принципы эффективного взаимодействия государства и бизнеса при разработке стратегии социально-экономического развития региона. * Моліна О.В. – зав. відділом соціально-економічного розвитку приморських регіонів Інституту проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, канд. екон. наук, с.н.с., м. Одеса. 64 ТРАНСФОРМАЦІЯ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ТЕРИТОРІАЛЬНИХ СИСТЕМ государственного и частного сектора в хозяйственной практике. В отечественной и переводной литературе используются различные варианты данного понятия, рассматриваемые как синонимы: государственно- частное партнерство, частно-государственное партнерство, муниципально-частное партнерство, частно-общественное партнерство, частно- государственная кооперация и т.д. То есть, понятие партнерства государства и бизнеса является достаточно широким и многоаспектным. Таким же многообразием отличается перечень моделей его реализации. В отечественной научной литературе и практике хозяйствования получил распространение термин «государственно- частное партнерство». Согласно исследованиям Мирового банка, эволюция местной политики за рубежом про- исходила этапами [1], с каждым из которых все большее значение приобретали те направления, реализация которых предполагает тесное взаимо- действие бизнеса и местных властей (табл. 1). Таблица 1 Эволюция местной экономической политики          . 1960- –  1980-      ,     -  () -     -    (  - )   - ,       -            ,     -     -  . 1980-  1990-     -     ,         -         ()         –  «» (),   «- » () .   1990-    ,         -    -             -    -     -     ()              -     (- )   -             -     В местной политике сформировались два больших блока инструментов. Это меры по раз- витию инфраструктуры и общих условий среды производства и жизнедеятельности и набор фи- нансовых и нефинансовых стимулов для поо- щрения определенных действий хозяйствующих субъектов. В отечественной экономике на фоне слабого уровня развития органов местного самоуправ- ления реализация этих инструментов в значи- тельной степени ложиться на региональные ор- ганы исполнительной власти. При этом регио- 65ПРОМЕТЕЙ 2008 №1(25) ны Украины в отличие, например, от регионов России, не обладают правом законотворческой деятельности и вне зависимости от специфики региона в своей деятельности могут опирать- ся только на общенациональное правовое поле. Очевидно, что конкретные механизмы партнер- ства в значительной степени трансформируются под влиянием региональных детерминант. В то же время основные проблемы взаимодействия, согласно ряду исследований, повторяются в раз- личных регионах и на разных уровнях иерархии экономик. Государственно-частное партнерство можно представить как систему, обладающую особым комплексом экономических, социальных, право- вых, политических, организационных и других взаимосвязей, взаимоотношений и условий, на- правленных на максимально эффективное ис- пользование имеющихся ресурсов и источников в интересах социально-экономического развития [2, с. 20]. В широком понимании государственно- частное партнерство – это процесс, в результате которого создаются определенные предпосыл- ки для взаимодействия между государственным и частным сектором, благодаря которому до- стигается максимальный эффект, необходимый для нормального развития экономики страны [3, с. 105]. Когда речь идет о государственно- частном партнерстве, прежде всего, имеется в виду институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, целью которого является эффективная реализация об- щественно значимых проектов и программ в эко- номике, науке, образовании, здравоохранении, культуре и т.д., направленных на усиление инно- вационной динамики в развитии страны и регио- нов. Инвестиционное партнерство государства и бизнеса представляет собой один из видов ги- бридных структур проектного финансирования. Разница между старой и новой схемами взаи- модействия власти и бизнеса заключается в том, что первая – это жесткая схема, основанная на государственном планировании и директив- ном управлении. Современная схема взаимо- действия – мягкая, базирующаяся на создании институциональных условий для самостоятель- ного развития частного бизнеса. С точки зрения выстраивания практических взаимоотношений каждая из схем представляет собой определенные крайности. Задача государства – сбалансировать эти крайние ситуации на основе прозрачности отношений, учете интересов партнеров и раз- делении рисков. Существует прямая функцио- нальная зависимость между степенью развития и распространенности форм, методов и технологий взаимодействия государства и бизнеса и степе- нью вмешательства государства в экономические процессы. Наибольшее взаимодействие будет на- блюдаться при среднем уровне государственного регулирования, сочетающегося с действием ры- ночных механизмов, тогда как крайние значения, соответствующие полному государственному регулированию экономики или полному отсут- ствию государственного вмешательства, отра- жает ситуация, когда показатели обозначенного взаимодействия асимптотически приближаются к нулю [4, с. 141]. В концепции ГЧП изначально заложено противоречие. С одной стороны, у государства существуют обязательства перед обществом и оно должно нести соответствующие расходы. С дру- гой, – частный сектор стремится к извлечению максимальной прибыли от вложенных ресурсов. Когда удается разрешить это противоречие, то партнерство создает динамику развития, форми- рует культуру взаимоотношений власти и бизнеса, позитивно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране, регионе или городе. К концу ХХ века ГЧП прочно вошло в хозяй- ственную практику большинства стран. Мировой Банк осуществляет регулярный мониторинг реа- лизации инструментов ГЧП отдельно по разви- тым и развивающимся странам (табл. 2) [5]. Согласно сделанным оценкам, ГЧП в секторе водоснабжения и канализации в США и Канаде приводит к снижению издержек на 10-40%, в Шотландии - на 20%, в Ирландии - на 25-30%. В области транспорта, по оценкам Европейской Комиссии, - на 10-17%. В Великобритании в среднем для разных секторов экономия составля- ет 17%. В зарубежной практике наибольший интерес представляет становление института ГЧП в Великобритании и России. Великобритания интересна тем, что она стала первой страной, которая с введением ещё в начале 90-х годов «Закона о частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative, PFI) перешла к формированию взаимодействия государства и бизнеса в новом формате и стала, таким образом, зачинателем концепции ГЧП. Последующее развитие и совершенствование системы ГЧП позволило Великобритании осуществить приблизительно 700 проектов общей стоимостью 40 биллионов евро. Здесь постоянно пересматриваются подходы по улучшению механизма партнерских отношений для активизации реализации проектов, происходит стандартизация документов для облегчения процедурных и контрактных процессов, повышение прозрачности проектов на основе партнерства. Полная информация о развитии ГЧП концентрируется в счетной палате Великобритании. Россия активно осваивает международный 66 ТРАНСФОРМАЦІЯ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ТЕРИТОРІАЛЬНИХ СИСТЕМ опыт. Её стратегическими целями при исполь- зовании механизма ГЧП являются: повышение жизненного уровня населения, устранение струк- турных ограничений экономического роста, со- действие повышению конкурентоспособности российских компаний, развитию регионов, ин- теграции России в мировую экономику. В прави- тельственных документах России государственно- частное партнерство официально названо одним из новых подходов, как в финансировании, так и в управлении социальными институтами. Развитие системы государственно-частного партнерства в России происходит на фоне укрепления, как го- сударства, так и бизнеса, обострения внимания к стратегическому планированию. К настоящему времени она осуществила и осуществляет целый ряд крупных инфраструктурных проектов нацио- нального масштаба, ГЧП занимает особое место в формировании национальной инновационной системы России. С точки зрения формальной оснащенности современными инструментами ГЧП Россия за несколько лет стала юрисдикцией, адекватной мировой экономике (табл. 3). Многие регионы России имеют собствен- ные Законы о ГЧП (Санкт-Петербург, Томск и др.). Получает развитие формирование стратегий социально-экономического развития регионов на основе государственно-частного партнерства [6]. На региональном уровне получили разви- тие следующие инвестиционные инструменты: льготы по налогам на прибыль и имущество; инвестиционные налоговые кредиты; льготы по предоставлению земельных участков; гарантии регионов в обеспечение займов; льготы при арен- де недвижимости; субсидирование процентных ставок; совместное инвестирование проектов. Наибольшее распространение получили налого- вые льготы, наименьшее – льготы по аренде не- движимости и льготы по предоставлению земли. При этом формальная оснащенность инструмен- тами инвестиционной политики уже не являет- ся фактором конкурентоспособности региона, более важным является практика и прозрачные регламенты их применения. Среди краеугольных камней альянсов бизнеса с государством: земля, проектно-сметная документация, арбитражные вопросы. На местном уровне критичным для про- ектов является также отсутствие преемственности местных властей. Мониторинг становления и развития ГЧП в России осуществляет Международный центр социально-экономических исследований «Леон-тьевский центр». В 2005 г. провел анализ российской практики взаимодействия частно- го и общественного секторов при реализации проектов развития городов и регионов, воз- никающих в процессе стратегического плани- рования [7]. Наиболее впечатляющий из проек- тов – строительство крупного инфраструктурно- го объекта Юго-Западных очистных сооружений, инициированного властями Санкт-Петербурга (2002-2016 гг.). Для финансирования проекта раз-    ,    -    ,   .           -  .       -         (. 2) [5].  2      ( 2001 .) -  / -  -  - -  -  - -  - -  -  -  -                      O                                    O      O         -            -  -                 –  ; O –  .   ,      -           10-40%,  −  20%,   −  25-30%.   ,    , −  10-17%.        -   17%.             .   ,  Таблица 2 Распространенность ГчП в развитых странах (данные 2001 г.) 67ПРОМЕТЕЙ 2008 №1(25) работана схема ГЧП, позволяющая мобилизовать средства из различных источников, в том числе привлечь западных партнеров в лице государств Северной Европы и частных строительных фирм. Данная схема считается уникальной, не имеющей аналогов в истории делового международного со- трудничества. В роли главного координатора фи- нансирования проекта выступает Северный ин- вестиционный банк, затем подключился ЕБРР, в целом к финансированию проекта причастно 14 организаций. Проект является эффективным с позиций каждого из участников и общества в целом. В числе факторов успеха проекта специа- листы Леонтьевского центра отмечают: наличие политической воли у Администрации Санкт- Петербурга, заинтересованность правительств скандинавских стран, успешная работа менед- жмента, наличие руководителей и специалистов, создавших необходимую организационную и финансовую основу для реализации партнерства, возросший бюджет города и позитивные прогно- зы на будущее. Успешная реализация совместных проектов и программ в России особенно ярко проявилось в сфере развития транспортной инфраструктуры. Второй по приоритетности областью оказалась сфера ЖКХ. Третье место заняла энергетика, четвертое и пятое - строительство и промышлен- ность. Здравоохранение, образование, культура и спорт пока не пользуются вниманием частного капитала. При этом во многих развитых странах доля негосударственных поступлений в бюдже- тах университетов доходит до 80%, а прибыль на 1 долл. затрат в высшее образование составляет 25 долл. благодаря высокой норме рентабельно- сти инвестиций в образование. В числе узких мест совместных проектов - правильное и эффективное распределение ри- сков между частным и общественным секторами. Для этого необходимы четкая правовая основа и система регулирования для частного сектора; обе- спечение государственной финансовой поддерж- ки (прямые выплаты, гарантии и т.д.) в случае, если проекты в области инфраструктуры или со- циальных услуг генерируют недостаточный доход (или не создают его совсем). Риски бизнеса, воз- никающие при реализации проектов ГЧП, свя- заны с работой государственных органов власти, с участием государства как партнера, некоторые возникают из самих проектов. Неэффективность государственного аппарата вызывает более се- рьезные опасения компаний, чем деятельность государства как партнера. Практика показывает, что пробелы в инвестиционных соглашениях и отсутствие судебной практики по решению спор- ных вопросов могут сделать любой партнерский проект нежизнеспособным. Отдельную группу рисков представляют возможные протесты насе- ления, общественных и международных органи- заций. Наиболее общими чертами ГЧП является: взаимодействие сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер; четко выраженная публичная, общественная направленность; консолидация, объединение активов (ресур- сов и вкладов) сторон; распределение финансовых рисков и затрат, а также достигнутых результатов между сторона- ми в пропорциях согласно взаимным договорен- ностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах. Из многообразия форм государственно- частного партнерства можно вычленить основ- ные, среди которых: различные контракты, пре- доставляемые государством частному сектору; арендные отношения; финансовая аренда (ли- зинг); государственно-частные предприятия; со- глашение о разделе продукции (СРП); концесси- онные соглашения (договоры). Последние наи- более полно реализуют концепцию ГЧП [8]. В Украине сегодня не только нет националь- Таблица 3 Сравнительная характеристика обеспеченности инструментами ГчП России и развитых стран Запада  :       ;   ;     ;     ;    ; -   ;   .  -    ,  –    -      .    -         -  ,         .       - : , - ,  .          -   .  3                  + +      + +  + +    + +   + +   + +    + −     + −      + −      + −         -   -  « ».  2005 .        -         , -      [7].  -    –     -   ,   - 68 ТРАНСФОРМАЦІЯ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ТЕРИТОРІАЛЬНИХ СИСТЕМ ной программы развития ГЧП, но и необходимых институциональных возможностей и, главное, со- ответствующего опыта. Наиболее ориентированы на восприятие концепции ГЧП инфраструктура, многократный дефицит которой испытывает страна, и, прежде всего, транспортная, инно- вационный бизнес и ЖКХ. На необходимость внедрения ГЧП в инфраструктурных проектах в Украине и готовность оказать поддержку неодно- кратно указывал ЕБРР. На первую международ- ную конференцию «Перспективы Украины во внедрении государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах» (март 2006 г.), в Киеве приехали 150 иностранных инвесторов, что свидетельствовало о большом интересе к стране. Правовые начала для внедрения концепции ГЧП стали формироваться в Украине в 1999 году, когда были приняты законы о концессиях, о рас- пределении продукции и другие, в той или иной мере регулирующие любой вид ГЧП. Отдельные проекты ГЧП в стране уже сегодня работают, од- нако они не вышли на региональный уровень. Министерство экономики Украины, изучив опыт многих стран совместно с инвесторами и други- ми органами исполнительной власти, разрабо- тало проект Закона «Об общих началах развития государственно-частного партнерства в Украине» (октябрь 2008 г.), объединивший все смежные за- коны в один рамочный относительно функций государственного частного партнерства. Цель Закона – создание условий для повышения кон- курентоспособности государственного сектора экономики путем более эффективного использо- вания государственного имущества, привлечения инвестиций в экономику Украины, модерниза- ции промышленной и социальной инфраструк- туры, повышения качества товаров, работ и услуг. Законопроект определяет правовые, экономи- ческие и организационные основы реализации государственно-частного партнерства в Украине, регулирует отношения, связанные с подготов- кой, выполнением и прекращением договоров, которые заключаются в рамках государственно- частного партнерства, устанавливает гарантии соблюдения прав и законных интересов сто- рон этих договоров. Разработана и утверждена КМ Украины Методика о распределении ри- сков, связанных с реализацией проекта в рам- ках государственно-частного партнерства. Для иностранных частных партнеров, реализующих на территории Украины проекты в рамках ГЧП, устанавливается национальный режим инвести- ционной и другой хозяйственной деятельности. Основные риски ГЧП в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, обусловлены тем, что инструменты ГЧП не обеспечены каче- ственной средой для их эффективного функцио- нирования. Это проявляется: в высоком уровне коррупции на всех уровнях, в превосходстве биз- неса над государством в качестве кадров, неготов- ности правовой среды к практике ГЧП, в отсут- ствии независимой судебной системы, влиянии политики на экономические решения, в низком уровне доверия в обществе и слишком высокой роли личности. В соответствии с мировой прак- тикой в числе факторов успешной реализации проектов ГЧП могут рассматриваться четкие цели и эффективная структура проекта, реальная по- литическая и финансовая поддержка правитель- ства, прозрачность процедур. С учетом имеющейся практики в качестве основы предлагаются следующие методологи- ческие принципы реализации проектов ГЧП [2, с. 20]: экономического равноправия и ответствен- ности, суть которого в том, что все участники проекта имеют равные права в определении вари- антов эффективного достижения целей и реше- ния задач, равный уровень ответственность перед обществом за принятые на себя обязательства; демократичности, означающего, что систем- ные интересы должны приниматься с учетом всего комплекса интересов участвующих в нем сторон; селективности, что означает концентрацию ресурсов партнеров на приоритетных направле- ниях реализации проектов; легитимности, предполагающего полную информационную открытость в аспекте потенци- альных возможностей партнеров решать страте- гические задачи по приоритетным направлениям социально-экономического развития; стратегического целеполагания, что обуслов- лено поэтапностью и последовательностью раз- вития экономики страны и регионов и формиру- ющегося комплекса приоритетных проектов. Стратегии социально-экономического раз- вития региона должны включать, как это приня- то в менеджменте предприятий, стратегии трех уровней [9, с. 27]: стратегию региона в целом, например, стра- тегия социально-экономического развития ре- гиона, стратегия сокращения бедности, стратегия стабилизации; функциональные или отраслевые стратегии, куда можно отнести маркетинговую стратегию региона, стратегию привлечения инвестиций и развития инноваций, жилищного строительства, межрегионального партнерства и т.д.; операционные или частные стратегии, на- пример, обеспечения населения лекарствами, за- щиты детства и т.д. 69ПРОМЕТЕЙ 2008 №1(25) В реальных условиях хозяйствования необхо- димо рассмотрение взаимодействия государства и бизнеса в структурном и динамическом аспек- тах [4, с. 142]. С позиций структурного анализа взаимодействие представляет собой институцио- нально закрепленную систему с определенны- ми принципами, стратегиями, распределением функций, полномочий и предметов ведения по ведомствам властных органов и подразделени- ем коммерческих компаний. Процессуальный подход позволяет рассматривать полный цикл взаимодействия государства и бизнеса в сопря- жении с процессом управления региональной экономикой, отражающим переход от разработки концепции социально-экономического разви- тия территориально-хозяйственных комплексов к выработке реализующих ее стратегий и целе- вых программ и контроля за их выполнением с участием хозяйствующих субъектов и использо- ванием механизмов прямой и обратной связи. Технологически работа должна быть начата с формирования информационной базы, наиболее полно характеризующей специфику региональ- ного развития. На основе полученных материа- лов осуществляется анализ основных тенденций развития региона, оценка регионального по- тенциала и разработка прогнозов социально- экономического развития. В стратегиях социально-экономического развития должны быть зафиксированы общие представления о планах в отношении ГЧП, видах услуг, которые будет оказывать такое партнерство, его формы и принципы. Должна быть разработа- на стратегия в отношении кадров при активном использовании возможностей партнерства при переподготовке чиновников. Подготовка кадров во многих странах рассматривается как первооче- редная мера для обеспечения успешности ГЧП. Должны быть сформулированы процедуры ра- боты и установлен формальный статус данного метода взаимодействия, гарантирующий его ста- бильность и надежность. Оценка эффективности инвестиционного партнерства государства и биз- неса должна проводиться как с точки зрения само- го проекта, так и его социально-экономической эффективности, т.е. общественной полезности. В качестве главного критерия выступает создание в регионе дополнительной стоимости. Выводы. Формирование института государственно-частного партнерства регионов Украины позволит повысить эффективность ис- пользования всех факторов расширенного вос- производства на принципиально иной основе и придать развитию регионов инновационную ди- намику. А именно появятся условия для эффек- тивного использования интеллектуального по- тенциала, освоения интеллектуального капитала, роста инновационной активности региона и при- влекательности для бизнеса и населения. Важными составляющими реализации кон- цепции ГЧП в регионе является наличие полити- ческой воли местной администрации и отработка социальных технологий межсекторального взаи- модействия. Вопросы систематизации и разви- тия теории, методологии и прикладных аспектов взаимодействия государства и бизнеса являются сегодня чрезвычайно актуальными для страны. Литература 1. Всемирный банк. Режим доступа: http:// www.worldbank.org/urban/led/. 2. Крекотнев С., Иванов О. Государственно- частное партнерство в реализации нацио- нальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 9. – С. 19-27. 3. Циганкова М.О. Ідентифікація інвестиційного партнерства держави та бізнесу // Економіка і прогнозування. – 2006. – № 2. – С. 101-116. 4. Никитаева А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной эконо- мике: концептуальный подход и инструмен- тальные составляющие // Экономический вестник Ростовского государственно- го университета. – 2006. – Т.4. – № 3. – С. 140-145. 5. PriceWaterhouseCoopers, Review of PPP Structures in Ireland. Report. May 2001. 6. Селивестров В.Е. Институциональные условия и механизмы реализации страте- гии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социоло- гия. – 2005. – № 3. – С. 29-43. 7. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практи- ка и рекомендации. – СПб.: Международный центр социально-экономических исследо- ваний «Леонтьевский центр», 2005. – 24 с. 8. Варнавский В.Г. Социально-экономические аспекты концессий // Регион: экономика и социология. – 2004. – № 3. – С. 133-146. 9. Зарицина К. Управление стратегическими проектами на уровне предприятия и регио- на // Проблемы теории и практики управ- ления. – 2007. – № 1. – С. 25-30. Поступила до редакції 16.10.08 © О.В. Моліна, 2008