Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2018
1. Verfasser: Гречишкина, Е.А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут економіки промисловості НАН України 2018
Schriftenreihe:Економічний вісник Донбасу
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/130482
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма / Е.А. Гречишкина // Економічний вісник Донбасу. — 2018. — № 1 (51). — С. 150-159. — Бібліогр.: 41 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-130482
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1304822025-02-09T20:35:27Z Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма Гречишкина, Е.А. Наукові повідомлення 2018 Article Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма / Е.А. Гречишкина // Економічний вісник Донбасу. — 2018. — № 1 (51). — С. 150-159. — Бібліогр.: 41 назв. — рос. 1817-3772 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/130482 338.48+332.1 ru Економічний вісник Донбасу application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
spellingShingle Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
Гречишкина, Е.А.
Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
Економічний вісник Донбасу
format Article
author Гречишкина, Е.А.
author_facet Гречишкина, Е.А.
author_sort Гречишкина, Е.А.
title Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
title_short Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
title_full Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
title_fullStr Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
title_full_unstemmed Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
title_sort механизм управления устойчивым развитием регионального туризма
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2018
topic_facet Наукові повідомлення
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/130482
citation_txt Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма / Е.А. Гречишкина // Економічний вісник Донбасу. — 2018. — № 1 (51). — С. 150-159. — Бібліогр.: 41 назв. — рос.
series Економічний вісник Донбасу
work_keys_str_mv AT grečiškinaea mehanizmupravleniâustoičivymrazvitiemregionalʹnogoturizma
first_indexed 2025-11-30T13:37:01Z
last_indexed 2025-11-30T13:37:01Z
_version_ 1850222652779659264
fulltext Е. А. Гречишкина 150 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 УДК 338.48+332.1 Е. А. Гречишкина, кандидат экономических наук, «Полесский государственный университет», Республика Беларусь МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА Современный этап развития человечества ха- рактеризуется высоким уровнем динамичности во всех сферах деятельности: экономической, полити- ческой, социальной, экологической, инновацион- ной, коммуникационной, культурной. В условиях ограниченности ресурсов проблема устойчивого развития приобретает все большую актуальность, поскольку направлена на сбалансирование социаль- ного, экономического и экологического развития. Как отмечает А. Д. Урсул, «стратегия устойчивого развития требует достижения гармонии между людьми и между обществом и природой» [27]. Важ- ной составляющей социально-экономического и со- циоприродного развития является сфера туризма. Влияние туристической деятельности на региональ- ное развитие обусловлено тем, что туризм приносит доходы государству и регионам; выступает катали- затором социально-экономического развития, по- скольку оказывает влияние на прочие важные от- расли экономики, способствует созданию рабочих мест, повышению уровня качества жизни населе- ния, выравниваю диспропорций в региональном развитии, интеграции страны и отдельных регионов в мировое пространство; тесно связан с природной и социокультурной средой; способствует духов- ному и физическому развитию каждого человека. С одной стороны, развитие регионального ту- ризма связано с сохранением природного и исто- рико-культурного наследия, в то же время эффек- тивное функционирование данной отрасли обеспе- чивает поддержание и восстановление природных и историко-культурных ресурсов региона. При этом неконтролируемое быстрое приумножение доходов турпредприятий может иметь негативный результат в виде нанесения вреда окружающей среде, которая является основой регионального развития. Поэтому исследование вопросов устойчивого развития ту- ризма является актуальным и имеет важное значе- ние как для государства в целом, так и для отдельно взятого региона. В научной литературе существует много вари- антов трактовки понятия «развитие». В самом об- щем виде развитие представляет собой характери- стику качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, свя- занных с преобразованием их внутренних и внеш- них связей [20]. Это процесс перехода из одного со- стояния в другое, более совершенное [26]. Разви- тие – это необратимое, направленное, закономерное изменение объектов [7]. В результате развития воз- никает новое качественное состояние объекта, кото- рое выступает как изменение его состава или струк- туры (т.е. возникновение, трансформация или исчез- новение его элементов или связей) [7]. Философская наука определяет, что в отличие от явлений движения, изменений, которые могут вызываться действием внешних по отношению к объекту сил, развитие представляет собой самодви- жение объекта – имманентный процесс, источник которого находится в самом объекте развития. Раз- витие возникает в результате противоречий, борьбы нового и старого, борьбы противоречивых, взаимо- исключающих, противоположных тенденций, при- сущих объектам природы, их преодоления, преобра- зования в новые противоречия. Развитие является «борьбой» противоположностей [30, с. 454]. Совре- менная философия находит, что этот процесс явля- ется саморазвитием (самодвижением), поскольку основным источником развития выступают внут- ренние противоречия [24, с. 65]. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова рассматривают развитие как процесс закономерного изменения, пе- рехода из одного состояния в другое, более совер- шенное; переход от старого качественного состоя- ния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [21, с. 643]. Р. Л. Акофф утверждает, что развитие – это увеличение способностей и компе- тенций [1, с. 62]. Авторы монографии [4] утверждают, что в про- цессе развития формируются новые свойства си- стемы. Развитие может сопровождаться количе- ственным ростом каких-либо показателей, однако может проходить и без их роста [4, с. 27]. Й. А. Шумпетер отмечает, что развитием явля- ются только такие изменения хозяйственного круго- оборота, которые экономика сама порождает, то есть только случайные изменения «предоставлен- ного самому себе», а не того, что приводится в дви- жение импульсами извне народного хозяйства [35, с. 154]. Концепция устойчивого развития, под которым понимается «развитие, обеспечивающее удовлетво- рение потребностей нынешнего поколения и не под- рывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений» (Всемирная ко- миссия по окружающей среде и развитию, 1987), стала руководящим принципом для долгосрочного глобального развития [2]. Е. А. Гречишкина 151 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Х. Виссема отмечает, что на смену старой пара- дигмы: «Сначала сохранение, затем развитие» при- шла новая парадигма: «Сохранение через развитие», потому что если постоянно заниматься самосохра- нением, не обращая внимания на окружающую среду, и полагаться на собственное субъективное восприятие, может произойти саморазрушение со- циально-экономической системы [15, с. 6]. Устойчивое развитие на уровне предприятия определяется как равновесные сбалансированные поступательные изменения всех показателей дея- тельности предприятия, способного противостоять энтропийным тенденциям, сохраняя при этом це- лостность и основные свойства [14, с. 80]. В Республике Беларусь в 2004 г. в соответствии с принципами «Повестки дня на XXI век» и другими документами ООН с учетом специфики страны – ее природно-ресурсного, производственно-экономиче- ского и социального потенциалов – была разрабо- тана Национальная стратегия устойчивого соци- ально-экономического развития Республики Бела- русь на период до 2020 года [18]. Данная стратегия обосновывала белорусскую модель устойчивого развития, основными элементами которой являются духовная, социальная, экономическая и экологиче- ская составляющие как равнозначные, равноцен- ные, гармонично взаимосвязанные сферы жизнеде- ятельности человека [29, с. 9]. В Национальной стратегии устойчивого соци- ально-экономического развития Республики Бела- русь на период до 2030 года [19, с. 13] представлена модель устойчивого развития, которая включает со- вокупность принципов и требований к социально- экономической и политической системам государ- ства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию от- ношений в триаде «человек – окружающая среда – экономика». Системообразующим блоком функци- онирования модели должно стать социально ориен- тированное, экономически эффективное и эколого- защитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений. Для обеспечения устойчивого развития страны модель предусматривает взаимоувязанное, ком- плексное развитие всех ее элементов на основе со- блюдения следующих критериев [19, с. 14]: • максимизация роста социальной и экономи- ческой эффективности при недопущении ухудше- ния состояния природной среды; • рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормати- вами; • соблюдение ограничений на ресурсы всех видов; • максимальное сохранение экосистем в про- цессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ. Неотъемлемой составляющей устойчивого раз- вития является устойчивое развитие туризма. По определению ЮНВТО, устойчивый туризм – это ту- ризм, который в полной мере учитывает его текущие и будущие экономические, социальные и экологиче- ские последствия в процессе удовлетворения по- требностей посетителей, промышленности, окружа- ющей среды и принимающих регионов [39]. Различные аспекты устойчивого развития ту- ризма исследуются в работах таких ученых, как Л. Бутовски, К. Ааль, Е. Г. Киякбаева, А. Е. Злотни- кова, Е. В. Лебедев и др. Л. Бутовски в своей работе предлагает кратко- срочную модель устойчивого туризма [38]. Данная модель направлена на достижение состояния равно- весия между потребностями туристов и потребно- стями местного сообщества, сохраняя ценность при- родной и социально-культурной среды в зонах при- ема. К. Ааль различает два противоположных под- хода к «окружающей среде» и три различных уровня экологического сознания при изучении взаимосвязи между окружающей средой и туризмом в процессе исследования вопросов устойчивого туризма. «Environment-sensitive» туризм направлен на сниже- ние воздействия туризма на окружающую среду, в то время как «environment-dependent» туризм ис- пользует окружающую среду в качестве ресурсной базы для туризма [36, с. 2565]. Под устойчивым развитием туризма Е. Г. Кияк- баева понимает его долгосрочное развитие на ос- нове гармонизации социальных, экономических, экологических и культурных целей для настоящего и будущих поколений [13, с. 23]. В работе [3] устой- чивое развитие туризма рассматривается как разви- тие, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономи- ческих, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинте- ресованных сторон (туристов, принимающих и направляющих дестинаций, местного населения), на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства [3]. По мнению А. Е. Злотниковой и Е. В. Лебедева туристическая деятельность может считаться «устойчивой» при условии суммарного положи- тельного баланса экологических, социально-куль- турных и экономических воздействий [10, с. 246]. Таким образом, вопросы устойчивого развития туризма широко освещаются в современных науч- ных работах, однако эта проблема по-прежнему со- храняет свою актуальность. Поэтому целью данного исследования является построение механизма управления устойчивым развитием регионального туризма на основе сотрудничества государственных и местных органов власти с туристическими пред- Е. А. Гречишкина 152 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 приятиями, повышения их инновационной активно- сти. Устойчивое развитие туризма необходимо рас- сматривать как составляющую устойчивого разви- тия региона в целом. С одной стороны, регион вы- ступает как целевой комплексный ресурс для разви- тия сферы туризма, с другой – туризм, обладая муль- типликативным эффектом, оказывает прямое и опо- средованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры, и создает предпосылки для социально-экономического развития региона [5, с. 113]. Механизм управления устойчивым развитием экономики региона – это совокупность действий, объединяющая комплексное использование адми- нистративных, экономических, социальных, право- вых, управленческих, стимулирующих инструмен- тов, методов управления, а также совокупность ло- кальных ресурсных средств с целью сохранения ста- бильности региональной системы, обеспечения ее целостности, динамического равновесия и адапта- ции к внутренним и внешним воздействиям среды в процессе реализации стратегии развития региона, обеспечивая его устойчивость в долгосрочной пер- спективе [16, с. 8-9]. Неотъемлемой составляющей данного механизма является управление устойчи- вым развитием туризма в регионе. Под устойчивым развитием туризма следует понимать совокупность количественных и качественных изменений, кото- рые обеспечивают переход к более высокому уровню сбалансированности экономического, соци- ального и экологического развития региона. Выде- ляют четыре типа устойчивости в туристической от- расли (табл. 1). Таблица 1 Типы устойчивости в туристической отрасли Типы устойчивости Характеристика Очень слабая (сценарий туристического императива) Статус: туризм находится на раннем этапе формирования. Критерий: туристическая деятельность не приводит к деградации. Преимущества: туризм является альтернативной формой развития; со- здает дополнительные рабочие места; повышает защиту окружающей среды. Расходы: формирует определенное антропологическое влияние на мест- ность. Слабая (сценарий турпродукта) Статус: развитая отрасль туризма. Критерий: поддержка туристической деятельности и развитие новых тур- продуктов. Преимущества: способствует улучшению местной экономики и повыше- нию занятости, сохранению окружающей среды, развитию туристиче- ского планирования. Расходы: на сохранение существующей инфраструктуры и турпродуктов. Сильная (сценарий экологического туризма) Статус: туризм находится на раннем этапе формирования. Критерий: применение экологического менеджмента. Преимущества: высокое качество окружающей среды; экономический рост; рост уровня занятости; формирование мощной туристской дестинации. Расходы: в случае недостаточного уровня спроса. Очень сильная (сценарий неотенического туризма) Статус: туризм на стадии активной эксплуатации. Критерий: абсолютная консервация природы. Преимущества: защита возобновляемых и невозобновляемых ресурсов; долгосрочная экологическая привлекательность. Расходы: в связи с ограничением развития туризма; практически запрет туристической деятельности с целью минимизации негативного экологи- ческого воздействия. Источник: [36, с. 115-116; 21, с. 108]. Исходя из приведенной информации, туризм как составляющая устойчивого регионального раз- вития, оказывает большое влияние на экологическое развитие и тесно связан с социально-экономическим развитием. Если для региона с недостаточно высо- ким уровнем социально-экономического развития туристическая отрасль является основным источни- ком доходов, чаще всего наблюдается первый и вто- рой тип устойчивости. Третий тип устойчивости связан с направленностью на экологическое разви- тие и охрану окружающей среды. Четвертый тип устойчивости может быть характерным для эколо- гически уязвимых регионов. Е. А. Гречишкина 153 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Исследования Европейской комиссии подтвер- ждают значимость окружающей природной среды в формировании туристического потенциала (рис. 1, 2). На рис. 1 приведены основные причины туристи- ческих поездок европейцев. По результатам иссле- дований наибольший интерес для отдыхающих представляют природные особенности, качество размещения, культурные и исторические достопри- мечательности и общий уровень цен. При этом в 2015 году на 1% увеличился интерес к природным особенностям и общему уровню цен. Рис. 2 показы- вает, что желание туристов повторно посетить прежнее место отдыха часто связано с природно- климатическими условиями. Рис. 1. Основные причины туристических поездок европейцев Источник: [40, с. 6]. Рис. 2. Причины возвращения на прежнее место отдыха европейцев Источник: [40, с. 7]. 10% 6% 23% 24% 26% 30% 33% 46% 10% 6% 22% 24% 27% 30% 33% 47% 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Другие Доступность для людей с особыми потребностями Обслуживание клиентов Качество деятельности / доступные услуги Общий уровень цен Культурные и исторические достопримечательности Качество размещения Природные особенности 2015 2014 13% 8% 14% 13% 23% 25% 30% 34% 46% 12% 8% 12% 13% 25% 27% 31% 36% 48% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Другие Определенные мероприятия (спортивные события / фестивали / клубные) Спортивные мероприятия (например, подводное плавание, езда на велосипеде и т.д.) СПА / курортное лечение Городские поездки Культура (например религиозные поездки, гастрономия, искусство) Природа (горы, озеро, пейзаж и т.д.) Посещение семьи / друзей / родственников Солнце / пляж 2014 2015 Е. А. Гречишкина 154 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Остановимся на некоторых аспектах развития туризма в западных районах Припятского Полесьяе (Пинский, Столинский, Лунинецкий районы Брест- ской области, Республика Беларусь). Данный регион имеет уникальные природные условия, к которым относятся дюнноболотный комплекс, небольшие озера на водоразделах, реки, леса, лугопарки, уни- кальная флора и фауна и многое другое [9]. В При- пятском Полесье природа богата и крайне разнооб- разна, поэтому здесь есть все виды особо охраняе- мых природных территорий, какие только использу- ются (на начало 21 века) в природоохранной прак- тике Беларуси: памятники природы, заказники, национальный парк, заповедник [9, с. 12]. Данный регион обладает неоценимым потенци- алом историко-культурного наследия [25]. Припят- ское Полесье является одним из богатейших этно- графических регионов Беларуси. Здесь немало само- бытных уголков уже получивших признание бело- русских и зарубежных любителей этнографического туризма. Для многих туристов, посещающих Поле- сье, является открытием богатая событиями и име- нами история края, которая уходит в глубокую древ- ность. На Припятском Полесье большое число ста- ринных сел и местечек, бывших усадеб, мест, свя- занных с известными людьми и историческими со- бытиями. Их наличие, сохранность и доступность позволяет наполнить программу пребывания гостей интересными прогулками и экскурсиями, позволяет сочетать агротуризм с познавательным туризмом [31, с. 167-168]. Среди памятников истории и культуры Полесья много культовых сооружений. Здесь есть настоящие шедевры народного деревянного полесского зодче- ства: Свято-Георгиевская церковь в Давид-Городке, Свято-Михайловская церковь в д. Рубель, Свято- Николаевская церковь в д. Кожан-Городок, Свято- Георгиевская церковь в д. Синкевичи и др. Отдель- ные храмы являются объектами религиозного па- ломничества: логишинский костел – Санктуарий Матери Божьей Логишинской Королевы Полесья, дубойская часовня 18 в., Свято-Николаевская цер- ковь в д. Купятичи, православная часовня в д. Хото- мель и др. [31, с. 168]. Усадьбы местной аристократии, которые пол- ностью или частично дошли до наших дней, в про- шлом были центрами не только экономической, но и культурной жизни края. Размещение на их терри- тории или поблизости агроусадеб приносит тако- вым дополнительную популярность. В этой связи можно отметить деревни Поречье и Дубое, где со- хранились старинные парки, остатки усадьбы Кор- саков в д. Стошаны, Маньковичский парк князей Радзивиллов на окраине Столина и парк «Новое Бе- режное» в Столинском районе и т. д. Туристам и экскурсантам интересны и литературные места По- лесья, связанные с Якубом Коласом, Александром Блоком, Евгенией Янищиц [31, с. 168]. К сожалению, современное состояние туризма западных районов Припятского Полесья свидетель- ствует о том, что рекреационные ресурсы использу- ются недостаточно эффективно, поэтому основной задачей на пути к устойчивому развитию региона является повышение его привлекательности для ту- ристов. Это будет способствовать улучшению пока- зателя качества жизни населения, росту занятости в туризме и сопутствующих отраслях, выравниванию социально-экономических диспропорций, инвести- ционной привлекательности региона, бережному и рациональному природопользованию. К причинам, сдерживающим развитие внутрен- него и въездного туризма в Припятском Полесье, можно отнести следующие: неэффективная поли- тика продвижения регионального турпродукта в за- рубежных странах; недостаточное развитие турист- ской и сопутствующей инфраструктуры; невысокий уровень сервиса; небольшое количество точек про- дажи сувенирной продукции; слабое информацион- ное обеспечение туризма в Припятском Полесье; низкая инновационная активность туристических предприятий; радиоактивное загрязнение отдель- ных территорий. С точки зрения процессного подхода устойчи- вое развитие туристического предприятия представ- ляет собой процесс постоянных гармоничных изме- нений в его экономической, социальной и экологи- ческой среде, направленных на повышение потен- циала предприятия, достижение стратегических це- лей, удовлетворение потребностей туристов и экс- курсантов, повышения качества жизни населения и сохранение природного и культурного наследия. Поскольку основными субъектами, которые обеспечивают развитие сферы туризма в регионе, являются туристические предприятия, рассмотрим основные группы факторов, влияющих на их дея- тельность (табл. 2). В целом общая среда состоит из факторов, ко- торые не связаны с предприятием напрямую, но вли- яют на формирование общей атмосферы бизнеса, создают общие условия хозяйствования [23, с. 89]. Рабочая среда – это среда непосредственных контак- тов туристического предприятия, она включает тех участников рынка, с которыми имеются прямые от- ношения или которые прямо влияют на организа- цию. Внутренние факторы представляют собой условия, которые сложились в различных направле- ниях деятельности самого туристического предпри- ятия. При планировании путей устойчивого разви- тия туристическим предприятиям следует опреде- лить факторы, влияющие на их деятельность, оце- нить степень их влияния и разработать соответству- ющие рекомендации. Е. А. Гречишкина 155 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Таблица 2 Факторы устойчивого развития турпредприятий Группа Факторы Факторы общей среды - экономические факторы; - политико-правовые факторы; - международные факторы; - социально-демографические факторы; - научно-технические факторы; - экологические и природно-географические факторы Факторы рабочей среды - потребители; - партнеры; - поставщики; - посредники; - конкуренты; - инвесторы; - органы государственной и местной власти и пр. Внутренние факторы - организационные факторы; - кадровые факторы; - социально-психологические и этические факторы; - производственные факторы; - маркетинговые факторы; - финансовые факторы; - инвестиционно-инновационные факторы Источник: разработано автором Главной целью развития туризма на период до 2030 г. является вхождение Беларуси в число 50 ве- дущих стран по его уровню в результате создания высокоэффективного и конкурентоспособного ту- ристического комплекса [19, с. 57]. К приоритетным направлениям в сфере туризма отнесены следую- щие [19, с. 58]: • развитие внутреннего и въездного туризма; • формирование благоприятной среды для развития частного бизнеса и привлечения инвесто- ров; • поддержка развития перспективных терри- торий и проектов в сфере туризма на принципах гос- ударственно-частного партнерства; • развитие экологического туризма; • усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенци- ала белорусских граждан. При этом приоритетом развития туризма на долгосрочную перспективу являются бережное и рачительное отношение к природопользованию, а также дозированная антропогенная и техногенная нагрузка на природные экосистемы [19, с. 60]. Для эффективного управления устойчивым развитием туризма на региональном уровне необхо- димым видится сотрудничество органов государ- ственной и местной власти, туристических предпри- ятий и субъектов туристской инфраструктуры. Схе- матически механизм управления устойчивым туриз- мом на региональном уровне приведен на рис. 3. Объединенные, слаженные действия вышена- званных субъектов обеспечивают соответственно и более эффективную работу каждого из них в отдель- ности. Целью создание объединений по типу госу- дарственно-частного партнерства является управле- ние устойчивым развитием туризма путем повыше- ния региональной и национальной конкурентоспо- собности туризма, усиления инновационных про- цессов, привлечения внутренних и внешних инве- стиций, т.е. более эффективное использования при- родных ресурсов, повышение социальной ответ- ственности всех субъектов. Сотрудничество органов государственной и местной власти и предприятий туриндустрии должно быть направлено на управление туристским рынком, эффективное использование туристских ресурсов и повышение туристской привлекательно- сти региона. Для достижения устойчивого развития сферы туризма необходимо решение таких задач, как государственное и региональное регулирование устойчивого развития туризма, совершенствование и реализация соответствующей стратегии, поощре- ние хозяйствующих субъектов в осуществлении де- ятельности, направленной на реализацию стратеги- ческих целей и задач, постоянный мониторинг управления устойчивым развитием туризма. Такой мониторинг должен осуществляться как на уровне туристических предприятий, так и на региональном уровне на основе определенной системы показате- лей. При этом необходимо видение влияния всех факторов в комплексе, а не только внешних или внутренних, оказывающих положительное или нега- тивное воздействие. По результатам проведенного мониторинга должны корректироваться тактиче- ские задачи и приоритетные направления управле- ния устойчивым развитием туризма на основе ис- пользования комплекса методов (государственных, экономических, административных, экологических, маркетинговых, инновационных). Е. А. Гречишкина 156 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Рис. 3. Механизм управления устойчивым развитием туризма в регионе Источник: разработано автором. Важным фактором устойчивого развития явля- ется социальная ответственность. Остановимся кратко на некоторых подходах к определению ее сущности. Так, М. Фридман дает следующее опре- деление: «Социальная ответственность бизнеса за- ключается в использовании имеющихся ресурсов и осуществлении направленной на получение при- были деятельности до тех пор, пока он (бизнес) при- держивается установленных правил игры и ведет от- крытую честную конкуренцию». По мнению Р. Л. Дафта [8, с. 157] социальная ответственность преду- сматривает обязанность руководства организации принимать решение и осуществлять действия, кото- рые увеличивают уровень благосостояния и отве- чают интересам, как общества, так и самой компа- нии. Т. В. Калинеску, Е. А. Зеленко [12, с. 198] под социальной ответственностью понимают вклад биз- неса в социально-экономическое развитие обще- ства, которое может быть осуществлено в рамках за- декларированного законом минимума или за его пределами. М. Х. Мэскон и др. [17, с. 128] утвер- ждают, что социальная ответственность подразуме- вает определенную меру добровольной реакции ор- ганизации на социальные проблемы. Основным документом, который отображает главные направления корпоративной социальной ответственности, является Глобальный договор ООН (UN Global Compact). Он содержит 10 принци- пов, отображающих ключевые области корпоратив- ной социальной ответственности делового человека [41]: 1) принципы прав человека подчеркивают необходимость защищать и уважать признанные права человека мировым сообществом; 2) принципы труда направлены на поддержку свободы ассоциаций и признания права на коллек- тивный договор, ликвидацию всех форм принуди- тельного, обязательного и детского труда и недопу- щения дискриминации при приеме на работу и в профессиональной деятельности; СУБЪЕКТЫ Государственные и местные органы вла- сти Туристские пред- приятия Туристская инфра- структура ОБЪЕКТЫ Туристские ресурсы Туристский рынок Туристская привлека- тельность ЦЕЛЬ Обеспечение устойчивого развития туризма в регионе ЗАДАЧИ Государст-вен- ное регулирова- ние устойчи- вого развития туризма Совершенство- вание и реализа- ция стратегии устойчивого раз- вития туризма Заинтересо- ванность всех субъектов в достижении целей устойчи- вого развития туризма Мониторинг управления устойчивым развитием ту- ризма МЕТОДЫ Государственные Административные Маркетинговые Экономические Инновационные Экологические Е. А. Гречишкина 157 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 3) экологические принципы говорят об осто- рожном подходе к экологическим задачам и необхо- димости реализации инициатив относительно уси- ления экологической ответственности, поощрении разработок и использования экологически безопас- ных технологий; 4) антикоррупционный принцип характеризует необходимость борьбы со всевозможными проявле- ниями коррупции. Для устойчивого развития туризма решающее значение имеет группа экологических принципов, поскольку данные принципы обосновывают необхо- димость участия предприятий в сохранении и улуч- шении состояния окружающей среды. Таким образом, под социальной ответственно- стью туристических предприятий следует понимать систему его добровольных сознательных обяза- тельств перед коллективом, туристами и экскурсан- тами, контрагентами и обществом, которая способ- ствует обеспечению устойчивого развития региона. Соблюдение принципов корпоративной соци- альной ответственности дает туристическим пред- приятиям ряд преимуществ, таких как: улучшение отношений между заинтересованными лицами; сни- жение уровня текучести кадров; безопасные усло- вия труда; улучшение репутации предприятия; сти- мулирование инновационной активности; снижение расходов; увеличение конкурентных преимуществ и т.п. При этом необходимо осознать значимость со- циально ответственного поведения всех заинтересо- ванных сторон на пути к устойчивому развитию ту- ризма. Принципы социальной ответственности должны соблюдаться не только туристическими предприятиями, но и органами государственной и местной власти, поскольку одностороннее соблюде- ние принципов предприятиями не даст желаемых результатов и в конечном итоге все вернется на прежний уровень взаимоотношений. Функции органов государственной и местной власти в процессе управления устойчивым разви- тием туризма в Припятском Полесье на основе гос- ударственно-частного партнерства заключаются в следующем: • определение основных приоритетов, целей, задач и принципов государственно-частного парт- нерства в сфере туризма; • комплексный анализ уровня социально-эко- номического и экологического развития региона в целом, и сферы туризма в частности, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие; • разработка и реализации программ устойчи- вого развития Припятского Полесья; • согласование программ инвестиционно-ин- новационного развития региона с целями и направ- лениями деятельности туристических предприятий; • формирование и внедрение программ совер- шенствования инфраструктуры региона для созда- ния условий, способствующих эффективному раз- витию сферы туризма; • мотивация туристических предприятий к ве- дению деятельности, направленной на обеспечение устойчивого развития Припятского Полесья. Одним из главных факторов устойчивого раз- вития, в том числе и в сфере туризма, становятся ин- новации. Рыночные условия развития экономики постоянно предъявляют высокие требования к осу- ществлению как количественных, так и качествен- ных преобразований. В глобальной системе иннова- ций на сегодняшний день происходит много решаю- щих изменений, которые значительно трансформи- руют систему отношений в сфере туризма. Это каса- ется таких изменений, как увеличение интенсивно- сти инновационных процессов, ускорение процесса создания инноваций, появление новых участников инновационной деятельности. Инновации взаимо- действуют со многими процессами в экономиче- ской, социальной, природной сферах, обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности ту- ристической индустрии, приток инвестиционных ресурсов, улучшают качество жизни населения, со- здают положительный имидж турпредприятий-ин- новаторов. Инновационная деятельность является одним из направлений повышения уровня устойчивого раз- вития регионального туризма. Устойчивое иннова- ционное развитие связано с созданием условий, да- ющих возможность улучшения качественных и ко- личественных показателей сферы туризма. Эти условия должны основываться на конкурентных преимуществах туризма в регионе, динамически из- меняющихся под влиянием рыночных тенденций внешних и внутренних факторов, корректировки де- рева целей при достижении поставленных целей в рамках допустимых пределов роста [34, с. 120]. Можно согласиться, что к основным направле- ниям инновационной деятельности в сфере туризма относятся [32, с. 30-31]: − внедрение новых туристских маршрутов, выпуск нового туристского и ресторанного про- дукта, предоставление новых гостиничных услуг и т.д.; − применение новой техники и технологий; − использование новых туристских ресурсов; − применение новых способов и методов ор- ганизации бизнес-процесса; − открытие новых направление и новых рын- ков сбыта и др. Специалисты турбизнеса выделяют несколько основных классификационных признаков иннова- ций в туристической деятельности на современном этапе [33, с. 20]: Е. А. Гречишкина 158 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 − происхождение идеи (спрос потенциальных туристов, новые научные и технические открытия); − форма инновации (туристский продукт, ту- ристские услуги, изменения в инфраструктуре гос- теприимства); − масштаб распространения (область, край, регион, страна, континент, мировая система); − капиталоемкость (большая, средняя, незна- чительная). Инновации в туризме можно классифициро- вать в зависимости от полученного эффекта на эко- номические, социальные, экологические; в зависи- мости от условий их реализации – реальные и потен- циальные; в зависимости от сроков реализации – кратко-, средне- и долгосрочные; по степени но- визны – абсолютно новые, усовершенствованные, улучшенные. Реальный эффект от осуществления инноваци- онной деятельности проявляется при условии ее ак- тивности, то есть недостаточно просто разработать какой-либо один турпродукт или услугу, необхо- димо активно и постоянно развивать инновацион- ность. Именно при этих условиях инновации будут давать желаемые результаты. Как уже отмечалось ранее, инновационная активность является крите- рием инновационного потенциала предприятия, на основе которого формируется оценка качества по- тенциала, способности и готовности предприятия осуществлять инновационные изменения в соответ- ствии с потребностями, интересами и целями [11, с. 28]. К критериям инновационной активности ту- риндустрии можно отнести интенсификацию, ини- циативность и ситуативность. Интенсификация свя- зана с количественно-качественными усиливающи- мися инновационными изменениями на уровне ре- гиона или предприятия в сфере туризма. Инициативность рассматривается как побужде- ние к инновационной деятельности. Инициатива но- вовведений может исходить как от органов государ- ственной и местной власти, так и от руководителей туристических предприятий, местных сообществ. Ситуативность активности [2] рассматривается как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество – качество активности в том случае, когда усилия, направленные на дости- жение цели, превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для ее достижения. Де- ятельность, которая не позволила субъекту достиг- нуть поставленной цели, традиционно считается не- достаточно активной или «пассивной», то есть в принципе не может называться активной. Инновационная деятельность Припятского По- лесья должна быть направлена на повышение ту- ристкой привлекательности региона путем внедре- ния новых видов туризма и совершенствования су- ществующих, создания условий для развития ту- ристской инфраструктуры, новых туристских цен- тров, проведения эффективной маркетинговой по- литики для развития внутреннего и въездного ту- ризма, повышения качества размещения и предо- ставляемых услуг в соответствии с международ- ными требованиями, внедрения новых информаци- онных технологий, создания единого информацион- ного ресурса туристкой зоны в современном фор- мате на разных языках. Таким образом, устойчивое развитие сферы ту- ризма связано с гармоничным, сбалансированным развитием экономики, социокультурной и природ- ной среды, и является жизненно необходимым. Предложенный механизм управления устойчивым развитием туризма в регионе обосновывает необхо- димость тесного сотрудничества всех заинтересо- ванных сторон (органов государственной и местной власти, туристских предприятий и туристкой инфра- структуры) в форме государственно-частного парт- нерства. Инновационная деятельность должна стать основой устойчивого развития туризма в Припят- ском Полесье. Литература 1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ.; под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. 448 с. 2. Активность личности. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Активность_личности. 3. Арбу- зова К.И. Реализация принципов устойчивого раз- вития туризма через государственно-частное парт- нерство. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/ 3776.pdf. 4. Афанасьев Н. В., Рогожин В. Д., Ру- дыка В. И. Управление развитием предприятия: мо- нография. Харьков: ИНЖЭК, 2003. 184 с. 5. Богома- зова И.В. Сфера туризма как фактор инновацион- ного регионального развития (на примере Белгород- ской области). Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. 2013. №1086. С. 112-114. 6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менедж- мента: пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. 816 с. 7. Боль- шая советская энциклопедия (в 30 томах) / ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. Моства: «Советская Энцик- лопедия». 1975. URL: http://slovari.yandex.ru/. 8. Дафт Р.Л. Менеджмент, 2-е издание: пер. с англ. СПб: Издательский дом «Питер», 2001. 832 с. 9. Аг- роэкотуристическое развитие сельских территорий Припятского Полесья / В.Т. Демянчик, А.И. Лысюк, М.Г. Соколовская, В.В. Демянчик Брест: Альтерна- тива, 2014. 152 с. 10. Злотникова А.Е., Лебедев Е.В. Международные принципы устойчивого раз- вития туризма (перспективы применения на регио- нальном уровне). Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2011. С. 245-250. 11. Інновації у соціально-економічному розвитку підприємств регіону: монографія / Т. В. Е. А. Гречишкина 159 Економічний вісник Донбасу № 1(51), 2018 Калінеску, О. О. Недобєга, О. М. Наталенко. Луган- ськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2012. 272 с. 12. Ка- лінеску Т.В., Зеленко О.О. Використання соціаль- ної відповідальності для управління діяльністю підприємства. Гуманізація соціального управління: Тези доповідей Всеукр. наук.-практ. конф. (29 квітня 2008 р.). Харкыв: ФОП Александрова К.М., 2008. – С. 197 – 201. 13. Киякбаева Е.Г. Социально- экономические механизмы устойчивого развития ту- ризма в регионах России: дисс. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 147 с. 14. Кучерова Е. Н. Современный поход к устойчивому развитию предприятия. Вестник ОГУ. 2007. №9. С. 76-81. 15. Масленникова Н. П. Управ- ление развитием организации. – Москва: Центр эко- номики и маркетинга, 2002. 304 с. 16. Масюто И.А. Механизм управления устойчивым развитием эко- номики региона: авторферерат ... канд. экон. наук: 08.00.05. Оренбург, 2014. 24 с. 17. Мескон М., Аль- берт М, Хедуори Ф. Основы менеджмента, 9-е из- дание: пер. с англ. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 672 с. 18. Национальная стратегия устойчи- вого социально-экономического развития Респуб- лики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Бе- ларусь. Минск: Юнипак, 2004. 200 с. 19. Нацио- нальная стратегия устойчивого социально-эконо- мического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Экономический бюллетень НИЭИ Ми- нистерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4. С. 6-97. 20. Новейший философский словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/ filo /filo-648.html. 21. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд.]. Москва: Русский язык, 1985. 797 с. 22. Осипчук М.Д. Міжнародний туризм у контексті модернізації зовнішньоекономічної діяльності україни на засадах сталого розвитку. Науковий вісник Херсонського державного університету. 2014. Вип. 6. Ч. 1. С. 107- 111. 23. Печеркина Е. В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. №8. С. 89-95. 24. Современная философия: Словарь – хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. 511 с. 25. Стратегия развития экотуризма де- стинации «Пинское Полесье» / Богатко И.Н., Демь- янов С.А., Дорогенский А.В., Кутузов В.А., Минич А.И., Садовский А.С., Стрельцов А.В., Тарасенок А.И., Трубкина И.С., Фабишевская Г.В., Фабишев- ский В.В., Хвагина Т.А. Бр., 2014. 42 с. 26. Толко- вый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / [под ред. проф. Д. Ушакова]. Москва: Терра, 1996. 752 с. 27. Урсул А.Д. Информатизация общества и пере- ход к устойчивому развитию цивилизации. Инфор- мационное общество. 1993. Вып. 1-2. С. 35-45. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bae746f66 def051bc 32576b100308172\Ecnjqxbdjt. 28. Устойчи- вое развитие. URL:http://www.un.org/ru/ga/president/ 65/ issues/sustdev.shtml. 29. Устойчивое развитие Республики Беларусь на принципах «зеленой» эко- номики: национальное сообщение / НИЭИ М-ва эко- номики Респ. Беларусь. Минск, 2012. 53 с. 30. Фи- лософская энциклопедия. Т.4 «Наука–логики» – [гл. ред. Ф. В. Константинов]. Москва: «Советская энциклопедия», 1967. 592 с. 31. Хвагина Т.А. Агро- туристический потенциал сельских территорий за- падной части Припятского Полесья. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, пер- спективы: материалы пятой междунар. науч.-практ. конф. ( г. Пинск, Республика Беларусь, 28-29 апреля 2011 г.). Пинск: [б. и.], 2011. Ч. 2. С. 166-169. 32. Ча- банюк О.В. Инновационный менеджмент в турист- ской дестинации «Московский регион»: моногра- фия. Москва: Логос, 2014. 207 с. 33. Чирский Н.А., Хвагина Т.А. Инновации в экскурсионной деятель- ности. Туризм и гостеприимство. 2015. № 2. С. 20- 27. 34. Швец Ю.Ю. Анализ основных подходов и тенденций устойчивого развития сферы труизма. Экономика и управление. 2011. 5. С. 118-122. 35. Шумпетер Й. А. Теория экономического разви- тия: пер. с нем. В.С. Автономова и др. Москва: Ди- ректмедиа Паблишинг, 2008. 436 с. 36. Carlo Aall. Sustainable Tourism in Practice: Promoting or Pervert- ing the Quest for a Sustainable Development? Sustaina- bility. 2014. Vol/6. Р. 2562-2583. 37. Hunter C. Sus- tainable Tourism as an Adaptive Paradigm. The global- ization of Tourism and Hospitality: A Strategic Perspec- tive (by T. Knowles, D. Diamantis; J.B. El-Mourhabi). London: Cromwell Press, 2001. Р. 115-116. 38. Leszek Butowski. Sustainable Tourism – A Model Approach // Visions for Global Tourism Industry - Creating and Sus- taining Competitive Strategies, Dr. Murat Kasimoglu (Ed.), InTech. URL: http://www.intechopen.com/books /visions-for-global-tourism-industry-creating-and-susta iningcompetitive-strategies/sustainable-tourism-a-mod- eling-approach. 39. Making Tourism More Sustainable – A Guide for Policy Makers, UNEP and UNWTO, 2005, Р.11-12. 40. Preferences of europeans towards tourism – report 2015 - Flash EB no. 414 / Conducted by TNS Political & Social at the request of the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2015. 31 р. 41. The power of principles. Available from: URL: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/mis- sion/principles. Стаття надійшла до редакції 26.10.2017 Прийнято до друку 30.01.2018