Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин
Проанализирован технологический опыт ИЭС им. Е. О. Патона в области разработки наплавочных технологий серийного ремонта кромок лопаток авиационных ГТД из никелевых жаропрочных сплавов с направленной кристаллизацией ЖС26 и ЖС32 на основе микроплазменной порошковой наплавки. Показано, что величина пог...
Gespeichert in:
| Datum: | 2017 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України
2017
|
| Schriftenreihe: | Автоматическая сварка |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/148009 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин / К.А. Ющенко, О.В. Яровицин, М.О. Черв’яков // Автоматическая сварка. — 2017. — № 2 (761). — С. 3-7. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-148009 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1480092025-02-10T01:25:06Z Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин Вплив енергетичних параметрів режимів мікроплазмового порошкового наплавлення на схильність нікелевого сплаву ЖС32 до утворення тріщин Effect of energy parameters of microplasma powder surfacing modes on susceptibility of nickel alloy ZhS32 to crack formation Ющенко, К.А. Яровицын, А.В. Червяков, Н.О. Научно-технический раздел Проанализирован технологический опыт ИЭС им. Е. О. Патона в области разработки наплавочных технологий серийного ремонта кромок лопаток авиационных ГТД из никелевых жаропрочных сплавов с направленной кристаллизацией ЖС26 и ЖС32 на основе микроплазменной порошковой наплавки. Показано, что величина погонной энергии при однослойной или многослойной наплавке на сварочном токе до 40А может достаточно однозначно определять склонность к образованию трещин в соединениях «основной–наплавленный металл». Установлены диапазоны значений суммарных погонных тепловложений, при которых с высокой вероятностью наблюдается отсутствие или наличие трещин – или горячих, или повторного нагрева. Проаналізовано технологічний досвід ІЕЗ ім. Є. О. Патона в області розробки технологій мікроплазмового порошкового наплавлення для серійного ремонту кромок лопаток авіаційних ГТД з нікелевих жароміцних сплавів ЖС26 та ЖС32 з направленою кристалізацією. Показано, що величина погонної енергії при одношаровому або сума погонних енергій при багатошаровому наплавленні на зварювальному струмі до 40А може достатньо надійно визначати схильність до утворення тріщин у з’єднаннях «основний–наплавлений метал». Встановлено діапазони значень сумарних погонних тепловкладень, при яких з високою ймовірністю спостерігається відсутність або наявність у відповідних зварних з’єднаннях тріщин — або гарячих, або повторного нагріву. Presented is a technological experience of the E.O. Paton Electric Welding Institute in area of development of surfacing technologies for serial repair of blade flanges of aircraft GTE of nickel heat-resistant alloys ZhS26 and ZhS32 with oriented crystallization based on microplasma powder surfacing. It is shown that heat input value in a single-layer or multilayer surfacing using up to 40A welding current can uniquely determine susceptibility to crack formation in «base–deposited metal» joints. A range of values of total heat input was determined. They can be used to predict absence or presence of cracks (hot or reheating cracks) with high probability. 2017 Article Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин / К.А. Ющенко, О.В. Яровицин, М.О. Черв’яков // Автоматическая сварка. — 2017. — № 2 (761). — С. 3-7. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. 0005-111X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/148009 621.791.927.55 DOI: https://doi.org/10.15407/as2017.02.01 ru Автоматическая сварка application/pdf Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Научно-технический раздел Научно-технический раздел |
| spellingShingle |
Научно-технический раздел Научно-технический раздел Ющенко, К.А. Яровицын, А.В. Червяков, Н.О. Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин Автоматическая сварка |
| description |
Проанализирован технологический опыт ИЭС им. Е. О. Патона в области разработки наплавочных технологий серийного ремонта кромок лопаток авиационных ГТД из никелевых жаропрочных сплавов с направленной кристаллизацией ЖС26 и ЖС32 на основе микроплазменной порошковой наплавки. Показано, что величина погонной энергии при однослойной или многослойной наплавке на сварочном токе до 40А может достаточно однозначно определять склонность к образованию трещин в соединениях «основной–наплавленный металл». Установлены диапазоны значений суммарных погонных тепловложений, при которых с высокой вероятностью наблюдается отсутствие или наличие трещин – или горячих, или повторного нагрева. |
| format |
Article |
| author |
Ющенко, К.А. Яровицын, А.В. Червяков, Н.О. |
| author_facet |
Ющенко, К.А. Яровицын, А.В. Червяков, Н.О. |
| author_sort |
Ющенко, К.А. |
| title |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин |
| title_short |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин |
| title_full |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин |
| title_fullStr |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин |
| title_full_unstemmed |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин |
| title_sort |
влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава жс32 к образованию трещин |
| publisher |
Інститут електрозварювання ім. Є.О. Патона НАН України |
| publishDate |
2017 |
| topic_facet |
Научно-технический раздел |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/148009 |
| citation_txt |
Влияние энергетических параметров режимов микроплазменной порошковой наплавки на склонность никелевого сплава ЖС32 к образованию трещин / К.А. Ющенко, О.В. Яровицин, М.О. Черв’яков // Автоматическая сварка. — 2017. — № 2 (761). — С. 3-7. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. |
| series |
Автоматическая сварка |
| work_keys_str_mv |
AT ûŝenkoka vliânieénergetičeskihparametrovrežimovmikroplazmennoiporoškovoinaplavkinasklonnostʹnikelevogosplavažs32kobrazovaniûtreŝin AT ârovicynav vliânieénergetičeskihparametrovrežimovmikroplazmennoiporoškovoinaplavkinasklonnostʹnikelevogosplavažs32kobrazovaniûtreŝin AT červâkovno vliânieénergetičeskihparametrovrežimovmikroplazmennoiporoškovoinaplavkinasklonnostʹnikelevogosplavažs32kobrazovaniûtreŝin AT ûŝenkoka vplivenergetičnihparametrívrežimívmíkroplazmovogoporoškovogonaplavlennânashilʹnístʹníkelevogosplavužs32doutvorennâtríŝin AT ârovicynav vplivenergetičnihparametrívrežimívmíkroplazmovogoporoškovogonaplavlennânashilʹnístʹníkelevogosplavužs32doutvorennâtríŝin AT červâkovno vplivenergetičnihparametrívrežimívmíkroplazmovogoporoškovogonaplavlennânashilʹnístʹníkelevogosplavužs32doutvorennâtríŝin AT ûŝenkoka effectofenergyparametersofmicroplasmapowdersurfacingmodesonsusceptibilityofnickelalloyzhs32tocrackformation AT ârovicynav effectofenergyparametersofmicroplasmapowdersurfacingmodesonsusceptibilityofnickelalloyzhs32tocrackformation AT červâkovno effectofenergyparametersofmicroplasmapowdersurfacingmodesonsusceptibilityofnickelalloyzhs32tocrackformation |
| first_indexed |
2025-12-02T11:37:16Z |
| last_indexed |
2025-12-02T11:37:16Z |
| _version_ |
1850396310204579840 |
| fulltext |
С Р
3 С С Р
У К 21.791.927.55
ВЛИ НИЕ ЭНЕ ЕТИЧЕСКИ ПА АМЕТ ОВ Е ИМОВ
МИК ОПЛАЗМЕННО ПО О КОВО НАПЛАВКИ
НА СКЛОННОСТ НИКЕЛЕВО О СПЛАВА С 2
К ОБ АЗОВАНИЮ Т Е ИН
К. А. ЮЩЕНКО, А. В. ЯРОВИЦЫН, Н. О. ЧЕРВЯКОВ
ИЭС им. Е. О. Патона НАН Украины. 0 80, г. Киев-150, ул. Казимира Малевича, 11. - . .
Проанализирован технологический опыт ИЭС им. Е. О. Патона в области разработки наплавочных технологий серий-
ного ремонта кромок лопаток авиационных Т из никелевых жаропрочных сплавов с направленной кристаллизацией
С2 и С 2 на основе микроплазменной порошковой наплавки. Показано, что величина погонной энергии при однос-
лойной или многослойной наплавке на сварочном токе до 40 А может достаточно однозначно определять склонность к
образованию трещин в соединениях «основной–наплавленный металл». Установлены диапазоны значений суммарных
погонных тепловложений, при которых с высокой вероятностью наблюдается отсутствие или наличие трещин – или
горячих, или повторного нагрева. Библиогр. 18, рис. 7.
К л ч е в е с л о в а никелев е а о очн е с лав ик о ла енна о о кова на лавка сва ивае ость
склонность к об а овани т ещин ективна те лова ощность ду и о онна не и су а н е о онн е
те ловло ени
Никелевые жаропрочные сплавы С2 и С 2
с направленной и монокристаллической структу-
рой, содержащие 0 об. и более упрочняющей
-фазы, применяются в ряде современных авиа-
ционных двигателей в качестве материалов литых
рабочих лопаток турбины высокого и среднего
давления 1, 2 . Их уплотнительные и антивибра-
ционные элементы, работающие при температуре
более 900 , в первую очередь изнашиваются
и повреждаются в процессе эксплуатации. При
продлении ресурса авиационного двигателя раз-
работка технологий восстановления кромок ра-
бочих лопаток наплавкой ввиду значительной их
стоимости уже длительное время является весьма
актуальной –9 .
анее данные никелевые жаропрочные сплавы
ввиду высокого содержания упрочняющей -фазы
считались несвариваемыми из-за высокой склон-
ности к образованию горячих трещин при приме-
нении присадочного материала, идентичного по
химическому составу и уровню жаропрочности
основному металлу.
Возникновение горячих трещин в наплавлен-
ном металле и ЗТВ основного металла с аусте-
нитной структурой обусловлено превышением
деформаций, развивающихся при охлаждении
сварного соединения или под действием извне,
пластичности металла в определенной его зоне
10 . В сплаве С 2 при 20 1100 С модуль
упругости Юнга E снижается от 140 до 90 Па, а
термический коэффициент линейного расшире-
ния возрастает в интервале (1,1...2,4) 10–5 1 С
11 . Ввиду известной пропорциональности де-
формаций твердых тел в процессе нагрева произ-
ведению E T 12 можно полагать, что высокие
значения темпа нарастания растягивающих де-
формаций при охлаждении сварных соединений
с участием сплава С 2 обусловлены соответ-
ствующим сочетанием указанных физико-меха-
нических свойств данного материала при высокой
температуре. Считается, что одним из наиболее
эффективных технологических приемов предот-
вращения возникновения трещин при сварке плав-
лением никелевых жаропрочных сплавов являет-
ся снижение тепловложений в изделие 1 , что в
большинстве случаев достигается за счет ограни-
чения силы сварочного тока.
В ИЭС им. Е. О. Патона разработан процесс
микроплазменной порошковой наплавки сплава
С 2, который в настоящее время применяется
для серийного ремонта рабочих лопаток из спла-
вов С2 и С 2 5–9 .
Особенностью данного процесса является опе-
ративное управление сварочным током в диапа-
зоне 2... 5 А, скоростью наплавки в диапазоне
0,2... ,0 м ч и количеством присадочного порош-
ка в пределах 0,5...5,0 г мин в зависимости от тол-
щины наплавляемой кромки лопатки и требуемого
сечения валика 5–9 . Необходимое сечение на-
плавленного валика определяется глубиной изно-
са или повреждений кромки лопатки (рис. 1) и мо-
жет быть обеспечено за один 5–7 или несколько
8, 9 слоев восстановительной наплавки.
В опубликованных ранее работах 5–9 ос-
новное внимание уделялось фиксированию от- К. А. Ющенко, А. В. ровицын, Н. О. Червяков, 2017
С Р
4 С С Р
дельных режимов микроплазменной наплавки,
при которых в сплавах С2 и С 2 их склон-
ность к образованию трещин при сварке плавле-
нием и последующей термической обработке не
проявлялась.
В последнее время актуально освоение много-
слойной наплавки сплава С 2 ввиду расшире-
ния номенклатуры восстанавливаемых деталей и
увеличения зон эксплуатационных повреждений
8, 9 . В связи с этим целью данной работы явля-
ется оценка технологических диапазонов режимов
микроплазменной порошковой наплавки с точки
зрения стойкости к образованию трещин в свар-
ном соединении «основной–наплавленный ме-
талл» в системах С2 – С 2 и С 2– С 2 —
как горячих в процессе сварки плавлением, так и
возникающих при последующей их термической
обработке.
яд ведущих западных исследователей харак-
теризует сварочные процессы по положению об-
ластей склонности и несклонности к образованию
трещин в соответствующих сварных соединениях
никелевых жаропрочных сплавов в зависимости
от величины тепловложений и скорости сварки
14 . Попыток подобного анализа для рассматри-
ваемых сплавов и процесса микроплазменной по-
рошковой наплавки еще не проводилось.
В нашем случае в качестве анализируемых
обобщенных показателей его режимов были
выбраны
– эффективная тепловая мощность дуги qи, ха-
рактеризующая удельную мощность теплового
потока микроплазменной дуги в анод в единицу
времени, и в первую очередь зависящая от значе-
ния силы сварочного тока 5,15
– погонные тепловложения в изделие, характе-
ризующие среднее количество внесенного тепла
на 1 мм длины наплавленного валика и, в частно-
сти, обусловленные длительностью существова-
ния металла сварочной ванны в расплавленном
состоянии 1 , 17 .
При однослойной наплавке они соответству-
ют погонной энергии qи v (с учетом эффективного
КП нагрева изделия) при многослойной наплав-
ке определяются суммой погонных энергий при
наплавке каждого слоя Q L.
езультаты получены в процессе отработки и
освоения промышленных технологий ремонта
микроплазменной порошковой наплавкой кромок
рабочих лопаток из сплавов С2 и С 2 с на-
работкой до ... тыс. ч, в частности, на авиацион-
ном двигателе 18Т , 7 . При этом в случае мно-
гослойной наплавки промежуточные термические
обработки для релаксации сварочных напряжений
после наплавки каждого слоя либо не проводи-
лись 8 , либо ввиду технологических требований
ограничивались режимом 1050 С (2,5 ч) , 7 .
При таких режимах термической обработки рас-
творимость -фазы в сплаве С 2 не превышает
50 18 . Поэтому считается, что они не оказыва-
ют значительного релаксирующего эффекта на на-
копленные сварочные напряжения и деформации
в отличие от полного -превраще-
ния в процессе гомогенизации никелевых жаро-
прочных сплавов С2 и С 2.
Статистические данные по режимам микро-
плазменной порошковой наплавки собирались в
ходе регистрации ее электрических параметров
и их последующей обработки по методике рабо-
ты 1 . В диапазоне токов 5...40 А определялись
усредненные энергетические показатели режимов
наплавки 15, 1 эффективной тепловой мощ-
ности дуги qи и погонной энергии qи v. Исполь-
зуемая методика через зависимость qи(I) позво-
ляла учитывать импульсные режимы сварочного
тока с различной формой импульса и скважно-
стью, а также степень сжатия микроплазменной
дуги, обусловленную диаметрами каналов плаз-
ис. 1. Внешний вид удаляемой зоны износа, повреждений на кромках лопаток авиационных Т (а, б) и схема распределения ос-
новного и наплавленного металла в поперечных сечениях валика при их однослойной (h1 4 мм) и многослойной (h1 4 мм) вос-
становительной наплавке (в) ( — толщина кромки лопатки hо1, hо2 — глубина проплавления основного металла 1, 2 —
высота наплавленного валика h1, h2 — эффективная высота наплавленного валика В1, В2 — ширина наплавленного валика
С Р
5 С С Р
менного и фокусирующего сопел микроплазмо-
трона и составом защитного газа в системе
(0 10) Н2. При этом анализировался процесс
наплавки (рис. 2) либо непосредственно опытных
и опытно-промышленных партий лопаток авиаци-
онных Т (рис. ), либо процесс наплавки образ-
цов в виде узкой подложки 15 шириной до 5 мм,
имитирующих реальные режимы восстановле-
ния кромок лопаток (рис. 4). В некоторых случа-
ях (см. рис. 4, а) такие образцы в дальнейшем ис-
пользовались для оценки уровня жаропрочности
сварного соединения «основной–наплавленный
металл» сплава С 2 .
Анализируемые значения погонных тепловло-
жений в изделие в рассматриваемых сварных со-
единениях соотносились с технологической проч-
ностью по критерию склонности к образованию
трещин в соединении «основной–наплавленный
металл» систем никелевых жаропрочных спла-
вов С2 – С 2 и С 2– С 2. Нарушения тех-
нологической прочности соответствующего сое-
динения либо не проявлялись в процессе сварки
плавлением и при последующей их термической
обработке (рис. 5), либо в определенных услови-
ях проявлялись с высокой вероятностью в виде
макро- и микротрещин при сварке плавлением и
или при последующей термической обработке на-
плавленных деталей (рис. ). Макротрещины вы-
являлись визуально или капиллярным контролем,
микротрещины — металлографическим анализом
продольных сечений соединения «основной–на-
плавленный металл» при увеличении 50...200.
Статистический анализ показал, что для ми-
кроплазменной порошковой наплавки значе-
ние эффективной тепловой мощности дуги в
диапазоне менее 50 Вт, соответственно и значе-
ис. 2. рагмент регистрации параметров режима наплавки торцевой поверхности верхней бандажной полки рабочей лопат-
ки ТС из сплава С2
ис. . Внешний вид рабочих лопаток авиационных Т , восстановленных микроплазменной порошковой наплавкой сплава
С 2 а — рабочая лопатка ТВ , сплав С 2, двигатель 18Т б — рабочая лопатка ТС , сплав С2 , двигатель 18Т
7 в — небандажированная рабочая лопатка ТВ с внутренней газоохлаждаемой полостью 8
ис. 4. Внешний вид образцов из сплава С 2, имитирую-
щих восстановительную наплавку кромок лопаток авиацион-
ных Т а — однослойная наплавка на узкую подложку ши-
риной ,5 мм б — пятислойная наплавка на узкую подложку
шириной 2,5 мм
С Р
6 С С Р
ние сварочного тока до 0...40 А включительно,
нельзя однозначно считать технологическим па-
раметром, полностью определяющим склонность
к образованию трещин в соединениях «основной–
наплавленный металл» на узкой подложке ши-
риной 1...5 мм. Возможны как нарушения техно-
логической прочности в диапазоне значений qи =
150...450 Вт, так и получение соответствующих
сварных соединений без образования трещин при
qи 00 Вт.
В то же время величина суммарных погонных
тепловложений Q L (рис. 7) уже достаточно од-
нозначно характеризует вероятность образования
трещин в рассматриваемых соединениях «основ-
ной–наплавленный металл» систем С2 – С 2
и С 2– С 2. раница между зонами, где тех-
нологическая прочность соответствующих сое-
динений с высокой вероятностью обеспечивается
или не обеспечивается, проходит в зависимости от
ширины узкой подложки 1...5 мм при Q L =
200...4200 ж мм. В дальнейшем уровень пре-
дельно допустимых погонных тепловложений для
серийного ремонта следует дополнительно уточ-
нять в зависимости от степени воздействия ряда
технологических факторов состояния основно-
го металла высоты наплавленного валика и ко-
личества его слоев начальной температуры сое-
динения перед наплавкой последующего слоя и
прочих.
Экспериментально установлено, что при од-
нослойной и многослойной микроплазменной по-
рошковой наплавке на узкую подложку шириной
1...5 мм в технологическом диапазоне параметров
режимов, характеризующемся I 40 А, qи 50
Вт и Q L 000...4000 ж мм, в зоне термиче-
ского влияния наплавляемого валика темп на-
растания растягивающих деформаций при ох-
лаждении сварного соединения, как правило,
не превышает критических значений предель-
но допустимой деформации для сплавов С2
и С 2.
Таким образом показано, что эффективная те-
пловая мощность дуги и значение сварочного тока
в диапазоне до 40 А с точки зрения проявления
склонности рассматриваемых никелевых жаро-
прочных сплавов с направленной кристаллизаци-
ей к образованию трещин при сварке плавлением
играют значительно меньшую роль, чем пред-
ставлялось ранее. В частности, это подтвержда-
ется возможностью выполнения качественных
наплавок при изменении силы сварочного тока в
2- раза на протяжении достаточно длительного
промежутка времени (см. рис. 2). Более коррек-
тно считать, что влияние силы тока и эффектив-
ной тепловой мощности дуги проявляется опо-
средованно через величину суммарных погонных
тепловложений наряду со скоростью наплавки и
количеством слоев наплавленного металла.
ис. 5. Пример качественной микроструктуры соединения
«основной (1) – наплавленный (2) металл» системы С 2-
С 2, район линии сплавления, ЭМ
ис. . Примеры внешнего вида макро- и микротрещин (ука-
заны стрелками) в соединении «основной (1) – наплавленный
(2) металл», выявленных в процессе отработки технологии
микроплазменной порошковой наплавки рабочей лопатки
ТС авиационного двигателя 18Т (сплав С2 ) а — при
капиллярном контроле б — при металлографическом кон-
троле (оптическая микроскопия)
ис. 7. Зависимость проявления (1) и непроявления (2) склон-
ности к образованию трещин в соединении «основной-на-
плавленный металл» систем С2 - С 2 и С 2- С 2 от
величины суммарных погонных тепловложений Q L и ши-
рины узкой подложки
С Р
7 С С Р
Выводы
1. ля условий микроплазменной порошковой на-
плавки на узкую подложку шириной 1...5 мм огра-
ниченно свариваемого никелевого жаропрочного
сплава С 2 проанализирован технологический
диапазон энергетических показателей режимов
наплавки, используемых для восстановления кро-
мок лопаток авиационных Т , обеспечивающих
отсутствие горячих трещин или трещин повторно-
го нагрева.
2. Впервые установлена граница между техно-
логическими диапазонами режимов наплавки, где
наблюдается отсутствие или наличие трещин, в
том числе горячих в процессе сварки плавлением.
Ее положение в зависимости от ширины узкой
подложки характеризуется величиной суммарных
погонных тепловложений 200...4200 ж мм.
1. Технологическое обеспечение эксплуатационных харак-
теристик деталей Т . Лопатки турбины. Ч. . В. А.
Богуслаев и др. – Запорожье ОАО «Мотор Сич», 200 .
– 420 с.
2. Мелехов . К., Похмурський В. . Конструкц йн матер а-
ли енергетичного обладнання. Властивост . еградац я.
– К. Наукова думка, 200 . – 84 с.
. азработка и внедрение высокотемпературного износо-
стойкого сплава для упрочнения бандажных полок лопа-
ток Т . И. Пейчев и др. Технологические системы.
– 2000. – . – С. 40–42.
4. Петрик И. А., Перемиловский И. А. альнейшее разви-
тие технологии упрочнения бандажных полок лопаток
турбины из жаропрочных сплавов Там же. – 2001. –
. – С. 90–92.
5. ровицин О. В. М кроплазмове порошкове наплав-
лення жаром цних н келевих сплав в з вм стом -фази
45... 5 автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.
техн. наук спец. 05.0 .0 «Зварювання та спор днен
процеси технолог ». – К. ЕЗ м. . О. Патона, 2009.
– 21 с.
. азработка технологии восстановления торцов бандаж-
ных полок рабочих лопаток ТВ авиационного двигате-
ля 18Т методом микроплазменной порошковой наплав-
ки К. А. Ющенко и др. Автоматическая сварка. – 2010.
– 8. – С. 25–29.
7. Ющенко К. А., ровицын А. В. Совершенствование тех-
нологии восстановления верхней бандажной полки ра-
бочих лопаток авиационного Т льова комплексна
програма НАН Укра ни «Проблеми ресурсу безпеки ек-
сплуатац конструкц й споруд та машин» зб. наук. ст. за
результатами, отриманими в 2010–2012 рр. – К. ЕЗ м.
. О. Патона, 2012. – С. 50 –509.
8. азработка технологии микроплазменной порошковой
наплавки сплава С 2 для восстановления газоохлаж-
даемых рабочих лопаток авиационной турбины высоко-
го давления К. А. Ющенко и др. Там же. – 201 . –
С. 9 –701.
9. еманюк П. ., Петрик И. А., Чигилейчик С. Л. Опыт
внедрения восстановительной микроплазменной по-
рошковой наплавки при ремонте лопаток турбин высоко-
го давления в условиях серийного производства Авто-
матическая сварка. – 2015. – 8. – С. 4 –4 .
10. –
– . –
1 17 41-1 2004 – 12 р.
11. Будиновский С. А., Каблов Е. Н., Мубояджан С. А. При-
менение аналитической модели определения упругих на-
пряжений в многослойной системе при решении задач
по созданию высокотемпературных жаростойких покры-
тий для рабочих лопаток авиационных турбин Вестник
М ТУ им. Н. Э. Баумана. – Сер. Машиностроение. Спец.
вып. «Перспективные конструкционные материалы и
технологии», 2011. – С. 2 – 7.
12. Боли Б., Уэйнер ж. Теория температурных напряжений
пер. с англ. под ред. Э. И. риголюка. – М. Мир, 19 4.
– 518 с.
1 . Сварка. езка. Контроль справочник в 2 т под общ. ред.
Н. П. Алешина и . . Чернышева. – М. Машинострое-
ние, 2004. – 480 с.
14. . ., . ., . .
- . – ,
., , , 2009 – 455 .
15. ладкий П. В., Переплетчиков Е. ., ябцев И. А. Плаз-
менная наплавка. – К. Екотехнолог я, 2007. – 292 с.
1 . ровицын А. В. Энергетический подход при анализе ре-
жимов микроплазменной порошковой наплавки Авто-
матическая сварка. – 2015. – 5- . – С. 18–25.
17. Ющенко К. А., ровицын А. В., Червяков Н. О. Законо-
мерности дискретно-аддитивного формирования микро-
объемов кристаллизующегося металла при многослой-
ной микроплазменной порошковой наплавке никелевых
сплавов Там же. – 201 . – 5- . – С. 154–1 1.
18. Литейные жаропрочные сплавы. Эффект С. Т. Кишкина
под ред. Е. Каблова. – М. Наука, 200 . – 272 с.
К. А. Ющенко, О. В. ровицин, М. О. Черв яков
ЕЗ м. . О. Патона НАН Укра ни.
0 80, м.Ки в-150, вул. Казимира Малевича, 11.
- . .
ВПЛИВ ЕНЕ ЕТИЧНИ ПА АМЕТ В Е ИМ В
М К ОПЛАЗМОВО О ПО О КОВО О
НАПЛАВЛЕНН НА С ИЛ Н СТ Н КЕЛЕВО О
СПЛАВУ С 2 О УТВО ЕНН Т ИН
Проанал зовано технолог чний досв д ЕЗ м. . О. Патона в
област розробки технолог й м кроплазмового порошкового
наплавлення для сер йного ремонту кромок лопаток ав ац й-
них Т з н келевих жаром цних сплав в С2 та С 2 з
направленою кристал зац ю. Показано, що величина погон-
но енерг при одношаровому або сума погонних енерг й при
багатошаровому наплавленн на зварювальному струм до
40 А може достатньо над йно визначати схильн сть до утво-
рення тр щин у з днаннях «основний–наплавлений метал».
Встановлено д апазони значень сумарних погонних теплов-
кладень, при яких з високою ймов рн стю спостер га ться
в дсутн сть або наявн сть у в дпов дних зварних з днаннях
тр щин — або гарячих, або повторного нагр ву. Б бл огр. 18,
рис. 7.
Кл чов слова н келев жаром цн сплави, м кроплазмове по-
рошкове наплавлення, зварюван сть, схильн сть до утворення
тр щин, ефективна теплова потужн сть дуги, погонна енерг я,
сумарн погонн тепловкладення
Поступила в редакцию 01.08.201
|