Проблема идентификации инновационной деятельности
В статье обосновывается, что инновационная деятельность является процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер....
Gespeichert in:
| Datum: | 2006 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2006
|
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-15105 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-151052025-06-03T16:04:02Z Проблема идентификации инновационной деятельности Гришанков, В.Г. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье обосновывается, что инновационная деятельность является процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер. У статті обґрунтовується, що інноваційна діяльність є процесом узагальнення індивідуального досвіду рішення проблем в умовах невизначеності і девіації, яка носить позитивний характер. The paper proves that innovative activity is a process of generalization of individual activity in solving problems in terms of uncertainty and deviation, which has a positive form. 2006 Article Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Гришанков, В.Г. Проблема идентификации инновационной деятельности |
| description |
В статье обосновывается, что инновационная деятельность является
процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях
неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер. |
| format |
Article |
| author |
Гришанков, В.Г. |
| author_facet |
Гришанков, В.Г. |
| author_sort |
Гришанков, В.Г. |
| title |
Проблема идентификации инновационной деятельности |
| title_short |
Проблема идентификации инновационной деятельности |
| title_full |
Проблема идентификации инновационной деятельности |
| title_fullStr |
Проблема идентификации инновационной деятельности |
| title_full_unstemmed |
Проблема идентификации инновационной деятельности |
| title_sort |
проблема идентификации инновационной деятельности |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2006 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105 |
| citation_txt |
Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT grišankovvg problemaidentifikaciiinnovacionnojdeâtelʹnosti |
| first_indexed |
2025-11-25T16:05:32Z |
| last_indexed |
2025-11-25T16:05:32Z |
| _version_ |
1849779011410984960 |
| fulltext |
Боднер Г.Д.
ИНВЕСТИРОВАНИЕ АКТИВОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И РАЗВИТИЕ
ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
44
администратора от НПФ, предусмотренный этим Законом. Деятельность компаний по управлению актива-
ми как обособленных институтов является целесообразной, но администраторы должны быть структурной
единицей НПФ. Существующая схема тормозит развитие пенсионных фондов [7].
Эффективность функционирования негосударственных пенсионных фондов будет зависеть от четкого
взаимодействия трех государственных регуляторов этого рынка (ГКЦБФР, Госкомфинуслуг и НБУ).Они
должны совместно отработать такой механизм регулирования, который бы, с одной стороны, делал невоз-
можным дублирование функций контроля и надзора, а с другой – не оставил без внимания ни одного ры-
ночного субъекта. При этом необходимо найти эффективный баланс интересов государства и рынка пенси-
онного обеспечения.
Таким образом, с одной стороны, в Украине существует риск медленной реализации пенсионной ре-
формы из-за недостаточной развитости финансовых рынков, с другой - риск сохранения неразвитости фи-
нансовой системы через неэффективное и медленное проведение пенсионной реформы.
Необходимо разработать и ввести четкие меры в сфере государственной политики относительно разви-
тия финансовых рынков с целью поддержки эффективного осуществления пенсионной реформы. Важней-
шее значение при их реализации будут иметь профессионализм и компетентность регулирующих органов и
управляющих пенсионными средствами.
Источники и литература
1. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 2003 рік // Цінні папери України. –
2004.– № 33 - 41. – 82 с.
2. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 2004 рік. Цінні папери України. – 2005.–
№ 37 - 41. – 64 с.
3. О. Косенко. Кроки пенсійної реформи. // Цінні папери України. – 2004.– № 39. – С. 16 - 17.
4. С. Румянцев. Актуальні питання розвитку НПФ. // Цінні папери України. – 2005.– № 45. – С. 12.
5. С. Румянцев. Інвестування пенсійних активів та розвиток фінансових ринків. // Цінні папери України. –
2003.– № 50. – С. 10.
6. С. Румянцев. Приорітети розвитку фондового ринку. // Цінні папери України. – 2005.– № 41. – С. 6-7.
7. С. Румянцев. Становлення та розвиток НПФ. // Цінні папери України. – 2004.– № 22. – С. 7.
8. С. Румянцев. Формування інвестиційного портфеля НПФ. // Цінні папери України. – 2004. – № 7. – С.
14.
Гришанков В.Г.
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность проблемы состоит в том, что конкурентные позиции фирмы, страны, региона зависят не
от применения отдельных инноваций, а от потока самых разнообразных инноваций, широта и интенсив-
ность которого, в свою очередь, определяется уровнем и интенсивностью инновационной деятельности. А
первый шаг к управлению этой деятельностью состоит в определении ее объективной сущности и выте-
кающих из нее наиболее характерных ее свойств.
Поиск этой объективной сущности инновационной деятельности и выступает целью работы.
В литературе, посвященной анализу инновационного процесса, инновационная деятельность рассмат-
ривается, как правило, в тесной связи с инновациями, и её неопредмеченные стороны и формы не привле-
кают внимание исследователей. В рамках такого подхода инновационная деятельность трактуется как про-
цесс создания инноваций, который, в свою очередь, распадается на конкретные этапы, каждый со своей
специфической деятельностью. Вследствие чего термин “инновационная деятельность” не приобретает оп-
ределенного содержания и соответственно почти не играет конструктивной роли в исследованиях. Напри-
мер Д. И. Кокурин в монографии «Инновационная деятельность» дает ей следующее определение:”В широ-
ком смысле слова инновационная деятельность- это целесообразное преобразование различных сторон об-
щественной жизни с целью получения социальных, экономических и других практических результатов “[ 1,
с. 64]. Как следует из цитаты, инновационная деятельность – это давно известная реформаторская деятель-
ность. Близко к такому подходу и определение инновационной деятельности как опредмечивание человече-
ского бытия в объектах и связях искусственного происхождения [2, с.68 ].
Заслуживает внимания и изменение позиции Й. Шумпетера, который в первой своей работе, посвящен-
ной инновациям, выделяет особую и главную функцию предпринимателя – претворять в жизнь новые ком-
бинации, ломая сопротивление социальной среды и организуя вокруг себя сторонников новой идеи. Харак-
терной особенностью этой деятельности является то, что ее субъект “cам устанавливает цели для себя и
осуществляет свою функцию”[3, с.79]. А позже отказался от этой идей, заявив, что в ХХ в. современная
корпорация “рутинизировала инновацию “[4]. Пытаясь совместить обе позиции Шумпетера и найти нечто
среднее, Нельсон и .Уинтер , с одной стороны, признают наличие инновационной деятельности как дея-
тельности по решению проблем. И даже выделяют ее характерные черты: она обладает фундаментальной
неопределенностью, связанной с ее результатом. Значительная неопределенность также связана с деталями
самой деятельности, “ в особенности поскольку эти детали в конечном счете могут оказаться подступами к
успеху, вид которого нельзя знать заранее. Но в этой деятельности могут присутствовать также четкие схе-
мы предсказуемого характера“[5, с.183 ].Однако, с другой стороны, по мысли авторов, эта неопределен-
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
45
ность инновационной деятельности не препятствует тому, что ею можно управлять с помощью особого ви-
да рутин – эвристик. Да и сама инновационная деятельность, в конечном счете, сводится к мутации рутины.
По – иному видит инновационную деятельность Н.И. Лапин, который определяет ее как метадеятель-
ность, изменяющую рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Поэтому инновационная
деятельность выполняет функцию изменения, развития способов и механизмов рутинных видов деятельно-
сти во всех сферах жизнедеятельности общества [6]. Развивая концепцию инновационной деятельности как
метадеятельности Ю.А.Карпова определяет ее следующим образом:” Инновационная деятельность – это
метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которая
обеспечивает не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и
возможности воздействия на нее”[7, с.23 ].
Но самым популярным, пожалуй, является направление, рассматривающий инновационную деятель-
ность как деятельность по созданию и использованию практического знания. В рамках этого направления
заслуживает внимания подход Хайека, который делит знание на научное и рассеянное. Обосновывая недос-
таточность нвучного знания, он пишет:” Экономист работает с моделями, словно заглядывая в карты всех
игроков, и посредством создания искусственных условий может теоретически контролировать общие ре-
зультаты. Однако, не располагая исчерпывающими знаниями обо всех фактах, он не может контролировать
ситуацию в эмпирическом смысле слова”[8, с.50]. Рассеянное знание отражает индивидуальные особенно-
сти рыночной ситуации и используется рыночными субъектами для усиления своих конкурентных позиций.
Именно конкуренция заставляет индивидов в процессе борьбы извлекать это знание из себя и пускать в
экономический оборот. Фактически это знание тесно привязано к рыночной позиции индивида и его инди-
видуальным особенностям, что делает трудным его копирование для конкурентов.
В рамках данного направления наиболее глубокий анализ инновационной деятельности провели
И.Нонака и Х.Такеучи. В их концепции инновационная деятельность – это процесс непрерывной транс-
формации знания в двух сферах:1. В познавательной сфере, где знание находится в двух формах- формали-
зованной и неформализованной-, и непрерывно преобразуется как внутри каждой формы так и при перехо-
де из одной формы в другую. Главное внимание они концентрируют на неформализованном знании, в ко-
торое они включают “интеллектуальные модели, например схемы, парадигмы, подходы, убеждения и точки
зрения, помогающие индивидам в постижении мира.” А также технические элементы – “это ноу- хау, уме-
ния и навыки”[9, с.85]. В процессе взаимодействия различных фрагментов неформализованного знания
возникает новое знание. Последнее формализуется, включается в систему существующего формального
знания и , наконец, возвращается в неформализованное знание, обогащая его новым содержанием. 2. В он-
тологической сфере знание распространяется от индивида к группе, от группы к организации, от организа-
ции к другим организациям и т. д. По сути в этой концепции инновационная деятельность – это процесс
осознания индивидом своего опыта и передача его в различных формах своей рабочей группе. От группы
знания распространяется в уже более формализованной форме по организации и далее по всему обществу.
Другими словами, происходит обобществление опыта, наработанного отдельными индивидами в единую
базу знаний, которая, в свою очередь, используется для создания новых инноваций и приобретения нового
опыта. Процесс обобществления опыта состоит в отделении случайного и ситуационного от существенного
и универсального, включая творческое развитие последнего.
Для управления этим процессом в компаниях создается своего рода обратная вертикаль власти: на пер-
вом уровне находится координатор знаний, который отвечает за обработку и классификацию материалов,
предоставленных работником. На втором уровне находится менеджер знаний, который несет меньшую ад-
министративную ответственность и имеет более глубокие знания в данной области. На третьем уровне, ес-
ли он создается, находится эксперт знаний, который хорошо разбирается в содержании материалов, посту-
пающих в корпоративную базу данных[10, с. 271]. Специфика обобществления опыта и знаний работников
в современной корпорации намного шире и глубже, чем, например обобществление опыта, применявшееся
в СССР, где рассматривались преимущественно только приемы и методы труда. Для корпорации имеет
значение также и виденье ситуации работниками, их практическая философия, неформальные способы
взаимодействия между ними, способы выявления и противостояния отклонениям от технологических и со-
циальных норм.
Как видно из выше изложенного, инновационная деятельность имеет сложную природу и включает в
себя несколько компонентов. Во-первых, это совокупность личностных средств экономических субъектов,
которые они выработали сами в условиях неопределенности и которые непосредственно не могут быть от
них отделены. Этот опыт имеет значение для фирмы лишь в том случае, когда работники глубоко преданы
делу и стремятся к личностному и профессиональному совершенству. Второй компонент – это механизмы
формализации знания работников. Третий компонент – это механизмы передачи этих знаний с одного
уровня на другой.
Четвертый компонент – это механизмы и способы преодоления сопротивления распространению и ис-
пользованию нового знания и его включению в существующую систему знания. Системной основой инно-
вационной деятельности выступает процесс опредмечивания индивида в общественной жизни, обобществ-
ление различных сторон его личности. На всех этапах сохраняется также неопределенность результата:
продвижение на следующий этап зависит от способности преодолеть возникающие, как правило, препятст-
вия и внести необходимые доработки в инновационный проект.
Существует множество противоречий, порождаемых активизацией инновационной деятельности. Наи-
более важное из них состоит в противоречии индивидуального опыта и знаний работников, которые не
имеют общественной формы признания, а еще только должны получить ее, и индивидуальным опытом их
непосредственного начальника, который в рамках его полномочий признается непосредственно обществен-
Гришанков В.Г.
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
46
ным. Различие также состоит в том, что первичные руководители работают , как правило, в условиях ис-
кусственно созданной определенности и поэтому их опыт и виденье ситуации как бы из другого мира. Кро-
ме того, в большинстве случаев общественное признание опыта подчиненных ведет к снижению статуса их
начальника и уменьшению ресурса его власти. Возможна и противоположная ситуация, когда руководитель
выступает в роли инноватора, и наталкивается на сопротивление подчиненных. Следует признать, что ин-
новационная деятельность выступает как орудие конкуренции не только между фирмами, но также и внут-
ри фирмы между различными ее группами или даже между отдельным человеком и группой. Интересно
отметить, что деятельность по дискредитации инновации может быть не менее изобретательной и последо-
вательной, чем деятельность по ее продвижению. А так как ценность инновации заранее неизвестна, то и
сопротивление переменам также может выступать инновационной деятельностью, если ведется честно и
творчески. Более того, такая борьба позволяет осмыслить преимущества и недостатки инновации в более
широком контексте и создает новые возможности для внесения перемен. Различные способы разрешения
этих противоречий, эволюционируя, и обеспечили превращение традиционной организации в креативную
фирму [11].
С позиции системного подхода инновационная деятельность является механизмом адаптации опреде-
ленного общества к изменениям внешней и внутренней среды. Дефицит инновационной деятельности рано
или поздно ведет общество к кризису и, в конечном итоге, к гибели. В обществе, которое непрерывно раз-
вивается, инновационная деятельность воспроизводится в организационных формах инновационного кла-
стера, креативной фирмы, инновационных подразделений внутри организации, а также в рассеянном виде
как множество индивидов, каждый из которых в той или иной степени основывает свое поведение на инно-
вационной деятельности, оказывая воздействие на общество.
Можно выделить следующие задачи инновационной деятельности на уровне общества, если рассмат-
ривать ее как механизм адаптации к изменениям:
1.Обеспечить выживание определенного общества за счет совершенствования его сильных сторон и
защиты его слабых мест.
2.Обеспечить продвижение и общественное признание наиболее способным к инновационному поведе-
нию индивидам и социальным группам.
3.Создавать общественные идеалы и прокладывать дорогу к их реализации.
4.Создавать гармонию между существующим и новым, между искусственным и естественным.
Обобщенным объектом инновационной деятельности выступает взаимодействие искусственной систе-
мы объектов и связей с естественной средой и человеком как частью этой среды. А обобщенным предметом
- те проблемы, которые возникают в процессе этого взаимодействия. Главным средством воздействия – со-
вокупность знаний и информации, отражающей основные тенденции этого взаимодействия и способы пре-
образования неблагоприятных тенденций в положительные.
Нехватка инновационной деятельности в определенном обществе может обуславливаться такими при-
чинами:
1.Преобладанием авторитарно-бюрократических методов управления государством и организациями.
2.Консервативностью системы образования, стремящейся внедрить ценность стереотипной деятельно-
сти и пренебрежительное отношение к творческой деятельности.
3.Рост сложности общества, создающий «организованную анархию»[12], многократно превышающий
анархию в самой бестолковой организации, которая превращает его в подобие мусорной корзины. В таком
обществе проблемы ощущаются в одном месте, решение этих проблем формируется где – то совсем в дру-
гом месте, а лица, ответственные за реализацию этих решений, если они вообще существуют, находятся
где-то в третьем месте. Время от времени более или менее случайно некоторые проблемы, их решения и
люди, способные провести эти решения в жизнь, сходятся вместе. Возникает некоторый положительный
пример, некоторое продвижение вперед. Но это не может создать цепной реакции проведения в жизнь всех
назревших решений и поэтому устойчивого развития не возникает.
4. Возникновение механизма торможения или даже распада, инволюции. В основе этих механизмов ле-
жит деятельность, противоположная инновационной деятельности по своей направленности, например ис-
пользование незаконных средств для личного обогащения. После Мертона стало общепринятым в социоло-
гии трактовать такие действия как инновацию[13, с.218 ]. Насколько правомерен такой подход? Поскольку
действительно новое всегда нарушает существующие нормы и использует неизвестные ранее способы дей-
ствия, а также способствует разрушению старого порядка, то отличить инновационную деятельность от де-
виации не всегда представляется возможным в чисто эмпирическом смысле.. Теоретически же различие
между ними заключается в следующем. Инновационная деятельность стремится к созданию более эффек-
тивной модели поведения, которая, в конечном итоге, становится общепринятой. Преступная деятельность,
когда она становится нормой, разрушает общество и делает невозможной любую рациональную деятель-
ность. Признав противоположность этих двух типов деятельности с позиции общества, следует, однако со-
гласиться, что на уровне индивида они могут выступать как взаимозаменяемые. Например, предположим,
что студент университета на экзамене столкнулся с трудными вопросами, на которые у него нет готовых
ответов. И возможны следующие альтернативы: 1.Признать свою неподготовленность, получить неуд., и
приложить дополнительные усилия для повторной подготовки и сдачи этого экзамена. 2.Попытаться найти
творческие решения на поставленные вопросы. 3. Если есть возможность и умение списать от-
вет.4.Попытаться после провала на экзамене найти выход на преподавателя и решить проблему как ни будь
по- другому, не на основе знаний. Какой вариант будет выбран зависит от ожиданий окружающих { препо-
давателей, студентов, родителей и т.п.}. Второй вариант, инновационный, является самым трудным, так как
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
47
требует концентрации всех усилий и использования только знания общих принципов при решении кон-
кретных вопросов. Если наказания за выбор третьего и четвертого вариантов слишком суровы по своим по-
следствиям, то будет выбран первый стереотипный, вариант. И только в том случае, когда второй вариант
высоко ценится в обществе и поощряется различными способами, можно ожидать, что этот вариант будет
предпочитаться всем остальным вариантам.
С другой стороны, любая инновационная деятельность, если не соблюдается принцип ее системного
использования, может вести к негативным последствиям, с трудно предсказуемыми последствиями. Рас-
смотрим, например, инновационный круг развития, существующий в развитых капиталистических странах.
Введение новых технологий ведет к росту ВВП на душу населения, повышению качества производственной
и природной среды. Тем самым повышается качество жизни и создаются лучшие условия для формирова-
ния и использования творческого потенциала людей. Образование и труд наполняются творчеством и де-
лают жизнь более интересной за пределами семьи. И дети и их родители все больше и больше поглощаются
различными организациями и дом становится всего лишь местом совместного пребывания людей, живущих
совершенно различной жизнью. Деторождение, которое привязывает женщину к дому и мешает работе,
становится скучным и обременительным занятием. Рождаемость, в результате, устанавливается на недопус-
тимо низком уровне. Население перестает расти, стареет, а территория страны заполняется иммигрантами,
которые имеют прекрасную рождаемость, но сохраняют приверженность своей прежней культуре и обра-
зуют своего рода анклав, который начинает замещать прежнее население.
Таким образом, инновационная деятельность несет с собой негативные аспекты, которые в длительном
интервале времени могут перевешивать ее положительные аспекты. Возможно трактовка инновационной
деятельности как позитивной девиантности [14, с.185 ], с одной стороны, препятствует ее идеализации как
чисто творческой деятельности. С другой – отделяют ее от преступной деятельности как негативной девиа-
ции, одновременно показывая их некоторое родство.
Еще одна форма отклоняющегося поведения, выделенная Мертоном, - мятеж, является в действитель-
ности чисто инновационной деятельностью, так как предполагают создание не только новых средств, но и
поиск новых целей, новых ценностей. Превращаясь в массовое движение, мятеж способствует созданию
новых социальных институтов или ведет к существенному изменению действующих Очевидно, что и в
этом случае мы имеем позитивные и негативные формы мятежа.
Возможно, непрерывное взаимодействие позитивных и негативных форм девиантного поведения и
есть тот первозданный хаос, из которого непрерывно созидаются и уничтожаются и определенные общест-
венные формы и сами общества.
Источники и литература
1. Кокурин И.Д. Инновационная деятельность. – М., 2001.
2. Ляликов А.П. Философия техники и технологическое творчество. – СПб, 1996.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.
4. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М., 1995.
5. Нельсон Р.Р, Уинтер С.Д. Эволюционная теория экономических изменений. – М., 2002.
6. Лапин Н.И. Системно - деятельностная концепция исследования нововведений./ Диалектика и систем-
ный анализ. – М., 1986.
7. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб, 2004.
8. Хайек Ф,А, Познание, конкуренция и свобода. – Пневма, 1999.
9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. – М., 2003.
10. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями. – М., 2002.
11. Гришанков В.Г.Особенности экономики креативной фирмы// Культура народов Причерноморья, 2005. –
№57. – Т.2. – С.139- 141.
12. March ,J.G. and Olsen,J.P. Ambiguity and Choice in Organization//Beкgen, 1976.
13. Смелзер Н.Социология.– М., 1994.
14. Юридическая социология. – М., 2000.
Дідковська Л.І.
ПРОБЛЕМИ І ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ІПОТЕЧНОГО КРЕДИТУВАННЯ
В АГРОСФЕРІ
Вступ
В Україні перші згадки про іпотеку з’явилися у XVII столітті, проте відповідної законодавчої бази в той
час не існувало. Повноцінні іпотечні інститути з’явилися дещо пізніше – у другій половині XIX століття
(перший іпотечний банк був створений в Одесі та Херсоні у 1864 р.) й існували до 1917 р. (на Закарпатті до
1945 р.). На сьогоднішній день ринок іпотечного кредитування в Україні перебуває на етапі свого станов-
лення: у червні 2003 р. прийнято Закон “Про іпотеку”, вже існують проекти Законів України “Про іпотечні
цінні папери” та “Про Земельний (іпотечний) банк”, а наприкінці грудня 2005 р. було прийнято Закон Укра-
їни “Про іпотечні облігації”. Відтак, нині чинним законодавством визначено основні засади іпотеки земель
сільськогосподарського призначення, а сам механізм кредитування ще відсутній, тому слід розробити від-
повідну нормативно-законодавчу базу земельно-заставних відносин.
Згідно Закону України від 18 жовтня 2005 р. “Про основні засади державної аграрної політики на пері-
од до 2015 року”, серед основних шляхів розвитку земельних відносин виокремлено “створення системи
|