Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2007
Main Author: Ткаченко, В.А.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут економіки промисловості НАН України 2007
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/16108
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий / В.А. Ткаченко // Економічний вісник Донбасу. — 2007. — № 2(8). — С. 107-115. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-16108
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-161082025-02-09T14:04:16Z Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий Ткаченко, В.А. Менеджмент інновацій 2007 Article Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий / В.А. Ткаченко // Економічний вісник Донбасу. — 2007. — № 2(8). — С. 107-115. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. 1817-3772 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/16108 ru application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Менеджмент інновацій
Менеджмент інновацій
spellingShingle Менеджмент інновацій
Менеджмент інновацій
Ткаченко, В.А.
Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
format Article
author Ткаченко, В.А.
author_facet Ткаченко, В.А.
author_sort Ткаченко, В.А.
title Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
title_short Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
title_full Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
title_fullStr Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
title_full_unstemmed Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
title_sort интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2007
topic_facet Менеджмент інновацій
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/16108
citation_txt Интеллектуальный потенциал в основе сенсационных стратегий / В.А. Ткаченко // Економічний вісник Донбасу. — 2007. — № 2(8). — С. 107-115. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT tkačenkova intellektualʹnyjpotencialvosnovesensacionnyhstrategij
first_indexed 2025-11-26T15:31:07Z
last_indexed 2025-11-26T15:31:07Z
_version_ 1849867444074577920
fulltext 2007’2 107 Менеджмент інновацій Оглянувшись назад, (не имеет значения как глу- боко), виртуально мы увидим, что благополучие той или иной социально-экономической формации исто- рически строилось на умелом использовании природ- ных, финансовых и трудовых ресурсов. Намереваясь заглянуть вперед, можно, скорее всего, увидеть, что эти факторы уже не так много значат. Скорее всего, они перестали быть движущей силой: ныне нельзя добиться процветания только за счет природных бо- гатств или быть богатым, нарастив банковский капи- тал. Нельзя быть процветающей страной и за счет уве- личения плотности народонаселения. И этому доста- точно примеров. Так в чем же суть обесценивания исторически подтверждаемых ценностей? Прежде всего, что собой представляли или представляют эти три кита, на кото- рых развивалась человеческая земная цивилизация? Природные (естественные) ресурсы — это ком- поненты природы, используемые человеком. По край- ней мере, так определяет Большой энциклопедичес- кий словарь [1, с. 961]. Сегодня дело обстоит так, что огромные природные ресурсы, которые вовлекаются в современную человеческую деятельность, достиг- ли таких размеров, что это не просто обострило про- блемы их рационального использования, но и поста- вили человечество на грань выживания в глобальном масштабе. Об этом уже много сказано, написано, но не найдено путей спасения или принятия кардиналь- ных решений. Финансовые ресурсы — это созданные челове- ком ресурсы в виде капитала (денежных знаков), ис- пользуемого для производства товаров и услуг и приносящего доход. На уровне промышленных пред- приятий капитал (финансовые ресурсы) — это вся сумма материальных ценностей (вещей) и денежных средств, используемых в производстве [1, с. 442]; в банковской сфере — это стоимость в денежном вы- ражении, приносящая прибавочную стоимость. Об- разно говоря, финансовые ресурсы в банковской си- стеме — это деньги «в никуда». Остается третий «столп» — трудовые ресурсы. На этом виде ресурсов стоит остановиться поподроб- нее. Трудовые ресурсы — это «понятие отечествен- ной экономической науки, близкое по значению к эко- В.А. Ткаченко, доктор экономических наук, г. Днепропетровск В.А. Ткаченко ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ОСНОВЕ СЕНСАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ номически активному населению, включаемое трудо- способное население, обладающее необходимым фи- зическим развитием, знаниями и практическим опы- том для работы в народном хозяйстве» [1, с. 1228]. История знает много примеров борьбы за то, что- бы мы поверили, что все три вида ресурсов и все богатства общества принадлежат народу и что рабо- чие должны владеть средствами производства. Сегодня это признано всеми и во всем мире. Вероятнее всего, что это было всегда. Всегда рабочие владели ими, просто мы (люди) не понимали этого. Не понимали, что не только и не столько надо применять мускуль- ную силу (физический труд), чтобы получить приба- вочную стоимость. В современных условиях, в ком- паниях и на фирмах развитых стран от 70 до 85 % всего, что делается людьми, делается с использова- нием своих мозгов, т.е. при помощи интеллекта. Ми- ровая научная элита уже не стесняется говорить, что основным средством производства стало «это скром- ное серое вещество весом приблизительно в 1,3 кг. Это человеческий мозг» [2, с. 2]. Всем известна историческая фраза Генри Форда: «Удивительно, но как только мне требуется пара рабо- чих рук, я получаю всего рабочего в придачу» [3, с. 70]. Конечно, Генри Форд был не прав, он получал не фи- зическое тело, а биоэнергоинформационную систему с удивительным и непостижимым механизмом управ- ления — человеческим мозгом. Время показало, что идеально устроенный и абсолютно индивидуальный че- ловеческий мозг значительно превосходит тради- ционные средства производства — сырье, рабочую (фи- зическую) силу и денежные накопления. Ибо благода- ря этому серому веществу люди могут быть изобрета- тельными, они могут выдвигать новые идеи, ставить новые цели и разрабатывать пути их достижения, ме- нять правила производственных и межличностных от- ношений. Люди могут быть эмоциональными и рассу- дительными, а их действия взвешенными и эффектив- ными. Сегодня решающий фактор — сам человек, его знания и умения, приобретенный опыт и естественные навыки. И успех бизнеса, эффективность предприни- мательской деятельности, результаты человеческих от- ношений зависят от способностей, знаний и умения направлять в нужное русло безальтернативную работу 108 Економічний вісник Донбасу умов. Вот почему и природные ресурсы, и накоплен- ный капитал, и физический труд (рабочие руки — ра- бочая сила в историческом определении) теряют свою значимость. Вот почему все чаще и чаще из уст госу- дарственных деятелей высокоразвитых стран мы слы- шим слова «о холодной войне знаний». Вот почему так называемые «семерка» и «восьмерка» высокоразви- тых стран в последние годы так много внимания уде- ляют вопросам формирования единого образователь- ного и научного пространства, создания условий, спо- собствующих притоку высокоинтеллектуальных моло- дых людей и предотвращающих «утечку мозгов». Курс взят не на превосходство в силе и технике, а на пре- восходство в уровне совокупного интеллектуального потенциала государства. В настоящее время многие ученые, философы и социологи говорят и пишут о необходимости дальней- ших коренных реформ и различного рода усовершен- ствований в сфере образования, воспитания и повы- шения общего социально-культурного уровня, о не- соответствии последних требованиям естественного развития и надмерной технологизацией нашей жизни. При этом рисуемая многими исследователями карти- на глобализирующегося мира, с надуманной так называемой постиндустриализацией, содержит в себе необдуманно копируемый западный образец, созна- тельно уводящий общественное мнение от должного учета реальных фактов непредсказуемого динамично изменяющейся действительности. Отрадно лишь то, что по мере того как начало коренных реформ украинского общества все более уходит в прошлое, они из сфер политических дис- куссий и борьбы общественных течений перемеща- ются в область научного исследования. Это вселяет надежду получить результаты анализа как взаимосвя- зей и взаимного влияния естественных социально-эко- номических процессов внутри нашего общества, так и не прогнозируемых в социальном плане воздействий окружающей среды. С самого начала трансформация многоукладной социально-экономической системы общественного обустройства нашего общества стратегически мыс- лилась как многогранная мегакомплексная сверхза- дача — дальнейшее повышение благосостояния насе- ления, улучшение условий его материальной и духов- ной жизни, развитие социально-культурного потенци- ала. Один к одному задачи предыдущей обществен- ной формации. Решение этих задач обусловливалось, в первую очередь, двумя группами чисто социально-экономи- ческих проблем: с одной стороны, резкой динамиза- цией в сторону социализации роста производитель- ных сил, а с другой — совершенствованием хозяй- ственного механизма в сторону стабилизации эконо- мики. Что касается первого, то акцент был сделан на проведение глубокой структурной перестройки про- мышленного комплекса в сторону конверсии воен- ного производства. Однако для проведения сколько- нибудь осмысленной социальной политики в условиях глобализации мировой экономики необходимо было обеспечить как минимум 4 % роста национального дохода. А если учесть, что возможностей роста за счет вовлечения новых материальных, финансовых и люд- ских ресурсов также практически не было, то и полу- чили то, что получили — полный развал промыш- ленного комплекса, падение агропромкомплекса и, естественно, не рост национального дохода, а его от- рицательные характеристики. И все же принципиальной особенностью 90-х годов XX столетия стала смена технико-технологи- ческого подхода в развитии общества социально-эко- номическим. Пожалуй, впервые в официальной рито- рике речь зашла об активизации человеческого фак- тора, повышении жизненного уровня населения и его духовности как условий трансформации всей систе- мы общественных отношений. Экономистам, социо- логам и политологам, даже философам, ибо такая постановка затрагивала ментальный уровень народа, предстояло более тщательно разобраться с этими ус- тановками, наполнить их конкретным содержанием. И на практике именно данные проблемы, а вовсе не вопросы структурных преобразований народно-хозяй- ственного комплекса встали в центре экономических дискуссии и экономической борьбы. Были даже концептуально обоснованы новые подходы: во-первых, как необходимость придания дина- мизма развитию производительных сил путем сосре- доточения инвестиционных ресурсов в приоритетные секторы экономики; во-вторых, как осуществление трансформации производственных отношений, изменение обществен- но-экономической структуры социальной системы; в-третьих, как необходимость гуманизации сис- темы общественных отношений, преодоления одно- бокого технократического подхода к решению соци- ально-экономических задач; в-четвертых, как мотивация важности повыше- ния благосостояния и удовлетворения растущих по- требностей украинских людей; в-пятых, как проведение курса традиционных представлений трансформации экономической сущ- ности общественной формации; в-шестых, как обострившаяся полемика о суще- стве нетрудовых доходов и роли государства в их эли- минировании; В.А. Ткаченко 2007’2 109 в-седьмых, как необходимость использования товарно-денежных отношений как важного стимули- рующего рычага развития производительных сил. Можно еще столько же привести концептуально обоснованных подходов, однако все они носили весь- ма осторожный характер и обязательно сопровожда- лись оговорками об изменившейся природе как сто- имостных механизмов, так и изменившимися произ- водственными отношениями и недопустимости устоявшихся товарно-денежных отношений. Было ли это сенсационной стратегией? Конечно, было! Ибо и для зарубежных государственных деяте- лей и политологов, и для отечественных экономистов и социологов такой поворот в системе общественных отношений явился полной неожиданностью. Другое дело, как в дальнейшем развивались события, и ка- кие принципы были взяты в основу этой стратегии. Как сегодня, так и 10—12 лет назад говорилось и о необходимости совершенствования системы рас- пределения по труду, что проявилось в относительно ранней, но поверхностной децентрализации распреде- лительных механизмов при одновременном резком усилении попыток государственного вмешательства в «оценку справедливости распределения», и о су- ществе нетрудовых доходов и роли государства в их элиминировании, и о том, что отклонения от суще- ствовавших принципов распределения и хозяйство- вания могут породить и порождают такие отрицатель- ные явления, как трудовая и социальная пассивность, тунеядство, моральный нигилизм, скрытые формы перераспределения доходов и благ, при этом непре- менно присутствовали ссылки на необходимость ис- пользования товарно-денежных отношений как важ- ного стимулирующего рычага развития производи- тельных сил и производственных отношений. И все же подобные разговоры велись и ведутся весьма осторожно и обязательно сопровождаются под- текстом естественности стоимостных механизмов и недопустимости при использовании товарно-денежных отношений принижения роли планового начала. Но суть проблемы не в этом. И даже не в том, что и в период экономической реформы 1965 года, и во время так называемой «перестройки» 1985 года, и во время попытки выхода из кризисной ситуации 1995 года базой для дальнейшей проработки теоретичес- ких основ социально-экономической трансформации общественной формации была избрана «теория хозяй- ственного механизма», которая представляла собой и до настоящего времени представляет особый раздел «политэкономии», ставшей со временем одним из наиболее динамично развивающихся направлений «советской экономической науки», которым руковод- ствуются и маститые ученые, и авторы диссертацион- ных работ, и, естественно, государственные институ- ции [3, с. 15]. Суть проблемы в том, что для экономистов, кото- рые выросли на волне широких и откровенных дискус- сий тех лет, последующие годы не стали временем науч- ной отработки аргументов и механизмов осуществления будущих хозяйственных преобразований. В силу этого и сенсационность принимаемых решений и последующие попытки преобразований и реформирования экономичес- кой системы не были научно подготовленными и каждый раз «захлебывались» в своей беспомощности. А полити- зация общественной формации, в том числе и экономиче- ской науки, привела к тому, что вскоре была найдена иде- ологическая ниша и все вопросы трансформации эконо- мической системы были отданы на откуп «идеологизиро- ванной ортодоксальной политэкономии». Естественно это привело всеобщее мнение о необходимости «глубокого совершенствования хозяйственного механизма». И ста- ли рассматривать последний как самостоятельный объект исследования, который можно анализировать и рефор- мировать, все остальные проблемы основ социально-эко- номической трансформации общественной формации ос- тались вне поля зрения ученых. Логика такого концепту- ального подхода дает известную свободу анализа и при- нятия стратегических решений, но в то же время налагает жесткие и потенциально весьма опасные ограничения, ко- торые неизбежно должны сказываться и сказываются в будущем. Таким образом, хотим мы этого или нет, произо- шел явный сдвиг в сторону усиления популистской составляющей при разработке и осуществлении экономической политики. И прежде всего в форми- ровании и функционировании институтов власти и того же «механизма управления социально-экономической составляющей». В силу этого социально-обществен- ная формация вошла в состояние, когда её высшее руководство, институты государственной власти не могут принимать оптимальные экономически эффек- тивные решения. Стало модным принимать сенсаци- онные решения, идущие явно в разрез с настроения- ми общественного мнения, что вскоре должно было и уже сказывается на характере и эффективности ру- ководства экономикой. Общество вошло в состояние с нерегулиро-ванностью разделения властей. При вы- сокой политической активности населения, вниматель- но следящего за перепитиями в коридорах власти, и умении им находить выход из любых ситуационных положений, правительство и другие институты власти каждый раз оказываются заложником популярности собственных текущих, каждодневных решений, даже если они носят сенсационный характер, не говоря уже о сенсационности их деклараций и решений стратеги- ческого характера. В.А. Ткаченко 110 Економічний вісник Донбасу Более того, естественным образом трансформи- руется и характер философии популизма. К примеру, решения начала 90-х годов XX столетия о демократи- зации управления экономикой являлись популистски сенсационными по своей сути. И, естественно, раз- рушительными по своим последствиям. Но принимав- шие их политики были уверены в экономической эф- фективности подобных мер, в их жизненной необхо- димости и оправданности. Кстати, «чего греха таить», к такому мнению сразу же примкнула и большая часть маститых ученых экономической науки. Однако во второй половине 90-х годов ситуация резко меняется, настроения в обществе, обманутом в своих ожиданиях быстрого подъема благосостояния, обусловили, естественным образом, курс на экспан- сию социальных программ. При этом заметим, что это все в условиях бюджетного дефицита. Но это же впер- вые приблизило руководство государства и ведущих ученых к пониманию опасности таких сенсационных стратегий. А ситуация трансформировалась следующим об- разом: осознав после первых лет создания новой со- циально-экономической среды опасность дестабилиза- ции экономической системы государства, властные институты решили принять меры к ограничению дефи- цита бюджета, выбрав для этого стандартный путь со- кращения доходов на социально-культурные меропри- ятия, аж до не выплат «заработной платы». Это не за- трагивало интересы никаких влиятельных групп, струк- тур, индивидуальностей. Именно такое ситуационное развитие привело ученых-экономистов к очень существенному вопро- су, ставшему одной из доминант дальнейшей полити- ки, существенно затрагивающей и социальную сфе- ру, — в явном виде была сформирована задача о со- циальной цене проводимых реформ. Из экономичес- кой публицистики о необходимости реформирования хозяйственного механизма он был переведен в плос- кость социально-общественную на официальном уров- не. Более того, из уст ученых четко прозвучал тезис о неизбежности болезненного характера любой эконо- мической реформы. Было акцентировано внимание на необходимость выработки ясной программы реформ и прежде всего скорейшего решения проблемы бюд- жетного дефицита, либерализации экономических по- стулат и формирования на этой основе конкурентной среды для отечественных товаропроизводителей. Но, пожалуй, самой сенсационной стратегией, позволяющей в концентрированном виде охарактери- зовать как политико-экономические процессы 90-х го- дов XX столетия, так и базис на основе которого транс- формируются эти процессы в первое десятилетие XXI века, является осознание новых явлений — формирова- ние общей конфликтной среды и описание причин на- растания конфликтов. Этот феномен, который захватил количественно и качественно все слои населения, про- ник во все сферы общественной жизни и увел умы и политиков и ученых далеко от столбовой дороги соци- ально-экономического развития, будет познаваться не годы, а десятилетия. Ибо нормальный естественный разум его осознать не в состоянии. Все более ясным становится, что различные со- циальные группировки (далеко не сводимые к тради- ционному для официальной социологии делению на ра- бочий класс, колхозное крестьянство и трудовую ин- теллигенцию) имеют далеко не одинаковые представ- ления о перспективах политического и экономического обустройства вновь сформированного социума. Про- блема, разумеется, не сводится лишь к стремлению отдельных регионов стать самостоятельными, пол- ноправными государственными образованиями (Крым- ская автономия, Галиция, Донбасс) или, тем более, к личным политическим амбициям (Тимошенко, Януко- вича, Еханурова, Мороза и т.д.), хотя это присуще в полной мере и сегодня. Гораздо более существенным моментом было и есть принципиально разное понима- ние ими перспектив экономических и политических реформ, будущего общественного обустройства, кото- рое должно прийти на смену старому. Все эти процес- сы стали внешней формой проявления глубинного кон- фликта в области перераспределения власти в услови- ях естественной трансформации общественной форма- ции. С ликвидацией вертикали власти возникла ситуа- ция институциональной неопределенности. В результате борьбы за власть очень быстро меня- лись «весовые соотношения» (важность решений), политические факторы и аргументы заняли домини- рующее положение, тогда как соображения экономи- ческой целесообразности отошли на «задний план». Экономические процессы стали заложниками полити- ческих решений, а экономическая политика формиру- ется в результате политического противостояния. Сен- сационные стратегии приобрели виртуальный характер. Так в чем же суть и содержание сенсационных стратегий? Давайте начнем с того, что попытаемся опреде- лить первичное и вторичное в выражении «сенсаци- онные стратегии». Что значит «первичное»? Наиболее приближенно — это «движитель, то, что заставляет жить, двигается, к чему-то стремится». Значит, в на- шем случае — это «стратегии». Что значит само сло- во «стратегии»? Точного определения пока еще никто не дал, хотя подходов к этому много. Давайте дадим свое определение: «Стратегии — это будущее». Впол- не прилично. Но будущее возможно предсказать лишь виртуально! И только. В.А. Ткаченко 2007’2 111 В природе все устроено так, что либо вы наблю- даете, как что-то происходит, либо определяете то, что происходит. Да! У вас может при этом возникнуть соблазн рассортировать воспринимаемое (познавае- мое) на некоторые, на ваш взгляд, весьма самостоя- тельные части, поделить все на «черное» и «белое». Удержитесь от этого соблазна. В природе все взаимо- связано и взаимообусловлено. Эволюция не может быть права или не права. Она просто то, что она есть. Энергию природы можно использовать для воспро- изводства чего-то, но только не ее самой. Это челове- ку не по силам. Энергия природы просто есть. Мо- бильную связь можно использовать для переговоров и для деловой или любовной переписки. Мобильная связь просто есть. А будущего не существует. Это лишь наше виртуальное представление на основе осоз- нания нами познанного. Будущее — детер- минированное в пространстве и времени наше про- шлое. Оно не может быть хорошим или плохим. Оно может быть таким, каким мы его создадим. Будущее скорее состоит из множества вопросов, на которые все меньше и меньше стандартных отве- тов. Единая теория Эйнштейна не дает на них ответов. Миром правит многообразие процессов. И скорее, вопросы, их многообразие, а не ответы определяют будущее. Отсюда вывод: на пути в будущее не стоит надеяться на многообразие разработанных технологий — они прошлое. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы. Если вы способны задавать своевременные и нужные вопросы, вопросы уникаль- ные. И задавать такие вопросы быстрее других. Ваше будущее гарантированно. Но знайте, что через мгно- вение вам придется подумать о новом вопросе во имя стабильности вашего будущего. А затем о следую- щем, ибо естественный жизненный цикл состоит из познания возможного, осознания познанного и науч- ного обоснования осознанного. Будущее невозможно предсказать — его можно проектировать на основе осознания познанного, его нужно создавать. Будущее рождается через иннова- ции. Не оптимизацией, не совершенствованием изве- стного и не за счет изучения общественного. Буду- щее создается тотальной инновационностью. Что это такое? Это образ мыслей всех и каждо- го, всего и везде. И этому нет конца. Это плотность совокупного интеллектуального потенциала. Инновации — это не просто вопрос применения (смены) высоких технологий, машин и процессов. Это совокупность процессов и аспектов деятельности предприятия, организации, региона, страны в целом. Это изменения интеллектуального потенциала кадро- вого состава и сферы услуг. Более того, тотальная инновационность — это и изменение внимания и (или) невнимания к окружаю- щей среде, к поставщикам и потребителям вашей продукции или услуг. Ухода из мира, где внимание сосредотачивалось на «или-или» или «авось», и пе- рехода в мир, где внимание фокусируется на дости- жении «и того, и этого» одновременно. Речь не идет о создании условий разумного баланса. Речь идет о приоритетах «крайности», пренебрегая «усредненны- ми» решениями. Новые роли неизбежно требуют новых знаний. Экспансия деятельности приводит не только и не столько к необходимости концентрировать все усилия на собственной компетентности, сколько сокращает время, которое есть у вас для реализации собствен- ного потенциала или предоставленных преимуществ. В социальной среде, которая функционирует в режи- ме реального времени, способность работать на опе- режение не имеет цены. Если у вас есть четкое пони- мание, что именно составляет вашу компетентность, надо действовать со скоростью света. Работать быстро — это, конечно же, не только физический показатель. Это вопрос лучшей органи- зации работы. В обществе, основанном на знании, мозги всегда одержат победу над мускулами. Ибо по мнению ученых разных стран, в процессе обществен- ных отношений совокупный интеллектуальный потен- циал используется от 5 до 15 %. А теперь представьте себе, что производственный потенциал был бы загру- жен на те же 5—15 % [2, с. 23]. Быстрее — это значит выше уровень знаний, это значит эластичней наш мозг, это значит вы наделены человеческим разумом. Сегодня конкурируют только на основе знаний. Но, к сожалению, знания недолго- вечны. Если вы их вовремя не используете, они ста- нут бесполезными. Значит, вы либо быстры, либо забы- ты. В новых межличностных и общественных отно- шениях в социально-экономическом аспекте ограни- чений по скорости нет. Скорость — это все, это залог успеха. Необходимость скорейшего обновления — это то, что применимо к каждому, касается всех и каж- дого в любой сфере деятельности. Умение организовать работу на основе новейших знаний — это искусство достижения выдающихся ре- зультатов с использованием совокупного интеллекту- ального потенциала на основе потока творческих идей. Каковы же критерии состоятельности нашей стра- тегии? Прежде всего давайте посмотрим: «где мы нахо- димся?» 2005 год и первая половина 2006 года показа- ли, что Украина находится в ситуации активной «за- паздывающей модернизации» сверху, политическим путем. Более того, все явственней проявляется пороч- ный круг «рецидивирующей модернизации»: попытки В.А. Ткаченко 112 Економічний вісник Донбасу сверху перераспределения сфер влияния, пересмотр актов приватизации государственных объектов, пресле- дование не «по закону», а силой власти альтернатив- ных действий и т.д. Это все вынуждает постоянно на- ходить некоторый, почти недостижимый, оптимум не- обходимых темпов экономических и политических ре- форм и приемлемой социальной их цены. Они могут как иметь так и не иметь очевидного человеческого смысла, социальных оттенков и исторического буду- щего. Поэтому их очень трудно понять, они не воспри- нимаемы. Определить содержание, направленность это- го потока в целом практически невозможно. Они, как правило, отличаются не только и не столько своими внутренними свойствами, но и мес- том в нерасчлененном историческом потоке. В есте- ственных стабильных процессах инерционные перио- ды развития геометрически совпадают с линией свер- шившегося исторического процесса, где уже не вид- ны отдельные отсеченные «несостоявшиеся» ветви. Эти же, искусственно приведенные к оптимуму ре- формы идут как бы «под углом» к основной линии, поскольку они наполнены избыточными и хаотичес- кими действиями, разнонаправленными по отношению к складывающейся тенденции. Отсюда наше будущее — как существующие в общественном сознании социальные цели, не просто противоречиво, но и разорвано, разрознено, посколь- ку в обществе слабеет интеграция и оно не набирает необходимой практической массы общепринятых цен- ностей [4, с. 47]. Существование (именно существование) боль- шого достаточно квалифицированного и недостаточ- но организованного для защиты своих интересов ра- бочего класса и крестьянства является примером не- предсказуемости нашего будущего, где: или эконо- мическое развитие Украины будет успешным, а для этого есть у нас и достаточные природные ресурсы и трудовые ресурсы и мощные интеллектуальный, на- учный и технологический потенциалы, высокий уро- вень индустриального развития; или дальнейшее промедление в силу всеобщей борьбы за власть и по- следующее за ним дальнейшее обнищание вызовут так же непредсказуемое поведение работающих и без- работных, результатом которого может быть только со- циальный взрыв или диктатура власти. Эта непредсказуемость «подкрепляется» масш- табами национально-культурной неоднородности со- циальной формации, что еще больше усложняет и без того слабую управляемость социумом; увеличением экономических ограничений на развитие промышлен- ности, сельского хозяйства и предпринимательства; отсутствием сбалансированного налогового кодекса; «выжатостью» ресурсов сельского хозяйства (трудо- вого и производственного потенциалов деревни); сни- жением до минимума и дискредитацией человеческо- го фактора. Особенности культуры, система норм и ценностей нашего общества, его уровень духовности трудно оценить однозначно. И все же, несмотря на столь слабую привлека- тельность состояния, в котором мы находимся, есть ли у нас какой-то шанс на его улучшение? Да, есть! Исходя из результатов исследований, в целях выхода из процесса «запаздывающей модернизации» следу- ет осуществить в кратчайший временной отрезок ряд мер социально-экономического, политического и орга- низационного характера. Основные из них следующие: во-первых, мобилизация социального потенциа- ла общества, то есть совокупного интеллектуального потенциала социума, энергии населения. Это может быть успешным только в случае, если формируются и развиваются мотивы социально-экономической де- ятельности. Во всем мире считается, что наиболее эффективной в данной ситуации является предприни- мательская мотивация. Социальная форма этой моти- вации — частный интерес. Он основан на не жестко связанном с трудовыми отношениями и условиями труда способе получения дохода и на наиболее силь- ном «накапливаемом преимуществе» — частной соб- ственности на средства производства. Трудности, возникающие при таком способе мо- билизации социального потенциала, связаны в первую очередь с тем, что развитая, то есть эффективная и со- циально приемлемая, предпринимательская мотивация формируется отнюдь не сразу. Более того, ее первона- чальные формы бывают малоэффективными из-за силь- ной зависимости от иностранного капитала и (или) от местной государственной бюрократии, ориентации толь- ко на сверхприбыль; из-за склонности обращать на- копления денежные в недвижимость, имущество, а не в капитал, или переводить и хранить последний в зару- бежных банках, что инвестирует развитие других го- сударств, а не своего собственного. Отмечается пре- обладание на первых этапах своекорыстных интересов, коварства, насилия, размывания норм общественного поведения, коррупции, фаворитизма. И все же усилия мобилизации социального по- тенциала общества должны быть направлены не на борьбу с этими трудностями, не на искоренение их в сознании социума, а на формирование в этом созна- нии как классических признаков социального пред- принимательства — рациональность отношения к миру ценностей и норм, правил поведения, высокий уро- вень притязаний, готовность к риску и полная ответ- ственность за свою судьбу, то есть отказ от социаль- ной защищенности; так и наиболее ярко выраженные В.А. Ткаченко 2007’2 113 современные признаки — высокая политическая и социальная культура, экономическая образованность и профессиональная компетентность; правовое созна- ние и высокий уровень знаний; во-вторых, создание гибкой и динамичной со- циальной структуры: формирование и расширение средних слоев населения, среднего класса социума как постоянного естественного источника экономи- ческой активности, увеличение их роли в обществе, как в сфере экономической так и политической. Акцент здесь необходимо ставить на создание ус- тойчивого социального консенсуса между различны- ми социальными группами, между работодателями и работниками, между государством и предпринимате- лями, между государством и профсоюзами, между предпринимателями (работодателями) и профсоюзами, между частным и государственным (региональными) секторами экономической деятельности. Особое зна- чение может приобретать при этом использование культурных и национальных традиций: добросовестно- сти, трудолюбия, ответственности, образа мышления и дисциплины, чего нам не занимать ни у народа Япо- нии, ни у Германии, ни у кого-либо другого. Однако для решения задачи социального консен- суса решающую роль играет развитие политической культуры, своего рода культуры гражданственности, проявление которой важно при активном участии масс в формировании политических и экономических ре- шений стратегического плана. При этом предполагает- ся, что политическая культура не тождественна поли- тической системе. Ибо политическая культура — это система восприятия и познания индивидом социально- политического мира, своеобразная информационная база для локальных и стратегических оценок этого мира и определения своего места и роли в социально-поли- тических процессах, формирования способностей ори- ентации и оценки политических движений. Именно развитие культуры гражданственности на данном этапе является одной из основных мотиваций мобилизации социального потенциала; в-третьих, формирование правового сознания социума и законодательной базы. Как показывает зарубежный и современный отечественный опыт, наи- более сложно и трудно формируется именно право- вое сознание. Политическая активность возникает достаточно быстро. Потребность в экономической компетентности формируется значительно медленнее, поскольку, с одной стороны, без нее некоторое время еще можно обойтись, с другой стороны, наш народ не привык считать — за него все это выполняло госу- дарство. Поэтому рациональное отношение к своей индивидуальной деятельности чаще всего нарушает- ся неконтролируемым стремлением к самоутвержде- нию, к превышению самооценки, настороженно-аг- рессивным отношением к наемному труду, к его орга- низованной социальной активности. Правовое сознание граждан высокоразвитых государств базируется на его законодательной базе, федеральных и ведомственных актах. Правовое сознание отечественных предпринима- телей часто строится по типу «двойной морали»: в каких-то социальных отношениях закон и «правила игры» соблюдаются, в остальных (как-то, в погоне за прибылью, обогащением) — нет или не обязательно. Такая правовая необязательность, конечно же, связа- на с теневым происхождением их инициативной эко- номической деятельности. Естественно, что такая связь является социально опасной из-за активного исполь- зования методов лоббирования, коррупции, экономи- ческого насилия и других видов противоправного и социально неодобряемого поведения, вовлекающего в свою сферу все большие массы людей. Кроме того, «теневые» нравы, приучая к сверхприбыли, не дают предпринимательской мотивации стать по-настояще- му экономически эффективной. В любом высокоразвитом государстве создана законодательная база, которая не только защищает предпринимательскую деятельность, но и способствует использованию результатов НИОКР в интересах всей экономики, для чего формируются механизмы их ре- ализации в административно-организационном, ин- формационном и техническом аспектах; в-четвертых, формирование и активизация кол- лективистской мотивации мобилизации социального потенциала общества (социума). Как правило, в ос- нове этой задачи лежат ценности коллективного инте- реса и ответственности, общественного долга и соци- ального равенства в процессах инициативной твор- ческой индивидуальной экономической деятельности. Коллективный интерес может быть построен на той системе материального и морального вознаграж- дения, которая жестко привязана к трудовым усилиям коллектива на основе ценности инициативной инди- видуальной экономической деятельности каждого и общественной коллективной собственности, состоя- щей из совокупности индивидуальной собственнос- ти. Большинство западных социологов и отечествен- ных экономистов считают, коллективный интерес, в отличие от частного интереса, менее естественная, но более сильная форма экономической заинтересован- ности. И все же многие концентрируют внимание на поиске тех форм общественной собственности, кото- рые могли бы создавать подлинную коллективность, но с ярко выраженной индивидуальностью, гаранти- рованной правовой защищенностью. Речь идет о та- ком типе социальных отношений, который формирует В.А. Ткаченко 114 Економічний вісник Донбасу коллективный интерес с ярко выраженной индивиду- ализацией как эффективный мотив общественной эко- номической деятельности. Психологические предпосылки для этого у нас имеют глубокие социальные корни и они из поколе- ния к поколению, из прошлой социальной формации к новой формации только крепнут. За годы нашей сложной истории развития сформировался устойчи- вый монолитный тип мотивации, который не уклады- вается ни в классическую североамериканскую схе- му, где мотивация «достижения», основанная на ин- дивидуализме, противопоставляется мотивации «при- надлежности», ни в японский тип, где все же прева- лируют индивидуальные акценты, так как для наибо- лее эффективных наших работников характерны ско- рее непосредственно коллективистские, чем индиви- дуалистические ориентации; в-пятых, создание эффективного механизма уп- равления естественным усилением социальной диф- ференциации общества. Это происходит прежде все- го за счет усиления стихийных процессов при рас- пределении и перераспределении социальных благ. И это же связано с неизбежным в условиях радикаль- ных изменений в экономике отставанием социальной инфраструктуры, с необходимостью замораживания зарплаты, ростом инфляции и безработицы, что при- водит к объективной необходимости в серьезном со- кращении социальных программ. Создается ситуация усиления стихийной неконт- ролируемой дифференциации, поскольку такой конт- роль может помешать накоплению капитала, увеличе- нию вложений в экономическое развитие, повыше- нию экономической активности в целом. Сам по себе рост неравенства рассматривается как отрицательный, дестабилизирующий общество фактор. Поэтому нужны эффективные рычаги воздей- ствия не только на увеличение социальной дифферен- циации, но и на возможности ее снижения, которое происходит в силу многих процессов: структурных изменений в экономике, научно-технического разви- тия, открывающего новые экономические возможно- сти, роста уровня образования населения, что облег- чает вертикальную мобильность общества, активной перераспределительной политики. Однако этот процесс не происходит автоматичес- ки, просто вслед за экономическим ростом. Большое значение имеет социальная политика государства, по- литический фактор в целом. И очень важным стано- вится процесс возникновения и усиления социал-де- мократических и социалистических партий и движе- ний как защитников интересов наемного труда, преж- де всего формирующегося высокооплачиваемого рабочего класса; в-шестых, создание механизма целенаправлен- ного государственного регулирования процесса внеш- неэкономического взаимодействия и его последствий. Усиление социального напряжения усугубляется тем, что общество пересматривается «выборочно», только там, где это выгодно инвестирующей стране или фир- ме, или международной финансовой организации. Поэтому межотраслевое, межрегиональное, «межсло- евое» неравенство увеличивается. Причем государст- во-должник, как правило, не имеет возможности ус- пешно блокировать возникающую из-за этого соци- альную нестабильность, компенсируя неравенство. А международные организации-кредиторы или инвесто- ры выдвигают в качестве прямых требований отказ от государственного регулирования доходов и цен. Кроме того, иностранный капитал может актив- но вступать с местными государственными элитами против местных предпринимателей, точно так же как и с последними против первых. И в том и в другом случае затрудняется достижение необходимого для стабилизации и мобилизации социального потенциа- ла консенсуса в обществе, интеграции его сил; в-седьмых, создание эффективной системы опе- ративного управления процессами мобилизации со- циального потенциала, формирования гибкой социаль- ной структуры и взаимодействия, как с внешней сре- дой, так и с внутренней социальной средой. Если управление не справляется с нестабильно- стью, не находит компромиссов для постоянно меня- ющихся и сталкивающихся интересов различных групп, не контролирует ситуацию, она выходит из-под контроля, возникает социальный кризис, основные проявления которого — недоверие к социальным ин- ститутам, государству. При тотальном кризисе из-под контроля управления выходит вся социально-эконо- мическая система и ее структура. Социальный кризис — это следствие, хотя вме- сте с тем и причина неуправляемости социальной си- стемы, неэффективности функционирования соци- альных институтов. В этих условиях насилие стано- вится все более распространенным средством реше- ния социальных проблем, разрешения социальных конфликтов, отстаивания групповых и индивидуаль- ных интересов. Исходя из логики и базовой мотивации сегод- няшней украинской власти, т.е. властной команды, несмотря на ее разношерстность и принадлежность различным партиям и течениям, с их миллиардным долларовым состоянием, уже сегодня приходится ре- шать три жизне- и смыслообразующих вопроса: • как легализовать свои гигантские состояния, находящиеся в других государствах и инвестирую- щие чужое развитие; В.А. Ткаченко 2007’2 115 • как создать надежную систему, позволяющую инвестировать собственные средства в собственные или государственное дело; • как избежать избыточного недружественного внимания правоохранительных органов своего госу- дарства, США и Евросоюза к гигантским состояни- ям, созданным в 1995—2005 гг., когда официальная зарплата никогда не превышала $50 тыс. в год? А если учесть, что украинская государственность вошла в новый этап своего развития: юность позади, начинается непростой период зрелости, то от них по- требуется качественно более высокого уровня ответ- ственности, стратегической дальновидности и способ- ности сформулировать долгосрочную доктрину разви- тия. Придется взять на себя полную ответственность за реализацию в ближайшие 5—10 лет некоторых си- стемообразующих политических, экономических и социальных программ: от легитимации объектов при- ватизации до промышленной модернизации с целью качественного снижения энергоемкости производств и технологического их обновления, что потребует по- ставить общенациональные интересы над частными. Литература 1. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая энциклопедия»; СПб.: «Норринт», 1999. — 1456 с.: ил. 2. Кьелл Нор- дстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. — Швеция: Translation Copyright, 2002. — Изд. 3, испр. и доп. 3. Холод Б.И., Ткаченко В.А., Сазонец И.Л. Практи- ка совершенствования оперативного управления. — До- нецк: ИЭП НАН Украины, 1997. — 352 с. 4. Лесков Я.В. Знание и власть. — М.: СИНГЕТ, 2001. — 100 с. В.А. Ткаченко