Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар
Публикуются данные трасологического анализа пряжки из погребения бабинской культуры кургана возле г. Угледара Донецкой обл.
Saved in:
| Date: | 2013 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Інститут археології НАН України
2013
|
| Series: | Археологический альманах |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/171395 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар / А.Н. Усачук // Археологический альманах. — 2013. — № 30. — С. 172-178. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-171395 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1713952025-02-09T14:45:47Z Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар Пряжка з поховання 3 кургану 1 могильника Вугледар A buckle from burial 3 of barrow 1 of the Ugledar burial groun Усачук, А.Н. Публикуются данные трасологического анализа пряжки из погребения бабинской культуры кургана возле г. Угледара Донецкой обл. В роботі подано дані трасологічного аналізу пряжки з поховання бабинської кудльтури кургану 1 біля м. Вугледар Донецької обл. The paper presents the results of trace analysis of a buckle from burial of the Babino culture in barrow near Ugledar city of Donetsk region. 2013 Article Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар / А.Н. Усачук // Археологический альманах. — 2013. — № 30. — С. 172-178. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. 2306-6164 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/171395 ru Археологический альманах application/pdf Інститут археології НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| description |
Публикуются данные трасологического анализа пряжки из погребения бабинской культуры кургана возле г. Угледара Донецкой обл. |
| format |
Article |
| author |
Усачук, А.Н. |
| spellingShingle |
Усачук, А.Н. Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар Археологический альманах |
| author_facet |
Усачук, А.Н. |
| author_sort |
Усачук, А.Н. |
| title |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар |
| title_short |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар |
| title_full |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар |
| title_fullStr |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар |
| title_full_unstemmed |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар |
| title_sort |
пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника угледар |
| publisher |
Інститут археології НАН України |
| publishDate |
2013 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/171395 |
| citation_txt |
Пряжка из погребения 3 кургана 1 могильника Угледар / А.Н. Усачук // Археологический альманах. — 2013. — № 30. — С. 172-178. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. |
| series |
Археологический альманах |
| work_keys_str_mv |
AT usačukan prâžkaizpogrebeniâ3kurgana1mogilʹnikaugledar AT usačukan prâžkazpohovannâ3kurganu1mogilʹnikavugledar AT usačukan abucklefromburial3ofbarrow1oftheugledarburialgroun |
| first_indexed |
2025-11-26T23:52:38Z |
| last_indexed |
2025-11-26T23:52:38Z |
| _version_ |
1849898997891727360 |
| fulltext |
172
Археологический альманах. – № 30. – 2013. – С.172-178.
В 1993 г. новостроечная экспедиция До-
нецкого государственного университета
(ныне – Донецкий национальный универ-
ситет) под руководством В.П. Андриенко и
Р.А. Литвиненко провела раскопки кургана
на восточной окраине г. Угледар Донецкой
обл. [Андриенко, Литвиненко, 1997] (деталь-
нее – см. в статье Р.А. Литвиненко и В.П. Ан-
дриенко в этом сборнике). Среди материалов
бабинского погребения 3 кургана найдена
костяная пряжка с овальным щитком и бор-
тиком, а также двумя разновеликими отвер-
стиями (рис. 1). Размеры пряжки: площадь
щитка 4,2×3,8 см, его толщина – до 0,5 см, Д
большого отверстия – 1,7 см, Д маленького
отверстия – 0,4 см. Интересная деталь: пряж-
ка лежала на дне небольшой глиняной плош-
ки, поставленной перед погребенным.
Пряжка из Угледара хорошо сохранилась
и проанализирована 18 сентября 1995 г. в рам-
ках программы трасологического изучения
подобных изделий различных культур конца
среднего – начала позднего бронзового века
[Усачук, Литвиненко, 1997; 2001; Усачук,
1998; 2002; 2013, с. 25-26]. Использовался
микроскоп МБС-2.
Сырьем для угледарской находки
послужила кость животного. Для пряжки
с бортиком требовалась довольно толстая
компакта, которую можно получить при
разделке длинных трубчатых костей крупных
копытных [Усачук, Литвиненко, 1997, с. 46].
Сильная заполированность пряжки из
Угледара уничтожила почти все возможные
следы изготовления. Впрочем, анализ
большого количества подобных изделий, в
том числе и заготовок, позволил довольно
Усачук А.Н.
Пряжка из Погребения 3 кургана 1 могильника угледар
Публикуются данные трасологического анализа пряжки из погребения бабинской культуры
кургана возле г. Угледара Донецкой обл.
Ключевые слова: пряжка, следы изготовления, следы использования, трасология, бабинская
культура, бронзовый век.
точно воссоздать весь процесс изготовления
пряжек. “Угледарский” мастер сначала
вырезал квадратную или прямоугольную
пластинку-заготовку, которую при помощи
аккуратной резки и обработки абразивом
превратил в овальную заготовку [ср. Усачук,
Литвиненко, 1997, с. 46; 2001, с. 110; Усачук,
2002, с. 163]. Следующая операция – обработка
внутренней поверхности пряжки при помощи
абразива [ср. Усачук, 1998, с. 129, табл. 1] –
уже не реконструируется, а фиксируется
нами, потому что на угледарской пряжке
частично сохранились горизонтальные следы
мелкозернистого абразива на внутренней
плоскости. После этого мастер приступил
к изготовлению большого отверстия. Чаще
всего центральное отверстие в пряжках
сверлилось с внутренней стороны [Усачук,
Литвиненко, 1997, с. 47]. По поводу
изготовления большого отверстия в пряжке
мы сказать ничего не можем: заполировка
стенок отверстия скрыла все следы. Можно
предположить, что, как и в большинстве
подобных случаев, отверстие сверлилось при
помощи одного или нескольких станковых
сверл [Усачук, Литвиненко, 1997, с. 47-48;
Усачук, 2002, с. 163]. Следующая операция
“угледарского” мастера – изготовление
бортика вокруг центрального отверстия –
фиксируется на пряжке в своей финальной
части: слабые следы мелкозернистого
абразива идут во всех направлениях вокруг
бортика [ср. Усачук, 2002, с. 163]. Судя по этим
следам, изготовление маленького отверстия
осуществлялось позже оформления бортика.
Это логично: подобная очередность операций
по изготовлению пряжек зафиксирована
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
173
повсеместно [Усачук, Литвиненко, 1997, с.
48; Усачук, 1998, с. 129-130, табл 1]. Обратим
внимание, что мастер отодвинул маленькое
отверстие от края пряжки почти под бортик,
увеличив тем самым шаг перфорации. Это
свидетельствует о наличии определенно-
го опыта. Изучение большого количества
пряжек показало, что зачастую маленькие
отверстия смещены к внешнему краю пряжек,
что иногда приводило к поломке небольшого
участка пряжки между краем и маленьким/
маленькими отверстием/отверстиями из-за
малого шага перфорации (Введенка, к.1 п. 2;
Орлиное Болото, к.2, п.1; Каменка, жилище Г;
Бубновая Слободка, к.9 п. 1; Поток, к. 398, п. 5;
возможно, Обозное, к.1 п.5; и др.) [Качалова,
1974, табл. 5, 5; Усачук, 1998, рис. 2, 6А; Пря-
хин, Матвеев, 1988, рис. 53, 7; Лысенко, 2011,
рис. 4, 7, 9; и др.].
Сильная сработанность угледарской
пряжки оставила нам, как упоминалось
выше, мало информации по изготовлению,
зато сохранила довольно яркую картину
использования. Все изделие сильно зало-
щено – до заполировки. Это выражается,
помимо блеска, еще и скругленностью всех
граней пряжки. Складывается впечатление
постепенной завальцованности граней при
длительном контакте пряжки с мягким
эластичным материалом. На фоне общей
сильной залощенности выделяются участки
бортика (рис. 2А) и края пряжки (рис. 2Б) с
более сильной изношенностью. Бортик в
этом месте стерт приблизительно на 0,1 см по
сравнению с остальной частью, а также стал
гораздо более плавный в разрезе. Край пряжки
на участке Б стал тоньше. Обратим внимание,
что напротив более сработанных участков А и
Б фиксируется участок края пряжки, который
стерт (рис. 2В): первоначально эта сторона
пряжки была немного больше (рис. 2Г)1. Сра-
1 Среди 200 трасологически обработанных на сегодняшний день пряжек выделим те, на которых
участок края, как и на угледарском экземпляре, немного стерт: Полковое, к.1 п.3; Проклята Могила,
п. 16; Беркозовка, к. 381; Приволье, к.7 п.4 (пряжка без маленького отверстия); Подгородное, к.6 п.7;
Поливановка-XXII, к.1 п.8; поселение Казачья Пристань (раскопки 2002 г.).
Рис.1 Угледар, к.1 п.3.
Рис.2. Следы сработанности на угледарской пряжке.
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
174
ботанность края в этой части пряжки связана
и со сработанностью маленького отверстия,
которое из первоначально круглого преврати-
лось в овальное (рис. 2Д). Направление срабо-
танности этого отверстия идет к краю пряжки
с обеих сторон изделия. В свою очередь, на
внутренней стороне пряжки поперек через
все изделие идет участок сильной сработан-
ности (рис. 2Е). Обратим внимание на то, что
участки сработанности на лицевой стороне
угледарской пряжки находятся на одной оси,
проходящей и через сработанное маленькое
отверстие (рис. 3А-Б). Соотношение осей сра-
ботанности обеих поверхностей изделия (рис.
3А-Б и В-Г) позволяет реконструировать по-
ложение пряжки при использовании и считать
угледарскую находку собственно пряжкой.
Сработанность маленького отверстия не про-
тиворечит тому, что через него мог проходить
тонкий ремешок в виде глухой петли, которая
крепила пряжку к широкому поясу (рис. 4). По-
добное крепление, судя по изученным пряж-
кам, “встречается повсеместно и является
наиболее простым решением” [Усачук,
1998, с. 131]. Заметим, что петля тонкого
ремешка была очень небольшой, поскольку
торец широкого ремня подходил вплотную
к краю пряжки. От постоянного трения край
пряжки здесь (рис. 2Г) частично утрачен.
Ширина “стаявшего” участка в пределах
2,2 см (рис. 2В), что позволяет в какой-то мере
реконструировать ширину ремня – не менее (а
скорее всего, немногим более) 2,2 см (рис. 4).
Интересно попытаться реконструировать
вариант крепления другого конца ремня с
угледарской пряжкой. Разумеется, наиболее
простой способ крепления, когда свободный
конец ремня завязывается узлом через большое
отверстие пряжки. Это ведет к появлению на
пряжке следов сработанности под углом к
продольной оси (рис. 3А-Б) ремня [ср. Усачук,
1998, с. 134]. Такие следы на угледарской
пряжке отсутствуют. Зато присутствует участок
сработанности внутренней поверхности
пряжки (рис. 2,Е), о котором мы говорили
выше. Подобные вертикальные участки
сработанности на внутренних плоскостях
пряжек фиксируется довольно часто – на
это уже обращалось внимание [Елисеев,
Клюшенцев, 1982, с. 78; Усачук, 1998, с. 133]2.
Можно повторить по отношению к угледар-
ской находке, что “… участки сработанности
внутренней поверхности фиксируют следы
Рис.3. Соотношение осей сработанности
внешней (А-Б) и внутренней (В-Г)
поверхностей угледарской пряжки.
Рис. 4. Реконструкция крепления и
ширины “угледарского” ремня.
2 В.Ф. Елисеев и В.Н. Клюшенцев [1982, с. 78] пишут: “На многих пряжках, даже сильно выгнутых, с
внутренней стороны прослеживается дополнительный продольный паз, овальный в разрезе. Впечатление
такое, что пряжка накладывалась на круглый стержень, частично охватывая его”.
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
175
давления и трения какой-то системы застеж-
ки ремня. Сработанность внутренней по-
верхности … не имеет грубых четких следов,
что исключает использование застежки из
металла или кости. … Очень мягкая срабо-
танность внутренней поверхности … под-
разумевает длительное воздействие на нее
мягкого эластичного материала. Это может
быть небольшой деревянный стержень, об-
шитый кожей для смягчения давления на
пряжку или застежка из собранного в тру-
бочку, прошитого и подшитого к краю ремня
кусочка толстой кожи. Второе предпочти-
тельнее из-за еще более слабого давления на
пряжку, а также потому, что такую застежку
можно слегка сжимать и наклонять, продевая
в большое отверстие” [Усачук, 1998, с. 133].
По сравнению с выводами, высказанными
в работе конца 90-х гг. прошлого столетия,
сейчас можно остановиться на этом несколько
подробнее. Сработанность угледарской пряж-
ки позволяет реконструировать положение ее
в небольшом по длине ремне со свободным
концом с мягкой застежкой. Этот ремень в
застегнутом положении держится на поясе
за счет силы упругости. Интересно сравнить
реконструкцию применения пряжки из
Угледара с предложенным В.В. Килейниковым
вариантом крепления пряжки из бабинского3
п.3 кургана у с. Старая Калитва (Воронеж-
ская обл., Россия). К сожалению, мы не
имеем полного описания обнаруженных на
пряжке следов и видим лишь реконструкцию
[Березуцкий, Маслихова, 2006, рис. 3,4; Бе-
резуцкий, Гринев, 2008, рис. 40, 9] (рис. 5), но
этого и кратких пояснений в тексте4 вполне
достаточно, чтобы разобраться с ситуацией.
Во-первых, на старокалитвенской пряжке
сработанность маленького отверстия была
почти такая же, как на угледарской находке,
что дало возможность В.В. Килейникову
реконструировать петлю тонкого ремешка,
проходящего через боковое отверстие
(рис. 6А). Во-вторых, по реконструкции
видно, что В.В. Килейников обратил
внимание на значительную сработанность
внутренней части пряжки, пропустив здесь
довольно широкий ремень портупеи (рис. 6Б).
Кстати, наличие здесь ремня говорит о том,
что обнаруженные В.В. Килейниковым следы
сработанности на внутренней части были
“мягкие”, что, собственно, и дало возмож-
ность говорить о ремне. Реконструировать не
поясной ремень, а ремень портупеи В.В. Ки-
лейникова заставила сильная сработанность
центрального отверстия в сочетании с таки-
ми деталями, как сработанность внешней
части пряжки и ее бортика в районе малень-
3 Обратим внимание на какой-то сбой в описании культурно-хронологической позиции п.3 и на
ошибочное отнесение пряжки к п. 4 [Березуцкий, Маслихова, 2006, с. 103]. В более поздней публикации
п. 3 “впускное, бабинская культура эпохи бронзы” [Березуцкий, Гринев, 2008, с. 104].
4 В более ранней работе говорится о том, что В.В. Килейников предложил способ использования
пряжки и только в примечании добавляется “как части портупеи” [Березуцкий, Маслихова, 2006,
с. 102]. Позже уточняются не только детали изготовления пряжки, но говорится о следах интенсивной
заполировки и о том, что В.В. Килейников предложил способ использования старокалитвенской пряжки
в качестве портупейной принадлежности [Березуцкий, Гринев, 2008, с. 104-105].
Рис. 5. Реконструкция В.В. Килейниковым
крепления пряжки из п.3 кургана у с. Старая
Калитва (по: Березуцкий, Маслихова, 2006,
рис. 3, 4).
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
176
кого отверстия (рис. 6В) при отсутствии
сработанности пряжки в противоположном
от маленького отверстия направлении (рис.
6Г). Сочетание таких следов сработанности
делает реконструкцию В.В. Килейникова
вполне обоснованной. В случае же с угледар-
ской пряжкой мы как раз фиксируем участки
бортика (рис. 2А) и края пряжки (рис. 2Б) с
более сильной изношенностью на противо-
положном от маленького отверстия участке
изделия, что дало нам возможность предло-
жить иную, по сравнению с В.В. Килейни-
ковым, но более привычную реконструкцию.
Частный пример двух прошедших трасоло-
гический анализ пряжек показывает разно-
образие способов применения этих изделий
и подводит нас вплотную к интересной и
пока не решенной проблеме использования
этих, по словам В.И. Гошкевича, загадочных
“тонких костяных кружков” [1903, с. 142].
Трасологический анализ показывает, что по-
добные изделия в среде бабинской культуры
были в бóльшей степени поясными пряжками
[Усачук, 1998]5, но вполне могли относиться
не только к поясным ремням [ср. Елисеев,
Клюшенцев, 1982, с. 78], а использоваться и
как пряжки портупеи [ср. Синюк, 1996, с. 208].
Существуют мнения, что “костяные кружки”
являлись подвесками-медальонами [Рогудеев,
2001, с. 109; Литвиненко, 2004, с. 284]
или просто “медальонами”, “подвесками”,
“бляхами” [Литвиненко,2004, с. 284; 2006,
с. 179], “декоративными украшениями
одежды” [Савва, 1988, с. 66; 1992, с. 135],
украшениями-подвесками [Усачук, 1998,
с. 135], амулетами [Эварницкий, 1897,
с. 329; Добровольский, 1915, с. 144; и др.],
украшениями-амулетами [Усачук, 2002,
с. 164; Лысенко, 2011, с. 140], застежками-
фибулами [Тощев, 1998, с. 123], застежками,
запонками [Братченко, 1995, с. 22], а так же
использовались “в качестве привесок на пояс
или другие части одежды” [Литвиненко,
2001, с. 93; ср. Отрощенко, 1998, с. 113] или
выступали деталью парадного и боевого
оснащения воинов-колесничих [Отрощенко,
2001, с. 75-76]6 и даже, возможно, деталями
клейнодов [Отрощенко, 1998, с. 113]7. Под-
черкнем, что трасологические данные по
“тонким костяным кружкам” позволяют
говорить о пряжках поясных и портупейных
(?) ремней (лучше бы сказать – каких-то не
поясных ремней8), а так же – о “пряжках”-
украшениях (подвесках, амулетах – ?).
Видимо, в конкретизации этих положений
5 Указать на бабинскую среду памятников с пряжками нас заставляет то, что многие дискообразные
костяные и роговые изделия доно-волжской абашевской культуры не являются пряжками даже при
наличии у них большого центрального отверстия [Усачук, 1998а, с. 35-36; ср. Литвиненко, 2004,
с. 277-278].
6 Против подобного взгляда на использование пряжек см. работу: [Литвиненко, 2004], с выводами
которой мы полностью согласны.
7 В более поздней работе, куда вошел и переработанный текст статьи 1998 г. [Отрощенко, 2001, с. 74-
79] пряжки, как возможная деталь клейнода уже не трактуются.
8 С.Н. Братченко пишет о пряжках, которые могут быть “соединительными звеньями наплечных и
т.п. ремней” [1995, с. 22].
Рис. 6. Следы сработанности на пряжке
из п. 3 кургана у с. Старая Калитва.
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
177
следует продвигаться далее в деле изучения
круглых и овальных костяных изделий
культур круга Бабино.
Последнее, на чем хотелось бы заострить
внимание в связи с находкой угледарской
пряжки – положением ее в погребении.
Пряжка найдена, как упоминалось, в не-
большой плошке. Выше мы предполагали,
что ремень с пряжкой был небольшим по
размерам. Косвенно об этом свидетельствуют
размеры плошки, которые вполне подходят
для того, чтобы в такой сосуд положить
не отдельную пряжку, но весь небольшой
свернутый ремень. К сожалению, аналогии
подобного предполагаемого положения ремня
в бабинских погребениях нам неизвестны,
поэтому остается сегодня только подчеркнуть
яркую особенность обряда погребения 3 в
надежде на возможность будущих подобных
находок, хотя, скорее всего, наличие
свернутого ремня (?) в сосуде так и останется
уникальным.
лиТераТура
андриенко В.П., литвиненко р.а. Раскопки кургана близ г. Угледар // АДУ 1993 року. –
К., 1997. – С. 6-7.
березуцкий В.д., гринев а.м. Россошанские курганы. – Воронеж: ООО “Пресса ИПФ”,
2008. – 174 с.
березуцкий В.д., маслихова л.и. Курган эпохи бронзы у с. Старая Калитва // Археологи-
ческие памятники Восточной Европы. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – Вып. 12. – С. 99-103.
братченко С.н. Пряжки эпохи поздней бронзы и их северокавказские формы //
Конвергенция и дивергенция в развитии культур эпохи энеолита-бронзы Средней и Восточной
Европы. Ч. ІІ. – СПб., 1995. – С. 8-26.
гошкевич В.и. Клады и древности Херсонской губернии. Книга первая. – Херсон, 1903. –
176 с.
добровольский а.В. Раскопки кургана в предместьи Одессы – “Слободка-Романовка” //
ЗООИД. – 1915. – Т. XXXII. – С. 123-145.
елисеев В.Ф., клюшенцев В.н. Погребения с костяными пряжками в междуречье
Ингульца и Тилигула // Материалы по хронологии археологических памятников Украины. – К.:
Наукова думка, 1982. – С. 71-80.
качалова н.к. Эрмитажная коллекция Н.Е. Бранденбурга. Эпоха бронзы. САИ.– М.:
Наука, 1974. – Вып. В4-12. – 56 с.
литвиненко р.а. О так называемых “поясных пряжках” в памятниках бронзового века
Волго-Уралья // XV Уральское археологическое совещание. Тез.докл. междунар. научн. конф. –
Оренбург, 2001. – С. 90-93.
литвиненко р.а. “Пряжки” и колесничество: проблема соотношения // МДАСУ. – 2004. –
№ 2. – С. 257-290.
литвиненко р.а. Днепро-Донская бабинская культура (источники, ареал, погребальный
обряд) // МДАСУ.– 2006. – № 5. – С. 157-187.
лысенко С.д. К вопросу о культурно-хронологической и функциональной принадлежности
костяных “пряжек” в Среднем Поднепровье // КСИА. – 2011. – Вып. 225. – С. 123-143.
отрощенко В.В. Феномен кістяних пряжок // Проблемы изучения катакомбной культурно-
исторической общности (ККИО) и культурно-исторической общности многоваликовой
керамики (КИОМК). – Запорожье, 1998. – С. 113-117.
отрощенко В.В. Проблеми періодизації культур середньої та пізньої бронзи півдня Східної
Європи (культурно-стратиграфічні зіставлення). – К., 2001. – 288 с.
Пряхин а.д., матвеев Ю.П. Курганы эпохи бронзы Побитюжья. – Воронеж: изд-во ВГУ,
1988. – 208 с.
Археологический альманах. – № 30. – 2013.
178
рогудеев В.В. Новые находки костяных медальонов (пряжек) // XV Уральское
археологическое совещание. Тез.докл. междунар. научн. конф. – Оренбург, 2001. – С. 107-109.
Савва е.н. Пряжки из погребений культуры многоваликовой керамики Днестровско-
Прутского междуречья // Известия Академии наук Молдавской ССР. Серия общественных
наук. – Кишинев, 1988. – № 3. – С. 57-68.
Савва е.н. Культура многоваликовой керамики Днестровско-Прутского междуречья (по
материалам погребального обряда). – Кишинев: Штиинца, 1992. – 226 с.
Синюк а.Т. Бронзовый век бассейна Дона. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. – 350 с.
Тощев г.н. Погребения с костяными пряжками эпохи средней бронзы в Крыму // Проблемы
изучения катакомбной культурно-исторической общности (ККИО) и культурно-исторической
общности многоваликовой керамики (КИОМК). – Запорожье, 1998. – С. 117-125.
усачук а.н. Результаты трасологического изучения костяных пряжек культуры
многоваликовой керамики // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической
общности (ККИО) и культурно-исторической общности многоваликовой керамики (КИОМК). –
Запорожье, 1998. – С. 125-135.
усачук а.н. Костяные изделия кургана 1 могильника Селезни-2 (трасологический анализ) //
А.Д. Пряхин, Н.Б. Моисеев, В.И. Беседин. Селезни-2. Курган доно-волжской абашевской
культуры. – Воронеж, 1998а. – С. 31-39.
усачук а.н. О заготовках костяных пряжек конца среднего – начала позднего бронзового
века // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до
н.э. – V в. н.э.). Материалы III Междунар. конф. – Тирасполь, 2002. – С. 162-165.
усачук а.н. Древнейшие псалии (изготовление и использование). – К., Донецк: ИА НАН
Украины, 2013. – 304 с.
усачук а.н., литвиненко р.а. Технология изготовления пряжек культуры многоваликовой
керамики // Доба бронзи Доно-Донецького регiону (матеріали 3-го Українсько-Росiйського
польового археологiчного семiнару). – К., Вороніж, Перевальськ, 1997. – С. 46-50.
усачук а.н., литвиненко р.а. Об изготовлении пряжек эпохи бронзы // Доба бронзи
Доно-Донецького регіону (матеріали 5-го Українсько-Російського польового археологічного
семінару). – К., Вороніж, 2001. – С. 109-114.
Эварницкий д.и. Курганы у реки Орели Екатеринославской губернии // Труды VIII АС в
Москве 1890. Т. III. – М., 1897. – С. 328-329.
Usachuk A.N.
A buckle from burial 3 of barrow 1 of the Ugledar burial ground
The paper presents the results of trace analysis of a buckle from burial of the Babino culture in barrow
near Ugledar city of Donetsk region.
Keywords: buckle, traces of manufacture, traces of use, trace study, Babino culture, Bronze Age.
Усачук А.М.
Пряжка з поховання 3 кургану 1 могильника Вугледар
В роботі подано дані трасологічного аналізу пряжки з поховання бабинської кудльтури кургану
1 біля м. Вугледар Донецької обл.
ключові слова: пряжка, сліди виготовлення, сліди використання, трасологія, бабинська
культура, бронзовий вік.
|