Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції....
Saved in:
| Date: | 2006 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2006
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-21717 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-217172025-02-23T17:22:52Z Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции Аблязова, С.А. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції. В статье обосновывается применение системного подхода к управлению конкурентоспособностью, предлагается разработанный механизм управления и пути совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции. 2006 Article Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Аблязова, С.А. Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции Культура народов Причерноморья |
| description |
У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції. |
| format |
Article |
| author |
Аблязова, С.А. |
| author_facet |
Аблязова, С.А. |
| author_sort |
Аблязова, С.А. |
| title |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| title_short |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| title_full |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| title_fullStr |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| title_full_unstemmed |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| title_sort |
механизм управления конкурентоспособностью винопродукции |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2006 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717 |
| citation_txt |
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT ablâzovasa mehanizmupravleniâkonkurentosposobnostʹûvinoprodukcii |
| first_indexed |
2025-11-24T03:12:51Z |
| last_indexed |
2025-11-24T03:12:51Z |
| _version_ |
1849639799630069760 |
| fulltext |
Аблязова С.А.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВИНОПРОДУКЦИИ
10
Аблязова С.А.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ВИНОПРОДУКЦИИ
Постановка проблемы. Переход украинской экономики к рыночной модели обусловил необходимость
становления совокупности конкурентных отношений, предполагающих успешное функционирование кон-
курентоспособного производства, приспосабливающегося к быстро меняющимся условиям рынка и предла-
гающего потребителям конкурентоспособные товары. В этих условиях возникает объективная потребность
в обеспечении заданного уровня конкурентоспособности продукции.
Анализ публикаций. Вопросам управления конкурентоспособностью продукции, посвящены труды
отечественных и зарубежных ученых. Существенный вклад в исследование управления конкурентоспособ-
ностью сделан такими российскими учеными как Г. Л. Азоев [1], Р.А. Фатхутдинов [2], А.Ю. Юданов [3],
О. Виханский, Г. Гольдштейн и др. и украинскими С.С. Гаркавенко [4], С.С. Брылев, Азарян и др. Среди за-
рубежных ученых необходимо отметить работы Ф. Котлера, М. Портера, Е. Дихтля, И. Шумпетера, X.
Хершгена, Л. Эрхарда, И. Ансоффа.
Проблема обеспечения качества и конкурентоспособности винопродукции также привлекала внимание
многих украинских ученых, в частности А.М. Авидзбы [5], А.Н. Бузни [6], А.М. Гаркуши, А.Б. Гульчака,
И.Г.Матчиной [6], В.А. Рыбинцева [7], Е.В. Червена, И.И. Червена и др.
Несмотря на наличие несомненных достижений в этой области, непрерывность процесса развития эко-
номики и ее современное состояние требует разработки механизма управления конкурентоспособностью
винопродукции в рыночных условиях.
Цель и задачи статьи. Значительные резервы повышения эффективности функционирования товаро-
производителя заложены во внутреннем механизме управления конкурентоспособностью продукции, обес-
печивающем способность производителей адаптироваться к быстроменяющейся внешней и внутренней
среде предприятия. В свою очередь управление конкурентоспособностью требует постоянного совершенст-
вования методического инструментария и технологий, позволяющих проводить мониторинг способности
предприятия к конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики. Поэтому в статье ставятся следую-
щие задачи:
- обосновать использование системного подхода к управлению конкурентоспособностью винопродук-
ции;
- разработать механизм управления конкурентоспособностью винопродукции;
- предложить пути совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции.
Обеспечение конкурентоспособности продукции является очень сложным процессом. Поэтому возни-
кает потребность в применении к управлению конкурентоспособностью научных подходов, каждый из ко-
торых более глубоко освещают свой аспект управления. Выделяют более 20 научных подходов к управле-
нию конкурентоспособностью [2]. Безусловно, все они должны дополнять друг друга, но определяющим, на
наш взгляд, должен быть системный подход.
Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух состав-
ляющих:
1) окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;
2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воз-
действия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.
Сущность управления конкурентоспособностью рассматривается как совокупность следующих поня-
тий: организация управления, процесс управления и информация. Эффективность организации управления
в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Применение системного подхода к обеспечению конкурентоспособности продукции создает два парал-
лельных коррелирующих направления, основанных на факторах внутренней и внешней среды. В соответст-
вии с этим необходима разработка методических основ по формированию и последующему совершенство-
ванию системы управления конкурентоспособностью винопродукции, направленных, с одной стороны, на
обеспечение нормального протекания производственного процесса на предприятиях виноградарско-
винодельческой отрасли, и, с другой стороны, на организацию эффективных действий предприятий на рын-
ке.
Таким образом, процесс формирования конкурентоспособности винопродукции в современных рыноч-
ных условиях состоит из двух взаимосвязанных частей: первая часть ориентирована на внутреннюю среду
предприятия с точки зрения оптимальной организации производства и описывается последовательным пе-
речнем этапов в соответствии с жизненным циклом товара; вторая направлена на внешнюю среду и рас-
крывается функциями управления конкурентоспособностью продукции.
Очевидно, что важным моментом при формировании системы управления конкурентоспособностью
винопродукции является создание эффективного механизма управления, обеспечивающего достижение по-
ставленных целей.
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции в виде пространственной модели
представлен на рис.1.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
11
Рис. 1. Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
Основная вертикаль АВСDЕFG показывает этапы процесса обеспечения конкурентоспособности. Вер-
тикаль А1-G1, образуют элементы, отражающие мероприятия по обеспечению конкурентоспособности, на-
правленные на производство, вертикаль А2-G2 - направленные на рынок. Горизонтали А1-А-А2....G1-G-G2
данной модели являются локальными действиями на каждом конкретном участке, выступая в роли связую-
щих звеньев между производством и рыночной средой. Результатом процесса обеспечения конкурентоспо-
собности винопродукции являются конкурентные преимущества.
Поподробнее остановимся на инструментарии обеспечения конкурентоспособности винопродукции, а
именно на управлении качеством и ценовой политике.
Формирование системы качества винопродукции на предприятии может быть основано на трех направ-
лениях хозяйствования [8]: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества.
Обеспечение качества, в соответствии со стандартом ISO-9001 [9], можно определить как совокупность
планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполне-
ния каждого этапа жизненного цикла товара (винопродукции) таким образом, чтобы продукция удовлетво-
ряла определенным требованиям по качеству.
Конъюнктура рынка –
A2
Миссия –
A
Возможности предпри-
ятия – A1
Исследование конъ-
юнктуры рынка – B2
Исследование произ-
водства –B1
Генерация новой ви-
нопродукции –
B
Политика обес-
печения конку-
рентоспособности
винопродукции на
производстве –C1
Стратегия обеспечения
конкурентоспособности
винопродукции-C
Политика обес-
печения конку-
рентоспособ-
ности винопро-
дукции на рынке–
C2
Реализация меро-
приятий по обес-
печению конку-
рентоспособнос-ти
винопродук-ции на
рынке –D2
Тактика обеспечения кон-
курентоспособности ви-
нопродукции -D
Реализация меро-
приятий по обес-
печению конку-
рентоспособности ви-
нопродукции на про-
изводстве -D1
Стимулирование
дальнейших поку-
пок – G2
Организация
продвижения и
реализации ви-
нопродукции- F2
Инструментарий обеспечения кон-
курентоспособности винопродукции
-F
Производст-
венный ме-
неджмент – F1
В
не
ш
ни
е
фа
кт
ор
ы
В
не
ш
ни
е
фа
кт
ор
ы
В
нутренние факторы
В
нутренние факторы
У
пр
ав
ле
ни
е
пе
рс
он
ал
ом
Ф
ин
ан
со
вы
й
ме
не
дж
ме
нт
У
пр
ав
ле
ни
е
ка
че
ст
во
м
Ц
ен
ов
ая
п
о-
ли
ти
ка
Реакция обще-
ства
Реакция потре-
бителей
Послепродажный ин-
струментарий управления
конкурентоспособностью
винопродукции - G
Анализ жизнен-ного
цикла товара и раз-
работка новых ви-
дов винопродукции
– G1
Реакция кон-
курентов
П
РО
И
ЗВ
О
Д
С
Т
В
О
Оперативное управление
конкурентоспособностью
винопродукции - Е
Воздействие рынка
– Е2
Контроль производст-
ва – Е1
РЫ
Н
О
К
Аблязова С.А.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВИНОПРОДУКЦИИ
12
Управление качеством – это управление технологическими процессами, выявление различного рода не-
соответствий в продукции, производстве или самой системе качества и устранение не только выявленных
несоответствий, но и причин их возникновения.
Улучшение качества – это постоянная управленческая деятельность предприятия, направленная на по-
вышение качественного уровня продукции, совершенствование элементов производства и самой системы
качества предприятия.
Система управления качеством должна быть разработана с учетом специфики деятельности предпри-
ятия виноградарско-винодельческой отрасли и соответствующих элементов, приведенных в Международ-
ных стандартах ISO серии 9001. Руководство предприятия должно чётко определить, какие именно стан-
дарты или нормативные документы будут являться базой для системы менеджмента. На сегодняшний день
для предприятий виноградарско-винодельческой отрасли применимы следующие международные стандар-
ты:
Ø ISO 9001:2000 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
Ø ISO 14001:2004 – «Системы экологического менеджмента. Требования»;
Ø НАССР – Анализ рисков и критические точки контроля;
Ø OHSAS 18001:1999 – «Система управления безопасностью и здоровьем на производстве»;
Ø ISO 22000:2005 – «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любой орга-
низации пищевой цепи».
Руководство может принять решение использовать один или группу стандартов. По нашему мнению,
наиболее подходящим является следующий подход: за основу системы менеджмента качества принимается
стандарт ISO 9001:2000 как наиболее комплексный и охватывающий большую часть системы управления
предприятием, но его требования дополняются стандартом ISO 22000:20005 или принципами HACCP, а за-
тем система может интегрироваться с ISO 14001 и OHSAS 18001.
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от пра-
вильной ценовой политики на товары и услуги. Сложность управления ценами на винопродукцию состоит в
том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс поли-
тических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться
фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Поэтому ценовая политика многих предприятий виноградарско-винодельческой отрасли нередко ока-
зывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
- ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки производителей винопродукции;
- цены на винопродукцию слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации;
- цены недостаточно структурируются по различным видам винопродукции, сегментам рынка и другие.
Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизво-
дителях, а для них цены – решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности
фирмы. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономи-
чески выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предпри-
ятия.
Предприятия виноградарско-винодельческой отрасли, стремящиеся проводить грамотную ценовую по-
литику, прежде всего, должны решить ряд задач:
- получение максимальной прибыли;
- завоевание рынка сбыта;
- снижение затрат;
- борьба с конкурирующими товарами;
- рост объема производства и продаж.
Таким образом, управление конкурентоспособностью винопродукции предполагает реализацию ком-
плекса мероприятий, направленных на создание и поддержание конкурентных преимуществ данной про-
дукции, заключающегося в том, чтобы, оказывая управляющее воздействие на производственно-
экономическую систему, изменять составляющие конкурентоспособности винопродукции в зависимости от
стадии жизненного цикла.
Выводы. С целью совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции рекомен-
дуется:
- применять разработанный комплекс методов и моделей для всесторонней оценки конкурентоспособно-
сти винопродукции;
- внедрять сформированную систему менеджмента качества и механизм управления конкурентоспособ-
ностью продукции на предприятии виноградарско-винодельческой отрасли;
- изучать конкурентные стратегии производителей винопродукции;
- внедрять методику оценки перспективности выпускаемой винопродукции с использованием эксперт-
ных методов;
- разрабатывать методический инструментарий и технологии в области маркетинга, позволяющие прово-
дить мониторинг способности предприятия к конкурентной борьбе и его адаптации к условиям рынка;
- выбрать грамотную тактику формирования цен на винопродукцию.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
13
Источники и литература
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М: Центр экономики и маркетинга, 1996. –
280 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. – М.: Изд-во
Эксмо, 2004. – 544 с.
3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Акалис, 1998. – 384с.
4. Гаркавенко С.С. Маркетинг. – К.: Лібра., 1996. – 384 с.
5. Авидзба А.М., Черемисина С.Г. Экономика виноградарства Крыма: теория и практика функционирова-
ния. – Ялта: Адонис, 2003. – 247 с.
6. Матчина И.Г., Бузни А.Н. Экономика виноделия. – Симферополь: «Таврида», 2003. – 256 с.
7. Рыбинцев В.А. Маркетинг винограда и вина. – К.: ИАС, 2000. – 347 с.
8. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 312 с.
9. Управление качеством на базе стандартов ISO 9001:2000. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.
Астафьев Д.С.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РЕКРЕАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Постановка проблемы. Рекреационные учреждения имеют целью способствовать воспроизводству
физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Рекреация необходима как с точки зрения
индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроиз-
водстве трудовых ресурсов общества.
Управление финансами санаторно-туристического комплекса имеет две позиции : а) государственное
регулирование функционирующих рекреационных учреждений разных форм собственности; б) управление
финансами санаторного или туристического учреждения.
Центральное место в этой статье занимает теория управления финансами в двух указанных направле-
ниях.
Содержание статьи входит в план НИР Крымского государственного инженерно-педагогического уни-
верситета.
Обзор литературы по теме исследования. Маслова Р.А.[1] считает, что можно управлять финансо-
вой сферой санаторно-курортного комплекса. Но это утверждение не совсем правильно. Дело в том, что в
условиях становления рыночных отношений и полной самостоятельности субъектов рынка санаторно-
курортных услуг, обладающих разными формами собственности, финансовую сферу их деятельности мож-
но только регулировать. Каждое учреждение санаторно-туристической отрасли является субъектом рыноч-
ной экономики и живет на принципе самофинансирования. Правильно рассмотрены в книге Живицкого
А.В. вопросы ценообразования на продукцию и услуги санаторно-курортных и туристических учреждений,
организация материально-технического снабжения и сбыта, отдельные элементы налоговой системы, соци-
альная защита работников и ряд других аспектов [2]. В книге Хаксвера К. верно подчеркнуто, что при фор-
мировании и реализации валютно-финансового налогового механизма функционирования организацион-
ных формирований рекреационного назначения следует учитывать показатели экономического эффекта от
деятельности рекреационных учреждений, а также убытки от деградации естественных ресурсов [3].
Мы придерживаемся точки зрения Куценко И., что «характерной особенностью экономической эффек-
тивности деятельности рекреационных предприятий является их прямая зависимость не только от финансо-
вой политики, которая проводится государством в сфере рекреационных услуг, но и от успешности прове-
дении общегосударственной бюджетно-финансовой политики [4]. Из анализа точек зрения авторов следует
вывод, что понятие государственного регулирования санаторно-курортного комплекса и управления фи-
нансами рекреационных учреждений требует дополнительного исследования.
Целью статьи является теоретическое обоснование принципов управления финансами учреждений и
принципов государственного регулирования санаторно-курортного комплекса.
Содержание статьи. Санаторно-курортное лечение и туристский отдых направлен на активизацию об-
менных процессов, происходящих в человеке, с помощью воздушно-солнечных ванн, морских целебных
купаний, естественных песочных ванн и в случае необходимости грязевых аппликаций, использования ми-
неральных источников. Огромное эмоциональное воздействие на психику, нервную системы уставшего или
больного человека оказывают морские и горные пейзажи, экзотическая тропическая растительность, посе-
щение памятников культуры и истории. Отдыхающие сами того, не замечая, принимают от природы успо-
каивающие средства – бром, аэроионы, соли и другие вещества, необходимые организму для борьбы с их
недугами.
В системе этапной реабилитации (больница-поликлиника-курорт), санаторно-курортное лечение – это
неотъемлемая часть единой системы охраны здоровья и важнейшее звено в комплексе лечебно-
профилактических заболеваний, восстановления трудоспособности и укреплению здоровья населения.
Несмотря на процветание отдельных здравниц, в целом санаторно-курортное хозяйство находится в
сложном финансовом состоянии.
По данным Украинского НИИ курортологии эффективность комплексных оздоровительных мероприя-
тий при анализе десятков тысяч человек установлено, что 11,8 % – больных выписались со значительными
улучшениями, 85,8 % – с улучшениями, 2,2% – без существенных изменений и только 0,2% больных име-
|