Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин

Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлурги...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2007
1. Verfasser: Коренной, В.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України 2007
Schriftenreihe:Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-22180
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-221802025-02-09T09:58:48Z Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин Коренной, В.В. Металлургическое машиноведение Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлургических агрегатов. 2007 Article Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос. XXXX-0070 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180 669.1:531.7.001.5 ru Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии application/pdf Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Металлургическое машиноведение
Металлургическое машиноведение
spellingShingle Металлургическое машиноведение
Металлургическое машиноведение
Коренной, В.В.
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
description Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлургических агрегатов.
format Article
author Коренной, В.В.
author_facet Коренной, В.В.
author_sort Коренной, В.В.
title Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
title_short Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
title_full Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
title_fullStr Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
title_full_unstemmed Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
title_sort обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
publisher Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України
publishDate 2007
topic_facet Металлургическое машиноведение
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180
citation_txt Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос.
series Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии
work_keys_str_mv AT korennojvv obzorissledovanijdinamikiperehodnyhprocessovvliniâhprivodovmetallurgičeskihmašin
first_indexed 2025-11-25T15:01:08Z
last_indexed 2025-11-25T15:01:08Z
_version_ 1849774969836273664
fulltext 250 УДК 669.1:531.7.001.5 В.В. Коренной ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ДИНАМИКИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛИНИЯХ ПРИВОДОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ МАШИН Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик пере- ходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надеж- ности металлургических агрегатов. Изучению природы возникновения и характеристик переходных про- цессов, в частности колебаний, упруго–массовых систем посвящен ряд монографий [1,7,16,33,39–42,46], множество статей отечественных и за- рубежных исследователей и некоторые диссертационные работы [6,26,27]. Основателем научного направления динамики металлургических ма- шин по праву считается член–корр. АН Украины С.Н. Кожевников. Тео- ретические основы динамики машин, в основном на базе прокатных ста- нов, изложены им в монографии [1], затем развиты и систематизированы в работе [41]. В основанной им в 50–х годах школе на базе отдела механи- зации и автоматизации металлургического производства Института чер- ной металлургии НАН Украины разработана и успешно используется и совершенствуется методика исследования динамики нелинейных элек- тромеханических систем с упругими связями. Эта методика включает рег- ламент составления, анализа и упрощения расчетных схем исследуемого объекта, расчет их амплитудно–частотных характеристик, выполнение базовых и контрольных экспериментальных исследований динамических нагрузок и особенностей протекания переходных процессов, анализ зави- симостей изменения нагрузок от параметров и режимов работы машины, а также систематизацию нагрузок для расчетов на прочность и выносли- вость. Основой расчета динамических нагрузок является система диффе- ренциальных уравнений, описывающая переходные процессы в линии главного привода прокатной клети при различных режимах работы. Урав- нения записываются в форме С.Н.Кожевникова, где неизвестными явля- ются непосредственно моменты сил упругости. Коэффициенты в этих уравнениях определяются упруго–массовыми параметрами расчетной схемы. Теоретические выкладки проверены на действующем прокатном обо- рудовании, когда были проведены, впервые в мировой практике, ряд мас- штабных экспериментальных исследований механического прокатного оборудования комбината «Запорожсталь». Были измерены крутящие мо- менты в клетях №5–№10 чистовой группы НТЛС 1680 на промежуточном валу (моторная муфта) и шпинделях [2], на главных шпинделях линии 251 привода вертикальных валков слябинга 1150 [4] и на коренном валу и шпинделях стана 2800 полистной прокатки [5]. Выявлена однозначная связь динамических нагрузок с величиной зазоров в линиях приводов. Позднее проблемам динамических нагрузок прокатных станов посвя- тили себя и зарубежные авторы. Петерсен С.Р. на примере линии привода с редуктором, представленной 8–ми массовой рядной системой, исследует влияние жесткости участка двигатель–редуктор на величину коэффициен- та динамичности Кд [3]. Согласно расчетам на модели Кд изменяется в пределах 1,5–4,0. Автор отмечает, общеизвестный факт, что жесткость участка должна быть значительно, в 2–3 раза, изменена, чтобы получить желаемый эффект. При этом не указывает, какие размеры элементов рас- сматриваемого участка должен изменить конструктор. А.И. Голубенцевым разработан интегральный метод для исследования динамики [7]. После перехода к обобщенным безразмерным параметрам решение одного дифференциального уравнения n–го порядка с парамет- рами Сi, к которому сводят систему n уравнений второго порядка, записы- вают в специальных функциях переходного процесса В(+к). Находят чис- ленные значения этих функций, закон их изменения и их экстремальные значения при изменении параметров дифференциального уравнения в за- данных интервалах. В результате последовательных вычислений устанав- ливают значения параметров Сi, соответствующие наименьшему из воз- можных максимальных значений функции переходного процесса. Реше- ние задачи этим методом получается довольно громоздким. Для каждой системы (клети) необходимо строить свои функции В(+к). Анализ систе- мы с увеличением числа степеней свободы существенно усложняется. Поэтому А.Н. Голубенцев (в качестве примеров) и анализирует, как пра- вило, 3–х и 4–х массовые рядные системы. Для таких систем установлена оптимальная область изменения обобщенных безразмерных величин С1 и С2, зависящих от упруго–массовых параметров. Автор этим ограничива- ется, не приводит рекомендаций, в каком направлении необходимо изме- нять массы и жесткости, чтобы войти в оптимальную область. При выполнении ряда экспериментальных исследований были полу- чены данные о динамических нагрузках в течение некоторого промежутка времени. В результате учета динамических нагрузок и экстраполяции ве- личин зазоров была получена методика расчета на прочность и ограни- ченную долговечность элементов главной линии прокатных станов [8]. Дальнейшее развитие этого направления состояло в систематизации на- грузок, разработке методики установления гарантированных сроков службы тяжело нагруженных деталей, что способствует их своевременной замене [28]. При исследовании динамики электромеханических систем часто при- ходится упрощать расчетную схему (уменьшать количество масс). Взаим- ная связанность двух парциальных систем в 3–хмассовой крутильной сис- теме приведена в публикации [11], где из равенства кинетической и по- 252 тенциальной энергии получена ее количественная оценка. Знание величи- ны критерия связанности и коэффициента связи позволяет еще до начала исследования системы оценить степень взаимного влияния элементов системы на величину динамических нагрузок. К тому времени накопленный опыт сотрудников ИЧМ теоретических [9] и экспериментальных [10] исследований прокатных станов, составле- ния расчетных схем, их математического описания систематизирован в статье [12]. Это послужило отправной точкой для решения прикладных задач по исследованию динамики различных машин. Например, работа [9], была продолжена до получения количественных зависимостей возни- кающих дополнительных нагрузок в замкнутом силовом контуре с нерав- номерным передаточным отношением [22]. Из области теоретических исследований известна работа [13], где ав- тор на примере линии привода нереверсивной прокатной клети, показал, что коэффициент динамичности на моторном валу существенно зависит от отношения собственных частот β1 и β2 трехмассовой системы, опреде- лил верхнюю границу коэффициента динамичности исходя из условия неблагоприятной коллинеарности [7]. Им же впервые показана роль жест- костей и моментов инерции в формировании Кд. Аналитически получена важная закономерность: при постоянных моментах инерции имеется такое отношение жесткостей моторного С12 и шпиндельного С23 участков, при котором коэффициент динамичности достигает максимального значения, а, следовательно, одной величине коэффициента динамичности соответ- ствуют два значения отношения жесткостей С12 и С23 [17]. Интересной особенностью обладает момент технологического сопро- тивления на листопрокатных станах. Вопреки казалось бы привычному свойству постоянства момента прокатки плоских профилей, в процессе захвата металла валками он может превышать установившееся значение. Впервые этот факт был отмечен в работе [5], описан более детально в ста- тье [14] и окончательно, в виде инженерной методики в зависимости от жесткости полосы и клети, приведен в публикациях [21, 30]. Автор объяс- няет природу этого явления увеличенным обжатием переднего конца за- готовки, вследствие пружины клети, и одновременным увеличением пле- ча приложения усилия прокатки. В тоже время исследователи тонколи- стового стана 1680 горячей прокатки [15] объясняют этот эффект уско- ренным остыванием переднего конца горячей полосы. По–видимому, на горячих станах наблюдается одновременное проявление этих факторов, что и приводит к увеличению момента прокатки при захвате полосы. В работе [16] рассмотрены условия эксплуатации основного и вспо- могательного оборудования прокатных цехов, определены действующие статические и динамические нагрузки в машинах и узлах в различных режимах роботы и на их основе рассчитывается прочность и долговеч- ность деталей оборудования. 253 В статье [18] опубликован результат проведенных измерений крутя- щих моментов привода клетей по аналогии с работой [2]. Авторы обра- щают внимание на величину зазора в шпиндельном сочленении и форму передней кромки полосы, как факторов, влияющих на динамическую со- ставляющую нагрузки. Зарубежными авторами публикации [19] проведена работа по теоре- тическому определению крутильных нагрузок на примере 12–массовой разветвленной модели со сдвоенным приводом и результаты эксперимен- тального исследования. Отмечено влияние зазоров, необходимость его уменьшения, степени влияния обрезки переднего конца, расположение механического предохранителя, показано, что демпфирование незначи- тельно влияет на пик крутящего момента. В связи с увеличением мощности прокатных станов начали применять индивидуальный привод рабочих валков. Составлению расчетной схемы такого стана (на примере блюминга 1300 КМЗ) и применяемым методи- кам упрощения, одной из первых, посвящена статья [20]. В результате работы авторы не получили достаточно точное отображения динамиче- ских нагрузок по сравнению с экспериментальными осциллограммами. Аналитический обзор о состоянии развития динамики металлургиче- ских машин [23] содержит все известные на то время направления иссле- дований. Отмечается, что различные мероприятия по уменьшению или минимизации динамики не должны влиять на соответствие ГОСТам вы- пускаемой продукции. Это, кстати, является актуальным и в современных условиях производства. Во ВНИИМЕТМАШе, для решения своих задач, применяется методи- ка динамического расчета главных линий, в которой используются те же уравнения С.Н. Кожевникова, но записанные в безразмерных (относи- тельных) параметрах [24]. В их научном обзоре [36] рассмотрены способы повышения работоспособности прокатного оборудования за счет новых конструкторских и технологических разработок, направленных на сниже- ние различных видов нагрузок, возникающих в узлах и механизмах, а также в приводах прокатных станов. Подразумевалось, что переходные процессы в механической и электрической системе не связаны. Выделя- ются факторы, влияющие на динамику, конструктивные и технологиче- ские способы ее снижения: а) распределение масс и жесткостей (клеть №5 стана 2000 разрушения зубьев вал–шестерни редуктора – изготовили вал– торсион), б) угловые зазоры (в основном в шпинделях) – применение уравновешивающего устройства, противомомент перед захватом, ускоре- ние электропривода, применение различных компенсаторов износа, в) скорость изменения технологического сопротивления – рез переднего конца полосы по угловому или шевронному контуру, уменьшение скоро- сти электродвигателя на период захвата металла валками (заправка поло- сы). 254 Пристальное внимание угловому зазору в шпиндельном сочленении уделено авторами работы [25]. Отмечается тот факт, что на холостом ходу зазор раскрывается из–за неуравновешенности шпинделя. Предлагается посадка валковой муфты на хвостовик рабочего валка с натягом, а также создание тормозного момента на рабочих валках перед захватом для вы- борки зазоров. Позднее ими же [37] изучалась система уравновешивания шпинделей черновой группы стана 2000 НЛМК, при этом измеряли зазор в шпинделе с помощью двух сельсинов, крутящий момент, упругую де- формацию станины. В результате разработана и внедрена методика точ- ной настройки пружинных уравновешивающих устройств шпинделей с текстолитовыми вкладышами. Достаточно подробно, однако качественно, проблему минимизации динамики в связи с конструктивными параметрами рассматривает Дж. Райт [29]. Он отмечает роль моментов инерции, жесткостей, собственных частот, зазоров. Для улучшения динамических свойств предлагает конст- руктивный вариант установки в линии привода упругой муфты. Обосно- вывает участки, где она дает наибольший эффект. В работе [35] этот же автор рассматривает более детально конструктивные варианты муфт, об- ладающих разной жесткостью. В статье [31] сообщается, что конструктивные мероприятия по сни- жению динамики труднореализуемы в условиях производства, поэтому рассмотрен такой метод снижения динамических нагрузок при захвате, как придание передней кромки заготовки фигурной формы, причем для всех клетей прокатного стана, и чистовых и черновых. Для черновой группы фигурная кромка образуется на ножницах слябинга или МНЛЗ, после определенного формоизменения в черновой группе, на ножницах перед чистовой группой формируется трапециевидная передняя кромка для задачи в чистовую группу клетей. Предложены рациональные пара- метры фигурной кромки для черновой и чистовой группы, по мнению авторов, не приводящие к дополнительному расходу металла в обрезь. Попыткой исследовать линию привода прокатной клети с синхрон- ным двигателем является публикация [32]. Объектом были выбраны клеть 4а стана 1700 ММК им. Ильича и клеть 5 стана 2000 НЛМК. Нагрузки определялись экспериментально (осциллограммы не приведены), а также методом моделирования с помощью 3–х массовой модели (консольная заделка концевой массы и зазор в шпинделе). Наличие динамических на- грузок объясняется: а) наличием зазоров, б) близостью собственных час- тот, в) большим отличием частоты собственных колебаний двигателя от частот механической системы. Не приведена в явном виде функция жест- кости магнитной связи синхронного двигателя при моделировании. Как вариант снижения динамики предлагается увеличить жесткость магнит- ной связи путем увеличения напряжения возбуждения перед захватом. Прикладным задачам расчета крутильных и изгибных колебаний ва- лов посвящена работа [33]. Приведены расчетные зависимости для опре- 255 деления частот, динамических сил и амплитуд. Автор рассматривает в основном условия работы коленчатых валов двигателей внутреннего сго- рания, и приводит рекомендации по оценке степени опасности колебаний (резонансные зоны) на прочность узлов. В статье [34] отмечается необходимость систематически– технического подхода при проектировании новых технологических ма- шин. Приведено математическое описание схем технологических агрега- тов с рабочими характеристиками различных электроприводов. Математическое моделирование, как метод исследования, применяет- ся в работе [38]. Объектом исследования является черновая клеть кварто, приводимая во вращение спаренными электродвигателями, учтено описа- ние модели зазора и параметры электрических приводов. Получены дан- ные о влиянии степени раскрытия зазоров, отмечено их раскрытие при ударе раската о валки на динамические нагрузки, а также то, что с увели- чением момента прокатки степень превышения амплитуды уменьшается. На базе результатов экспериментальных исследований в монографии [39] изложены вопросы динамики основных типов машин металлургиче- ского производства. Сделаны попытки описания особенности возбужде- ния колебательных процессов в сложных электромеханических системах многодвигательных и групповых приводов. Показано влияние нелиней- ных колебаний на динамические характеристики машин. В связи с современными тенденциями конструирования и создания металлургического оборудования авторами работы [40] сформулированы задачи оптимизации переходных процессов по коэффициенту динамично- сти и по времени затухания упругих колебаний. Предложена инженерная методика выбора структурных схем и параметров машин, маловосприим- чивых к возмущающим воздействиям, использующая методику работы [7]. Из учебно–методических работ, посвященных исследованию колеба- тельных процессов, следует отметить работу [42]. В ней дано изложение основ теории механических колебаний, которое опирается на общий курс теоретической механики и иллюстрируется рядом типовых примеров. Ав- тор делает попытку углубить понимание процесса колебаний в реальных системах (наличие эффекта гистерезиса). Для снижения динамики в работе [43] предложено производить изгиб переднего конца полосы вверх. Для этого на двухвалковой клети №1 ста- на 2000 НЛМК станинный ролик был установлен выше линии прокатки и после экспериментальной проверки способ внедрен, правда, только для этой клети. Высокая динамичность и аварийность НШС объясняется в работе [44] большой энергией вращающихся масс, т.к. мощные двигатели могут ло- мать приводную линию. В виде решения предлагается переход на безре- дукторный тихоходный привод, уменьшение скорости вращения на пери- од заправки полосы с дальнейшим разгоном, установка упругих энерго- 256 емких элементов в линии привода. Отмечается, что переход на двигатели с двухякорным исполнением снижает динамичность, однако не обеспечи- вает защиты линий от поломок. В дальнейших исследованиях делается упор на использование упругих муфт [60] и упруго компенсирующего вала из конструкционного полиуретана [68]. В публикации [45] приводятся результаты моделирования динамиче- ских нагрузок в клетях №3, №4, №4а, №5, №6 НШС 1700 ММК им. Ильи- ча. Определена степень влияния на частотные свойства и нагрузку откло- нения упруго–массовых параметров от номинальных значений. Оценена возможность изменения структуры линии (применение спаренного при- вода) и его влияние на частотные свойства линии привода прокатной кле- ти. Одной из последних работ по динамике процессов прокатки, вклю- чающей в себя много разработок предыдущих лет, является учебное изда- ние [46], посвященное многим задачам самого процесса деформации ме- талла в валках, так и расчетам динамических нагрузок, возникающих при их реализации в линии привода прокатной клети. Методика расчета, со- ставления, приведения динамических моделей не отличается от общеиз- вестных, хотя и содержит некоторые спорные моменты. Так авторы пред- лагают упрощать любую n–массовую рядную модель к 2x–массовой на основе равенства суммарной энергии и низшей собственной частоты, ко- торую предварительно необходимо определить в n–массовой модели. При сведении к 3x–массовой возникает неопределенность (количество неиз- вестных больше, чем уравнений). Определена жесткость электромагнит- ной связи ротор–статор синхронного двигателя и отмечается незначи- тельное ее изменение в переходных режимах, в связи с чем, предложено рассматривать эту связь как линейно упругую. Для двигателя постоянного тока связь ротор–статор как линейный элемент демпфирования. Сообща- ется, что максимальное значение коэффициента динамичности определя- ется не законом изменения момента прокатки во времени, а продолжи- тельностью его нарастания. Получены зависимости коэффициента дина- мичности на 3x–массовой модели с зазорами от вариации параметров же- сткостей и средней массы. Рассмотрены различные технологические ва- рианты снижения динамических нагрузок (теоретически и эксперимен- тально) и методики их расчетов, для количественной оценки их снижения. Различным аспектам динамических нагрузок при нестационарном процессе асимметричной прокатки посвящена публикация [47]. Работа направлена на оптимизацию геометрических параметров трансмиссии и электрических параметров двигателей. Рассмотрены рабочие клети с од- но–, двух–, трех– и четырехдвигательным приводом, однако схемы при- водов не приведены. Представленные осциллограммы имеют низкую час- тоту дискретизации, поэтому характеристики переходных процессов оп- ределить сложно. Предлагается регулировать величины моментов сил сопротивления на рабочих валках или жесткость механических характе- 257 ристик двигателей с помощью ЭВМ, которая в зависимости от конкрет- ных условий прокатки, путем решения систем дифференциальных урав- нений, высчитывает необходимые параметры. Рассмотрены натурные переходные процессы в главных приводных линиях валков клетей ШСГП 1680, 1700, 2000 и 2500 [48]. Дан сравни- тельный анализ крутильных колебаний на моторном и шпиндельных уча- стках, возникающих в линии привода при захвате металла валками. Отме- чаются переходные процессы с увеличивающейся амплитудой, с «нуле- вой» полкой (раскрытие зазора), с обратным нагружением (замыкание зазора). На шпинделях отличающиеся переходные процессы (по фазе и амплитуде, частоты совпадают). Сделан вывод о целесообразности увели- чения отношения низших частот, раскрытии зазоров вдоль линии приво- да, в результате чего система распадается на автономные колебательные подсистемы, что оказывает влияние на уровень динамических нагрузок, что необходимо учитывать при моделировании. Ими же разработана и предлагается к использованию при проектировании концепция поиска путей уменьшения динамических нагрузок [49], основанная на анализе совместного воздействия зазоров, конструктивных и технологических параметров. В работе [50] измеряли динамический момент на нижнем и верхнем шпинделях чистовой клети №7 стана 2000 МК «Северсталь». Было заме- чено, что нагружается сначала нижний, а затем верхний шпиндель. Этот факт автор трактует различными величинами зазоров в шпинделях при захвате и как вариант смягчения, предлагает методику подбора рабочих валков по катающему диаметру. Систематизированы и изложены в статье [51] основные положения методики исследования динамических процессов и определения нагрузок в нелинейных электромеханических системах приводов металлургических машин. В публикации [52] представлены этапы развития и пути модернизации тонколистового стана 1680 горячей прокатки. Именно благодаря коренной реконструкции стана в 1956–1958 гг., привлеченные для анализа нового оборудования научные сотрудники ИЧМ во главе с С.Н. Кожевниковым, совершили научный прорыв в определении динамических нагрузок тяже- лых машин. Сообщается о мероприятиях, способствующих увеличению надежности оборудования, стабильной высокопроизводительной работе стана и получение конкурентоспособной качественной продукции. Авторы работы [53] продолжают развивать теоретическое определе- ние характеристик момента при захвате над установившимся значением момента прокатки. Путем электронного моделирования получено уравне- ние продольной разнотолщинности в динамике, определена скорость при которой линия привода становится максимально восприимчивой (в дина- мическом плане) к горбообразному моменту. 258 На базе большого количества экспериментальных измерений динами- ки, выполненных сотрудниками ИЧМ приведены и проанализированы частотные свойства черновых и чистовых клетей НТЛС 1680, НШС 1700 «Испат–Кармет», НШС 1700 ММК им. Ильича, НШС 2000 НЛМК и НШС 2500 ММК (всего 49 клетей) [55]. Предложены критерии, удовлетворяю- щие нормальному уровню динамики в клети: а) отношение двух низших собственных частот должно быть больше 1.8, б) первая собственная час- тота должна быть менее 10 Гц. При внедрении новой технологической схемы прямой транзитной прокатки по схеме слиток–сляб–рулон на НТЛС 1680 анализировались нагрузки по данным мощности синхронных приводов клетей №1 и №2 [56]. Был сделан вывод о нормальной величине перегрузки по электриче- ским сигналам, которые не отражают переходного процесса в механиче- ской системе. Результаты экспериментальных исследований динамических процес- сов в оборудовании при взаимодействии смежных клетей через полосу, выполненных лабораторией динамики прокатного оборудования ИЧМ на непрерывных широкополосных станах обобщены в публикации [54]. При реализации технологии прокатки слябов удвоенной массы (т.е. длины) в первых черновых клетях НТЛС 1680 происходит одновременная дефор- мация в двух клетях. В статье [57] приведены особенности этого динами- ческого взаимодействия главных линий клетей через толстую полосу на примере тандема клеть дуо – клеть №1. Исследования включали в себя запись крутящего момента и силу тока приводов в клетях. Из сравнения переходных процессов в механической и электрической системах, сделан вывод об отсутствии связи колебаний силы тока и крутящего момента в переходном режиме. Как способ снизить динамические нагрузки в клети дуо предлагается ускорение линии привода перед захватом и согласова- ние скорости подающего рольганга со скоростью прокатки в клети. В прикладном плане интересна статья [58], где исследовано влияние податливого элемента на жесткость рядной механической системы с уче- том возможного отклонения упругих параметров податливого элемента от номинальных значений. В работе [59] определяли максимально возможное значение коэффи- циента динамичности для некоторых типов металлургических машин в зависимости от особенностей нагружения и влияния зазора. Отмечается, что системы с несколькими степенями свободы по сравнению с одно–двух степенными, обладают большей податливостью, сглаживающей нагрузку ударного характера. Расчетно–прикладной характер имеет публикация [61], где приведена уточненная методика определения динамических нагрузок в процессе взаимодействия цапф зубчатых колес шестеренных клетей и редукторов прокатных станов с опорными узлами. 259 О результатах научно–производственной деятельности в области мо- дернизации металлургического оборудования прокатных станов сообща- ется в работе [62]. Отмечаются такие технические решения, как – умень- шение зазоров между подушками рабочих валков и стойками станин, точ- ное уравновешивание универсальных шпинделей, выбор величины и на- правления смещения рабочих валков относительно опорных, изменение жесткости участков трансмиссии, согласование скорости валков верти- кальной и горизонтальной клетей. Основательно взялись за изучение влияния зазоров на динамические нагрузки авторы публикации [63]. Составив 16–ти массовую разветвлен- ную расчетную схему линии привода черновой прокатной клети, введя зазоры и демпфирование в каждую упругую связь, получили результат без указания величины зазоров и степени их открытия. В статье [64] представлены уравнения движения асинхронных и син- хронных электродвигателей переменного тока с частотным регулировани- ем скорости вращения роторов в составе электромеханических систем приводов. Описаны особенности учета динамических характеристик элек- тродвигателей при исследовании колебательных процессов в системах приводов с упругими связями. Авторами публикации [65] проведено моделирование методом конеч- ных элементов 3x–массовой расчетной схемы прокатного стана, содержа- щей соединительные валы с распределенной по длине массой. В результа- те расчетов сделан сомнительный вывод о неравномерности динамиче- ской нагрузки по длине тяжелого вала шпинделя. На основании экспериментальных данных в работе [66] показано, что при захвате металла валками во всех системах прокатной клети (станина, подушки валков, корпус шестеренной клети и редуктор) формируются колебательные процессы. Несущей частотой этих колебаний является час- тота собственных колебаний упругой крутильной системы линии главного привода. Установленная взаимосвязь колебательных процессов в рядных системах позволяет использовать эту их особенность для диагностики технического состояния оборудования прокатной клети. Интересна публикация грузинских исследователей динамики [67]. Используя методику С.Н. Кожевникова, изучаются динамические нагруз- ки, возникающие в линии привода брикетировочных вальцов. Расчетная схема представляет собой 2x–массовую приведенную крутильную модель с консольной заделкой концевой массы, нагружение которой происходит технологической циклической нагрузкой, возникающей при формирова- нии прессованных брикетов. Заключение Подводя итог, следует отметить, что вопросы динамики освещены достаточно полно как в теоретическом так и в экспериментальном плане. Получены аналитические зависимости поведения простых линейных 2–3– хмассовых систем, их оптимизация по различным критериям. Например, 260 интегральный метод А.И. Голубенцева [7] позволяет достаточно легко проанализировать максимально возможные динамические нагрузки в ре- альной машине, но при оптимизации конструкции предлагает такие кон- структивные параметры, реализовать которые невозможно. Для других систем (многомассовых, с распределенными параметрами) приведены различные алгоритмы численных решений. Разработана мето- дика учета углового зазора, как разрывающейся упругой связи между двумя массами. Упруго–массовые системы линии привода рассматрива- ются совместно с электрической системой двигателя, но в связи с услож- нением и повышением быстродействия электрических машин требуется учет всех этих факторов при моделировании. С использованием вышепе- речисленного представляется возможным разработка рациональных пара- метров приводов мощных и надежных прокатных станов. Предложены, обоснованы и внедрены различные практические спосо- бы уменьшения динамики на конкретных объектах. Однако требуют до- полнительного изучения варианты фигурной резки концов полосы перед чистовой группой на НТЛС 1680, в связи с установкой в линии стана ППУ «Coilbox». Производились расчеты на прочность и выносливость, с применением так называемой эквивалентной нагрузки, определяемой по ограниченному числу захватов на определенном (одном) сортаменте и каком–то техниче- ском состоянии оборудования. В связи с появлением быстродействующей цифровой аппаратуры для записи крутящего момента в больших количе- ствах представляется возможным получить весь спектр нагрузок на всем сортаменте, в течение длительного периода работы прокатной клети, для расчета элементов линии привода на ограниченную долговечность. Вместе с тем характеристики переходного процесса крутящего мо- мента с достаточной частотой дискретизации, совместно с сигналами виб- рации, измеренными на различных участках линии привода представляют возможным судить о техническом состоянии линии привода. Для этого необходимо разработать техническую базу для применения на прокатных станах систем автоматизированной диагностики состояния и точности реализации режимов работы оборудования. 1. Кожевников С.Н. Динамика машин с упругими звеньями. // – Киев: Изд–во АН УССР, 1961.–160 с. 2. Кожевников С.Н., Скичко П.Я. Экспериментальное исследование главных линий чистовой группы клетей НТЛС 1680 завода «Запорожсталь» // ИзвВуз- ЧернМеталл. 1961, №12, с.179–184. 3. Petersen S.K. Impact torsional vibration of direct current hot strip mill drive motors // «Iron and Steel», 1964, 41, №10, pp. 105–110. 4. Кожевников С. Н., Большаков В.И. Исследование динамики приводной линии вертикальных валков слябинга // Модернизация и автоматизация металлурги- ческого оборудования. Труды ИЧМ. – Т. XIX. – М.: Металлургия, 1965. – С.72–78. 261 5. Влияние зазоров на динамические нагрузки в главной линии стана 2800 / В.И.Большаков, С. Н. Кожевников, Ю. Я. Кармазин и др. // Изв. ВУЗов Черная металлургия . – 1967. – № 6. – С. 162–168. 6. Большаков В.И. Исследование нелинейных электромеханических систем при- водов прокатных станов с упругими связями на электронных моделях: Авто- реф. дис. канд. техн. наук – Днепропетровск, 1966. – 18 с. 7. Голубенцев А.И. Интегральные методы в динамике.–К.: Технiка, 1967.–350 с. 8. Кожевников С.Н., Большаков В.И. Динамические нагрузки главных линий прокатных станов и учет этих нагрузок при расчетах на прочность и выносли- вость // Труды Первой Всесоюзной конференции по расчет на прочность ме- таллургических машин. – Сб. № 23. – М.: ВНИИМЕТМАШ, 1968. – С. 28–46. 9. Большаков В.И. Динамика замкнутой электромеханической системы с нели- нейными упругими связями // Динамика машин. – М.: Машиностроение, 1969. – С. 64–73. 10. Экспериментальное исследование перемещения валков в период захвата по- лосы / С.Н. Кожевников, М.М. Сафьян, П.Я. Скичко и др. // Прокатное произ- водство. Труды ИЧМ. – Т. XXIX. – М.: Металлургия, 1969. – С. 395–400. 11. Большаков В.И. Взаимодействие парциальных систем с упругими связями при колебаниях и оценка степени их связанности// «Теория механизмов и машин». Вып.7. Харьков: ХГУ, 1969. – С.66–69. 12. Опыт исследования динамики главных приводов прокатных станов с учетом упругих связей и зазоров / С.Н. Кожевников, П.Я. Скичко, А.Н. Ленский и др. // Динамика металлургических машин. Сб. статей ИЧМ, т.ХХХI, М.: Метал- лургия. 1969.–с.5–13. 13. Лошкарев В.И. Определение оптимальных параметров главной линии рабочей клети нереверсивного прокатного стана // Динамика металлургических ма- шин. Сб. ст. ИЧМ, т. ХХХI. М.: Металлургия.1969.– С.17–21. 14. Большаков В.И. Технологические нагрузки листопрокатных станов // Динами- ка металлургических машин. Сб. статей ИЧМ, т.ХХХI, М.: Металлургия. 1969.–с.64–67. 15. Кожевников С.Н., Скичко П.Я. Известия вузов. Черная металлургия, 1967, №12, с.179–184. 16. Динамика и прочность прокатного оборудования / Ф.К. Иванченко, П.И.Полу- хин, М.А. Тылкин и др. // М: Металлургия, 1970. – 487с. 17. Лошкарев В.И. Определение параметров трехмассовой системы, обеспечи- вающих заданные коэффициенты динамичности. // Теория механизмов и ма- шин, Харьков, вып.10, 1971, с.33–37. 18. Экспериментальное определение моментов в чистовой группе широкополос- ного стана горячей прокатки 1680 / М.М. Сафьян, Я.Д. Василев, В.П. Холод- ный и др. // В сб. «Обработка металлов давлением» (ДМетИ), вып.56. М.: Ме- таллургия, –1971. – С.175–178. 19. Кэшей А.М., Воулкер Ф.С., Смолли А.О. Динамический удар в прокатном ста- нах // Тр. Америк. о–ва инж.–механиков. Конструирование и технология ма- шиностроения.–1972.–№2.–С.159–174. 20. Большаков В.И, Логинова К.С. Расчетная схема главной линии прокатного стана с индивидуальным приводом валков // Металлургическая и горнорудная промышленность – 1973. №1. – С. 67–70. 262 21. Большаков В.И. Анализ зависимости момента сопротивления при захвате от параметров клети и прокатываемого листа // В сб. «Листопрокатное произ- водство». – М.: Металлургия, 1974. – № 3. – С. 123–127. 22. Большаков В.И. Особенности нагружения замкнутого контура с нелинейными упругими связями // В сб. «Динамика машин». – М.: Наука, 1974. – С.17–22. 23. Праздников А.В., Большаков В.И. Современное состояние и задачи динамики металлургических машин // В сб. «Динамика машин». – М.: Наука, 1974. – С.150–165. 24. Исследование динамики приводов главных линий ШСГП / А.И. Целиков, Б.Е.Житомирский, М.С. Гарцман и др. // Доклады международного симпо- зиума по динамике тяжелых машин горной и металлургической промышлен- ности. Донецк, 1974.–С.25–31. 25. Условия безударного захвата металла валками прокатного стана / М.Я. Ройзен, С.Л. Коцарь, Ю.В. Гесслер и др. // ИзвВузЧернМеталл, 1974, №12, с.51–53. 26. Ройзен М.Я. Исследование динамики главных линий черновых клетей широ- кополосного стана: Автореф. дис. канд. техн. наук – Липецк, 1974. – 20 с. 27. Веренев В.В. Исследование динамики главных линий непрерывных широко- полосных станов горячей прокатки и влияние динамических процессов на продольную разнотолщиность полос: Автореф. дис. канд. техн. наук – Днеп- ропетровск, 1975. – 20 с. 28. Большаков В.И. Систематизация нагрузок при расчетах на выносливость де- талей привода листопрокатного стана // В сб. «Металлургическое машинове- дение и ремонт оборудования». – М.: Металлургия, 1975. – № 4. – С. 100–104. 29. Wright J. Mill drive system to minimize torque amplification // Iron and Steel En- gineer, July, 1976. pp.56–60. 30. Большаков В.И. Особенности динамического нагружения листопрокатных станов // В сб. «Металлургическое машиноведение и ремонт оборудования». – Вып. 6 – М.: Металлургия, 1979. – № 4. – С. 58–59. 31. Скичко П.Я., Веренев В.В. Снижение ударных нагрузок в непрерывных широ- кополосных станах / Металлургическая и горнорудная промышленность. 1979, № 1. с.57–59. 32. Дудко В.Ф., Гринчук П.С. О комплексном подходе при решении задачи сни- жения динамических нагрузок в прокатном стане // Изв. вузов. Черная метал- лургия. № 9. 1979.с.78–81. 33. Маслов Г.С. Расчеты колебаний валов. М.: Машиностроение, 1980. – 151с. 34. Шенерт Д., Томе Г.И. Системы привода как составная часть технологических агрегатов / Черные металлы, 1980, №10, с.20–27. 35. Wright J. Tuning mill drives to minimize dynamic torques // Iron and Steel Eng. May 1981, pp.35–37. 36. Житомирский Б.Е., Гарцман С.Д., Филатов А.А. Повышение работоспособно- сти прокатного оборудования за счет снижения динамических нагрузок // Ме- таллургическое оборудование. Обзор ЦНИИИиТЭИпТТМ. Москва, – 1982, – №33. 37. Снижение угловых зазоров и динамических нагрузок при захвате металла валками / С.Л. Коцарь, Б.А. Поляков, А.Д. Белянский и др. // Сталь, – 1982. – №07.– С.42–44. 38. Гудехус Х. Расчет динамических нагрузок на детали приводов станов горячей прокатки с применением ЭВМ. // Черные металлы, –1983. – № 14. – С. 8–14. 263 39. Иванченко Ф.К., Красношапка В.А. Динамика металлургических машин. // М.: Металлургия, –1983. – 295с. 40. Адамия Р.Ш., Лобода В.М. Основы рационального проектирования металлур- гических машин. // М.: Металлургия, – 1984. – 128с. 41. Кожевников С.Н. Динамика нестационарных процессов в машинах. // Киев. Наукова думка, –1986.–288с. 42. Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний: Учеб. пособие для вузов. // М.: Наука. Гл.ред.физ.–мат. лит., –1991. – 256 с. 43. Хлопонин В.Н., Коцарь С.Л., Третьяков В.А. Снижение динамических нагру- зок при захвате металла валками// ИзвВузЧернМеталл., –1986. – №11, – с.153– 154. 44. Артюх Г.В., Артюх В.Г., Артюх В.С. К вопросу защиты от поломок непре- рывных широкополосных станов // Межвузовский тематич. сб. «Защита ме- таллургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997 – С.58–68. 45. Большаков В.И., Буцукин В.В. Особенности динамических нагрузок в главных линиях рабочих клетей стана 1700 //Межвузовский тематич. сб. «Защита ме- таллургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997. – С.25–32. 46. Динамика процессов прокатки / С.Л. Коцарь, В.А. Третьяков, А.Н. Цупров и др. // М.: Металлургия, –1997. – 225с. 47. Поваляев В.Д. Динамика главного привода рабочих валков в условиях неста- ционарного процесса асимметричной прокатки // Межвузовский тематич. сб. «Защита металлургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997. – С.39–49. 48. Динамические процессы в главных линиях клетей широкополосных станов / В.В. Веренев, В.И. Большаков, Ю.Н. Белобров и др. / Металлургическая и горнорудная промышленность, – 1998. – № 4. – С. 64–66. 49. Уменьшение динамических нагрузок в приводе широкополосных станов / В.В. Веренев, В.И. Большаков, Ю.Н. Белобров и др. /Сталь, 1999, № 1. – С.35–38. 50. Плахтин В.Д. Подбор рабочих валков широкополосных станов в зависимости от угловых зазоров в линии привода// Сталь, –1999. –№3. – С.29–32. 51. Большаков В.И. Методика исследования динамики приводов металлургиче- ских машин. // Металлургическая и горнорудная промышленность, –2000. – №3. – С.10–13. 52. Большаков В.И., Поздняков В.П. Результаты и новые задачи исследований нагрузок приводов клетей тонколистового стана 1680 горячей прокатки // Межвузовский тематич. сб. «Защита металлургических машин от поломок». Вып. 5. Мариуполь, – 2000. – С.27–33. 53. Веренев В.В., Большаков В.И., Подобедов Н.И. Моделирование взаимодейст- вия линии главного привода и упругой системы клети // Межвузовский тема- тич. сб. «Защита металлургических машин от поломок». Вып. 5. Мариуполь, – 2000. – С.34–42. 54. Веренев В.В., Даличук А.П. Взаимодействие смежных клетей непрерывного стана через прокатываемую полосу // Межвузовский тематич. сб. «Защита ме- таллургических машин от поломок». Вып. 5. Мариуполь, –2000. – С.43–47. 55. Веренев В.В., Большаков В.И., Подобедов Н.И. Частотные свойства главных приводных линий клетей широкополосных станов. // Сталь, – 2001. – № 4. – С.55–58. 264 56. Молчанов А.И. Исследование динамических нагрузок в черновых клетях ши- рокополосного стана 1680 при прямой прокатке слябов. // Металлургическая и горнорудная промышленность, – 2002. – № 4. – С.36–39. 57. Веренев В.В., Путноки А.Ю., Клевцов О.М. Экспериментальное исследование взаимодействия черновых клетей стана 1680 при непрерывной прокатке сля- бов / Металлургическая и горнорудная промышленность, – 2003. – № 2. – С.51–53. 58. Большаков В.И., Буцукин В.В. Оценка влияния податливого элемента на жест- кость механической системы / Металлургическая и горнорудная промышлен- ность, – 2003. – № 2. – С.87–89. 59. Оценка предельных нагрузок в трансмиссии металлургических машин / Р.Ш.Адамия, Г.В. Кашакашвили, В.М. Лобода и др. // Сталь, – 2003. – №3. – С.49–51. 60. Артюх В.Г. Совершенствование защиты металлургических машин от перегру- зок и поломок // Сталь, –2003. –№3. – С.54–56. 61. Определение динамических нагрузок в шестеренных клетях и редукторах прокатных станов / А.А. Филатов, С.Д. Гарцман, А.А. Жуков и др. // Сталь, – 2003. –№8. – С.41–45. 62. Карпухин И.И. Снижение динамических нагрузок и повышение долговечно- сти машин широкополосных станов горячей прокатки // Бюллетень «Черная металлургия», ОАО Черметинформация, – 2004. – №07. – С.31–35. 63. Влияние зазоров на динамические характеристики главных линий клетей чер- новой группы НШСГП / И.П. Мазур, В.В. Барышев и др. // Вибрация машин. Измерение, снижение, защита. – Выпуск 1. – 2005. 64. Большаков В.И. Особенности математического описания электроприводов с частотным регулированием скорости при исследовании динамики машин. // Металлургическая и горнорудная промышленность,–2005.–№ 3. – С.104–107. 65. Руденко В.И., Нижник Н.В. Анализ нестационарных процессов главной линии прокатного стана как системы с распределенными параметрами // Защита ме- таллургических машин от поломок. Мариуполь, –2005. –Вып.8. – С.19–23. 66. Веренев В.В. Взаимосвязь колебательных процессов в упругих системах про- катной клети / Металлургическая и горнорудная промышленность, – 2005. – № 1. – С. 100–103. 67. Анализ динамики главной линии привода брикетировочных вальцов / Э.Д.Броладзе, Б.Г. Кашакашвили, С.А. Мебония и др. // Сталь, – 2005. –№9. – С.61–64. 68. Система защиты оборудования от аварийных поломок / П.Н. Кирильченко, В.Г. Артюх, Г.В. Артюх и др. // Сталь, – 2007. –№1. – С.65–67. Статья рекомендована к печати канд.техн.наук В.В.Вереневым << /ASCII85EncodePages false /AllowTransparency false /AutoPositionEPSFiles true /AutoRotatePages /None /Binding /Left /CalGrayProfile (Dot Gain 20%) /CalRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1) /CalCMYKProfile (U.S. Web Coated \050SWOP\051 v2) /sRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1) /CannotEmbedFontPolicy /Error /CompatibilityLevel 1.4 /CompressObjects /Tags /CompressPages true /ConvertImagesToIndexed true /PassThroughJPEGImages true /CreateJDFFile false /CreateJobTicket false /DefaultRenderingIntent /Default /DetectBlends true /DetectCurves 0.0000 /ColorConversionStrategy /CMYK /DoThumbnails false /EmbedAllFonts true /EmbedOpenType false /ParseICCProfilesInComments true /EmbedJobOptions true /DSCReportingLevel 0 /EmitDSCWarnings false /EndPage -1 /ImageMemory 1048576 /LockDistillerParams false /MaxSubsetPct 100 /Optimize true /OPM 1 /ParseDSCComments true /ParseDSCCommentsForDocInfo true /PreserveCopyPage true /PreserveDICMYKValues true /PreserveEPSInfo true /PreserveFlatness true /PreserveHalftoneInfo false /PreserveOPIComments true /PreserveOverprintSettings true /StartPage 1 /SubsetFonts true /TransferFunctionInfo /Apply /UCRandBGInfo /Preserve /UsePrologue false /ColorSettingsFile () /AlwaysEmbed [ true ] /NeverEmbed [ true ] /AntiAliasColorImages false /CropColorImages true /ColorImageMinResolution 300 /ColorImageMinResolutionPolicy /OK /DownsampleColorImages true /ColorImageDownsampleType /Bicubic /ColorImageResolution 300 /ColorImageDepth -1 /ColorImageMinDownsampleDepth 1 /ColorImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeColorImages true /ColorImageFilter /DCTEncode /AutoFilterColorImages true /ColorImageAutoFilterStrategy /JPEG /ColorACSImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /ColorImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /JPEG2000ColorACSImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /JPEG2000ColorImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /AntiAliasGrayImages false /CropGrayImages true /GrayImageMinResolution 300 /GrayImageMinResolutionPolicy /OK /DownsampleGrayImages true /GrayImageDownsampleType /Bicubic /GrayImageResolution 300 /GrayImageDepth -1 /GrayImageMinDownsampleDepth 2 /GrayImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeGrayImages true /GrayImageFilter /DCTEncode /AutoFilterGrayImages true /GrayImageAutoFilterStrategy /JPEG /GrayACSImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /GrayImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /JPEG2000GrayACSImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /JPEG2000GrayImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /AntiAliasMonoImages false /CropMonoImages true /MonoImageMinResolution 1200 /MonoImageMinResolutionPolicy /OK /DownsampleMonoImages true /MonoImageDownsampleType /Bicubic /MonoImageResolution 1200 /MonoImageDepth -1 /MonoImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeMonoImages true /MonoImageFilter /CCITTFaxEncode /MonoImageDict << /K -1 >> /AllowPSXObjects false /CheckCompliance [ /None ] /PDFX1aCheck false /PDFX3Check false /PDFXCompliantPDFOnly false /PDFXNoTrimBoxError true /PDFXTrimBoxToMediaBoxOffset [ 0.00000 0.00000 0.00000 0.00000 ] /PDFXSetBleedBoxToMediaBox true /PDFXBleedBoxToTrimBoxOffset [ 0.00000 0.00000 0.00000 0.00000 ] /PDFXOutputIntentProfile () /PDFXOutputConditionIdentifier () /PDFXOutputCondition () /PDFXRegistryName () /PDFXTrapped /False /Description << /CHS <FEFF4f7f75288fd94e9b8bbe5b9a521b5efa7684002000410064006f006200650020005000440046002065876863900275284e8e9ad88d2891cf76845370524d53705237300260a853ef4ee54f7f75280020004100630072006f0062006100740020548c002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee553ca66f49ad87248672c676562535f00521b5efa768400200050004400460020658768633002> /CHT <FEFF4f7f752890194e9b8a2d7f6e5efa7acb7684002000410064006f006200650020005000440046002065874ef69069752865bc9ad854c18cea76845370524d5370523786557406300260a853ef4ee54f7f75280020004100630072006f0062006100740020548c002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee553ca66f49ad87248672c4f86958b555f5df25efa7acb76840020005000440046002065874ef63002> /DAN <FEFF004200720075006700200069006e0064007300740069006c006c0069006e006700650072006e0065002000740069006c0020006100740020006f007000720065007400740065002000410064006f006200650020005000440046002d0064006f006b0075006d0065006e007400650072002c0020006400650072002000620065006400730074002000650067006e006500720020007300690067002000740069006c002000700072006500700072006500730073002d007500640073006b007200690076006e0069006e00670020006100660020006800f8006a0020006b00760061006c0069007400650074002e0020004400650020006f007000720065007400740065006400650020005000440046002d0064006f006b0075006d0065006e0074006500720020006b0061006e002000e50062006e00650073002000690020004100630072006f00620061007400200065006c006c006500720020004100630072006f006200610074002000520065006100640065007200200035002e00300020006f00670020006e0079006500720065002e> /DEU <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> /ESP <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> /FRA <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> /ITA <FEFF005500740069006c0069007a007a006100720065002000710075006500730074006500200069006d0070006f007300740061007a0069006f006e00690020007000650072002000630072006500610072006500200064006f00630075006d0065006e00740069002000410064006f00620065002000500044004600200070006900f900200061006400610074007400690020006100200075006e00610020007000720065007300740061006d0070006100200064006900200061006c007400610020007100750061006c0069007400e0002e0020004900200064006f00630075006d0065006e007400690020005000440046002000630072006500610074006900200070006f00730073006f006e006f0020006500730073006500720065002000610070006500720074006900200063006f006e0020004100630072006f00620061007400200065002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000200065002000760065007200730069006f006e006900200073007500630063006500730073006900760065002e> /JPN <FEFF9ad854c18cea306a30d730ea30d730ec30b951fa529b7528002000410064006f0062006500200050004400460020658766f8306e4f5c6210306b4f7f75283057307e305930023053306e8a2d5b9a30674f5c62103055308c305f0020005000440046002030d530a130a430eb306f3001004100630072006f0062006100740020304a30883073002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee5964d3067958b304f30533068304c3067304d307e305930023053306e8a2d5b9a306b306f30d530a930f330c8306e57cb30818fbc307f304c5fc59808306730593002> /KOR <FEFFc7740020c124c815c7440020c0acc6a9d558c5ec0020ace0d488c9c80020c2dcd5d80020c778c1c4c5d00020ac00c7a50020c801d569d55c002000410064006f0062006500200050004400460020bb38c11cb97c0020c791c131d569b2c8b2e4002e0020c774b807ac8c0020c791c131b41c00200050004400460020bb38c11cb2940020004100630072006f0062006100740020bc0f002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e00300020c774c0c1c5d0c11c0020c5f40020c2180020c788c2b5b2c8b2e4002e> /NLD (Gebruik deze instellingen om Adobe PDF-documenten te maken die zijn geoptimaliseerd voor prepress-afdrukken van hoge kwaliteit. De gemaakte PDF-documenten kunnen worden geopend met Acrobat en Adobe Reader 5.0 en hoger.) /NOR <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> /PTB <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> /SUO <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> /SVE <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> /ENU (Use these settings to create Adobe PDF documents best suited for high-quality prepress printing. Created PDF documents can be opened with Acrobat and Adobe Reader 5.0 and later.) >> /Namespace [ (Adobe) (Common) (1.0) ] /OtherNamespaces [ << /AsReaderSpreads false /CropImagesToFrames true /ErrorControl /WarnAndContinue /FlattenerIgnoreSpreadOverrides false /IncludeGuidesGrids false /IncludeNonPrinting false /IncludeSlug false /Namespace [ (Adobe) (InDesign) (4.0) ] /OmitPlacedBitmaps false /OmitPlacedEPS false /OmitPlacedPDF false /SimulateOverprint /Legacy >> << /AddBleedMarks false /AddColorBars false /AddCropMarks false /AddPageInfo false /AddRegMarks false /ConvertColors /ConvertToCMYK /DestinationProfileName () /DestinationProfileSelector /DocumentCMYK /Downsample16BitImages true /FlattenerPreset << /PresetSelector /MediumResolution >> /FormElements false /GenerateStructure false /IncludeBookmarks false /IncludeHyperlinks false /IncludeInteractive false /IncludeLayers false /IncludeProfiles false /MultimediaHandling /UseObjectSettings /Namespace [ (Adobe) (CreativeSuite) (2.0) ] /PDFXOutputIntentProfileSelector /DocumentCMYK /PreserveEditing true /UntaggedCMYKHandling /LeaveUntagged /UntaggedRGBHandling /UseDocumentProfile /UseDocumentBleed false >> ] >> setdistillerparams << /HWResolution [2400 2400] /PageSize [612.000 792.000] >> setpagedevice