Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин
Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлурги...
Збережено в:
| Дата: | 2007 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України
2007
|
| Назва видання: | Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-22180 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-221802025-02-09T09:58:48Z Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин Коренной, В.В. Металлургическое машиноведение Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлургических агрегатов. 2007 Article Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос. XXXX-0070 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180 669.1:531.7.001.5 ru Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии application/pdf Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Металлургическое машиноведение Металлургическое машиноведение |
| spellingShingle |
Металлургическое машиноведение Металлургическое машиноведение Коренной, В.В. Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии |
| description |
Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных
процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого
сформулированы дальнейшие направления использования характеристик переходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надежности металлургических агрегатов. |
| format |
Article |
| author |
Коренной, В.В. |
| author_facet |
Коренной, В.В. |
| author_sort |
Коренной, В.В. |
| title |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| title_short |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| title_full |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| title_fullStr |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| title_full_unstemmed |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| title_sort |
обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин |
| publisher |
Інститут чорної металургії ім. З.І. Некрасова НАН України |
| publishDate |
2007 |
| topic_facet |
Металлургическое машиноведение |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/22180 |
| citation_txt |
Обзор исследований динамики переходных процессов в линиях приводов металлургических машин / В.В. Коренной // Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии: Сб. научн. тр. — Дніпропетровськ.: ІЧМ НАН України, 2007. — Вип. 15. — С. 250-264. — Бібліогр.: 68 назв. — рос. |
| series |
Фундаментальные и прикладные проблемы черной металлургии |
| work_keys_str_mv |
AT korennojvv obzorissledovanijdinamikiperehodnyhprocessovvliniâhprivodovmetallurgičeskihmašin |
| first_indexed |
2025-11-25T15:01:08Z |
| last_indexed |
2025-11-25T15:01:08Z |
| _version_ |
1849774969836273664 |
| fulltext |
250
УДК 669.1:531.7.001.5
В.В. Коренной
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ДИНАМИКИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В
ЛИНИЯХ ПРИВОДОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ МАШИН
Представлен обзор научных работ по исследованию динамики переходных
процессов в линиях приводов металлургических машин. На основании этого
сформулированы дальнейшие направления использования характеристик пере-
ходного процесса на пути модернизации и повышения эксплуатационной надеж-
ности металлургических агрегатов.
Изучению природы возникновения и характеристик переходных про-
цессов, в частности колебаний, упруго–массовых систем посвящен ряд
монографий [1,7,16,33,39–42,46], множество статей отечественных и за-
рубежных исследователей и некоторые диссертационные работы
[6,26,27].
Основателем научного направления динамики металлургических ма-
шин по праву считается член–корр. АН Украины С.Н. Кожевников. Тео-
ретические основы динамики машин, в основном на базе прокатных ста-
нов, изложены им в монографии [1], затем развиты и систематизированы
в работе [41]. В основанной им в 50–х годах школе на базе отдела механи-
зации и автоматизации металлургического производства Института чер-
ной металлургии НАН Украины разработана и успешно используется и
совершенствуется методика исследования динамики нелинейных элек-
тромеханических систем с упругими связями. Эта методика включает рег-
ламент составления, анализа и упрощения расчетных схем исследуемого
объекта, расчет их амплитудно–частотных характеристик, выполнение
базовых и контрольных экспериментальных исследований динамических
нагрузок и особенностей протекания переходных процессов, анализ зави-
симостей изменения нагрузок от параметров и режимов работы машины, а
также систематизацию нагрузок для расчетов на прочность и выносли-
вость. Основой расчета динамических нагрузок является система диффе-
ренциальных уравнений, описывающая переходные процессы в линии
главного привода прокатной клети при различных режимах работы. Урав-
нения записываются в форме С.Н.Кожевникова, где неизвестными явля-
ются непосредственно моменты сил упругости. Коэффициенты в этих
уравнениях определяются упруго–массовыми параметрами расчетной
схемы.
Теоретические выкладки проверены на действующем прокатном обо-
рудовании, когда были проведены, впервые в мировой практике, ряд мас-
штабных экспериментальных исследований механического прокатного
оборудования комбината «Запорожсталь». Были измерены крутящие мо-
менты в клетях №5–№10 чистовой группы НТЛС 1680 на промежуточном
валу (моторная муфта) и шпинделях [2], на главных шпинделях линии
251
привода вертикальных валков слябинга 1150 [4] и на коренном валу и
шпинделях стана 2800 полистной прокатки [5]. Выявлена однозначная
связь динамических нагрузок с величиной зазоров в линиях приводов.
Позднее проблемам динамических нагрузок прокатных станов посвя-
тили себя и зарубежные авторы. Петерсен С.Р. на примере линии привода
с редуктором, представленной 8–ми массовой рядной системой, исследует
влияние жесткости участка двигатель–редуктор на величину коэффициен-
та динамичности Кд [3]. Согласно расчетам на модели Кд изменяется в
пределах 1,5–4,0. Автор отмечает, общеизвестный факт, что жесткость
участка должна быть значительно, в 2–3 раза, изменена, чтобы получить
желаемый эффект. При этом не указывает, какие размеры элементов рас-
сматриваемого участка должен изменить конструктор.
А.И. Голубенцевым разработан интегральный метод для исследования
динамики [7]. После перехода к обобщенным безразмерным параметрам
решение одного дифференциального уравнения n–го порядка с парамет-
рами Сi, к которому сводят систему n уравнений второго порядка, записы-
вают в специальных функциях переходного процесса В(+к). Находят чис-
ленные значения этих функций, закон их изменения и их экстремальные
значения при изменении параметров дифференциального уравнения в за-
данных интервалах. В результате последовательных вычислений устанав-
ливают значения параметров Сi, соответствующие наименьшему из воз-
можных максимальных значений функции переходного процесса. Реше-
ние задачи этим методом получается довольно громоздким. Для каждой
системы (клети) необходимо строить свои функции В(+к). Анализ систе-
мы с увеличением числа степеней свободы существенно усложняется.
Поэтому А.Н. Голубенцев (в качестве примеров) и анализирует, как пра-
вило, 3–х и 4–х массовые рядные системы. Для таких систем установлена
оптимальная область изменения обобщенных безразмерных величин С1 и
С2, зависящих от упруго–массовых параметров. Автор этим ограничива-
ется, не приводит рекомендаций, в каком направлении необходимо изме-
нять массы и жесткости, чтобы войти в оптимальную область.
При выполнении ряда экспериментальных исследований были полу-
чены данные о динамических нагрузках в течение некоторого промежутка
времени. В результате учета динамических нагрузок и экстраполяции ве-
личин зазоров была получена методика расчета на прочность и ограни-
ченную долговечность элементов главной линии прокатных станов [8].
Дальнейшее развитие этого направления состояло в систематизации на-
грузок, разработке методики установления гарантированных сроков
службы тяжело нагруженных деталей, что способствует их своевременной
замене [28].
При исследовании динамики электромеханических систем часто при-
ходится упрощать расчетную схему (уменьшать количество масс). Взаим-
ная связанность двух парциальных систем в 3–хмассовой крутильной сис-
теме приведена в публикации [11], где из равенства кинетической и по-
252
тенциальной энергии получена ее количественная оценка. Знание величи-
ны критерия связанности и коэффициента связи позволяет еще до начала
исследования системы оценить степень взаимного влияния элементов
системы на величину динамических нагрузок.
К тому времени накопленный опыт сотрудников ИЧМ теоретических
[9] и экспериментальных [10] исследований прокатных станов, составле-
ния расчетных схем, их математического описания систематизирован в
статье [12]. Это послужило отправной точкой для решения прикладных
задач по исследованию динамики различных машин. Например, работа
[9], была продолжена до получения количественных зависимостей возни-
кающих дополнительных нагрузок в замкнутом силовом контуре с нерав-
номерным передаточным отношением [22].
Из области теоретических исследований известна работа [13], где ав-
тор на примере линии привода нереверсивной прокатной клети, показал,
что коэффициент динамичности на моторном валу существенно зависит
от отношения собственных частот β1 и β2 трехмассовой системы, опреде-
лил верхнюю границу коэффициента динамичности исходя из условия
неблагоприятной коллинеарности [7]. Им же впервые показана роль жест-
костей и моментов инерции в формировании Кд. Аналитически получена
важная закономерность: при постоянных моментах инерции имеется такое
отношение жесткостей моторного С12 и шпиндельного С23 участков, при
котором коэффициент динамичности достигает максимального значения,
а, следовательно, одной величине коэффициента динамичности соответ-
ствуют два значения отношения жесткостей С12 и С23 [17].
Интересной особенностью обладает момент технологического сопро-
тивления на листопрокатных станах. Вопреки казалось бы привычному
свойству постоянства момента прокатки плоских профилей, в процессе
захвата металла валками он может превышать установившееся значение.
Впервые этот факт был отмечен в работе [5], описан более детально в ста-
тье [14] и окончательно, в виде инженерной методики в зависимости от
жесткости полосы и клети, приведен в публикациях [21, 30]. Автор объяс-
няет природу этого явления увеличенным обжатием переднего конца за-
готовки, вследствие пружины клети, и одновременным увеличением пле-
ча приложения усилия прокатки. В тоже время исследователи тонколи-
стового стана 1680 горячей прокатки [15] объясняют этот эффект уско-
ренным остыванием переднего конца горячей полосы. По–видимому, на
горячих станах наблюдается одновременное проявление этих факторов,
что и приводит к увеличению момента прокатки при захвате полосы.
В работе [16] рассмотрены условия эксплуатации основного и вспо-
могательного оборудования прокатных цехов, определены действующие
статические и динамические нагрузки в машинах и узлах в различных
режимах роботы и на их основе рассчитывается прочность и долговеч-
ность деталей оборудования.
253
В статье [18] опубликован результат проведенных измерений крутя-
щих моментов привода клетей по аналогии с работой [2]. Авторы обра-
щают внимание на величину зазора в шпиндельном сочленении и форму
передней кромки полосы, как факторов, влияющих на динамическую со-
ставляющую нагрузки.
Зарубежными авторами публикации [19] проведена работа по теоре-
тическому определению крутильных нагрузок на примере 12–массовой
разветвленной модели со сдвоенным приводом и результаты эксперимен-
тального исследования. Отмечено влияние зазоров, необходимость его
уменьшения, степени влияния обрезки переднего конца, расположение
механического предохранителя, показано, что демпфирование незначи-
тельно влияет на пик крутящего момента.
В связи с увеличением мощности прокатных станов начали применять
индивидуальный привод рабочих валков. Составлению расчетной схемы
такого стана (на примере блюминга 1300 КМЗ) и применяемым методи-
кам упрощения, одной из первых, посвящена статья [20]. В результате
работы авторы не получили достаточно точное отображения динамиче-
ских нагрузок по сравнению с экспериментальными осциллограммами.
Аналитический обзор о состоянии развития динамики металлургиче-
ских машин [23] содержит все известные на то время направления иссле-
дований. Отмечается, что различные мероприятия по уменьшению или
минимизации динамики не должны влиять на соответствие ГОСТам вы-
пускаемой продукции. Это, кстати, является актуальным и в современных
условиях производства.
Во ВНИИМЕТМАШе, для решения своих задач, применяется методи-
ка динамического расчета главных линий, в которой используются те же
уравнения С.Н. Кожевникова, но записанные в безразмерных (относи-
тельных) параметрах [24]. В их научном обзоре [36] рассмотрены способы
повышения работоспособности прокатного оборудования за счет новых
конструкторских и технологических разработок, направленных на сниже-
ние различных видов нагрузок, возникающих в узлах и механизмах, а
также в приводах прокатных станов. Подразумевалось, что переходные
процессы в механической и электрической системе не связаны. Выделя-
ются факторы, влияющие на динамику, конструктивные и технологиче-
ские способы ее снижения: а) распределение масс и жесткостей (клеть №5
стана 2000 разрушения зубьев вал–шестерни редуктора – изготовили вал–
торсион), б) угловые зазоры (в основном в шпинделях) – применение
уравновешивающего устройства, противомомент перед захватом, ускоре-
ние электропривода, применение различных компенсаторов износа, в)
скорость изменения технологического сопротивления – рез переднего
конца полосы по угловому или шевронному контуру, уменьшение скоро-
сти электродвигателя на период захвата металла валками (заправка поло-
сы).
254
Пристальное внимание угловому зазору в шпиндельном сочленении
уделено авторами работы [25]. Отмечается тот факт, что на холостом ходу
зазор раскрывается из–за неуравновешенности шпинделя. Предлагается
посадка валковой муфты на хвостовик рабочего валка с натягом, а также
создание тормозного момента на рабочих валках перед захватом для вы-
борки зазоров. Позднее ими же [37] изучалась система уравновешивания
шпинделей черновой группы стана 2000 НЛМК, при этом измеряли зазор
в шпинделе с помощью двух сельсинов, крутящий момент, упругую де-
формацию станины. В результате разработана и внедрена методика точ-
ной настройки пружинных уравновешивающих устройств шпинделей с
текстолитовыми вкладышами.
Достаточно подробно, однако качественно, проблему минимизации
динамики в связи с конструктивными параметрами рассматривает Дж.
Райт [29]. Он отмечает роль моментов инерции, жесткостей, собственных
частот, зазоров. Для улучшения динамических свойств предлагает конст-
руктивный вариант установки в линии привода упругой муфты. Обосно-
вывает участки, где она дает наибольший эффект. В работе [35] этот же
автор рассматривает более детально конструктивные варианты муфт, об-
ладающих разной жесткостью.
В статье [31] сообщается, что конструктивные мероприятия по сни-
жению динамики труднореализуемы в условиях производства, поэтому
рассмотрен такой метод снижения динамических нагрузок при захвате,
как придание передней кромки заготовки фигурной формы, причем для
всех клетей прокатного стана, и чистовых и черновых. Для черновой
группы фигурная кромка образуется на ножницах слябинга или МНЛЗ,
после определенного формоизменения в черновой группе, на ножницах
перед чистовой группой формируется трапециевидная передняя кромка
для задачи в чистовую группу клетей. Предложены рациональные пара-
метры фигурной кромки для черновой и чистовой группы, по мнению
авторов, не приводящие к дополнительному расходу металла в обрезь.
Попыткой исследовать линию привода прокатной клети с синхрон-
ным двигателем является публикация [32]. Объектом были выбраны клеть
4а стана 1700 ММК им. Ильича и клеть 5 стана 2000 НЛМК. Нагрузки
определялись экспериментально (осциллограммы не приведены), а также
методом моделирования с помощью 3–х массовой модели (консольная
заделка концевой массы и зазор в шпинделе). Наличие динамических на-
грузок объясняется: а) наличием зазоров, б) близостью собственных час-
тот, в) большим отличием частоты собственных колебаний двигателя от
частот механической системы. Не приведена в явном виде функция жест-
кости магнитной связи синхронного двигателя при моделировании. Как
вариант снижения динамики предлагается увеличить жесткость магнит-
ной связи путем увеличения напряжения возбуждения перед захватом.
Прикладным задачам расчета крутильных и изгибных колебаний ва-
лов посвящена работа [33]. Приведены расчетные зависимости для опре-
255
деления частот, динамических сил и амплитуд. Автор рассматривает в
основном условия работы коленчатых валов двигателей внутреннего сго-
рания, и приводит рекомендации по оценке степени опасности колебаний
(резонансные зоны) на прочность узлов.
В статье [34] отмечается необходимость систематически–
технического подхода при проектировании новых технологических ма-
шин. Приведено математическое описание схем технологических агрега-
тов с рабочими характеристиками различных электроприводов.
Математическое моделирование, как метод исследования, применяет-
ся в работе [38]. Объектом исследования является черновая клеть кварто,
приводимая во вращение спаренными электродвигателями, учтено описа-
ние модели зазора и параметры электрических приводов. Получены дан-
ные о влиянии степени раскрытия зазоров, отмечено их раскрытие при
ударе раската о валки на динамические нагрузки, а также то, что с увели-
чением момента прокатки степень превышения амплитуды уменьшается.
На базе результатов экспериментальных исследований в монографии
[39] изложены вопросы динамики основных типов машин металлургиче-
ского производства. Сделаны попытки описания особенности возбужде-
ния колебательных процессов в сложных электромеханических системах
многодвигательных и групповых приводов. Показано влияние нелиней-
ных колебаний на динамические характеристики машин.
В связи с современными тенденциями конструирования и создания
металлургического оборудования авторами работы [40] сформулированы
задачи оптимизации переходных процессов по коэффициенту динамично-
сти и по времени затухания упругих колебаний. Предложена инженерная
методика выбора структурных схем и параметров машин, маловосприим-
чивых к возмущающим воздействиям, использующая методику работы
[7].
Из учебно–методических работ, посвященных исследованию колеба-
тельных процессов, следует отметить работу [42]. В ней дано изложение
основ теории механических колебаний, которое опирается на общий курс
теоретической механики и иллюстрируется рядом типовых примеров. Ав-
тор делает попытку углубить понимание процесса колебаний в реальных
системах (наличие эффекта гистерезиса).
Для снижения динамики в работе [43] предложено производить изгиб
переднего конца полосы вверх. Для этого на двухвалковой клети №1 ста-
на 2000 НЛМК станинный ролик был установлен выше линии прокатки и
после экспериментальной проверки способ внедрен, правда, только для
этой клети.
Высокая динамичность и аварийность НШС объясняется в работе [44]
большой энергией вращающихся масс, т.к. мощные двигатели могут ло-
мать приводную линию. В виде решения предлагается переход на безре-
дукторный тихоходный привод, уменьшение скорости вращения на пери-
од заправки полосы с дальнейшим разгоном, установка упругих энерго-
256
емких элементов в линии привода. Отмечается, что переход на двигатели
с двухякорным исполнением снижает динамичность, однако не обеспечи-
вает защиты линий от поломок. В дальнейших исследованиях делается
упор на использование упругих муфт [60] и упруго компенсирующего
вала из конструкционного полиуретана [68].
В публикации [45] приводятся результаты моделирования динамиче-
ских нагрузок в клетях №3, №4, №4а, №5, №6 НШС 1700 ММК им. Ильи-
ча. Определена степень влияния на частотные свойства и нагрузку откло-
нения упруго–массовых параметров от номинальных значений. Оценена
возможность изменения структуры линии (применение спаренного при-
вода) и его влияние на частотные свойства линии привода прокатной кле-
ти.
Одной из последних работ по динамике процессов прокатки, вклю-
чающей в себя много разработок предыдущих лет, является учебное изда-
ние [46], посвященное многим задачам самого процесса деформации ме-
талла в валках, так и расчетам динамических нагрузок, возникающих при
их реализации в линии привода прокатной клети. Методика расчета, со-
ставления, приведения динамических моделей не отличается от общеиз-
вестных, хотя и содержит некоторые спорные моменты. Так авторы пред-
лагают упрощать любую n–массовую рядную модель к 2x–массовой на
основе равенства суммарной энергии и низшей собственной частоты, ко-
торую предварительно необходимо определить в n–массовой модели. При
сведении к 3x–массовой возникает неопределенность (количество неиз-
вестных больше, чем уравнений). Определена жесткость электромагнит-
ной связи ротор–статор синхронного двигателя и отмечается незначи-
тельное ее изменение в переходных режимах, в связи с чем, предложено
рассматривать эту связь как линейно упругую. Для двигателя постоянного
тока связь ротор–статор как линейный элемент демпфирования. Сообща-
ется, что максимальное значение коэффициента динамичности определя-
ется не законом изменения момента прокатки во времени, а продолжи-
тельностью его нарастания. Получены зависимости коэффициента дина-
мичности на 3x–массовой модели с зазорами от вариации параметров же-
сткостей и средней массы. Рассмотрены различные технологические ва-
рианты снижения динамических нагрузок (теоретически и эксперимен-
тально) и методики их расчетов, для количественной оценки их снижения.
Различным аспектам динамических нагрузок при нестационарном
процессе асимметричной прокатки посвящена публикация [47]. Работа
направлена на оптимизацию геометрических параметров трансмиссии и
электрических параметров двигателей. Рассмотрены рабочие клети с од-
но–, двух–, трех– и четырехдвигательным приводом, однако схемы при-
водов не приведены. Представленные осциллограммы имеют низкую час-
тоту дискретизации, поэтому характеристики переходных процессов оп-
ределить сложно. Предлагается регулировать величины моментов сил
сопротивления на рабочих валках или жесткость механических характе-
257
ристик двигателей с помощью ЭВМ, которая в зависимости от конкрет-
ных условий прокатки, путем решения систем дифференциальных урав-
нений, высчитывает необходимые параметры.
Рассмотрены натурные переходные процессы в главных приводных
линиях валков клетей ШСГП 1680, 1700, 2000 и 2500 [48]. Дан сравни-
тельный анализ крутильных колебаний на моторном и шпиндельных уча-
стках, возникающих в линии привода при захвате металла валками. Отме-
чаются переходные процессы с увеличивающейся амплитудой, с «нуле-
вой» полкой (раскрытие зазора), с обратным нагружением (замыкание
зазора). На шпинделях отличающиеся переходные процессы (по фазе и
амплитуде, частоты совпадают). Сделан вывод о целесообразности увели-
чения отношения низших частот, раскрытии зазоров вдоль линии приво-
да, в результате чего система распадается на автономные колебательные
подсистемы, что оказывает влияние на уровень динамических нагрузок,
что необходимо учитывать при моделировании. Ими же разработана и
предлагается к использованию при проектировании концепция поиска
путей уменьшения динамических нагрузок [49], основанная на анализе
совместного воздействия зазоров, конструктивных и технологических
параметров.
В работе [50] измеряли динамический момент на нижнем и верхнем
шпинделях чистовой клети №7 стана 2000 МК «Северсталь». Было заме-
чено, что нагружается сначала нижний, а затем верхний шпиндель. Этот
факт автор трактует различными величинами зазоров в шпинделях при
захвате и как вариант смягчения, предлагает методику подбора рабочих
валков по катающему диаметру.
Систематизированы и изложены в статье [51] основные положения
методики исследования динамических процессов и определения нагрузок
в нелинейных электромеханических системах приводов металлургических
машин.
В публикации [52] представлены этапы развития и пути модернизации
тонколистового стана 1680 горячей прокатки. Именно благодаря коренной
реконструкции стана в 1956–1958 гг., привлеченные для анализа нового
оборудования научные сотрудники ИЧМ во главе с С.Н. Кожевниковым,
совершили научный прорыв в определении динамических нагрузок тяже-
лых машин. Сообщается о мероприятиях, способствующих увеличению
надежности оборудования, стабильной высокопроизводительной работе
стана и получение конкурентоспособной качественной продукции.
Авторы работы [53] продолжают развивать теоретическое определе-
ние характеристик момента при захвате над установившимся значением
момента прокатки. Путем электронного моделирования получено уравне-
ние продольной разнотолщинности в динамике, определена скорость при
которой линия привода становится максимально восприимчивой (в дина-
мическом плане) к горбообразному моменту.
258
На базе большого количества экспериментальных измерений динами-
ки, выполненных сотрудниками ИЧМ приведены и проанализированы
частотные свойства черновых и чистовых клетей НТЛС 1680, НШС 1700
«Испат–Кармет», НШС 1700 ММК им. Ильича, НШС 2000 НЛМК и НШС
2500 ММК (всего 49 клетей) [55]. Предложены критерии, удовлетворяю-
щие нормальному уровню динамики в клети: а) отношение двух низших
собственных частот должно быть больше 1.8, б) первая собственная час-
тота должна быть менее 10 Гц.
При внедрении новой технологической схемы прямой транзитной
прокатки по схеме слиток–сляб–рулон на НТЛС 1680 анализировались
нагрузки по данным мощности синхронных приводов клетей №1 и №2
[56]. Был сделан вывод о нормальной величине перегрузки по электриче-
ским сигналам, которые не отражают переходного процесса в механиче-
ской системе.
Результаты экспериментальных исследований динамических процес-
сов в оборудовании при взаимодействии смежных клетей через полосу,
выполненных лабораторией динамики прокатного оборудования ИЧМ на
непрерывных широкополосных станах обобщены в публикации [54]. При
реализации технологии прокатки слябов удвоенной массы (т.е. длины) в
первых черновых клетях НТЛС 1680 происходит одновременная дефор-
мация в двух клетях. В статье [57] приведены особенности этого динами-
ческого взаимодействия главных линий клетей через толстую полосу на
примере тандема клеть дуо – клеть №1. Исследования включали в себя
запись крутящего момента и силу тока приводов в клетях. Из сравнения
переходных процессов в механической и электрической системах, сделан
вывод об отсутствии связи колебаний силы тока и крутящего момента в
переходном режиме. Как способ снизить динамические нагрузки в клети
дуо предлагается ускорение линии привода перед захватом и согласова-
ние скорости подающего рольганга со скоростью прокатки в клети.
В прикладном плане интересна статья [58], где исследовано влияние
податливого элемента на жесткость рядной механической системы с уче-
том возможного отклонения упругих параметров податливого элемента от
номинальных значений.
В работе [59] определяли максимально возможное значение коэффи-
циента динамичности для некоторых типов металлургических машин в
зависимости от особенностей нагружения и влияния зазора. Отмечается,
что системы с несколькими степенями свободы по сравнению с одно–двух
степенными, обладают большей податливостью, сглаживающей нагрузку
ударного характера.
Расчетно–прикладной характер имеет публикация [61], где приведена
уточненная методика определения динамических нагрузок в процессе
взаимодействия цапф зубчатых колес шестеренных клетей и редукторов
прокатных станов с опорными узлами.
259
О результатах научно–производственной деятельности в области мо-
дернизации металлургического оборудования прокатных станов сообща-
ется в работе [62]. Отмечаются такие технические решения, как – умень-
шение зазоров между подушками рабочих валков и стойками станин, точ-
ное уравновешивание универсальных шпинделей, выбор величины и на-
правления смещения рабочих валков относительно опорных, изменение
жесткости участков трансмиссии, согласование скорости валков верти-
кальной и горизонтальной клетей.
Основательно взялись за изучение влияния зазоров на динамические
нагрузки авторы публикации [63]. Составив 16–ти массовую разветвлен-
ную расчетную схему линии привода черновой прокатной клети, введя
зазоры и демпфирование в каждую упругую связь, получили результат без
указания величины зазоров и степени их открытия.
В статье [64] представлены уравнения движения асинхронных и син-
хронных электродвигателей переменного тока с частотным регулировани-
ем скорости вращения роторов в составе электромеханических систем
приводов. Описаны особенности учета динамических характеристик элек-
тродвигателей при исследовании колебательных процессов в системах
приводов с упругими связями.
Авторами публикации [65] проведено моделирование методом конеч-
ных элементов 3x–массовой расчетной схемы прокатного стана, содержа-
щей соединительные валы с распределенной по длине массой. В результа-
те расчетов сделан сомнительный вывод о неравномерности динамиче-
ской нагрузки по длине тяжелого вала шпинделя.
На основании экспериментальных данных в работе [66] показано, что
при захвате металла валками во всех системах прокатной клети (станина,
подушки валков, корпус шестеренной клети и редуктор) формируются
колебательные процессы. Несущей частотой этих колебаний является час-
тота собственных колебаний упругой крутильной системы линии главного
привода. Установленная взаимосвязь колебательных процессов в рядных
системах позволяет использовать эту их особенность для диагностики
технического состояния оборудования прокатной клети.
Интересна публикация грузинских исследователей динамики [67].
Используя методику С.Н. Кожевникова, изучаются динамические нагруз-
ки, возникающие в линии привода брикетировочных вальцов. Расчетная
схема представляет собой 2x–массовую приведенную крутильную модель
с консольной заделкой концевой массы, нагружение которой происходит
технологической циклической нагрузкой, возникающей при формирова-
нии прессованных брикетов.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что вопросы динамики освещены
достаточно полно как в теоретическом так и в экспериментальном плане.
Получены аналитические зависимости поведения простых линейных 2–3–
хмассовых систем, их оптимизация по различным критериям. Например,
260
интегральный метод А.И. Голубенцева [7] позволяет достаточно легко
проанализировать максимально возможные динамические нагрузки в ре-
альной машине, но при оптимизации конструкции предлагает такие кон-
структивные параметры, реализовать которые невозможно.
Для других систем (многомассовых, с распределенными параметрами)
приведены различные алгоритмы численных решений. Разработана мето-
дика учета углового зазора, как разрывающейся упругой связи между
двумя массами. Упруго–массовые системы линии привода рассматрива-
ются совместно с электрической системой двигателя, но в связи с услож-
нением и повышением быстродействия электрических машин требуется
учет всех этих факторов при моделировании. С использованием вышепе-
речисленного представляется возможным разработка рациональных пара-
метров приводов мощных и надежных прокатных станов.
Предложены, обоснованы и внедрены различные практические спосо-
бы уменьшения динамики на конкретных объектах. Однако требуют до-
полнительного изучения варианты фигурной резки концов полосы перед
чистовой группой на НТЛС 1680, в связи с установкой в линии стана ППУ
«Coilbox».
Производились расчеты на прочность и выносливость, с применением
так называемой эквивалентной нагрузки, определяемой по ограниченному
числу захватов на определенном (одном) сортаменте и каком–то техниче-
ском состоянии оборудования. В связи с появлением быстродействующей
цифровой аппаратуры для записи крутящего момента в больших количе-
ствах представляется возможным получить весь спектр нагрузок на всем
сортаменте, в течение длительного периода работы прокатной клети, для
расчета элементов линии привода на ограниченную долговечность.
Вместе с тем характеристики переходного процесса крутящего мо-
мента с достаточной частотой дискретизации, совместно с сигналами виб-
рации, измеренными на различных участках линии привода представляют
возможным судить о техническом состоянии линии привода. Для этого
необходимо разработать техническую базу для применения на прокатных
станах систем автоматизированной диагностики состояния и точности
реализации режимов работы оборудования.
1. Кожевников С.Н. Динамика машин с упругими звеньями. // – Киев: Изд–во
АН УССР, 1961.–160 с.
2. Кожевников С.Н., Скичко П.Я. Экспериментальное исследование главных
линий чистовой группы клетей НТЛС 1680 завода «Запорожсталь» // ИзвВуз-
ЧернМеталл. 1961, №12, с.179–184.
3. Petersen S.K. Impact torsional vibration of direct current hot strip mill drive motors
// «Iron and Steel», 1964, 41, №10, pp. 105–110.
4. Кожевников С. Н., Большаков В.И. Исследование динамики приводной линии
вертикальных валков слябинга // Модернизация и автоматизация металлурги-
ческого оборудования. Труды ИЧМ. – Т. XIX. – М.: Металлургия, 1965. –
С.72–78.
261
5. Влияние зазоров на динамические нагрузки в главной линии стана 2800 /
В.И.Большаков, С. Н. Кожевников, Ю. Я. Кармазин и др. // Изв. ВУЗов Черная
металлургия . – 1967. – № 6. – С. 162–168.
6. Большаков В.И. Исследование нелинейных электромеханических систем при-
водов прокатных станов с упругими связями на электронных моделях: Авто-
реф. дис. канд. техн. наук – Днепропетровск, 1966. – 18 с.
7. Голубенцев А.И. Интегральные методы в динамике.–К.: Технiка, 1967.–350 с.
8. Кожевников С.Н., Большаков В.И. Динамические нагрузки главных линий
прокатных станов и учет этих нагрузок при расчетах на прочность и выносли-
вость // Труды Первой Всесоюзной конференции по расчет на прочность ме-
таллургических машин. – Сб. № 23. – М.: ВНИИМЕТМАШ, 1968. – С. 28–46.
9. Большаков В.И. Динамика замкнутой электромеханической системы с нели-
нейными упругими связями // Динамика машин. – М.: Машиностроение, 1969.
– С. 64–73.
10. Экспериментальное исследование перемещения валков в период захвата по-
лосы / С.Н. Кожевников, М.М. Сафьян, П.Я. Скичко и др. // Прокатное произ-
водство. Труды ИЧМ. – Т. XXIX. – М.: Металлургия, 1969. – С. 395–400.
11. Большаков В.И. Взаимодействие парциальных систем с упругими связями при
колебаниях и оценка степени их связанности// «Теория механизмов и машин».
Вып.7. Харьков: ХГУ, 1969. – С.66–69.
12. Опыт исследования динамики главных приводов прокатных станов с учетом
упругих связей и зазоров / С.Н. Кожевников, П.Я. Скичко, А.Н. Ленский и др.
// Динамика металлургических машин. Сб. статей ИЧМ, т.ХХХI, М.: Метал-
лургия. 1969.–с.5–13.
13. Лошкарев В.И. Определение оптимальных параметров главной линии рабочей
клети нереверсивного прокатного стана // Динамика металлургических ма-
шин. Сб. ст. ИЧМ, т. ХХХI. М.: Металлургия.1969.– С.17–21.
14. Большаков В.И. Технологические нагрузки листопрокатных станов // Динами-
ка металлургических машин. Сб. статей ИЧМ, т.ХХХI, М.: Металлургия.
1969.–с.64–67.
15. Кожевников С.Н., Скичко П.Я. Известия вузов. Черная металлургия, 1967,
№12, с.179–184.
16. Динамика и прочность прокатного оборудования / Ф.К. Иванченко, П.И.Полу-
хин, М.А. Тылкин и др. // М: Металлургия, 1970. – 487с.
17. Лошкарев В.И. Определение параметров трехмассовой системы, обеспечи-
вающих заданные коэффициенты динамичности. // Теория механизмов и ма-
шин, Харьков, вып.10, 1971, с.33–37.
18. Экспериментальное определение моментов в чистовой группе широкополос-
ного стана горячей прокатки 1680 / М.М. Сафьян, Я.Д. Василев, В.П. Холод-
ный и др. // В сб. «Обработка металлов давлением» (ДМетИ), вып.56. М.: Ме-
таллургия, –1971. – С.175–178.
19. Кэшей А.М., Воулкер Ф.С., Смолли А.О. Динамический удар в прокатном ста-
нах // Тр. Америк. о–ва инж.–механиков. Конструирование и технология ма-
шиностроения.–1972.–№2.–С.159–174.
20. Большаков В.И, Логинова К.С. Расчетная схема главной линии прокатного
стана с индивидуальным приводом валков // Металлургическая и горнорудная
промышленность – 1973. №1. – С. 67–70.
262
21. Большаков В.И. Анализ зависимости момента сопротивления при захвате от
параметров клети и прокатываемого листа // В сб. «Листопрокатное произ-
водство». – М.: Металлургия, 1974. – № 3. – С. 123–127.
22. Большаков В.И. Особенности нагружения замкнутого контура с нелинейными
упругими связями // В сб. «Динамика машин». – М.: Наука, 1974. – С.17–22.
23. Праздников А.В., Большаков В.И. Современное состояние и задачи динамики
металлургических машин // В сб. «Динамика машин». – М.: Наука, 1974. –
С.150–165.
24. Исследование динамики приводов главных линий ШСГП / А.И. Целиков,
Б.Е.Житомирский, М.С. Гарцман и др. // Доклады международного симпо-
зиума по динамике тяжелых машин горной и металлургической промышлен-
ности. Донецк, 1974.–С.25–31.
25. Условия безударного захвата металла валками прокатного стана / М.Я. Ройзен,
С.Л. Коцарь, Ю.В. Гесслер и др. // ИзвВузЧернМеталл, 1974, №12, с.51–53.
26. Ройзен М.Я. Исследование динамики главных линий черновых клетей широ-
кополосного стана: Автореф. дис. канд. техн. наук – Липецк, 1974. – 20 с.
27. Веренев В.В. Исследование динамики главных линий непрерывных широко-
полосных станов горячей прокатки и влияние динамических процессов на
продольную разнотолщиность полос: Автореф. дис. канд. техн. наук – Днеп-
ропетровск, 1975. – 20 с.
28. Большаков В.И. Систематизация нагрузок при расчетах на выносливость де-
талей привода листопрокатного стана // В сб. «Металлургическое машинове-
дение и ремонт оборудования». – М.: Металлургия, 1975. – № 4. – С. 100–104.
29. Wright J. Mill drive system to minimize torque amplification // Iron and Steel En-
gineer, July, 1976. pp.56–60.
30. Большаков В.И. Особенности динамического нагружения листопрокатных
станов // В сб. «Металлургическое машиноведение и ремонт оборудования». –
Вып. 6 – М.: Металлургия, 1979. – № 4. – С. 58–59.
31. Скичко П.Я., Веренев В.В. Снижение ударных нагрузок в непрерывных широ-
кополосных станах / Металлургическая и горнорудная промышленность.
1979, № 1. с.57–59.
32. Дудко В.Ф., Гринчук П.С. О комплексном подходе при решении задачи сни-
жения динамических нагрузок в прокатном стане // Изв. вузов. Черная метал-
лургия. № 9. 1979.с.78–81.
33. Маслов Г.С. Расчеты колебаний валов. М.: Машиностроение, 1980. – 151с.
34. Шенерт Д., Томе Г.И. Системы привода как составная часть технологических
агрегатов / Черные металлы, 1980, №10, с.20–27.
35. Wright J. Tuning mill drives to minimize dynamic torques // Iron and Steel Eng.
May 1981, pp.35–37.
36. Житомирский Б.Е., Гарцман С.Д., Филатов А.А. Повышение работоспособно-
сти прокатного оборудования за счет снижения динамических нагрузок // Ме-
таллургическое оборудование. Обзор ЦНИИИиТЭИпТТМ. Москва, – 1982, –
№33.
37. Снижение угловых зазоров и динамических нагрузок при захвате металла
валками / С.Л. Коцарь, Б.А. Поляков, А.Д. Белянский и др. // Сталь, – 1982.
– №07.– С.42–44.
38. Гудехус Х. Расчет динамических нагрузок на детали приводов станов горячей
прокатки с применением ЭВМ. // Черные металлы, –1983. – № 14. – С. 8–14.
263
39. Иванченко Ф.К., Красношапка В.А. Динамика металлургических машин. // М.:
Металлургия, –1983. – 295с.
40. Адамия Р.Ш., Лобода В.М. Основы рационального проектирования металлур-
гических машин. // М.: Металлургия, – 1984. – 128с.
41. Кожевников С.Н. Динамика нестационарных процессов в машинах. // Киев.
Наукова думка, –1986.–288с.
42. Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний: Учеб. пособие для
вузов. // М.: Наука. Гл.ред.физ.–мат. лит., –1991. – 256 с.
43. Хлопонин В.Н., Коцарь С.Л., Третьяков В.А. Снижение динамических нагру-
зок при захвате металла валками// ИзвВузЧернМеталл., –1986. – №11, – с.153–
154.
44. Артюх Г.В., Артюх В.Г., Артюх В.С. К вопросу защиты от поломок непре-
рывных широкополосных станов // Межвузовский тематич. сб. «Защита ме-
таллургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997 – С.58–68.
45. Большаков В.И., Буцукин В.В. Особенности динамических нагрузок в главных
линиях рабочих клетей стана 1700 //Межвузовский тематич. сб. «Защита ме-
таллургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997. – С.25–32.
46. Динамика процессов прокатки / С.Л. Коцарь, В.А. Третьяков, А.Н. Цупров и
др. // М.: Металлургия, –1997. – 225с.
47. Поваляев В.Д. Динамика главного привода рабочих валков в условиях неста-
ционарного процесса асимметричной прокатки // Межвузовский тематич. сб.
«Защита металлургических машин от поломок». Вып. 2. Мариуполь, –1997. –
С.39–49.
48. Динамические процессы в главных линиях клетей широкополосных станов /
В.В. Веренев, В.И. Большаков, Ю.Н. Белобров и др. / Металлургическая и
горнорудная промышленность, – 1998. – № 4. – С. 64–66.
49. Уменьшение динамических нагрузок в приводе широкополосных станов / В.В.
Веренев, В.И. Большаков, Ю.Н. Белобров и др. /Сталь, 1999, № 1. – С.35–38.
50. Плахтин В.Д. Подбор рабочих валков широкополосных станов в зависимости
от угловых зазоров в линии привода// Сталь, –1999. –№3. – С.29–32.
51. Большаков В.И. Методика исследования динамики приводов металлургиче-
ских машин. // Металлургическая и горнорудная промышленность, –2000. –
№3. – С.10–13.
52. Большаков В.И., Поздняков В.П. Результаты и новые задачи исследований
нагрузок приводов клетей тонколистового стана 1680 горячей прокатки //
Межвузовский тематич. сб. «Защита металлургических машин от поломок».
Вып. 5. Мариуполь, – 2000. – С.27–33.
53. Веренев В.В., Большаков В.И., Подобедов Н.И. Моделирование взаимодейст-
вия линии главного привода и упругой системы клети // Межвузовский тема-
тич. сб. «Защита металлургических машин от поломок». Вып. 5. Мариуполь, –
2000. – С.34–42.
54. Веренев В.В., Даличук А.П. Взаимодействие смежных клетей непрерывного
стана через прокатываемую полосу // Межвузовский тематич. сб. «Защита ме-
таллургических машин от поломок». Вып. 5. Мариуполь, –2000. – С.43–47.
55. Веренев В.В., Большаков В.И., Подобедов Н.И. Частотные свойства главных
приводных линий клетей широкополосных станов. // Сталь, – 2001. – № 4. –
С.55–58.
264
56. Молчанов А.И. Исследование динамических нагрузок в черновых клетях ши-
рокополосного стана 1680 при прямой прокатке слябов. // Металлургическая и
горнорудная промышленность, – 2002. – № 4. – С.36–39.
57. Веренев В.В., Путноки А.Ю., Клевцов О.М. Экспериментальное исследование
взаимодействия черновых клетей стана 1680 при непрерывной прокатке сля-
бов / Металлургическая и горнорудная промышленность, – 2003. – № 2. –
С.51–53.
58. Большаков В.И., Буцукин В.В. Оценка влияния податливого элемента на жест-
кость механической системы / Металлургическая и горнорудная промышлен-
ность, – 2003. – № 2. – С.87–89.
59. Оценка предельных нагрузок в трансмиссии металлургических машин /
Р.Ш.Адамия, Г.В. Кашакашвили, В.М. Лобода и др. // Сталь, – 2003. – №3. –
С.49–51.
60. Артюх В.Г. Совершенствование защиты металлургических машин от перегру-
зок и поломок // Сталь, –2003. –№3. – С.54–56.
61. Определение динамических нагрузок в шестеренных клетях и редукторах
прокатных станов / А.А. Филатов, С.Д. Гарцман, А.А. Жуков и др. // Сталь, –
2003. –№8. – С.41–45.
62. Карпухин И.И. Снижение динамических нагрузок и повышение долговечно-
сти машин широкополосных станов горячей прокатки // Бюллетень «Черная
металлургия», ОАО Черметинформация, – 2004. – №07. – С.31–35.
63. Влияние зазоров на динамические характеристики главных линий клетей чер-
новой группы НШСГП / И.П. Мазур, В.В. Барышев и др. // Вибрация машин.
Измерение, снижение, защита. – Выпуск 1. – 2005.
64. Большаков В.И. Особенности математического описания электроприводов с
частотным регулированием скорости при исследовании динамики машин. //
Металлургическая и горнорудная промышленность,–2005.–№ 3. – С.104–107.
65. Руденко В.И., Нижник Н.В. Анализ нестационарных процессов главной линии
прокатного стана как системы с распределенными параметрами // Защита ме-
таллургических машин от поломок. Мариуполь, –2005. –Вып.8. – С.19–23.
66. Веренев В.В. Взаимосвязь колебательных процессов в упругих системах про-
катной клети / Металлургическая и горнорудная промышленность, – 2005. –
№ 1. – С. 100–103.
67. Анализ динамики главной линии привода брикетировочных вальцов /
Э.Д.Броладзе, Б.Г. Кашакашвили, С.А. Мебония и др. // Сталь, – 2005. –№9. –
С.61–64.
68. Система защиты оборудования от аварийных поломок / П.Н. Кирильченко,
В.Г. Артюх, Г.В. Артюх и др. // Сталь, – 2007. –№1. – С.65–67.
Статья рекомендована к печати канд.техн.наук В.В.Вереневым
<<
/ASCII85EncodePages false
/AllowTransparency false
/AutoPositionEPSFiles true
/AutoRotatePages /None
/Binding /Left
/CalGrayProfile (Dot Gain 20%)
/CalRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1)
/CalCMYKProfile (U.S. Web Coated \050SWOP\051 v2)
/sRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1)
/CannotEmbedFontPolicy /Error
/CompatibilityLevel 1.4
/CompressObjects /Tags
/CompressPages true
/ConvertImagesToIndexed true
/PassThroughJPEGImages true
/CreateJDFFile false
/CreateJobTicket false
/DefaultRenderingIntent /Default
/DetectBlends true
/DetectCurves 0.0000
/ColorConversionStrategy /CMYK
/DoThumbnails false
/EmbedAllFonts true
/EmbedOpenType false
/ParseICCProfilesInComments true
/EmbedJobOptions true
/DSCReportingLevel 0
/EmitDSCWarnings false
/EndPage -1
/ImageMemory 1048576
/LockDistillerParams false
/MaxSubsetPct 100
/Optimize true
/OPM 1
/ParseDSCComments true
/ParseDSCCommentsForDocInfo true
/PreserveCopyPage true
/PreserveDICMYKValues true
/PreserveEPSInfo true
/PreserveFlatness true
/PreserveHalftoneInfo false
/PreserveOPIComments true
/PreserveOverprintSettings true
/StartPage 1
/SubsetFonts true
/TransferFunctionInfo /Apply
/UCRandBGInfo /Preserve
/UsePrologue false
/ColorSettingsFile ()
/AlwaysEmbed [ true
]
/NeverEmbed [ true
]
/AntiAliasColorImages false
/CropColorImages true
/ColorImageMinResolution 300
/ColorImageMinResolutionPolicy /OK
/DownsampleColorImages true
/ColorImageDownsampleType /Bicubic
/ColorImageResolution 300
/ColorImageDepth -1
/ColorImageMinDownsampleDepth 1
/ColorImageDownsampleThreshold 1.50000
/EncodeColorImages true
/ColorImageFilter /DCTEncode
/AutoFilterColorImages true
/ColorImageAutoFilterStrategy /JPEG
/ColorACSImageDict <<
/QFactor 0.15
/HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1]
>>
/ColorImageDict <<
/QFactor 0.15
/HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1]
>>
/JPEG2000ColorACSImageDict <<
/TileWidth 256
/TileHeight 256
/Quality 30
>>
/JPEG2000ColorImageDict <<
/TileWidth 256
/TileHeight 256
/Quality 30
>>
/AntiAliasGrayImages false
/CropGrayImages true
/GrayImageMinResolution 300
/GrayImageMinResolutionPolicy /OK
/DownsampleGrayImages true
/GrayImageDownsampleType /Bicubic
/GrayImageResolution 300
/GrayImageDepth -1
/GrayImageMinDownsampleDepth 2
/GrayImageDownsampleThreshold 1.50000
/EncodeGrayImages true
/GrayImageFilter /DCTEncode
/AutoFilterGrayImages true
/GrayImageAutoFilterStrategy /JPEG
/GrayACSImageDict <<
/QFactor 0.15
/HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1]
>>
/GrayImageDict <<
/QFactor 0.15
/HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1]
>>
/JPEG2000GrayACSImageDict <<
/TileWidth 256
/TileHeight 256
/Quality 30
>>
/JPEG2000GrayImageDict <<
/TileWidth 256
/TileHeight 256
/Quality 30
>>
/AntiAliasMonoImages false
/CropMonoImages true
/MonoImageMinResolution 1200
/MonoImageMinResolutionPolicy /OK
/DownsampleMonoImages true
/MonoImageDownsampleType /Bicubic
/MonoImageResolution 1200
/MonoImageDepth -1
/MonoImageDownsampleThreshold 1.50000
/EncodeMonoImages true
/MonoImageFilter /CCITTFaxEncode
/MonoImageDict <<
/K -1
>>
/AllowPSXObjects false
/CheckCompliance [
/None
]
/PDFX1aCheck false
/PDFX3Check false
/PDFXCompliantPDFOnly false
/PDFXNoTrimBoxError true
/PDFXTrimBoxToMediaBoxOffset [
0.00000
0.00000
0.00000
0.00000
]
/PDFXSetBleedBoxToMediaBox true
/PDFXBleedBoxToTrimBoxOffset [
0.00000
0.00000
0.00000
0.00000
]
/PDFXOutputIntentProfile ()
/PDFXOutputConditionIdentifier ()
/PDFXOutputCondition ()
/PDFXRegistryName ()
/PDFXTrapped /False
/Description <<
/CHS <FEFF4f7f75288fd94e9b8bbe5b9a521b5efa7684002000410064006f006200650020005000440046002065876863900275284e8e9ad88d2891cf76845370524d53705237300260a853ef4ee54f7f75280020004100630072006f0062006100740020548c002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee553ca66f49ad87248672c676562535f00521b5efa768400200050004400460020658768633002>
/CHT <FEFF4f7f752890194e9b8a2d7f6e5efa7acb7684002000410064006f006200650020005000440046002065874ef69069752865bc9ad854c18cea76845370524d5370523786557406300260a853ef4ee54f7f75280020004100630072006f0062006100740020548c002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee553ca66f49ad87248672c4f86958b555f5df25efa7acb76840020005000440046002065874ef63002>
/DAN <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>
/DEU <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>
/ESP <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>
/FRA <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>
/ITA <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>
/JPN <FEFF9ad854c18cea306a30d730ea30d730ec30b951fa529b7528002000410064006f0062006500200050004400460020658766f8306e4f5c6210306b4f7f75283057307e305930023053306e8a2d5b9a30674f5c62103055308c305f0020005000440046002030d530a130a430eb306f3001004100630072006f0062006100740020304a30883073002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e003000204ee5964d3067958b304f30533068304c3067304d307e305930023053306e8a2d5b9a306b306f30d530a930f330c8306e57cb30818fbc307f304c5fc59808306730593002>
/KOR <FEFFc7740020c124c815c7440020c0acc6a9d558c5ec0020ace0d488c9c80020c2dcd5d80020c778c1c4c5d00020ac00c7a50020c801d569d55c002000410064006f0062006500200050004400460020bb38c11cb97c0020c791c131d569b2c8b2e4002e0020c774b807ac8c0020c791c131b41c00200050004400460020bb38c11cb2940020004100630072006f0062006100740020bc0f002000410064006f00620065002000520065006100640065007200200035002e00300020c774c0c1c5d0c11c0020c5f40020c2180020c788c2b5b2c8b2e4002e>
/NLD (Gebruik deze instellingen om Adobe PDF-documenten te maken die zijn geoptimaliseerd voor prepress-afdrukken van hoge kwaliteit. De gemaakte PDF-documenten kunnen worden geopend met Acrobat en Adobe Reader 5.0 en hoger.)
/NOR <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>
/PTB <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>
/SUO <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>
/SVE <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>
/ENU (Use these settings to create Adobe PDF documents best suited for high-quality prepress printing. Created PDF documents can be opened with Acrobat and Adobe Reader 5.0 and later.)
>>
/Namespace [
(Adobe)
(Common)
(1.0)
]
/OtherNamespaces [
<<
/AsReaderSpreads false
/CropImagesToFrames true
/ErrorControl /WarnAndContinue
/FlattenerIgnoreSpreadOverrides false
/IncludeGuidesGrids false
/IncludeNonPrinting false
/IncludeSlug false
/Namespace [
(Adobe)
(InDesign)
(4.0)
]
/OmitPlacedBitmaps false
/OmitPlacedEPS false
/OmitPlacedPDF false
/SimulateOverprint /Legacy
>>
<<
/AddBleedMarks false
/AddColorBars false
/AddCropMarks false
/AddPageInfo false
/AddRegMarks false
/ConvertColors /ConvertToCMYK
/DestinationProfileName ()
/DestinationProfileSelector /DocumentCMYK
/Downsample16BitImages true
/FlattenerPreset <<
/PresetSelector /MediumResolution
>>
/FormElements false
/GenerateStructure false
/IncludeBookmarks false
/IncludeHyperlinks false
/IncludeInteractive false
/IncludeLayers false
/IncludeProfiles false
/MultimediaHandling /UseObjectSettings
/Namespace [
(Adobe)
(CreativeSuite)
(2.0)
]
/PDFXOutputIntentProfileSelector /DocumentCMYK
/PreserveEditing true
/UntaggedCMYKHandling /LeaveUntagged
/UntaggedRGBHandling /UseDocumentProfile
/UseDocumentBleed false
>>
]
>> setdistillerparams
<<
/HWResolution [2400 2400]
/PageSize [612.000 792.000]
>> setpagedevice
|