Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование
Цель статьи - теоретическое обоснование бюджета домашнего хозяйства и влияния на него со стороны государства, практический анализ формирования доходной и расходной частей бюджета домохозяйств....
Saved in:
| Date: | 2007 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2007
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35305 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование / В.В. Ворошило // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 121. — С. 30-33 — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35305 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-353052025-02-09T20:44:42Z Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование Ворошило, В.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель статьи - теоретическое обоснование бюджета домашнего хозяйства и влияния на него со стороны государства, практический анализ формирования доходной и расходной частей бюджета домохозяйств. 2007 Article Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование / В.В. Ворошило // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 121. — С. 30-33 — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35305 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Ворошило, В.В. Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование Культура народов Причерноморья |
| description |
Цель статьи - теоретическое обоснование бюджета домашнего хозяйства и влияния на него со стороны государства, практический анализ формирования доходной и расходной частей бюджета домохозяйств. |
| format |
Article |
| author |
Ворошило, В.В. |
| author_facet |
Ворошило, В.В. |
| author_sort |
Ворошило, В.В. |
| title |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| title_short |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| title_full |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| title_fullStr |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| title_full_unstemmed |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| title_sort |
бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2007 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35305 |
| citation_txt |
Бюджет домохозяйств: сущность, финансовые ресурсы формирования, государственное регулирование / В.В. Ворошило // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 121. — С. 30-33 — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT vorošilovv bûdžetdomohozâistvsuŝnostʹfinansovyeresursyformirovaniâgosudarstvennoeregulirovanie |
| first_indexed |
2025-11-30T15:03:39Z |
| last_indexed |
2025-11-30T15:03:39Z |
| _version_ |
1850228105163046912 |
| fulltext |
Ворошило В.В.
БЮДЖЕТ ДОМОХОЗЯЙСТВ: СУЩНОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
30
Ворошило В.В.
БЮДЖЕТ ДОМОХОЗЯЙСТВ: СУЩНОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Введение. Домашнее хозяйство является самостоятельным экономическим субъектом, который обеспе-
чивает экономику факторами производства и расходует полученные денежные средства для потребления
товаров и услуг, а также формирует сбережения для дальнейшего обеспечения своих потребностей.
Эффективно распоряжаться своими финансовыми активами и управлять финансовыми обязательствами
домашние хозяйства могут, формируя свой бюджет и следить за его исполнением. Домохозяйство само-
стоятельно принимает финансовые решения по поводу источников формирования бюджета и его использо-
вания.
Вопросы формирования бюджета рассматривали такие авторы: Беляев О.О. [1], Делас У. [2], Г.Б. Поляк
[3], Рогатенюк Э.В.[4]. Бюджет домашнего хозяйства – показатель уровня благополучия общества. Акту-
альна тема тем, что для удовлетворения своих потребностей домохозяйства активизируют свою деятель-
ность в поисках новых источников финансовых ресурсов для формирования бюджета. Финансовые реше-
ния домохозяйства принимают самостоятельно, государство не имеет прямого влияния на них. На данном
этапе развития экономики государство может регулировать баланс доходов и расходов домохозяйств толь-
ко с помощью четко и правильно разработанной социальной защитой населения.
Цель. Теоретическое обоснование бюджета домашнего хозяйства и влияния на него со стороны госу-
дарства, практический анализ формирования доходной и расходной частей бюджета домохозяйств.
Основная часть. Бюджет домашнего хозяйства – это все денежные поступления, которые получают все
члены домохозяйства из разных источников. То есть, формирование доходов домохозяйств, их использова-
ние, согласование доходов и расходов и создают бюджет [1].
По материальному содержанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фон-
да денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы,
обеспечивающие их личные потребности [2].
Бюджет домашнего хозяйства – баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за опре-
деленный период времени (месяц, квартал, год).
Таким образом, бюджет домашнего хозяйства можно рассматривать с различных точек зрения – как с
точки зрения материального наполнения бюджета, так и с точки зрения его формы.
Итак, бюджет домохозяйства – это фонд денежных средств, формируемый за счет разных источников и
на определенный промежуток времени с целью последующего использования для удовлетворения потреб-
ностей всех членов домохозяйства.
Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. Финансовые ресурсы домохозяйства –
это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы домо-
хозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение.
Создаются два основных фонда:
1. фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива
– семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных плат-
ных услуг и др.);
2. фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобре-
тения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли. Фондовая форма финансовых ре-
сурсов позволяет увязать потребности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а
также проконтролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.
В доходной части бюджета домашнего хозяйства отражаются все доходы его членов (рис.1).
Рис. 1. Источники формирования доходной части бюджета домашних хозяйств.
Доходная часть бюджета домашнего хозяйства
Основные
доходы
Второстепенн
ые доходы
за
ра
бо
тн
ая
п
ла
та
пе
нс
ия
Д
ох
од
ы
о
т
пр
ед
пр
ин
им
ат
ел
ьс
ко
й
де
ят
ел
ьн
ос
ти
Д
ох
од
ы
о
т
по
дс
об
но
го
хо
зя
йс
тв
а
С
оц
иа
ль
ны
е
тр
ан
сф
ер
ты
П
ро
це
нт
ы
,
ди
ви
де
нд
ы
до
хо
ды
о
т
со
бс
тв
ен
но
ст
и
ре
нт
а
ст
ип
ен
ди
я
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 31
Основные доходы – доходы, которые поступают постоянно в течение определенного промежутка вре-
мени и являются основным источником для формирования бюджета и удовлетворения потребностей.
Второстепенные доходы – доходы, которые не являются основным источником для формирования, но-
сят в основном краткосрочный характер.
Преобладающей частью в доходах домохозяйств является заработная плата (рис. 2). В структуре дохо-
дов по Украине в среднем на 1 домохозяйство заработная плата составляет 55,3%от всех денежных дохо-
дов.
Оплата труда
Помощь, льготы,
субсидии и т.д.
Пенсии
Доходы от
предпринимательск
ой деятельности и
самозанятости
Доходы от с/х
продукции
Рис. 2. Структура соотношения основных видов доходов в среднем за месяц на 1 домохозяйство по Украи-
не за 2006 год (рассчитано автором статьи на основе данных Главного управления статистики
в АР Крым [5]).
Еще одним весомым источником пополнения доходов бюджета является пенсия, которая составляет
24,1% от всех денежных доходов. На данном этапе развития нашей экономики заработная плата и пенсия
не всегда недостаточны для существования домохозяйства и обеспечения необходимыми потребностями,
поэтому домохозяйства ищут дополнительные финансовые ресурсы для пополнения доходной части своего
бюджета. Такими дополнительными финансовыми ресурсами являются доходы от предпринимательской
деятельности и самозанятости, составляющие 5,2%, доход от продажи сельскохозяйственной продукции –
4,4%. Важным источником являются помощь, субсидии, льготы и т.п., составляющие 2,5%, но стоит уточ-
нить, что они используются как заработная плата и предоставляются в денежной форме.
Бюджет домохозяйства является источником удовлетворения потребностей. Увеличение бюджета спо-
собствует более полному удовлетворению потребностей. Но, с увеличением бюджета может измениться и
структура потребностей. В связи с этим, структура затрат домохозяйств также увеличивается.
В расходной части бюджета показываются расходы домашнего хозяйства по их назначению:
1) покупку продовольственных и непродовольственных товаров;
2) оплату жилища и коммунальных услуг;
3) услуг культурно–бытового назначения;
4) услуг транспорта;
5) расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства налоги и др.
О повышении жизненного уровня населения свидетельствуют уменьшение доли затрат на продукты
питания, увеличение доли затрат на предметы домашнего потребления, культурно – социальные услуги. В
нашей стране, к сожалению, данные свидетельствуют о другом (рис. 3).
Больше чем половину – 54,9% от общей суммы потребительских затрат составляют расходы на продук-
ты питания. Существенной частью затрат выступают затраты домохозяйств на коммунальные услуги –
11,2%. Еще одной значительной частью затрат в бюджете домохозяйства являются затраты на одежду и
обувь, которые составляют 7,2% от общей суммы потребительских затрат и предметы домашнего потреб-
ления. Из всей суммы затрат, которая составляет – 1282,56 грн, потребительские составляют – 89,6%
(1150,08 грн), непотребительские – 11,5% (132,48 грн) [5]. Таким образом, если бюджет домохозяйства рас-
ходуется только на удовлетворение первостепенных затрат, таких как питание, оплата коммунальных услуг,
одежда, обувь, то на такие затраты как социально–культурные услуги и сбережения остается незначитель-
ная часть. Такая тенденция способствует понижению жизненного уровня населения.
Бюджет домохозяйства и его структура находится под влиянием государственного регулирования. На
объем домашнего хозяйства государство влияет через:
1) налоговую систему;
2) заработную плату в государственном секторе;
3) государственное ценообразование;
4) регулирование сциальной защиты населения;
Ворошило В.В.
БЮДЖЕТ ДОМОХОЗЯЙСТВ: СУЩНОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
32
5) предоставляемые общественные блага и услуги.
Предметы
домашнего
потребления
Продукты
питания
Другие
Одежда,
обувь
Коммунальные
услуги
Рис.3. Структура соотношения денежных затрат в общей сумме потребительских затрат
в среднем за месяц на одно домохозяйство по Украине за 2006 год (рассчитано автором статьи
на основе данных Главного управления статистики в АР Крым [5]).
Влияние государства на бюджет через налоговую систему происходит в установлении налогов и сбо-
ров, которые, в последствии, уменьшают бюджет домохозяйства. Заработная плата в государственном сек-
торе при повышении увеличивает доходы бюджета домохозяйства. Регулирование государством ценообра-
зования способствует уменьшению, или, наоборот, увеличению расходов бюджета домохозяйства.
Бюджет домохозяйства не должен быть ниже, чем прожиточный минимум. Необходимо разделять со-
циальный и физический прожиточный минимум. Социальный прожиточный минимум, кромекроме удовле-
творения физических потребностей включает в себя и удовлетворение минимальных социальных и духов-
ных потребностей, и представляет собой нижнюю границу малообеспеченности. Социальный прожиточный
минимум должен учитываться при установлении минимальной заработной платы, стипендии, пенсии.
Верхнюю границу бедности представляет собой минимальный потребительский бюджет. Он является сово-
купностью потребляемых жизненонеобходимых благ для физического и умственного развития человека и
выражен в натуральной и денежной формах. Данный вид бюджета определяется в среднем на душу населе-
ния на основе системы «потребительская корзина».
В Украине в 2005 году 64% от всего населения, у которых среднедушевые расходы в месяц ниже про-
житочного минимума, в 206 году этот показатель составляет 59,4%. В АР Крым в 2005 году нселение, у ко-
торых среднедушевые расходы в месяц меньше прожиточного минимума составляет 72,5%, к 2006 году
этот показатель ументшился на 18,9%. Таким образом, прослеживается положительная тенденция в
уменьшении количества населения с расходами ниже прожиточного минимума, однако, ситуация в стране
все равно остается негативной.
Выводы
Исследуя бюджет домохозяйства, финансовые ресурсы его формирования и факторы, которые оказы-
вают влияние на его формирование можно сделать следующие выводы.
1. Бюджет домохозяйства рассматривается с нескольких точек зрения и представляет собой фонд денеж-
ных средст, который формируется на некоторый период времени за счет различных источников и на-
правлен на удовлетворение потребностей всех членов домохозяйства в будущем.
2. Источниками формирования бюджета явялются разнообразные доходы домохозяйства, основную часть
которых занимают заработная плата – 55,3%, пенсия – 24,1%, доходы от предпринимательской деяте-
льности и самозанятости – 5,2%.
3. Бюджет является основным источником для удовлетворения потребностей домохозяйств. В нашей
стране затраты домохозяйств на основные виды потребностей составляют около 80 % от всех затрат,
поэтому в полном мере удовлетворить духовные, культурные, социальные потребности, а также сде-
лать сбережения население не может.
4. На бюджет домохозяйства и его структуру оказывает сильное влияние государство. Установление на-
логов и сборов, цен на основные виды продуктов, принятие законодательных актов для социальной за-
щиты населения.
Источники и литература
1. Основи економіки: Навч. посіб. / Бєляев О.О. та ін. – К., 2006. – С. 119–127.
2. Делас У. Самозайнятость як джерело доходів населення // Економіст. – 2007. – №3 – С. 22–24.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – 2–е изд. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. –
М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 512 с.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 33
4. Рогатенюк Е.В., Пожарицька І.М. Фінанси: Навчальний посібник. – Сімферополь: «Кримська академія
природоохоронного та курортного будівництва», 2002. – 232 с.
5. Витрати і ресурси домогосподарств України у 2006 році. Статистичний збірник. – Київ, 2007
Ветрова Н.М., Гринь А.А.
СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ И ЕЁ РОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ
На современном этапе развития экономики Украины одним из основных условий устойчивого функ-
ционирования и успешного развития предприятий является их способность к осуществлению грамотной
рекламной политики. При правильной организации рекламная деятельность может являться эффективным
средством для ритмичной реализации производимой продукции, вследствие чего ускоряется возврат де-
нежных средств предприятий, устанавливаются деловые контакты производителей с потребителями про-
дукции. При этом возможно выявить тенденции спроса, который может превышать предложение, что, в
свою очередь, является объективной основой для предприятия по расширению производства и совершенст-
вованию всех процессов деятельности.
Характерной чертой современной рекламы в Украине является приобретение ею новой роли в резуль-
тате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия. Суть роли
рекламы в том, что она стала неотъемлемой частью комплексной системы маркетинга, уровень развития ко-
торой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и со-
ответствие новым требованиям мирового рынка.
Анализ научной литературы, посвящённой проблемам рекламы, показал, что на данный момент нет
единого подхода к понятийному аппарату рекламы и методам оценки её эффективности. Целью данной ста-
тьи является систематизация существующих в экономической и правовой литературе определений сущно-
сти рекламы и их конкретизация для задач управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Для того чтобы сформировать представление о таком понятии как «реклама», следует отметить прису-
щие ей особенности, которые отличают её от других элементов продвижения товара (услуги). Так, рекламу
можно рассматривать как канал распространения информации на рынке, при этом она обладает повышен-
ной способностью одновременно достигать большего числа людей, чем другие элементы маркетинга. Рек-
ламное послание передается сразу всей целевой аудитории, но между рекламой и реальными продажами
может объективно существовать необходимость во временном промежутке. Также можно утверждать, что
реклама не обеспечивает немедленное стимулирование поведения потребителей, а контакт между рекламо-
дателем и целевой аудиторией носит косвенный характер. Для доведения информации до потенциальных
потребителей требуется больше времени, чем другим элементам продвижения, именно поэтому у рекламы
практически невозможно получить быструю обратную связь.
Принято считать, что само слово реклама происходит от латинских глаголов «reclamo» (выкрикивать)
и «reclamare» (откликаться, требовать). Так как реклама является очень широким и многогранным поняти-
ем, в мировой практике существует множество определений, по-разному характеризующих ее, рассмотрим
и проанализируем наиболее важные из них (табл. 1).
Таблица 1. Определения понятия реклама в научной литературе.
№ Автор определения, источник Определение
1 Закон Украины
«О рекламе» [5]
Реклама – специальная информация о лицах или продукции, распростра-
няемая в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредо-
ванного получения прибыли.
2 Толковый словарь русского
языка [10]
Реклама – это оповещение различными способами для создания широкой
известности, привлечения потребителей, зрителей.
3 Большой экономический
словарь [3]
Реклама – открытое оповещение о товаре, услугах, которое проводится с
использованием различных средств: отдельных изданий (проспекты, ката-
логи, плакаты, листовки), периодической печати (статьи, объявления,
вкладки), кино, телевидения, радио, наружной, прямой почтовой рекламы и
т. д.
4
Советский
энциклопедический словарь
[11]
Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг
с целью их реализации и создания спроса на них
5 Мазур И.И.., Шапиро В.Д.,
Ольдерогге Н.Г. [7]
Реклама представляет собой систему оплачиваемых определенным заказ-
чиком мероприятий, направленных на доведение до потребителя специаль-
но подобранной и обработанной информации о товаре, услуге или проекте.
Реклама ориентируется на большие аудитории.
6 Спицын И. О. Спицын Я. О.
[12]
Реклама – это инструмент платного неличностного представления продук-
та и стимулирования спроса на него, а также создания имиджа предприятия
и продвижение этих сведений до целевых аудиторий.
7 Котлер Ф. [6]
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществ-
ляемые посредством платных средств распространения информации, с чет-
ко указанным источником финансирования.
|