Интеллигенция как социокультурный феномен

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
1. Verfasser: Мормуль, О.Г.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2008
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35715
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-357152025-02-23T17:03:55Z Интеллигенция как социокультурный феномен Мормуль, О.Г. Тезисы докладов 2008 Article Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Тезисы докладов
Тезисы докладов
spellingShingle Тезисы докладов
Тезисы докладов
Мормуль, О.Г.
Интеллигенция как социокультурный феномен
Культура народов Причерноморья
format Article
author Мормуль, О.Г.
author_facet Мормуль, О.Г.
author_sort Мормуль, О.Г.
title Интеллигенция как социокультурный феномен
title_short Интеллигенция как социокультурный феномен
title_full Интеллигенция как социокультурный феномен
title_fullStr Интеллигенция как социокультурный феномен
title_full_unstemmed Интеллигенция как социокультурный феномен
title_sort интеллигенция как социокультурный феномен
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2008
topic_facet Тезисы докладов
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715
citation_txt Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT mormulʹog intelligenciâkaksociokulʹturnyjfenomen
first_indexed 2025-11-24T03:20:06Z
last_indexed 2025-11-24T03:20:06Z
_version_ 1849640255261507584
fulltext 90-летию Таврического национального университета им. В.И. Вернадского посвящается 77 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Мормуль О.Г. г. Керчь. Украина Интеллигенция – это один из феноменов, который так и или иначе привлекает к себе внимание в любой исторический период. Причина такого внимания заключается не только в уникальности самого феномена, не только в попытке интеллигенции самоопределиться и самореализоваться при любых политических и экономических перипетиях, но и прочувствовать свою значимость и внести весомый вклад в культурное, социально-экономическое, политическое и научное развитие. По мысли Г. И. Успенского, интеллигенция – это «свет, и только то, что светит, или тот, кто светит, и будет исполнять интеллигентное дело, интелли- гентную задачу». Необходимость осознания феномена «интеллигенция» особенно остро проявляется в настоящее время. К этому подталкивает политическая трансформация переходной эпохи, смена ценностных парадигм, гло- бальность проблем, формирование нового человека (или человека новой формации). Интеллигенция как со- циокультурный феномен объединяет в себе духовный и интеллектуальный уровень, толерантность и «ры- царство», элитность и коммуникабельность. Феномен интеллигенции понимается в контексте: – нравственных начал (Н. Н. Моисеев), – процессов возрожденчества «как птица Феникс <…> из пепла революций» (А. А. Горелов, Т. А. Горе- лова), – «формального» понимания как определенной позиции в структуре общественных отношений (В. И. Ленин, А. Грамши), – восприятия самой себя как философии, так как претендует на статус самосознания культуры как мыс- лительных процессов «за всех остальных» (В. Кузнецов), – соотношения интеллигенции и религии (А. А. Лазарева). Понимание интеллигенции как социокультурного феномена требует научного осмысления в контексте культурологии, философии, психологии, истории, что позволит осознать новую аксиологическую потреб- ность и значимость интеллигенции «на почве синтеза знаний и веры, синтеза, удовлетворяющего положи- тельно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, «правды- истины» и «правды-справедливости» (Н. А. Бердяев), воспринимать интеллигенцию как педагогическую проблему (М. С. Каган), в которой видится как образовательный процесс, так и воспитательный, и аксиоло- гический. На рубеже XX-XXI столетий появились новые понятия в отношении интеллигенции – это новая интел- лигенция как «слой новой интеллигенции» (О. И. Карпухин), которая борется за свои идеалы; «интеллиген- ция массы», то есть остальная часть образованного народа. В. Третьяков акцентирует внимание на таком феномене, как «суд интеллигенции», хотя этот «суд» не является голосом всей интеллигенции, а представ- ляет только ее малую телевизионную часть. Современные общественно-политические процессы сформировали понятие «мнимой интеллигенции» (А. С. Архангельская) или «полуинтеллигенции» (Ю. Ф. Олещук), где, с одной стороны, понимается обра- зованный человек, занимающий определенную должность, с другой стороны, человек, в котором ощущает- ся недостаток воспитания и культурных запросов. Это «человек с улицы» (Ю. Ф. Олещук) с поверхност- ным интеллигентским лоском. «Мнимый интеллигент» или полуинтеллигент «не способен не столько ста- вить, сколько решать старые в своей очевидности вопросы» (А. С. Архангельская), не в состоянии само- стоятельно мыслить, особенно на общественные темы, хотя проявляет свою воинственность, очень активно создает кумиров, авторитетов и поклоняется им. В целом полуинтеллигент выступает «имитатором интел- лигента» (Ю. Ф. Олещук). Однако феномен полуинтеллигента не в состоянии уничтожить одну из главных социокультурных функций интеллигенции – это обеспечивать постоянство социальной памяти и организованность ее содер- жания, будучи «мыслящим и чувствующим аппаратом нации» (П. Н. Милюков). Наиболее остро эта про- блема выявила себя в постмодернистской культуре, в «бескультовости культурного человека», «в простран- стве абсурдности, духовной маргинальности, нравственной охлократичности» (П. Н. Милюков), виртуаль- ности и семиотичности, массовизации и клиповости культуры. Интеллигенция выступает «чувствилещем» общества (П. Н. Милюков), сторонником традиций и новаций, является многомерным феноменом социо- культурного развития, укрепляющим позиции народности, нравственных ориентиров. Интеллигент – это тот, кто способен сдерживать агрессивность, подозрительность, комплекс неполноценности; тот, кто умеет быть ответственным за свои поступки; тот, кто умеет проявлять уважение к другим. По мысли современно- го исследователя Р. Пайпс, «интеллигент – это тот, кто не поглощен целиком и полностью своим собствен- ным благополучием, а хотя в равной, но предпочтительно и большей степени печется о процветании всего общества и готов в меру своих сил потрудиться на его благо». Это еще раз подтверждает необходимость более глубокого осознания интеллигенции как социокуль- турного феномена, особенно на рубеже XX-XXI столетий.