Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
Рассмотрены вопросы организации, функции, задачи и регламент работы группы экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций в различных режимах процесса подготовки, оценки и принятия управленческих решений....
Gespeichert in:
| Datum: | 2005 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут проблем реєстрації інформації НАН України
2005
|
| Schriftenreihe: | Реєстрація, зберігання і обробка даних |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/50730 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений / А.Г Додонов.,В.Г. Путятин, В.А. Валетчик // Реєстрація, зберігання і оброб. даних. — 2005. — Т. 7, № 1. — С. 130-147. — Бібліогр.: 11 назв. — pос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-50730 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-507302025-02-09T17:29:06Z Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений Організація експертної підтримки Урядової інформаційно-аналітичної системи з питань надзвичайних ситуацій при прийняті управлінських рішень Organization of Expert Support of Governmental Information-Analytical System on Extreme Situations with Acceptance of Administrative Decisions Додонов, А.Г. Путятин, В.Г. Валетчик, В.А. Експертні системи та підтримка прийняття рішень Рассмотрены вопросы организации, функции, задачи и регламент работы группы экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций в различных режимах процесса подготовки, оценки и принятия управленческих решений. Розглянуто питання організації, функції, задачі та регламент роботи групи експертної підтримки Урядової інформаційно-аналітичної системи з питань надзвичайних ситуацій у різних режимах процесу підготовки, оцінки та прийняття управлінських рішень. The questions of organization, functions, tasks and rules of work of an expert support group of Governmental information-analytical system on extreme situations in various modes of preparation process, estimation and acceptance of the administrative decisions are considered. 2005 Article Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений / А.Г Додонов.,В.Г. Путятин, В.А. Валетчик // Реєстрація, зберігання і оброб. даних. — 2005. — Т. 7, № 1. — С. 130-147. — Бібліогр.: 11 назв. — pос. 1560-9189 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/50730 004.91 ru Реєстрація, зберігання і обробка даних application/pdf Інститут проблем реєстрації інформації НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Експертні системи та підтримка прийняття рішень Експертні системи та підтримка прийняття рішень |
| spellingShingle |
Експертні системи та підтримка прийняття рішень Експертні системи та підтримка прийняття рішень Додонов, А.Г. Путятин, В.Г. Валетчик, В.А. Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений Реєстрація, зберігання і обробка даних |
| description |
Рассмотрены вопросы организации, функции, задачи и регламент работы группы экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций в различных режимах процесса подготовки, оценки и принятия управленческих решений. |
| format |
Article |
| author |
Додонов, А.Г. Путятин, В.Г. Валетчик, В.А. |
| author_facet |
Додонов, А.Г. Путятин, В.Г. Валетчик, В.А. |
| author_sort |
Додонов, А.Г. |
| title |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| title_short |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| title_full |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| title_fullStr |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| title_full_unstemmed |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| title_sort |
организация экспертной поддержки правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений |
| publisher |
Інститут проблем реєстрації інформації НАН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Експертні системи та підтримка прийняття рішень |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/50730 |
| citation_txt |
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений / А.Г Додонов.,В.Г. Путятин, В.А. Валетчик // Реєстрація, зберігання і оброб. даних. — 2005. — Т. 7, № 1. — С. 130-147. — Бібліогр.: 11 назв. — pос. |
| series |
Реєстрація, зберігання і обробка даних |
| work_keys_str_mv |
AT dodonovag organizaciâékspertnojpodderžkipravitelʹstvennojinformacionnoanalitičeskojsistemypovoprosamčrezvyčajnyhsituacijpriprinâtiiupravlenčeskihrešenij AT putâtinvg organizaciâékspertnojpodderžkipravitelʹstvennojinformacionnoanalitičeskojsistemypovoprosamčrezvyčajnyhsituacijpriprinâtiiupravlenčeskihrešenij AT valetčikva organizaciâékspertnojpodderžkipravitelʹstvennojinformacionnoanalitičeskojsistemypovoprosamčrezvyčajnyhsituacijpriprinâtiiupravlenčeskihrešenij AT dodonovag organízacíâekspertnoípídtrimkiurâdovoíínformacíjnoanalítičnoísistemizpitanʹnadzvičajnihsituacíjpriprijnâtíupravlínsʹkihríšenʹ AT putâtinvg organízacíâekspertnoípídtrimkiurâdovoíínformacíjnoanalítičnoísistemizpitanʹnadzvičajnihsituacíjpriprijnâtíupravlínsʹkihríšenʹ AT valetčikva organízacíâekspertnoípídtrimkiurâdovoíínformacíjnoanalítičnoísistemizpitanʹnadzvičajnihsituacíjpriprijnâtíupravlínsʹkihríšenʹ AT dodonovag organizationofexpertsupportofgovernmentalinformationanalyticalsystemonextremesituationswithacceptanceofadministrativedecisions AT putâtinvg organizationofexpertsupportofgovernmentalinformationanalyticalsystemonextremesituationswithacceptanceofadministrativedecisions AT valetčikva organizationofexpertsupportofgovernmentalinformationanalyticalsystemonextremesituationswithacceptanceofadministrativedecisions |
| first_indexed |
2025-11-28T18:13:41Z |
| last_indexed |
2025-11-28T18:13:41Z |
| _version_ |
1850058876120989696 |
| fulltext |
Експертні системи
та підтримка прийняття рішень
130
УДК 004.91
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
Институт проблем регистрации информации НАН Украины
ул. Н. Шпака, 2, 03113 Киев, Украина
тел.(044) 454-21-63; е-mail: vik@cki.ipri.kiev.ua
Организация экспертной поддержки Правительственной
информационно-аналитической системы по вопросам
чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих
решений
Рассмотрены вопросы организации, функции, задачи и регламент ра-
боты группы экспертной поддержки Правительственной информа-
ционно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций
в различных режимах процесса подготовки, оценки и принятия управ-
ленческих решений.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, информация, аналитиче-
ская обработка, оценка, экспертиза, принятие решения, регламент.
Постановка задачи
Для решения задач противодействия чрезвычайным ситуациям (ЧС) в Ук-
раине признано необходимым создание единой информационно-аналитической
системы учета и прогнозирования ЧС с целью планирования мероприятий по
предотвращению и ликвидации последствий ЧС, прогнозирования затрат на ра-
боты, связанные с предотвращением возникновения ЧС, и оценки материальных
ущербов в случае ее возникновения [1–4]. Правительственная информационно-
аналитиче-ская система по вопросам чрезвычайных ситуаций (ПИАС ЧС) [1, 2]
является частью Единой государственной системы реагирования на аварии, ката-
строфы и прочие чрезвычайные ситуации (ЕГСР ЧС) преимущественно естест-
венного, техногенного или природно-техногенного происхождения [3].
В настоящей работе рассматриваются вопросы организации экспертной под-
держки Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам
чрезвычайных ситуаций в процессе подготовки, оценки и принятия руководством
на различных уровнях управленческих решений по предотвращению, локализа-
ции и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
© А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 131
Основные уровни принятия решений в ПИАС ЧС
Объекты ПИАС ЧС расположены на следующих уровнях иерархии:
― правительственный уровень (Администрация Президента Украины, Вер-
ховый Совет Украины, Кабинет Министров Украины (КМ), Совет национальной
безопасности и обороны Украины;
― ведомственный уровень — уровень определенных министерств и ве-
домств;
― территориальный уровень, который включает в свой состав соответствую-
щие подразделения областных, городских и районных госадминистраций с уда-
ленными информационными узлами (УИУ) предприятий и организаций, которые
являются потенциально опасными объектами (ПОО);
― объектовый уровень, к которому относятся соответствующие службы реа-
гирования на чрезвычайные ситуации, что возникают на ПОО.
В состав ПИАС ЧС входят следующие структурные элементы:
― на правительственном уровне — центральная подсистема, состоящая из
центрального (расположенного в КМ) и резервного (расположенного в Мини-
стерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций (МЧС) узлов информа-
ционно-аналитической обработки информации и обеспечивающая подсистема.
Центральная подсистема является основным ядром ПИАС ЧС, к которому под-
ключаются другие структурные элементы ПИАС ЧС;
― на ведомственном уровне — функциональные подсистемы (ФП), которые
создаются министерствами и другими центральными органами исполнительной
власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных си-
туаций и защитой населения и территорий от их последствий;
― на территориальном уровне — территориальные подсистемы (ТП), кото-
рые создаются в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и г. Севасто-
поле для предупреждения и реагирования на ЧС в пределах соответствующих ре-
гионов. Они создаются на базе отдельных структурных подразделений (например,
управлений, отделов) областных (районных) госадминистраций (ОГА). Эти узлы
будут размещаться на территориальном уровне и решать проблемы, связанные с
ЧС, которые имеют место на этом уровне;
― на объектовом уровне — подсистемы категорированных городов и ПОО.
Удаленные информационные узлы предприятий и организаций создаются на базе
отдельных структурных подразделений (например, отделов) всех тех предприятий
и организаций, которые или сами являются ПОО, или обслуживают ПОО. Эти
УИУ размещаются на объектовом уровне и, прежде всего, решают задачи по ре-
гистрации информации про все ЧС, которые имеют место на объектовом уровне,
а также задачи оперативного информирования структурных элементов в иерархии
ПИАС ЧС. Вообще УИУ — это элемент ПИАС ЧС, который выполняет функции
оперативного сбора и накопления достоверных данных относительно чрезвычай-
ных ситуаций объектового уровня и информирования про их возникновение (уг-
розу).
На уровне подсистемы категорированных городов и ПОО (при чрезвычай-
ных ситуациях объектового или городского уровня) эксперты: обобщают инфор-
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
132
мацию о ЧС; анализируют ЧС; прогнозируют направления предупреждения и ло-
кализа-ции ЧС.
При ЧС регионального уровня, требующей вмешательства специалистов
МЧС без выделения сил и средств, эксперты: уточняют чрезвычайную ситуацию;
готовят решения по локализации ЧС; готовят справку для КМ; отсылают справку
по факсу.
При ЧС регионального и общегосударственного уровня, требующего вмеша-
тельства специалистов МЧС с выделением сил и средств, эксперты: уточняют
информацию о ЧС; прогнозируют развитие ЧС; готовят решения и распоряжения
силам МЧС; готовят справку для КМ; готовят распоряжение на создание Прави-
тельственной комиссии; готовят проект распоряжения на выделение материаль-
но-технических ресурсов; готовят отчет для КМ.
Задачи, решаемые экспертами на различных
уровнях иерархии ПИАС ЧС
На каждом из уровней иерархии ПИАС ЧС эксперты в той или иной степени
принимают участие в решении задач, реализующих следующие группы функций:
анализ и прогнозирование; планирование мероприятий и подготовка решений.
Задачи группы функций «Анализ и прогнозирование»:
— уточнение и систематизация данных о факте ЧС, предпосылках их воз-
никновения, классификация ЧС, накопление их в соответствующих информаци-
онных базах данных (БД);
― экспертная оценка информации о характере соответствующих ЧС и необ-
ходимых материально-технических ресурсов для локализации ЧС и ликвидации
их последствий;
— анализ предпосылок и прогнозирование вероятности возникновения ЧС;
― анализ развития чрезвычайной ситуации (прогнозирование вероятности
развития ЧС, определение вероятных сценариев развития ЧС, прогнозирование
последствий чрезвычайной ситуации по каждому сценарию);
― анализ и моделирование последствий отдельных видов произошедших ЧС,
моделирование их влияния на возможность возникновения других (производных)
ЧС;
― прогнозирование влияния наиболее опасных и потенциально возможных
чре-звычайных ситуаций на состояние ПОО, окружающей среды и организм челове-
ка;
― составление регулярных отчетов относительно ЧС для определенных пра-
вительственных структур различного уровня.
Задачи группы функций «Планирование мероприятий и подготовка реше-
ний»:
— анализ состояния сил и средств, привлекаемых к предотвращению, лока-
лизации, и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
— подготовка проектов управленческих решений (рекомендаций), планиро-
вание мероприятий по предотвращению, локализации и ликвидации последствий
ЧС, размещению ПОО в определенных регионах страны;
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 133
― формирование экспертных оценок на основе анализа имеющейся инфор-
мации из сформированных баз данных с учетом заданных критериев оценки и
нормативно-справочной информации;
― определение оценки необходимых сил, материально-технических ресурсов,
финансов и разработка планов их использования во время локализации ЧС и лик-
видации последствий чрезвычайных ситуаций.
В случае, если эксперты соответствующей квалификации на низших уровнях
системы отсутствуют или не в состоянии оперативно и достоверно сделать экс-
пертные оценки по тому или иному вопросу, тогда привлекаются эксперты более
высокого уровня.
Таким образом, для поддержки принятия управленческих решений при пла-
нировании и координации мероприятий, эксперты должны обеспечить:
― накопление и сохранение информации по планированию и ходу меро-
приятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий ЧС;
― анализ, обобщение и дальнейшее использование накопленной информа-
ции во время планирования мероприятий по предупреждению, локализации и ли-
квидации последствий ЧС;
― расчет необходимых ресурсов и разработка планов их использования во
время локализации ЧС и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
― планирование взаимодействия сил и средств министерств и ведомств,
войсковых подразделений Министерства обороны, местных органов исполни-
тельной власти для предупреждения, локализации и ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации;
― анализ и оценка стоимости работ по локализации и ликвидации последст-
вий ЧС;
― подготовка проектов решений относительно планов мероприятий по пре-
дупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
― контроль за выполнением планов по предупреждению, локализации и ли-
квидации последствий чрезвычайных ситуаций;
― контроль за ходом выполнения программ Правительства по вопросам
техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Принципиальная схема сбора, обработки, анализа и экспертной оценки ин-
формации о ЧС для принятия решений на различных уровнях ПИАС ЧС приведе-
на на рис. 1. Здесь введены следующие обозначения: С — силы; Р — ресурсы; Ф
— финансы; ЛПР — лицо, принимающее решение; К — критерий оценки; НСИ
— нормативно-справочная информация; ОП —объектовая подсистема; ТП —
территориальная подсистема; ФП — функциональная подсистема; АП — Адми-
нистрация Президента Украины; ВС — Верховный Совет Украины; СНБО — Со-
вет национальной безопасности и обороны Украины.
Общие положения об экспертной поддержке ПИАС ЧС
Целью создания ПИАС ЧС является оперативное обеспечение руководства
государства, центральных и местных органов исполнительной власти экспертно-
аналитической, прогнозной, справочно-статистической, фактографической, кон-
трольно-отчетной и управленческой информацией с использованием современ-
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
134
ных информационных технологий для решения задач, связанных с техногенно-
эколо-гической безопасностью и ЧС [1, 2].
Рис. 1. Принципиальная схема сбора, обработки, анализа и экспертной оценки информации о ЧС
для принятия решений на различных уровнях ПИАС ЧС
Эксперты с помощью средств компьютерной техники (моделирования),
имеющих доступ к информационным ресурсам и оснащенных программными
сред-ствами аналитической обработки, осуществляют анализ поступающей от
различ-ных источников информации, ее оформление в виде, удобном для руково-
ПОО
ЛПР
Обработка
Анализ
Оценка
Эксперты
Сбор
Накопление
информации
База данных
С Р Ф
ОП Принятие
решения
ЛПР
Обработка
Анализ
Оценка
Эксперты
Сбор
Накопление
информации
База данных
НСИ К
С Р Ф
ЦП
Принятие
решения
ЛПР
Обработка
Анализ
Оценка
Эксперты
Сбор
Накопление
информации
База данных
НСИ К
С
Р
Ф
ЛПР
Обработка
Анализ
Оценка
Эксперты
Сбор
Накопление
информации
База данных
НСИ К
С Р Ф
ТП Принятие
решения
ФП
Принятие
решения
АП
ВС
СНБО
Эксперты
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 135
дства, выдают аналитически подтвержденные рекомендации руководству для
принятия ими ответственных решений. Организацию процесса подготовки и
принятия управленческих решений осуществляют группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС.
Обобщенная информационная модель организации экспертной поддержки
принятия управленческих решений приведена на рис. 2, где введены следующие
обозначения: БД — база данных; КФЗ — комплексная функциональная задача.
Рис. 2. Обобщенная информационная модель экспертной поддержки принятия
управленческих решений
Каждая группа обеспечивает повышение эффективности функционирования
системы, а также подготовку предложений для принятия Правительством опера-
тивных решений по ликвидации последствий ЧС, осуществляет их прогнозиро-
вание и планирование соответствующих мероприятий по предотвращению воз-
никновения ЧС.
Группа экспертной поддержки ПИАС ЧС своими рекомендациями обеспечи-
вает создание организационных, юридических, экономических, технических и
других предпосылок для формирования и реализации единой политики в сфере
прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС с учетом ре-
альных условий и потребностей государства.
База
знаний
БД
«Справочно-
отчетная
информация»
БД
«Общесистемная
информация»
КФЗ
«Анализ,
прогнозирование,
формирование
рекомендаций,
контроль
за исполнением
решений»
БД
«Информация
для анализа,
прогнозирования,
формирования
рекомендаций
и контроля за
исполнением
решений»
Ресурсы
Реализация и
контроль
исполнения
решений и
мероприятий
Анализ и обобщение
опыта по ЧС
Эксперты
Средства
моделирования
Экспертная оценка
Прогноз
Формирование ре-
комендаций
Контроль за
исполнением
Должностные лица
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
136
Объекты экспертных оценок. Объектами экспертных оценок являются ЧС
государственного и регионального масштабов, относительно которых необходи-
мо провести научно обоснованный анализ и дать вывод о принятии решений по
предотвращению, ликвидации чрезвычайны ситуаций и их последствий. Пере-
чень ЧС, а также министерств (ведомств), от которых привлекаются эксперты,
представлен в [5, 6].
Основные задачи группы. Основная группа экспертной поддержки ПИАС
ЧС осуществляет свою повседневную деятельность на базе структурных подраз-
делений МЧС с привлечением специалистов соответствующих министерств, ве-
домств, учреждений и научных организаций и руководствуется нормативными
документами [4–11]. На группу экспертной поддержки ПИАС ЧС возлагается вы-
полнение следующих основных задач:
— идентификация чрезвычайной ситуации — получение необходимых све-
дений, которые описывают данную ситуацию. Классификация ЧС, отнесение
чрезвычайной ситуации к соответствующему уровню по критерию размера при-
чиненных или ожидаемых экономических убытков, а также определение мини-
стерств и других центральных органов исполнительной власти, ответственных за
определение классификационных признаков чрезвычайных ситуаций, проводится
согласно [5, 6];
— оценка состояния ЧС — получение количественных и качественных оце-
нок ситуаций на основе выбранных показателей, которые описывают ситуацию;
— определение перечня действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций —
подготовка возможных вариантов решения проблемы и выбор наилучшего на ос-
нове оценки последствий принятых решений.
Основные функции группы. Группа экспертной поддержки ПИАС ЧС вы-
полняет следующие основные функции:
— организация и контроль получения информации о состоянии предпосы-
лок, хода и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— формирование экспертной информации относительно конкретной ЧС;
— экспертный прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций
с оценками возможных убытков на региональном и общегосударственном уров-
нях;
— анализ последствий ЧС для народно-хозяйственного комплекса, населе-
ния и территории с целью оценки дальнейшего влияния на государственный
бюджет;
— подготовка информации для Государственной комиссии по вопросам тех-
ногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций [7] для планиро-
вания мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычай-
ных ситуаций;
— оценка необходимых ресурсов и разработка планов их использования для
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— контроль за выполнением решений Постоянной правительственной ко-
миссии;
— технологический контроль за ходом ликвидации последствий ЧС.
Состав группы. Группа состоит из постоянно действующей и временно-
ситуационной частей. В состав постоянно действующей части группы входят: от
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 137
МЧС — руководитель группы; заместитель руководителя группы — старший
оперативный дежурный МЧС; члены группы — должностные лица соответст-
вующих подразделений МЧС.
В состав временно-ситуационной части группы привлекаются специалисты
министерств, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности,
а также отдельные эксперты и группы экспертов, в зависимости от класса ЧС, в
соответствии с [5, 6]. Из состава постоянно действующей и временно-ситуа-
ционной частей группы в режимах повышенной готовности, деятельности в ЧС и
деятельности в чрезвычайном состоянии формируется оперативная группа экс-
пертной поддержки ПИАС ЧС. Свою деятельность группа экспертной поддержки
ПИАС ЧС осуществляет и организует путем:
― взаимодействия с другими подразделениями МЧС, государственными ор-
ганами исполнительной власти, министерствами, ведомствами, учреждениями,
предприятиями разных форм собственности по вопросам, которые касаются воз-
ложенных на нее задач;
― участия специалистов в работе научно-технических советов, совещаний,
семинаров, учений и т.п. с целью повышения уровня квалификации, использова-
ния единых технологий проведения экспертных оценок;
― использования современных информационных технологий получения
информации, использования существующих и создания собственных баз данных,
описаний ЧС и т.п.;
― использования аппарата государственных органов исполнительной вла-
сти, министерств, ведомств, учреждений, предприятий разных форм собственно-
сти, которые причастны к ЧС, для получения необходимой информации и кон-
сультативной помощи;
― проведения внутренних рабочих совещаний, семинаров с привлечением
должностных лиц подразделений МЧС, которые не входят в состав группы экс-
пертной поддержки ПИАС ЧС;
― составления текущих планов работы группы по конкретной чрезвычайной
ситуации и контроль за их выполнением.
Группа экспертной поддержки ПИАС ЧС выполняет возложенные на нее за-
дачи с целью выполнения экспертных работ относительно идентификации ЧС,
оценки состояния чрезвычайных ситуаций, определения перечня действий по
предотвращению или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для информа-
ционного обеспечения, во взаимодействии с другими предприятиями, учрежде-
ниями организациями и подразделениями МЧС, а именно:
― силами и средствами ПИАС ЧС;
― информационными центрами и центрами управления в ЧС министерств,
ведомств, предприятий и других центральных органов исполнительной власти;
― центрами управления чрезвычайными ситуациями Совета министров Ав-
тономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских
государственных администраций, соответствующих органов местного само-
управления;
― уполномоченными органами по вопросам гражданской защиты населе-
ния;
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
138
― информационными службами предприятий, учреждений, организаций и по-
тенциально опасных объектов с привлечением средств связи и передачи данных;
― другими подразделениями МЧС.
Порядок сбора информации по вопросам защиты населения и территорий от
последствий чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между цен-
тральными и местными органами исполнительной власти, органами местного са-
моуправления, управления силами и средствами оперативного реагирования,
уполномоченными органами по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской
защиты населения определяется регламентом [8].
Регламент работы группы экспертной поддержки ПИАС ЧС
Личный состав группы формируется на каждый год. Ответственный — руко-
водитель группы, сотрудник МЧС. Члены группы, сотрудники МЧС, определяют-
ся по направлениям:
― сбора информации, которая касается предпосылок, угрозы, возникнове-
ния, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
― подготовки рекомендаций по устранению предпосылок, угрозы, возник-
новения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
― информационного взаимодействия МЧС с другими министерствами, ве-
домствами, организациями, соответствующими иностранными и международны-
ми структурами;
― разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
― оценки чрезвычайной ситуации и обстановки, которая сложилась;
― координации мероприятий быстрого реагирования на чрезвычайные си-
туации;
― координации осуществления неотложных мероприятий быстрого реаги-
рования на чрезвычайные ситуации между министерствами, ведомствами, орга-
низациями, государственными администрациями и другими юридическими лица-
ми, независимо от форм собственности и видов деятельности, которые принима-
ют участие в решении проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями в Ук-
раине;
― подготовки предложений относительно формирования госрезерва на слу-
чай угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций;
― планов Гражданской обороны (ГО) на случай чрезвычайных ситуаций;
― планирования и разработки оперативных мероприятий по деятельности
ГО.
Кандидатуры членов группы согласовываются с начальниками соответст-
вующих подразделений и утверждаются приказом по МЧС. В состав временно-
ситуационной части группы привлекаются специалисты от министерств и ве-
домств по вопросам, которые закреплены за ними. Кандидатуры членов времен-
но-ситуационной части группы согласовываются с соответствующими министер-
ствами и ведомствами и утверждаются приказом по МЧС [4].
К работе группы, кроме специалистов определенных министерств и ве-
домств, в зависимости от конкретной ситуации для решения вопросов по предот-
вращению и ликвидации чрезвычайной ситуации могут привлекаться специали-
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 139
сты других министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий, а
также отдельные эксперты и группы экспертов. Решения об участии таких экс-
пертов в работе группы принимается руководителем группы и оформляется рас-
поряжением (приказом) по МЧС.
В зависимости от масштабов и особенностей ЧС, которая прогнозируется
или возникла, и в соответствия с режимами функционирования ЕГСР ЧС может
существовать один из следующих режимов работы группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС:
режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-
промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологичес-
кой), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановке;
режим повышенной готовности — при существенном ухудшении произ-
водственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бакте-
риологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической
обстановки (с получением прогнозной информации относительно возможности
возникновения чрезвычайной ситуации);
режим деятельности в чрезвычайной ситуации — при реальной угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций и реагировании на них;
режим деятельности в чрезвычайном положении — вводится в Украине
или на отдельных ее территориях в порядке, определенном Конституцией Украи-
ны и Законом Украины «О чрезвычайном положении» [9].
В режимах повышенной готовности (в случае необходимости), деятельности
в ЧС и деятельности в чрезвычайном положении из членов группы экспертной
поддержки ПИАС ЧС формируется оперативная группа (ОГ).
Перечень вопросов, которые решаются специалистами группы экспертной
поддержки ПИАС ЧС в режиме повседневной деятельности, приведен выше.
В режиме повышенной готовности специалистами группы осуществляются
мероприятия, которые определены для режима повседневной деятельности, а
членами оперативной группы дополнительно:
― анализ и обобщение информации ОГ, которые формируются в рамках
ЕГС ЧС для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе
возможного возникновения ЧС, подготовка предложений относительно ее нор-
мализации;
― усиление работы, связанной с ведением наблюдения и осуществлением
контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опас-
ных объектах и близлежащих к ним территорий, прогнозированием возможности
возникновения чрезвычайной ситуации и ее масштабов;
― формирование экспертного прогноза вероятности возникновения ЧС с
оценками возможных убытков на региональном и общегосударственном уровнях;
― подготовка предложений для планирования мероприятий по предупреж-
дению ЧС.
В режиме деятельности в ЧС специалистами группы осуществляются меро-
приятия, которые определены для режимов повседневной деятельности и повы-
шенной готовности, а членами оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС дополнительно:
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
140
― участие в заседаниях группы экспертной поддержки ПИАС ЧС;
― формирование экспертной оценки по своему направлению для конкрет-
ной ЧС;
― участие в формировании экспертного вывода относительно конкретной
ЧС;
― анализ последствий чрезвычайной ситуации для народно-хозяйственного
комплекса, населения и территории;
― подготовка рекомендаций для планирования мероприятий по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
― оценка необходимых ресурсов и разработка планов их использования для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации специалистами группы
экспертной поддержки ПИАС ЧС осуществляются мероприятия, которые опреде-
лены для режима деятельности в чрезвычайной ситуации, и, дополнительно, ме-
роприятия, которые применяются в условиях чрезвычайного положения [9, 10].
Режимы деятельности группы экспертной поддержки ПИАС ЧС (кроме работы в
чрезвычайном состоянии) определяются руководителем группы в зависимости от
наличия информации об угрозе, возникновении и прохождении чрезвычайной
ситуации.
Режим повседневной деятельности. Члены группы, сотрудники МЧС, вы-
полняют функции, определенные их служебными обязанностями. Заместитель
руководителя группы — старший оперативный дежурный — следит за получени-
ем информации из регионов об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуа-
ции. При получении такой информации заместитель руководителя группы вы-
полняет работу по идентификации чрезвычайной ситуации в соответствии с [5,
6], оценивает масштаб (объектовый, местный, региональный, общегосударствен-
ный) и, если возникшая угроза ЧС или сама ЧС регионального или общегосудар-
ственного масштаба, немедленно докладывает об этом руководителю группы.
Для выполнения работы по идентификации ЧС (определения классификационных
признаков ЧС) по решению заместителя руководителя группы привлекаются спе-
циалисты из членов группы экспертной поддержки от министерств и ведомств.
При получении информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
руководитель группы оценивает ее степень и, в случае необходимости, принимает
решение о вводе режима повышенной готовности.
О вводе режима повышенной готовности извещаются все члены группы экс-
пертной поддержки. При получении информации о возникновении чрезвычайных
ситуаций регионального или общегосударственного масштаба руководитель
группы принимает решение о вводе режима работы в чрезвычайной ситуации. О
вводе режима деятельности в чрезвычайной ситуации извещаются все члены
группы экспертной поддержки.
Члены временно-ситуационной части группы, специалисты министерств и
ведомств в режиме повседневной деятельности выполняют функции, определен-
ные их служебными обязанностями (каждый по своему направлению).
При получении запроса заместителя руководителя группы на определение
квалификационных признаков чрезвычайных ситуаций каждый эксперт (по сво-
ему направлению), руководствуясь Положением о классификации чрезвычайных
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 141
ситуаций [5, 6], готовит данные классификационных признаков чрезвычайной
ситуации и передает их заместителю руководителя группы на протяжении одного
часа после получения запроса.
Режим повышенной готовности. Устанавливается решением руководителя
группы и оформляется распоряжением (приказом) по МЧС. Из членов группы
формируется оперативная группа экспертной поддержки ПИАС ЧС. В режиме
повышенной готовности руководитель группы экспертной поддержки ПИАС ЧС
разрабатывает план работы группы, где выделены следующие вопросы:
― выбор критериев оценки ситуации, которые разрешают сделать прогноз
развития и разработать мероприятия по предотвращению возникновения ЧС.
Должны быть определены ответственные из членов группы за определение кри-
териев и срок выполнения работы;
― определение состава оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС. Назначаются ответственные за формирование состава ОГ экспертной под-
держки ПИАС ЧС, в зависимости от критериев оценки ситуации, срок выполне-
ния работы;
― постановка задач для обработки частных оценок и предложений экспер-
тов;
― определяются ответственные за постановку задач экспертам, в зависимо-
сти от критериев оценки ситуации и состава оперативной группы, а также срок
выполнения работы;
― проведение заседаний оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением частных оценок и предложений экспертов;
― подготовка сводного вывода оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС по результатам обсуждения частных оценок и предложений экспертов;
― проведение заседания оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением сводного вывода;
― подготовка отчета о работе оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС.
Согласно разработанного плана, руководитель группы ставит задачи замес-
тителю руководителя группы на организацию работы по определению критериев
оценки ситуации и состава оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС, а также экспертам.
Заместитель руководителя группы после получения задачи определяет чле-
нов ОГ экспертной поддержки ПИАС ЧС — должностных лиц МЧС, и дает им
поручения:
― на определение критериев оценки состояния;
― на определение членов оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС (экспертов) от других министерств, ведомств, организаций;
― на постановку задач экспертам.
В дальнейшем заместитель руководителя группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС организует работу по выполнению плана работы ОГ экспертной под-
держки ПИАС ЧС.
Члены оперативной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС, должностные
лица МЧС в режиме повышенной готовности выполняют функции, которые оп-
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
142
ределены их должностными обязанностями и, дополнительно, выполняют зада-
чи, что определены планом работы оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС на период режима повышенной готовности. Такими задачами могут
быть: определение критериев оценки ситуации, которые разрешают сделать про-
гноз развития и разработать мероприятия по предотвращению возникновения
чрезвычайных ситуаций; постановка задач для разработки частных оценок и
пред-ложений экспертов; разработка предложений относительно предотвращения
возникновения ЧС; участие в подготовке сведенного вывода оперативной груп-
пы; участие в подготовке отчета о работе ОГ экспертной поддержки ПИАС ЧС.
Члены ОГ экспертной поддержки ПИАС ЧС, эксперты от других минис-
терств, ведомств, организаций, выполняют функции, которые определены их
должностными обязанностями по основному месту работы, а также задачи, кото-
рая определены планом работы ОГ экспертной поддержки ПИАС ЧС на период
режима повышенной готовности. Такими задачами могут быть:
― разработка частной экспертной оценки и предложений относительно пре-
дотвращения возникновения чрезвычайной ситуации;
― участие в заседаниях оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением частных оценок и предложений экспертов;
― участие в подготовке сведенного вывода оперативной группы экспертной
поддержки ПИАС ЧС по результатам обсуждения частных оценок и предложений
экспертов.
Режим деятельности в чрезвычайной ситуации. Устанавливается решени-
ем руководителя группы при реальной угрозе или возникновении чрезвычайных
ситуаций регионального или общегосударственного уровня и оформляется рас-
поряжением (приказом) по МЧС. Из членов группы формируется оперативная
группа экспертной поддержки ПИАС ЧС.
В режиме деятельности в ЧС руководитель группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС разрабатывает план работы, в котором освещаются следующие вопро-
сы:
— определение критериев оценки ситуации, которые разрешают сделать
прогноз развития и анализ последствий ЧС для народно-хозяйственного ком-
плекса, населения и территорий, подготовку информации для Постоянной прави-
тельственной комиссии для планирования мероприятий по ликвидации последст-
вий ЧС, оценку необходимых ресурсов и разработку планов их использования для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— определение состава оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС, в зависимости от критериев оценки ситуации;
— постановка задач для обработки частных оценок и предложений экспер-
тов, в зависимости от критериев оценки ситуации и состава ОГ экспертной под-
держки ПИАС ЧС;
― проведение заседаний оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением частных оценок и предложений экспертов;
― подготовка сведенного вывода оперативной группы экспертной поддерж-
ки ПИАС ЧС по результатам обсуждения частных оценок и предложений экспер-
тов;
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 143
― проведение заседания оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением сведенного вывода;
― подготовка информации для Постоянной правительственной комиссии на
основе частных оценок и предложений экспертов, сведенного вывода оператив-
ной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС;
― разработка мероприятий по ликвидации последствий ЧС на основе част-
ных оценок и предложений экспертов, сведенного вывода ОГ экспертной под-
держки ПИАС ЧС;
― разработка планов использования необходимых ресурсов для ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
― подготовка отчета о работе оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС.
Руководитель группы ставит задачи заместителю руководителя группы на
организацию работы по определению критериев оценки ситуации, составу опера-
тивной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС, постановке задач экспертам.
Заместитель руководителя группы экспертной поддержки ПИАС ЧС после полу-
чения задачи определяет членов оперативной группы экспертной поддержки
ПИАС ЧС — должностных лиц МЧС, и дает им поручения на: определение кри-
териев оценки ситуации; определение членов оперативной группы экспертной
поддержки ПИАС ЧС (экспертов) от других министерств, ведомств, организаций;
постановку задач экспертам.
В состав ОГ экспертной поддержки ПИАС ЧС должны входить все должно-
стные лица МЧС — члены группы экспертной поддержки ПИАС ЧС. В дальней-
шем заместитель руководителя группы экспертной поддержки ПИАС ЧС органи-
зовывает работу по выполнению плана работы группы. Члены оперативной груп-
пы экспертной поддержки ПИАС ЧС — должностные лица МЧС — в режиме
деятельности в чрезвычайной ситуации выполняют функции, определенные их
должностными обязанностями и, дополнительно, выполняют задачи, определен-
ные планом работы оперативной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС на пе-
риод режима работы в чрезвычайной ситуации. Такими задачами могут быть:
― определение критериев оценки ситуации, которые разрешают сделать
прогноз развития и анализ последствий чрезвычайной ситуации для народно-
хозяй-ственного комплекса, населения и территорий;
― постановка задач для разработки частных оценок и предложений экспер-
тов;
― разработка предложений и мероприятий по ликвидации последствий ЧС;
― разработка планов использования необходимых ресурсов для ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
― подготовка информации для Постоянной правительственной комиссии;
― участие в подготовке сведенного вывода ОГ экспертной поддержки
ПИАС ЧС;
― участие в подготовке отчета о работе ОГ экспертной поддержки ПИАС
ЧС.
Члены оперативной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС, эксперты от
других министерств, ведомств, организаций, научных учреждений выполняют
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
144
функции, определенные их должностными обязанностями по основному месту
работы, а также задачу, которая определена планом работы оперативной группы
на период режима деятельности в чрезвычайной ситуации. Такими задачами мо-
гут быть:
― разработка частной экспертной оценки развития и анализ последствий
чрезвычайных ситуаций для народно-хозяйственного комплекса, населения и
территорий;
― участие в заседаниях оперативной группы экспертной поддержки ПИАС
ЧС с обсуждением и утверждением частных оценок и предложений экспертов;
― разработка предложений относительно ликвидации последствий ЧС;
― оценка необходимых ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
― участие в подготовке сведенного вывода оперативной группы экспертной
поддержки ПИАС ЧС по результатам обсуждения частных оценок и предложений
экспертов.
Режим деятельности в чрезвычайном положении. Устанавливается реше-
нием руководителя группы экспертной поддержки ПИАС ЧС при вводе в Украи-
не или на отдельных ее территориях чрезвычайного положения в порядке, опре-
деленном Конституцией Украины и Законом Украины «О чрезвычайном положе-
нии» [9]. Из членов группы экспертной поддержки ПИАС ЧС формируется опе-
ративная группа экспертной поддержки ПИАС ЧС. Порядок деятельности ОГ
экспертной поддержки ПИАС ЧС в режиме деятельности в чрезвычайном поло-
жении аналогичен порядку деятельности группы в режиме деятельности в чрез-
вычайной ситуации.
Порядок формирования экспертных оценок и экспертного вывода
Частные экспертные оценки ситуации выполняют эксперты — члены опера-
тивной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС из числа специалистов мини-
стерств, ведомств, организаций, предприятий и т.п. Каждый эксперт выполняет
работы только по вопросам, которые определены в плане организации работы
оперативной группы экспертной поддержки ПИАС ЧС. Результаты частных экс-
пертных оценок ситуации подаются каждым экспертом в виде протокола уста-
новленной формы, в котором присутствуют следующие разделы: объект эксперт-
ной оценки; вопросы экспертной оценки, которые были предложены на рассмот-
рение эксперту согласно плана работы группы экспертной поддержки ПИАС ЧС;
срок исполнения экспертных оценок, который предлагался.
Протокол частной экспертной оценки ситуации должен вмещать все выводы
и предложения относительно вопроса, который рассматривается экспертом. При
этом им должны быть сделаны и обоснованы существенные выводы и предложе-
ния. Каждый эксперт несет личную ответственность относительно полноты, кон-
кретности и обоснованности своих оценок.
Выводы и предложения, которые не является обоснованными, в протокол
экспертной оценки ситуации не включаются. Обоснованность экспертной оценки
ситуации является предметом обсуждения и согласования на заседаниях ОГ экс-
пертной поддержки ПИАС ЧС. Согласование содержания частных экспертных
оценок ситуации, а также внесение изменений в частные экспертные оценки по-
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 145
сле их оформления или объединение частных экспертных оценок ситуации раз-
ных экспертов в одном протоколе не разрешается.
Сводный экспертный вывод включает в себя, как составные части, протоко-
лы частных экспертных оценок, а также экспертные выводы оперативной группы.
Проект экспертного вывода составляется членами оперативной группы — спе-
циалистами МЧС, которым поручен этот вопрос согласно плана работы группы,
и выносится для обсуждения и утверждения на заседание группы. Проект экс-
пертного вывода составляется по установленной форме. Рассмотрение эксперт-
ного вывода проводится на заседаниях оперативной группы, подписывается все-
ми членами группы и утверждается руководством МЧС.
Информационные ресурсы ПИАС ЧС
Для выполнения поставленных задач и функций эксперты эффективно ис-
пользуют информационные ресурсы ПИАС ЧС. Информационное обеспечение
ПИАС ЧС представляет собой совокупность системы классификации и кодирова-
ния технической информации, унифицированных систем документации, баз дан-
ных и массивов данных. Базы данных составляют основу информационного
обеспечения и являются одним из основных компонентов информационно-
аналити-ческой системы. Они предназначены для обеспечения выполнения задач
и функций и включают в свой состав [1, 2]:
― БД общегосударственного реестра потенциально опасных объектов [11];
― БД оперативной информации о чрезвычайных ситуациях;
― БД сил и средств для предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
— БД текстовых информационных уведомлений от функциональных и тер-
риториальных подсистем ПИАС ЧС;
― БД сообщений про состояние гидрометеоусловий;
― БД картографической информации Украины с уровнями размещения объ-
ектов: энергетических, связи, химических предприятий, экологически опасных
нефте-, аммиако-продуктопроводов, основных транспортных магистралей, гид-
росооружений, атомных электростанций, инженерных сетей, больших промыш-
ленных предприятий.
База данных общегосударственного реестра ПОО содержит следующие по-
именованные информационные массивы: общие данные по объекту; основная
вырабатываемая продукция; основное сырье; используемые вспомогательные ма-
териалы; опасные технологические процессы производства; основные производ-
ственные сооружения; основные технологические трубопроводы; основные ин-
женерные сети; состав опасных веществ; емкости с опасными веществами; гид-
ротехнические сооружения; очистные сооружения; вещества с токсичными про-
дуктами горения; технологические выбросы вредных веществ; реципиенты воз-
можных ЧС; отходы производства; характеристика основных источников опасно-
сти; силы и средства для ликвидации чрезвычайной ситуации; дополнительные
характеристики шахт; дополнительные характеристики гидротехнических соору-
жений;
дополнительные характеристики открытых карьеров.
База данных оперативной информации о чрезвычайных ситуациях включает
информацию о предусловиях, факты возникновения чрезвычайной ситуации, про
А. Г. Додонов, В. Г. Путятин, В. А. Валетчик
146
их последствия и состояние выполнения оперативных мер по их ликвидации, и
предназначена для хранения и обеспечения должностных лиц данными, необхо-
димыми для выполнения ими своих функций. Информационный массив описания
и характеристики чрезвычайной ситуации содержат данные про: место возникно-
вения чрезвычайной ситуации; масштаб чрезвычайной ситуации; дату возникно-
вения чрезвычайной ситуации; дату ликвидации чрезвычайной ситуации; время
ликвидации чрезвычайной ситуации; дату и время регистрации чрезвычайной си-
туации; источник информации; причину возникновения чрезвычайной ситуации;
описание чрезвычайной ситуации; описание местности; материальные затраты на
ликвидацию чрезвычайной ситуации; материальные убытки от чрезвычайной си-
туации; количество и квалификация специалистов, задействованных для ликви-
дации чрезвычайной ситуации; количество задействованной техники; меры по
ликвидации т.п.
База данных сил и средств для предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации включает информацию про структуру, дислокацию, со-
став и техническое оснащение сил и средств для предупреждения, локализации и
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации разных министерств и ве-
домств.
Заключение
Реализация разработанных положения про группу экспертной поддержки
ПИАС ЧС и регламента деятельности группы позволяют повысить эффектив-
ность функционирования системы, усовершенствовать и повысить производи-
тельность труда органов государственной исполнительной власти различных
уровней при решении ими проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, а
также обеспечить эффективную подготовку и принятие Правительством опера-
тивных решений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, позволяет
осуществлять их прогнозирование и планирование соответствующих мероприя-
тий по упреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Постанова Кабінету Міністрів України «Про створення Урядової інформаційно-
аналітичної системи з питань надзвичайних ситуацій» від 16.12.1999 р. № 2303.
2. «Концепція Урядової інформаційно-аналітичної системи з питань надзвичайних ситуацій»,
затверджена 27.11.1999 р.
3. Постанова Кабінету Міністрів України «Про єдину державну систему запобігання і реагу-
вання на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру» від 03.08.1998 р. № 1198.
4. «Положення про Міністерство України з питань надзвичайних ситуацій та у справах за-
хисту населення від наслідків Чорнобильскої катастрофи». Затверджене Указом Президента
України від 26.10.1996 р. № 1005/96.
5. ДК019-2001. Державний класифікатор надзвичайних ситуацій. Введений наказом Держ-
стандарту України від 19.11.2001 р. № 552.
6. Постанова Кабінету Міністрів України «Про порядок класифікації надзвичайних ситуацій»
від 15.071998 р. № 1099.
Организация экспертной поддержки Правительственной информационно-аналитической
системы по вопросам чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
ISSN 1560-9189 Реєстрація, зберігання і обробка даних, 2005, Т. 7, № 1 147
7. Постанова Кабінету Міністрів України «Про Державну комісію з питань техногенно-
екологічної безпеки та надзвичайних ситуацій» від 16.02.1998 р. № 174.
8. Регламент взаємодії центральних та місцевих органів виконавчої влади в межах УІАС НС,
затверджений директивою Начальника Цивільної оборони України — Прем’єр-міністра України
від 20.10.1999 р.
9. Закон України «Про надзвичайний стан» від 31.10.95 р. № 410/95-ВР.
10. Закон України «Про правовий режим надзвичайного стану» від 16.03.2000 р. № 1550-III.
11. Закон України «Про об’єкти підвищеної небезпеки» від 18.01.2001 р. № 2245-III.
Поступила в редакцию 14.01.2005
УДК 004.91
Организация экспертной поддержки Правительственной
информационно-аналитической системы по вопросам
чрезвычайных ситуаций при принятии управленческих решений
|