Здоровье как право человека: исторические аспекты

Рассмотрены основные исторические этапы становления права человека на здоровье, трансформация понятия здоровья. Сделан вывод о необходимости утверждения права на здоровье/права на охрану здоровья как одного из основных прав человека....

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2003
Main Author: Москаленко, В.Ф.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України 2003
Series:Международный медицинский журнал
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52560
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Здоровье как право человека: исторические аспекты / В.Ф. Москаленко // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 6-10. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-52560
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-525602025-02-10T00:53:23Z Здоровье как право человека: исторические аспекты Health as a human right: historical aspects Москаленко, В.Ф. Проблемная статья Рассмотрены основные исторические этапы становления права человека на здоровье, трансформация понятия здоровья. Сделан вывод о необходимости утверждения права на здоровье/права на охрану здоровья как одного из основных прав человека. Main historical stages of development of the human right to health and transformation of the cjncept "health" are featured. The author concludes about the necessity to establish the right to health/right to health protection as one of basic human rights. 2003 Article Здоровье как право человека: исторические аспекты / В.Ф. Москаленко // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 6-10. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 2308-5274 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52560 ru Международный медицинский журнал application/pdf Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемная статья
Проблемная статья
spellingShingle Проблемная статья
Проблемная статья
Москаленко, В.Ф.
Здоровье как право человека: исторические аспекты
Международный медицинский журнал
description Рассмотрены основные исторические этапы становления права человека на здоровье, трансформация понятия здоровья. Сделан вывод о необходимости утверждения права на здоровье/права на охрану здоровья как одного из основных прав человека.
format Article
author Москаленко, В.Ф.
author_facet Москаленко, В.Ф.
author_sort Москаленко, В.Ф.
title Здоровье как право человека: исторические аспекты
title_short Здоровье как право человека: исторические аспекты
title_full Здоровье как право человека: исторические аспекты
title_fullStr Здоровье как право человека: исторические аспекты
title_full_unstemmed Здоровье как право человека: исторические аспекты
title_sort здоровье как право человека: исторические аспекты
publisher Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України
publishDate 2003
topic_facet Проблемная статья
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52560
citation_txt Здоровье как право человека: исторические аспекты / В.Ф. Москаленко // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 2. — С. 6-10. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Международный медицинский журнал
work_keys_str_mv AT moskalenkovf zdorovʹekakpravočelovekaistoričeskieaspekty
AT moskalenkovf healthasahumanrighthistoricalaspects
first_indexed 2025-12-02T08:12:43Z
last_indexed 2025-12-02T08:12:43Z
_version_ 1850383441124655104
fulltext ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ 6 ÌÅÆÄÓÍÀÐÎÄÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË ¹ 2’2003 Попытки сделать ответственным за состояние здо# ровья общество или государство предпринимались до# статочно давно и в разное время, однако первые ощу# тимые результаты они дали только в ХІХ ст., когда в ряде стран были приняты первые законодательные акты о здравоохранении. С этого времени право чело# века на здоровье закрепляется в общественном движе# нии за здоровье, а с конца столетия это движение еще более усиливается в связи с признанием социальных, экономических и культурных прав, в контексте кото# рых, как правило, рассматривается право на здоровье. Только в прошлом столетии было признано это право, которое обеспечивает система здравоохранения. До начала ХІХ в. право на здоровье редко упоми# налось в официальных документах. Элементы ответ# ственности за здоровье людей можно обнаружить в древних цивилизациях, где принимались меры по улучшению общественного здравоохранения, заключа# вшиеся в основном в действиях в области гигиены и са# нитарии, в надзоре за особо опасными инфекциями (Египет, Индия, Китай, страны Средиземноморья, го# рода древних инков, средневековая Европа и т.д.). В ХVІІІ в. в Германии была создана специальная «медицинская полиция», которая административными мерами осуществляла политику в сфере здравоохра# нения (санитарной гигиены санитарно#эпидемическо# го режима). Инициатором движения стал Йохан Франк (J.P. Frank), который связывал здоровье и благополу# чие с проблемами нищеты и бедности и сформулиро# вал идею о Кодексе здоровья (1790), который впослед# ствии, в 1800 г., составил Франц Маи (F.A. Mai). Правда, Кодекс так и не стал настоящим юридическим документом, хотя в нем уже тогда были заложены мно# гие вопросы поддержания и сохранения здоровья на уровне понимания этой проблемы того времени. Что же касается медицинской полиции, то это движение успешно функционировало в крупных городах Запад# ной Европы и США на протяжении всего ХІХ в. Вопросам здравоохранения уделяли внимание и французские философы#просветители. В частности, Дидро в своей «Энциклопедии» (глава «Человек») даже пошел еще дальше и указал на необходимость для мо# нарха, а значит, государства, нести ответственность за детскую смертность в контексте роста численности населения. В статье «Больница» им была описана некая система поддержки населения в области социальной защиты и медицинского обслуживания (медицинская помощь, пенсии). Более серьезным толчком для развития обществен# ного здравоохранения явились процессы промышлен# ной индустриализации в Европе, рост численности ЗДОРОВЬЕ КАК ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ×ë.-êîðð. ÀÌÍ Óêðàèíû Â.Ô. ÌÎÑÊÀËÅÍÊÎ, ñîâåòíèê Ïðåçèäåíòà Óêðàèíû Рассмотрены основные исторические этапы становления права человека на здоровье, трансформа% ция понятия здоровья. Сделан вывод о необходимости утверждения права на здоровье/права на охрану здоровья как одного из основных прав человека. городского населения, его концентрация, возникнове# ние вредных условий труда, а также эпидемии инфек# ционных болезней, в том числе особо опасных, в част# ности холеры (эпидемии 1832 и 1849 гг.). Новое и правильное понимание социальных послед# ствий болезней стало основой для выработки полити# ками того времени адекватных мер в сфере развития общественного здравоохранения. Приоритет в этом вопросе принадлежит Великобритании, где еще в 1834 г. был принят «Закон о бедняках», а соответ# ствующая комиссия «по бедным» опубликовала свой отчет (1942), в котором стержневой темой была взаи# мосвязь между состоянием окружающей среды и здо# ровьем (гигиена, санитария). Активистом всей этой работы был Эдван Чедвик (E. Chedvik), которому при# надлежала глубокая мысль о том, что существование здорового рабочего класса принесет выгоду всему об# ществу. Эти события стали основой для принятия «Закона об общественном здравоохранении» (1948), который уже предписывал создание централизован# ной системы управления здравоохранением в Англии (впервые в Европе и мире). В период между 1948 и 1990 г. было принято в об# щей сложности шесть законодательных актов, касающих# ся разных аспектов медико#санитарной помощи и ус# луг в системе общественного здравоохранения. Закон об общественном здравоохранении от 1875 г. стал сво# еобразным новым рубежом в этой сфере и имел международное значение. В нем были сведены воедино все предыдущие законы, собраны и сформулированы полномочия и обязанности санитарных органов, благо# даря своему совершенству он стал основой обществен# ного здравоохранения того времени и просуществовал более 50 лет. Подобные процессы происходили и в других стра# нах Европы. В частности, в Германии, где высказыва# лись мысли (S. Neumann, 1847) о важности здоровья для человека любого социального положения и о том, что государство, как гарант частной собственности, таким же образом должно защищать и тех, у кого есть единственная собственность — их труд, для которо# го соответственно необходимо хорошее здоровье. Логи# ка абсолютно понятная, хотя посылка на здоровье еще была непрямая. На рубеже прошлого и нынешнего столетий было достигнуто немало положительных результатов в об# ласти здравоохранения, в том числе качественно улуч# шились водоснабжение и канализация, условия рабо# ты и жизни, санитария и гигиена. Это стало возмож# ным благодаря уже достаточно развитой законодатель# ной базе. В.Ф. МОСКАЛЕНКО. ЗДОРОВЬЕ КАК ПРАВО ЧЕЛОВЕКА… 7 Как уже отмечалось, процессы индустриализации, развитие торговли и наличие серьезного фона инфек# ционных болезней, прежде всего особо опасных, стали основой для создания в середине ХІХ в. первых эле# ментов международной системы здравоохранения. На# чиная с 1851 г. (Париж, Франция) был организован целый ряд международных конференций по вопросам санитарии. Конференции в Австрии, Германии, Гре# ции, Италии, США и Франции (всего их было 10) решали разные вопросы санитарии и борьбы с эпиде# миями. Особенно важной можно считать Международную конференцию 1903 г. в Париже. Первая в ХХ ст. и 11#я по счету, эта конференция приняла два очень важных решения, в том числе о защите общественного здоровья от трех конкретных особо опасных инфекций, а также, что особенно ценно, — решение о создании первой официальной международной организации здра# воохранения — Международной организации обще# ственной гигиены (МООГ), что и было реализовано специальным соглашением в 1907 г. (Рим, Италия). В эту организацию со штаб#квартирой в Париже вошло 12 стран1, представляющих три континента, а глав# ными ее функциями стали борьба с инфекционными болезнями и распространение различной информации об общественном здоровье. Однако отсутствие долж# ного финансирования и кадрового потенциала не по# зволяло ей решать вопросы глобального уровня, а кроме того, начиная с 1919 г. МООГ стала находиться под патронатом Лиги Наций, которая, в свою очередь, уч# редила новую международную организацию подобного профиля — Организацию Лиги Наций по охране здоровья. Обе эти организации функционировали па# раллельно вплоть до создания ООН и ее организа# ции — ВОЗ. Еще ранее, в 40#е годы прошлого столетия, уже поднимались вопросы о здоровье населения в целом, первичной профилактике и ответственности служб и систем здравоохранения, правда, касающиеся сельского населения. В Резолюции Межправительственной Ев# ропейской конференции (Испания, 1931), проведенной новой организацией Лиги Наций, в частности, гово# рилось, что «…эффективной в широком смысле слова может считаться та система общественного здраво# охранения, которая организует медицинские службы та# ким образом, чтобы все население могло пользоваться всеми достижениями современной медицины с целью улучшения своего здоровья, выявления и лечения бо# лезней в их начальной стадии» [1; 2]. Впоследствии эта формула стала основой стратегии ВОЗ и нашла свое подтверждение во многих важных документах этой авторитетной организации. Еще одной международной организацией, имеющей отношение к вопросам здоровья, правда, в основном в контексте охраны труда, является Международная организация труда (МОТ), которая была создана так# же в 1919 г., но функционирует по сей день. В 30–40#е годы прошлого столетия МОТ занималась в основном частными исследованиями в области про# фессиональных заболеваний. Принятие Кодекса стан# дартов промышленной гигиены (1933), запрещение ис# пользования в промышленности некоторых вредных для здоровья веществ и материалов (белый свинец, белый фосфор и др.), глубокое изучение проблем про# фессиональных болезней легких — результат дея# тельности МОТ. Все изложенное свидетельствует о том, что в пе# риод с конца ХІХ в. до первой половины ХХ в. были сделаны значительные шаги по координации усилий и деятельности в области охраны здоровья населения, а также по созданию соответствующего законодатель# ства на национальном и международном уровне. Во многих странах формировалась и росла убежденность, что государства должны нести ответственность за здо# ровье своих граждан, а это, в свою очередь, постепен# но усиливало главную мысль: осознание здоровья как права человека. Следует отметить, что параллельно с этим шли не менее важные процессы признания социальных прав человека на фоне повышения социальной ответствен# ности общества в целом [3]. Первой страной, которая включила экономические, социальные и культурные права в свою Конституцию, стала Мексика (1917), за ней последовали бывший СССР (1918) и Веймарская республика (1919). Кардинальным событием в области признания эко# номических, социальных и культурных прав человека можно считать речь президента США Ф. Рузвельта (1941) о «четырех свободах». Речь идет о так называ# емой «третьей» свободе, или свободе желаний, которая, безусловно, имеет четкое социально#экономическое зна# чение. Сам Ф. Рузвельт объяснял эту свободу как «си# стему экономических принципов, которые обеспечива# ют каждому народу здоровую и мирную жизнь во всем мире». Он же позднее (1944) утверждал, что «истин# ная свобода индивида невозможна без экономической безопасности и независимости». В целом «свобода желаний» может и должна рас# сматриваться как база, на которой обычно во всех меж# дународных договорах и конституциях государств фор# мируется концепция социально#экономических и куль# турных прав. После второй мировой войны эти про# цессы стали реализовываться еще более активно и были закреплены в различных международных норматив# ных актах, а также во многих конституциях [4; 5]. Следующим важнейшим этапом на пути призна# ния здоровья как одного из социально#экономических и культурных прав человека стала Конференция по международному устройству, проходившая под эгидой ООН в Сан#Франциско (США, 1945). Бразильская инициатива в виде специального меморандума, в ко# тором медицина определялась как одна из опор мира, стала определяющей и для ст. 55 Устава ООН, где говорится, что «ООН должна способствовать решению международных экономических и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем людей». Кроме того, указанный меморандум стал основополагающим для принятия Декларации об учреждении ВОЗ [6] 1 Государства — участники соглашения в Риме: Бельгия, Бразилия, Великобритания, Египет, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, США, Россия, Франция и Швейцария. ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ 8 (инициатива Бразилии и Китая) как специального орга# на ООН, отвечающего за здравоохранение (ст. 57 Устава ООН). Точкой отсчета в истории ВОЗ следует считать Нью#Йоркскую международную конференцию (США, 1946), где представителями 61 государства мира был подписан Устав ВОЗ (22.07.46), вступивший в силу практически только спустя два года (07.04.46). В предисловии к этому документу впервые офи# циально дано определение понятия «здоровье», а фак# тически права на здоровье как права на «…максималь# но возможный уровень физического, интеллектуально# го и социального благополучия», т. е. здоровье опреде# ляется не только физической, но и социальной, и духовной составляющими. В этом документе содер# жится еще несколько принципиальных моментов, в ча# стности, указывается, что ответственность за здоро# вье людей несут, прежде всего, их государства через механизм социальных мер, а не их органы здравоохра# нения, как это часто ошибочно считается. Обсуждая проблему здоровья и права человека на здоровье, необходимо сказать о значении самого терми# на «здоровье», истории его возникновения и эволюции понимания. В разные времена, эпохи, у разных наро# дов, в разных религиях ученые, деятели и философы давали свою трактовку этого термина. Первоначально имела место более «узкая» концепция здоровья, кото# рая через столетия обрела пока что окончательную форму определения (нынешний Устав ВОЗ). Как известно, эта проблема в виде исторической эволюции понимания здоровья подробно описана Си# геристом (H.E. Sigerist). Вначале доминировала древ# негреческая оценка здоровья как, прежде всего, физи# ческого с учетом определенного образа жизни и без психического компонента (Аристотель: «В том, что ка# сается тела, совершенство есть здоровье в виде полу# чения пользы от тела, не отягощенного болезнями»). Греческая направленность в определении здоровья носит, кроме того, явно индивидуальный характер. Римское понимание позднее захватывало не только физические, но и душевные аспекты здоровья. В даль# нейшем на концепцию определения здоровья суще# ственно повлияло христианство, которое принципи# ально сместило некоторые акценты, а именно опреде# лило переход от физических составляющих к духов# ным, — это первое. Второе и главное — здоровье признавалось как ценность, принадлежащая людям, а не индивидууму. В своей монографии H. Sigerist [7] пошел еще даль# ше, обозначив здоровье (кроме физического и духовно# го благополучия) еще и как социальное явление. Это, безусловно, повлияло в дальнейшем на принятие из# вестной и существующей ныне формулировки ВОЗ, в которой здоровье (в духе сигеристской концепции) определяется следующим образом: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социаль# ного благополучия, а не только отсутствие болезней. Доступность наивысших возможных стандартов здо# ровья является неотъемлемым правом каждого челове# ка, независимо от его расы, вероисповедания, полити# ческих убеждений, материального или социального ста# туса в обществе». Впоследствии это определение неоднократно вы# зывало определенную критику отдельных авторов из# за слишком «широкого», по их мнению, понимания и трактовки (отождествление или объединение здоро# вья с благополучием). Неоднократно предпринимались попытки обновления, уточнения формулировки поня# тия здоровья, но все они либо сужали существующее определение ВОЗ, либо уступали ему. Необходимость правильного и единого толкования термина «здоровья» — абсолютно необходимое усло# вие для понимания и формулирования права на здо# ровье как одного из основных прав человека, а также для формирования и проведения современной полити# ки в области здравоохранения на национальном, регио# нальном и глобальном уровне, с учетом все возраста# ющего значения здоровья как главной ценности чело# века и общества в целом. В настоящее время права на жизнь и неприкосно# венность личности, являясь по своей сути как бы субъек# тивными, тем не менее имеют весьма конкретное и очень важное научное и практическое значение не только в дискуссиях, но и в документах по правам че# ловека международного значения. Каждый индивидуум по#разному ощущает свое здоровье и свое право на здоровье, но это право уже достаточно прочно закрепилось в международных нор# мативно#правовых актах по правам человека, в право# ведении, а также на национальном уровне (в соответ# ствующих разделах национальных конституций и от# раслевых законах). Значение права на здоровье может постепенно сформироваться и путем многократного его применения в международной и национальной судеб# ной или иной юридической практике. На основе меж# дународных документов, используя судебную практи# ку и практику дискуссий по правам человека, необхо# димо постоянно совершенствовать результативность применения права человека на здоровье и разных эле# ментов, составляющих это право. Принципиальное значение имеет и проблема опре# деления здоровья как права человека, его более точная дефиниция. В специальной литературе по правам человека, в со# ответствующих разделах и статьях национальных кон# ституций, а также в различных законах о здоровье ис# пользуется достаточно большое количество различных определений: право на заботу о здоровье; право на охра# ну здоровья; право на медицинское обслуживание; право на медицинскую помощь; право на общественное здо# ровье; право на окружающую среду, которая сохраняет здоровье; государственные органы обязаны принимать меры по защите здоровья населения; право на макси# мально возможный уровень физического и духовного здоровья; право на доступ к системам профилактиче# ских мер и поддержка высоких стандартов защиты че# ловеческого здоровья; право жить в условиях здоровой сбалансированной окружающей среды; право на воз# можность жить, владение здоровым телом и духом; право на минимальный уровень государственного ме# дицинского обеспечения; право на достаточный уровень жизни; право на получение базового обеспечения; пра# во на поддержку минимального уровня здоровой и куль# турной жизни; государство охраняет здоровье народа; В.Ф. МОСКАЛЕНКО. ЗДОРОВЬЕ КАК ПРАВО ЧЕЛОВЕКА… 9 государство провозглашает священное право, по кото# рому граждане получают медицинскую помощь, и т. п. По данным Б. Тобес [2], на международном уровне более распространен термин «право на здоровье» (ПЗ), который более других соответствует всем междуна# родным нормативно#правовым актам по правам чело# века, определяющим здоровье как одно из таких прав. По данным наших исследований1, наиболее часто применяется термин «право на охрану здоровья» (ПОЗ), особенно в современных конституциях стран Европы и Азии. Вместе с тем, несмотря на абсолют# ное преимущество (по числу использования в нацио# нальной и международной практике) определений ПЗ и ПОЗ по отношению к остальным, все#таки ведется полемика преимущества первого над вторым. Выска# зываются следующие аргументы в пользу преиму# щества ПЗ: большая широта и конкретность, причем считается, что ПОЗ является лишь частью ПЗ. Кро# ме того, ПОЗ, по мнению некоторых специалистов, является менее финансово емким понятием, чем ПЗ, с точки зрения затрат на поддержание здоровья (про# блема реального финансирования). Причина такого сужения заключается еще и в том, что термин «охра# на» (защита) можно толковать либо очень узко, либо очень широко. В международной практике определение «защита» обладает очень специфическим значением. Суть этого явления определяется так называемой тройственной классификацией обязательств, которая имеет суще# ственные различия между такими обязательствами, как «защищать», «уважать» и «реализовывать» каждое пра# во человека. Любое право человека включает в себя обя# занность государства одновременно «уважать», «защи# щать» и «реализовывать» его. Обязанность «защищать» составляет один из трех типов обязанностей, которые исходят из самих прав человека, и, следовательно, имеет достаточно конкретное и ограниченное значение. В от# ношении ПЗ определение «обязанность защищать» пре# дусматривает принятие органами власти конкретных мер по защите (охране) здоровья каждого человека от покушения на него третьих лиц. Несмотря на все перечисленные доводы, право на защиту (охрану) здоровья следует считать совпада# ющим с правом на здоровье [8]. В связи с изложен# ным, по нашему мнению, выражения «право на здо# ровье» и/или «право на охрану здоровья» имеют ана# логичный смысл, являются синонимами и не несут в себе никаких противоречий. В дальнейшем мы бу# дем пользоваться ими как равноценными (ПЗ/ПОЗ). В некоторых международных и национальных до# кументах иногда еще шире определяют понятие ПЗ/ПОЗ, провозглашаются еще права на здоровую ок# ружающую среду, защиту от профессиональных, пси# хических, онкологических и других заболеваний, а так# же на здоровый образ жизни, физическое и духовное здоровье, спорт и др. Тем не менее, термин ПЗ/ПОЗ достаточно укрепился в международной практике, хотя некоторые авторы все же еще отмечают его определен# ную субъективность, поскольку в нем не учитывается существующая разница между здоровьем разных ин# дивидуумов, мужским и женским полом, возрастными группами, отдельными социальными группами на уров# не стран и регионов, государств и континентов и т. д. Существует несколько причин приоритетной пра# вомерности использования термина ПЗ/ПОЗ. Нет необходимости говорить о них подробно, поэтому обо# значим их коротко. Первая и основная — наилуч# шее соответствие этого термина международным до# кументам, вторая — частота его использования на международном и национальном уровне; третья — широта и одновременно емкость и лаконичность само# го понятия. Другие определения, которые были приведены выше (право на заботу, уход, медицинскую помощь, медицинское обслуживание; максимальный или мини# мальный уровень здоровья, и/или медицинской помо# щи, и/или обслуживания и т. д.), по нашему мнению, либо ограничивают, либо сужают, либо не раскрывают полностью суть рассматриваемого права. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что термин ПЗ/ПОЗ надо признать оптимальным и зас# луживающим широкого использования. Вместе с тем необходимо отметить, что ПЗ/ПОЗ априори не может включать в себя в обязательном по# рядке наличие абсолютного или просто хорошего здоро# вья каждого отдельно взятого человека. Это право не является таковым в вопросе быть или не быть здоро# вым, иметь или не иметь здоровье. Не может ПЗ/ПОЗ являться и правом для использования абсолютно всех достижений медицины. Это право должно только га# рантировать равный доступ к определенному количе# ству услуг и объемов сферы и сети здравоохранения, а также требований и свобод, связанных с медициной и охраной здоровья. В целом анализ рассмотренных материалов дает основание сделать следующие выводы. В течение последнего столетия в мире сформиро# валось понимание здоровья как основной ценности че# ловека и общества. В последние несколько десятилетий сформирова# лось необходимое и важное понятие ПЗ/ПОЗ и этот термин стал наиболее часто применяемым в националь# ном и международном законодательстве, юридической и медицинской практике. Широкое понимание и применение термина ПЗ/ПОЗ имеет исторические корни и заключается в том, что для развития, поддержания и улучшения общественного здоровья необходимо прежде всего улуч# шать все его основные предпосылки (здоровая окружа# ющая среда, чистая питьевая вода, достаточное и пра# вильное питание, гигиена, санитария и др.). В настоящее время еще существует некоторая не# дооценка и более низкий юридический статус социаль# но#экономических и культурных прав человека, в том числе и ПЗ/ПОЗ, по сравнению с оценкой и статусом его гражданских и политических прав. Правовой ста# тус применения ПЗ/ПОЗ все еще остается недоста# точным, а его практическое применение — неэффек# 1 Проанализированы основные международные нормативно#правовые документы ООН, ВОЗ, Европейского союза, а также конституции 60 стран Азии, Америки и Европы. ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ 10 тивным. Поэтому международным организациям, ди# рективным органам стран, общественным и медицин# ским организациям разного уровня необходимо акти# визировать свою деятельность, направленную на ут# верждение ПЗ/ПОЗ как одного из основных прав че# ловека. Л и т е р а т у р а 1. Материалы Межправительственной Европейской конфе# ренции по сельской жизни.— Мадрид, 1931. 2. Тобес Б. Право на здоровье: теория и практика.— М.: Устойчивый мир, 2001.— 349 с. 3. Иваненко В. А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства.— С.Пб: Юр. центр «Пресс», 2003.— 404 с. 4. Лукашова Е.А. Права человека: Учебник для вузов.— М.: Норма#инфра, 1999.— 573 с. 5. Международные акты о правах человека: Сб. док.— М.: Норма#инфра, 1998.— 784 с. 6 . Первые десять лет Всемирной организации здравоохране# ния.— Женева: ВОЗ, 1958. 7. Sigerist H.E. Medicine and Human Welfare.— New Haven; London: Yole university Press/Oxford university Press, 1941. 8. Европейская социальная хартия (ЕСХ), ст. 11. Поступила 04.06.2003 HEALTH AS A HUMAN RIGHT: HISTORICAL ASPECTS V.F. Moskalenko S u m m a r y Main historical stages of development of the human right to health and transformation of the cjncept «health» are featured. The author concludes about the necessity to establish the right to health/right to health protection as one of basic human rights.