Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского
Цель исследования. Раскрыть перспективы и возможности использования интеллектуальных ресурсов и управление ими на примере крымского региона.
Збережено в:
| Дата: | 2011 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55676 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского / Ж.В. Соколова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 208. — С. 125-129. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55676 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-556762025-02-23T18:03:04Z Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского З досвіду входження України в Болонський процес: на прикладі Таврійського Національного Університету імені В.I. Вернадського From the experience of Ukraine's joining the Bologna process: the case of the Tauride National University V.I. Vernadsky Соколова, Ж.В. Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель исследования. Раскрыть перспективы и возможности использования интеллектуальных ресурсов и управление ими на примере крымского региона. 2011 Article Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского / Ж.В. Соколова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 208. — С. 125-129. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55676 330.37.015.6 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Соколова, Ж.В. Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского Культура народов Причерноморья |
| description |
Цель исследования. Раскрыть перспективы и возможности использования интеллектуальных ресурсов и управление ими на примере крымского региона. |
| format |
Article |
| author |
Соколова, Ж.В. |
| author_facet |
Соколова, Ж.В. |
| author_sort |
Соколова, Ж.В. |
| title |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского |
| title_short |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского |
| title_full |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского |
| title_fullStr |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского |
| title_full_unstemmed |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского |
| title_sort |
из опыта вхождения украины в болонский процесс: на примере таврического национального университета имени в.и. вернадского |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55676 |
| citation_txt |
Из опыта вхождения Украины в Болонский процесс: на примере Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского / Ж.В. Соколова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 208. — С. 125-129. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT sokolovažv izopytavhoždeniâukrainyvbolonskijprocessnaprimeretavričeskogonacionalʹnogouniversitetaimenivivernadskogo AT sokolovažv zdosvíduvhodžennâukraínivbolonsʹkijprocesnaprikladítavríjsʹkogonacíonalʹnogouníversitetuímenívivernadsʹkogo AT sokolovažv fromtheexperienceofukrainesjoiningthebolognaprocessthecaseofthetauridenationaluniversityvivernadsky |
| first_indexed |
2025-11-24T07:42:46Z |
| last_indexed |
2025-11-24T07:42:46Z |
| _version_ |
1849656781701120000 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
125
Из вышесказанного возможно сделать следующие выводы:
1. За годы войны и оккупации Крыма в 1941-1944 гг. рекреационный потенциал потерял более 60 %.
2. Процесс восстановления его в послевоенный период шел силами военнопленных, советских зеков,
черкасовцев и небольшой прослойки рабочих.
3. Основными строителями выступали профсоюзы Союза ССР, ведомства.
4. На восстановление выделялись более высокие суммы, чем на другие социальные объекты.
Источники и литература:
1. Очерки по истории Крыма / под общ. ред. И. С. Чирвы. – Симферополь : Крым, 1967. – Ч. IV : Крым в
перилд Великой Отечественной войны, в годы восстановления и дальнейшего развития народного
хозяйства (1941-1965 гг.). – 318 с.
2. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 2.
3. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 48.
4. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 119.
5. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 305.
6. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 224.
7. ГА АРК. – Ф. Р-4048. – Оп. 1. – Д. 497.
8. ГА АРК. – Ф. П-1. – Оп. 18. – Д. 1.
9. Народное хозяйство Крымской области : стат. сб. / отв. за вып. Н. М. Смаков. – Симферополь :
Крымиздат, 1957. – 272 с.
10. Народное хозяйство Крымской области : стат. сб. / отв. ред. А. М. Мамин. – Одесса : Статистика, 1967.
– 177 с.
11. Крым : хозяйство. Экономико-географический анализ / под ред.: В. Б. Кудрявцева, А. В. Швец,
И. Т. Твердохлебова. – Симферополь : Ред. отдел Крымкомитета по печати, 1993. – 80 с.
12. По декрету Ильича: Курортное строительство в Крыму, 1920-1989 : сб. документов и материалов / сост.
Л. И. Васильева, И. П. Кондранов. – Симферополь : Таврия, 1989. – 240 с.
Соколова Ж.В. УДК 330.37.015.6
ИЗ ОПЫТА ВХОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС:
НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
Постановка проблемы. Болонский процесс как процесс сближения и гармонизации систем
образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования в
настоящее время объединяет 46 стран, в том числе и Украину. Из целей процесса хотелось бы выделить
особо повышение конкурентоспособности европейской системы образовательных услуг в сравнении с
американской. Почему развитие образования имеет приоритетное значение? Вспомним один показатель,
который имеет значение для обеспечения социально-экономического развития общества при переходе от
индустриального к информационному этапу. Для обеспечения национальной безопасности страны
необходимо иметь 35-40% лиц с высшим образованием к общему количеству трудоспособного населения
страны. Без такого соревнования, конкуренции в цивилизованном развитии с другими государствами
элементарно не выиграть. В Украине сейчас насчитывается 13% граждан с высшим образованием. Таким
образом, дело не только в том, что этот показатель довольно низкий, а в том, что нет никаких оснований
для сокращения системы высшего образования и разговоры о перенасыщенности таких специалистов как
экономисты, юристы и финансисты сильно преувеличены. Следует также думать о трудоустройстве
молодых специалистов, а не тиражировании безработных с высшим образованием. Статистика
свидетельствует, что интерес молодежи к образованию увеличился (около 400 студентов на 10 тысяч
населения, в то время как в советское время – 200).
Среди проблем высшей школы следует также назвать и демографическую. По данным статистики, на
протяжении последующих десяти лет ожидается сокращение численности выпускников школ и 2009/10 гг.
стал значимым, так как был связан с новой программой средней школы, которая предусматривала введение
в начальную школу 4 класса.
Положительная динамика вхождения в Болонский процесс национальных образовательных систем и
отдельных университетов объясняется не фактом «вхождения», а совершенствованием содержания и
качества своего образования, адаптации учебного процесса к потребностям сегодняшнего дня. А именно –
повышение удельного веса самостоятельной работы студентов в общем объеме учебной нагрузки,
повышение квалификации преподавателей, совершенствование системы оценивания академических
результатов и т.д.
Одновременно в украинской образовательной системе бытуют иллюзии и завышенные ожидания, а
также – страхи и предрассудки. Завышенные ожидания связаны с верой в то, что сам факт присоединения к
Болонской декларации позволит повысить мобильность студентов и педагогов, расширит рамки взаимного
признания дипломов, увеличит емкость рынка труда. К иллюзиям можно отнести желание тотальной
реорганизации национальных систем высшего образования в странах Восточной Европы.
Соколова Ж.В.
ИЗ ОПЫТА ВХОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
126
Сохраняется опасность развала отлично зарекомендовавших себя национальных систем высшего
образования и нивелирования позиций ведущих университетов страны. Как пример можно привести крайне
осторожное и не всегда положительное отношение к некоторым положениям Болонской декларации
ректора МГУ В.А. Садовничего. Как один из выходов – выбор «мягкого пути» вхождения в ряде стран [1].
Автором сделана попытка рассмотрения интеллектуального потенциала крымского региона как
составляющей части общеукраинского интеллектуального пространства.
Анализ последних исследований и публикаций. В Программе деятельности Кабинета Министров
Украины «Навстречу людям» определено, что в социальной сфере одной из приоритетных задач является
преодоление бедности населения, результатом которого может стать изменение качественного состава
среднего класса как основы стабильности социального развития. Средний класс делят на понятие
«консервативный» и «новый» [2]. К «консервативному» относят мелких предпринимателей, торговцев,
владельцев магазинов и ресторанов, мелких и средних селян. Представители «нового» среднего класса –
специалисты (ученые экономисты, программисты, инженеры, юристы, врачи, преподаватели) и менеджеры
(администраторы и управленцы). Их основной капитал – владение информацией, специальными знаниями и
творческими способностями.
По международным стандартам к «новому» среднему классу относятся люди с высокой
профессионально-образовательной подготовкой, которая гарантирует высокий спрос на их рабочую силу на
рынке труда. В частности, в США между такими параметрами, как доход и образование существует стойкая
взаимосвязь. В Украине, к сожалению, получение высшего образования не гарантирует в большинстве сфер
деятельности (образование, культура, охрана здоровья и социально обеспечение) получения даже средней
заработной платы.
Проблемы становления и развития «нового» среднего класса рассматривают такие исследователи, как
Л. Антошкина, В. Мандибура, Т.Тресвятская и другие.
Вопросам эффективного использования интеллектуальных ресурсов посвящены работы таких
исследователей, как Б.А.Карпинский, В Князев, В. Литвин, С.В. Мочерний, В.П. Петренко,
Н.В. Черноморченко и другие.
Цель исследования. Раскрыть перспективы и возможности использования интеллектуальных ресурсов
и управление ими на примере крымского региона.
Основные результаты исследования. В Украине и, в частности, в АР Крым с 2005 г. – года
присоединения к Болонской декларации в целях интегрирования в общеевропейское образовательное
пространство национальной системы высшего образования был осуществлен переход к уровнему (по
циклам) высшему образованию. Общие принципы организации и проведения учебного процесса в вузах
были определены Министерством образования и науки Украины. Дальнейшая организация учебного
процесса переместилась в университеты.
По прогнозам ЮНЕСКО достичь высокого уровня национального дохода смогут только страны, среди
трудоспособного населения которых 40-60% имеют высшее образование. В США и Японии планируют
90%, что повысит экономический эффект производства в 4-11 раз.
Весь мир начинает говорить о интеллектуальной технологической революции и расширяет торговлю
концентрированным знанием. В 20 развитых странах, где работает 95% ученых мира, доход на душу
населения ежегодно увеличивается на 200 дол, а в странах, где ученых не хватает, лишь на 10 дол.
Болонский процесс – шанс для Украины. Речь идет о физическом и духовном выживании нации.
По данным статистики АР Крым научный потенциал полуострова представлен следующими данными:
Таблица 1. Сведения о количестве работников научных организаций АР Крым
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Количество работников научных организаций 6212 4040 3823 3874 3784 3449 3177
Количество специалистов, выполняющих научные и научно-тех.
работы
3316 2996 2780 2742 2697 2472 2297
Из них имеют научные степени
Доктора наук 79 76 69 68 75 87 82
Кандидата наук 498 420 357 367 381 384 348
Количество работников, которые выполняют научно-технические
работы по совместительству
627 1089 1428 1705 1697 1753 1648
Из них имеют научные степени
Доктора наук
Кандидата наук
99
233
106
435
120
521
142
621
142
646
140
614
138
605
Данные таблицы свидетельствуют о значительном численном сокращении количества работников
научных организаций с 6212 (1995 г.) до 3177 (2009 г.) [3].
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
127
Таблица 2. Сведения о специалистах высшей квалификации [4]
Специалисты, имеющие научную степень доктора наук
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего,
В том числе имеют звание
270 267 312 332 350 350 369
Академика 61 64 65 64 61 57 105
Члена-корреспондента 11 18 18 22 22 23 32
Профессора 149 136 176 192 199 195 265
Доцента 39 50 65 69 79 78 56
Старшего научного сотрудника 54 49 43 44 43 46 33
Из общей численности:
Женщины
мужчины
35
235
43
224
65
247
67
265
75
275
79
271
92
277
Специалисты, имеющие научную степень кандидата наук
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего,
в том числе имеют звание
1188 1433 1656 1832 1991 2065 2101
Академика 2 3 3 7 8 10 23
Члена-корреспондента 4 9 11 10 13 13 44
Профессора 18 19 13 18 15 15 22
Доцента 453 544 566 617 678 682 1042
Старшего научного сотрудника 159 139 119 126 131 130 162
Из общей численности:
Женщины
мужчины
425
763
535
898
691
965
777
1055
870
1121
925
1140
974
1127
Таблица 3. Распределение специалистов высшей квалификации по возрасту [5]
Специалисты, имеющие звание доктора наук
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего,
в том числе в возрасте, лет
270 267 312 332 350 350 369
До 30 - - - - - - -
31-40 8 3 7 7 9 11 15
41-50 41 32 41 41 43 38 46
51-55 45 26 35 43 47 49 51
56-60 64 50 37 47 53 41 47
61-70 88 106 119 116 115 117 113
71 и старше 24 50 73 78 83 94 97
Специалисты, имеющие звание кандидата наук
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего,
в том числе в возрасте, лет
1188 1433 1656 1832 1991 2065 2101
До 30 24 32 70 91 90 120 150
31-40 220 205 258 292 364 406 460
41-50 378 459 423 445 449 462 456
51-55 153 229 251 264 283 271 280
56-60 250 164 227 271 280 271 250
61-70 142 292 340 366 391 383 365
71 и старше 21 52 87 103 134 152 140
Таблица 4. Перечень научных и научно-технических работ, выполненных собственными силами
организации по видам работ (в фактических цифрах, тыс.грн.) [6]
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего,
В том числе:
10201,3 25246,1 89372,7 107410,1 131413,0 143795,6 139948,4
Фундамент. исследования 2499,5 6033,8 22028,5 32357,0 38010,3 43815,4 41572,0
Прикладные исследования 4002,1 8246,7 14701,2 20792,0 26989,5 33454,8 32239,8
Научно-технические исследования 3396,6 9825,4 39179,5 43625,3 50501,6 47705,7 48243,8
Научно-технические услуги 303,1 1140,2 13463,5 10635,8 15911,6 18819,7 17892,8
Статистические данные свидетельствуют о многократном возрастании численности выполненных
научных и научно- технических работ в организации, особенно фундаментальных и прикладных.
Таблица 5. Распределение объема финансирования научных и научно-технических работ по источникам
финансирования (в фактических ценах, тыс.грн.) [7]
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего, в том числе 9678,2 24118,5 87355,6 103946,9 125733,8 140972,0 136032,8
Деньги госбюджета 7175,9 13323,0 34576,3 46698,3 55689,4 69550,2 66132,3
Местного бюджета - - 1018,4 1837,7 2433,0 3271,4 3430,2
Внебюджетные средства 681,0 322,9 6559,5 6705,9 7551,6 11189,3 11954,7
Собственные 11,2 500,0 3677,1 4318,3 7985,3 11202,1 7488,5
Заемщиков иностранных государств 17,5 2592,2 15761,9 14267,4 16050,4 87850,3 9735,9
Другие источники 1792,6 7380,4 25762,4 30119,3 36024,1 36908,7 37291,2
Соколова Ж.В.
ИЗ ОПЫТА ВХОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
128
Данные таблицы указывают на устойчивое возрастание объемов финансирования, особенно следует
отметить отчисления за последние 5 лет из местных бюджетов.
Таблица 6. Распределение объема финансирования инновационной деятельности в промышленности [8]
тыс. грн.
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего:
В том числе за счет
11384,3 93613,8 90247,8 185038,9 225614,2 129829,5
Госбюджета - 18,6 129,9 5019,4 3387,0 -
Местных бюджетов - 873,8 - 116,7 269,5 -
Собственных денег 11373,3 72476,8 62163,8 91443,3 187339,5 101700,2
Денег инвесторов
Национальных
Иностранных
-
-
-
16883,5
-
6787,2
-
-
-
167,5
-
228,4
Кредитов - 1591,0 20570,4 78692,1 20744,3 3191,0
Других источников 11 1770,1 596,5 9767,4 13706,4 24709,9
Статистические данные свидетельствуют о нестабильном финансировании инновационной
деятельности промышленных предприятий за счет средств госбюджета и местных бюджетов, а также
значительное увеличение объемов финансирования за счет собственных средств предприятий. Тревожным
выглядит показатель значительного сокращения объемов финансирования иностранных инвесторов, что
свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в Украине и Крыму.
Таблица 7. Сведения о профессорско-преподавательском составе Таврического национального
университета имени В.И. Вернадского по состоянию на 01.01.2011 г. (без совместителей)
всего % Имеют универ. образов. % Кол-во занимаемых ставок
Профессорско-преподавательский состав 873 100 660 75,6 847,5
Из них:
Профессоров, докторов наук 66 7,7 41 62,1 68,5
Профессоров, кандидатов наук 4 0,5 1 25,0 3,25
Доцентов, докторов наук 20 2,3 14 70,0 22,75
Доцентов, кандидатов наук 407 46,6 277 68,1 401,75
Доцентов без ученой степени 3 0,3 2 66,7 3,0
Старших преподавателей, кандидатов наук 27 3,0 25 92,6 22,0
Старших преподавателей без ученой степени 164 18,9 122 74,4 174,25
Преподавателей, кандидатов наук 2 0,2 2 100,0 1,0
Преподавателей без ученой степени 50 5,7 46 92,0 41,5
Ассистентов, кандидатов наук 11 0,9 11 100,0 6,75
Ассистентов без ученой степени 119 13,9 119 100,0 102,75
Совместителей 36 человек на 15,5 ставки
Данные кадрового потенциала ТНУ свидетельствуют о том, что половина его составляют сотрудники
с научными степенями кандидатов и докторов наук, что соответствует вузу со статусом национального.
По возрасту
До 40 % 40-49 % 50-60 % 60-65 % Св.65 %
Профессорско-преподавательский состав 361 41,4 147 16,9 189 21,6 72 8,2 104 11,9
Из них:
Профессоров, докторов наук 1 1,5 6 9,1 19 28,8 8 12,1 32 48,5
Профессоров, кандидатов наук - - - - - - - - 4 100,0-
Доцентов, докторов наук 3 15,0 7 35,0 6 30,0 1 5,0 3 15,0
Доцентов, кандидатов наук 129 31,7 82 20,2 106 26,0 43 10,6 47 11,5
Доцентов без ученой степени - - - - 2 66,7 - - 1 33,3
Старших преподавателей, кандидатов наук 25 92,6 1 3,7 - - - - 1 3,7
Старших преподавателей без ученой степени 49 29,9 32 19,5 51 31,1 17 10,4 15 9,1
Преподавателей, кандидатов наук 1 50,0 1 50,0 - - - - - -
Преподавателей без ученой степени 40 80,0 8 16,0 - - 2 4,0 - -
Ассистентов, кандидатов наук 10 90,1 1 9,9 - - - - - -
Ассистентов без ученой степени 103 86,5 9 7,6 5 4,3 1 0,8 1 0,8
По стажу научно-педагогической работы
До 3-х % 3-10 % 10-20 % Св.20 %
Профессорско-преподавательский состав 72 8,2 258 29,6 262 30,0 281 32,2
Из них:
Профессоров, докторов наук - - - - 9 13,6 57 86,4
Профессоров, кандидатов наук - - - - - - 4 100,0
Доцентов, докторов наук - - 2 10,0 6 30,0 12 60,0
Доцентов, кандидатов наук - - 111 27,3 140 34,4 156 38,3
Доцентов без ученой степени - - - - - - 3 100,0
Старших преподавателей, кандидатов наук 5 18,5 20 74,1 1 3,7 1 3,7
Старших преподавателей без ученой степени - - 43 26,3 75 45,7 46 28,0
Преподавателей, кандидатов наук 2 100,0 - - - - - -
Преподавателей без ученой степени 16 32,0 26 52,0 7 14,0 1 2,0
Ассистентов, кандидатов наук 5 45,5 6 54,5 - - - -
Ассистентов без ученой степени 44 37,0 50 42,0 24 20,2 1 0,8
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
129
Статистические данные Таврического национального университета имени В.И.Вернадского
свидетельствуют о молодом возрасте основной массы профессорско-преподавательского состава вуза (до
40 лет – 41,4%), и одновременно, достаточном стаже преподавательской деятельности (от 3 до 20 лет –
60%).
Выводы. Реализация программных положений Болонской декларации позволит Украине воплотить в
жизнь концепцию формирования экономики знаний, в основе которой лежит необходимость использования
интеллектуального потенциала для создания благоприятных экономических и социальных условий для
развития сферы научных исследований и перевод их вместе с другими операционными процессами в сферу
инновационного бизнеса, постоянного повышения технологического уровня производства и
конкурентоспособности украинской продукции и обеспечении на этой основе развития профессиональной
карьеры и социального достатка работникам, повышении технологической и экономической безопасности
как страны в целом, так и отдельных ее субъектов.
Крымские статистические данные свидетельствуют о том, что на примере отдельного региона как
количественные, так и качественные показатели благоприятны для реализации всех поставленных задач.
Источники и литература:
1. Болонский процесс : [Электронный ресурс] // Евр. обр. Портал. – Режим доступа : www.eu-edu.org.
2. Ковтуненко В. А. Реалии становления «нового» среднего класса в Украине / В. А. Ковтуненко //
Актуальные проблемы экономики. – 2010. – № 8. – С. 241-246.
3. Главное управление статистики в АРК. – С. 291.
4. Главное управление статистики в АРК. – С. 293.
5. Главное управление статистики в АРК. – С. 294.
6. Главное управление статистики в АРК. – С. 297.
7. Главное управление статистики в АРК. – С. 292.
8. Главное управление статистики в АРК. – С. 298.
9. Черный А. В. Интеллект как социально-экономическая категория и главный фактор устойчивого
развития общества / А. В. Черный // Актуальные проблемы экономики. – 2010. – № 8. – С. 18-22.
10. Федулова Л. И. Особенности экономики знаний на современной фазе развития общества: теория и
практика развития в Украине / Л. И. Федулова, Т. М. Корнеев // Актуальные проблемы экономики. –
2010. – № 4. – С. 73-85.
Шуклiна С.О. УДК 572.026:371.383:929 «18» (477.75)
«…ЯК АРТИСТ Я В ЗАХВАТI ВIД ФЕОДОСII…» (ДЕКIЛЬКА СТОРIНОК
З ЖИТТЯ I ГРОМАДСЬКОГО СЛУЖIННЯ I.К. АЙВАЗОВСЬКОГО)
Вивчення iсторii благодiйницькоi діяльностi вiдомих представникiв Таврiйськоi губернii другоi
половини 19-го столiття набуває актуальностi як вiдображення активноi громадянськоi позицii видатних
дiячiв по вiдношенню до спiввiтчизникiв з iх «малоi батькiвщiни». Проблема насичення iсторii культурного
життя Таврйськоi губернii особами i визначення мiри iх участi у громадському життi не може сьогоднi
вважатися вирiшеною тому, що пошук таких осiб тiльки започатковано. Саме талановитий, уславлений та
багатий городянин Феодосii Iван Костянтинович Айвазовський постае такою фiгурою, яка допомагала
городянам у вирiшеннi проблеми бути чi не бути маленькому периферійному мiсту живим.
Частiше мистецтвознавцями дослiджується творчий шлях митця Айвазовського, але нiякоi уваги не
придiляється постатi пiклувальника i пропагандиста мiсцевих потреб, вiд вирiшення яких залежало
майбутнє мiста. (Винятком стала збiрка документiв i матерiалiв до його бiографii, на яку ми посилаємося у
виносках статтi.) Cьогодення нагально вимагає прикладiв служiння суспiльним потребам, i поки невчасно
вважати це питання вирiшеним. У нашому дослiдженнi важливим постае факт, що таким досить рiдким
прикладом був представник iнтелiгенцii. Саме iсторичний пiдхiд у вивченнi ролi Айвазовського як
громадянина ми поставили своєю метою.
Завдання дослiдження полягає у визначеннi шляхiв i засобiв, якими Айвазовський досягав такої поваги
до проблем розвитку рiдного мiста. Ми знайшли достатньо переконливi свiдчення успiшної невтомної
громадської дiяльностi митця зокрема у листуваннi з його сучасниками. Висновок щодо видатної ролi
Айвазовського у розвитку мiста Феодосii у визначений перiод часу i навiть пiзнiше, за межами його життя,
не пiдлягае сумнiву, але водночас пiдштовхує нас до розширення середовища пошукiв, тому що очевидно
вiн не мiг бути одинаком на цьому шляху.
Наступний етап пошуку яскравих прикладiв активноi позицiї у громадському життi наближає нас до
вивчення широкого кола сучасникiв Айвазовського, якi також зробили свiй внесок у розвиток культурного
життя у Таврiйськiй губернiї у другiй половинi 19-го столiття.
Надзвичайно повчальна історія склалася iз взаємин громадськості міста Феодосії й уродженця цього
міста великого художника І.К. Айвазовського, їхня взаємна любов і вдячність складає визначну сторінку
культурного життя міста протягом майже півстоліття. Морський торгiвельний порт, відкритий у 1896 році, і
залізниця, що з 1892 року з'єднала Джанкой із Феодосією, Москвою і столицею, – ці надзвичайно важливі
для розвитку міста проекти були здійснені із значною активною участю І.К. Айвазовського. Клопотання
тривали не один десяток років, і вів їх на найвищому урядовому рівні від імені міста І.К. Айвазовський;
пишаючись досягненням мети, він написав і подарував місту картину-алегорію «Торжество Феодосії» і
|