Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики.
Збережено в:
| Дата: | 2011 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-65043 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-650432025-02-10T01:40:56Z Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект Петинова, О.Б. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики. 2011 Article Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043 100+370+330.122 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Петинова, О.Б. Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект Культура народов Причерноморья |
| description |
Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой,
охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики. |
| format |
Article |
| author |
Петинова, О.Б. |
| author_facet |
Петинова, О.Б. |
| author_sort |
Петинова, О.Б. |
| title |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| title_short |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| title_full |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| title_fullStr |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| title_full_unstemmed |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| title_sort |
образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043 |
| citation_txt |
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT petinovaob obrazovanievusloviâhrynkakakpokazatelʹrostaékonomikigosudarstvafilosofskiiaspekt |
| first_indexed |
2025-12-02T13:33:24Z |
| last_indexed |
2025-12-02T13:33:24Z |
| _version_ |
1850403617199095808 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
117
Петинова О.Б. УДК 100+370+330.122
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИХ РЫНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Экономическая сфера общества выступает детерминантом всех социальных процессов в их
историческом развитии, она позволяет проследить все богатство реальной целостной жизнедеятельности
человека. Без постоянного процесса производства общество в целом и личность в частности, не могли бы
существовать и, тем более, развиваться. Производственные отношения в обществе выступают самой
историей в ее личностном выражении.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что образование в мире приобрело достаточно
высокий статус в рамках общегосударственной политики. И связано это не только с всеобъемлющим
нагромождением информации в различных сферах деятельности человека, но и непосредственно с
внешними изменениями в обществе – новыми культурными тенденциями, политическим сближением с
рядом европейских стран.
В нынешних условиях развития информационного общества, различного вида социальных
трансформаций, в особенности, в области занятости населения, возрастает роль умственного труда в
производстве, нивелируется малоквалифицированный труд, как труд непригодный по причине низкого
качества подготовки работника, в тоже время остро стоит вопрос о поиске дополнительных источников,
внутренних резервов экономического роста страны. Уровень образования населения и становится
ключевым понятием в поиске этих дополнительных потенциалов пополнения государственных резервов.
Неоспоримым остается тот факт, что экономическая сфера жизни общества и образование неразрывно
связаны, и эта связь представляет собой поле для философского осмысления.
Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой,
охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики.
В условиях современных трансформационных процессов, которые происходят в экономической,
социальной и политической жизни украинцев, необходимо практическое реформирование образования,
которое должно укреплять авторитет и конкурентоспособность Украины на международной арене.
Согласно с национальной доктриной развития образования и Государственной национальной программой
«Образование» одной из приоритетных задач является обеспечение высокого качества высшего
образования и мобильность специалистов на рынке труда. Поэтому государственная образовательная
политика должна учитывать мировые тенденции развития образования и социально-экономические,
технологические и социально-культурные изменения, которые происходят в Украине. В условиях
рыночной экономики экономическую основу составляет инновационное производство, в процессе которого
мы можем наблюдать интеграцию образования, науки и производства в инновационной деятельности. Так
как именно образование является основным элементом инновационного производства, то именно оно и
выступает той продуктивной силой, которая непосредственно определяет темпы и качество экономического
роста, его направленность и динамику. Образование – это тот системный регулятор, который обеспечивает
экономический, научно-технический и социальный прогресс нашего государства и его граждан.
Проведенные экономистами исследования позволили сделать вывод о том, что образование порождает
косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и неденежное выражение.
Неденежные экстерналии могут принимать разнообразные формы – это и более высокий уровень
социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность
на национальном и международном уровне [1, с. 64].
Мы считаем, что существует определенная связь между получением гражданами высшего образования
и их участием в общественной жизни, а таким образом, и социальные, культурные выгоды от высшего
образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, но и осуществляют прямое
влияние на государственную политику.
Изучение социальной роли высшего образования и его «вклада» в экономический рост позволило
сделать вывод о том, что образование порождается расширением объема использованных трудовых и
капитальных ресурсов, а также улучшением их качества на базе прогресса в области технологий и
образования. В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению
человеческого капитала, как первостепенного рычага экономического роста, который тесно связан с
образованием в стране, а ведь именно каждая отдельно взятая личность представляет собой составляющую
человеческого фактора производственных сил.
В работах О.Аксеновой, Т.Гильберт, Г. Думанской, О.Юхимович и ряда других исследователей
неоднократно выдвигалась идея осуществления затрат на повышение квалификации работника в качестве
капитала, что представляет собой комплекс государственных проектов не столько в условиях
целенаправленной переподготовки специалистов, но и как всецелое изучение личности работника в
условиях его профессиональной деятельности [2, 3]. Н. Синицкая особое внимание уделяет образованию
как фактору качества человеческого потенцила [4, с.50.]
Мы считаем, что инвестирования в систему образования приносят огромную пользу в сфере
государственной политики по решению вопросов, связанных с появлением кризисных состояний в
экономике. В ходе дальнейшего, более детального изучения проблемы, взаимосвязи финансирования
системы образования и выхода экономической ситуации государства на новый уровень возникает ряд
особенностей, которые характеризуют качественно новый подход в оценке данной проблемы.
Петинова О.Б.
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИХ РЫНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ:
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
118
Так, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей,
профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на
воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом. Затраты осуществляются
единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того
момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменившимися требованиями
инновационного обновления производства. Из этого следует, что инвестиции в образование приобретают
форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в
профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за
одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость,
чем кадры с прежним уровнем подготовки. Кроме того, длительность периода, в течение которого
окупаются материальные издержки государственного бюджета в сферу образования, должна
соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в
соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к
завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-квалификационного роста
работников.
Образовательный процесс предполагает необходимость овладения постоянно обновляющейся системой
знаний, что позволит осуществлять воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного
уровня.
Мы поддерживаем точку зрения, по которой инвестиции в образование – это не только затраты на
строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое
оснащение, организацию учебного процесса, разработку обучающих технологий, управление процессом
подготовки, переподготовки, повышения квалификации и пр. Соответствие процесса обучения и
квалификационного роста работников современным требованиям рыночной экономики обуславливает
необходимость инвестиций в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и
прикладные исследования, квалификационный рост и улучшение структуры научно-педагогического
состава работников учебных заведений, усиление их социальной защищенности в условиях становления
рынка. Иными словами, все вышеперечисленное позволяет научным знаниям становиться более
доступными и помогает достигать более высокой отдачи специалистов при реализации инновационных
проектов.
Таким образом, инвестирование в улучшение качества человеческого потенциала, а именно речь идет
об образовании каждой отдельно взятой личности, имеет непосредственное отношение к экономическому
росту. В течение последних лет было собрано значительное количество данных, доказывающих наличие
прямой связи между инвестициями в образование и экономическим ростом, существенную роль в этом
играют затраты общества на высшее образование.
В результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что чем выше у страны показатель
среднего числа лет, которое граждане затрачивают на образование, тем быстрее растет ее экономика. В
стране, где высшее образование развивается более быстрыми темпами, наблюдались и более высокие
темпы экономического роста. Значение образования как фактора производства связано с его влиянием на
производительность, и образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический
капитал, что тоже способствует экономическому росту [5, с.204].
Все представленные выше данные доказывают, что инвестиции в повышение качества человеческого
капитала являются условием развития экономической сферы жизнедеятельности общества, возрастающая
роль образования в модернизации экономики отмечается правительством страны в основных направлениях
социально - экономической политики. Реализация государственной стратегии развития образования и науки
должна быть направлена на преобразование этой отрасли в детерминанту устойчивого социально-
экономического роста страны. При этом стратегия планирования образовательной сферы должна
представлять собой исследование структурных сдвигов и долгосрочных тенденций изменений в экономике
и воспроизводстве человеческого капитала; тесную связь потребности в высококвалифицированных
специалистах с прогнозами демографического развития.
К сожалению, в нашей стране наблюдается существенное замедление темпов экономического роста,
усугубленное современным экономическим кризисом. Почти за два десятилетия независимости страна так
и не смогла выйти на уровень 1990 г. по основным социально-экономическим показателям. В начале ХХІ
века уровень ВВП, по самым оптимистичным подсчетам, составил чуть более 70 %. Выйти из такой
ситуации без фундаментальных трансформаций системы образования и науки не представляется
возможным. Кроме того, роль образования и науки усиливается относительной ограниченностью
природных ресурсов в Украине (исключая ресурс плодородной земли) и, следовательно – невозможностью
наращивать экономический потенциал, обеспечивать конкурентоспособность отечественных товаров и
услуг и улучшать благосостояние граждан, используя естественные вещественные факторы производства.
Серьезные институциональные преобразования в стране активизировали дальнейшие деформации в сфере
образования – рост специалистов экономического и юридического профилей и значительное сокращение
специалистов инженерно - технического профиля. В настоящее время возникла реальная опасность
превышения спроса на научно-технических специалистов над его предложением. Сегодня дефицит
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
119
современных рабочих специальностей в нашей стране оценивается в 150-200 тыс. Для его покрытия должна
получить развитие система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов от высшего звена управления до рядовых сотрудников. Данная проблема обостряется и тем,
что новые технологии появляются, зачастую быстрее, чем соответствующие специалисты. Поэтому крайне
необходимо сочетать обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью, укреплять
сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями,научно-исследовательскими институтами.
В последние годы трансформация национальной системы образования и науки в направлении мирового
развития все чаще опирается на международный опыт. Разумеется, без учета мировой практики развития
образовательной сферы невозможно. Однако следует не отвергать и собственный весьма позитивный
исторический опыт. Нельзя не согласиться с тем, что развитие национальной системы образования должно
быть направлено на существенное повышение роли преподавателя в образовательном процессе, в
возрождении реальной системы переподготовки преподавателей, в возобновлении института повышения
квалификации. Поэтому в рамках данного вопроса следует подчеркнуть, что существенно важно повысить
материальные стимулы к образованию и научному развитию. В настоящее время в нашей стране
недооценен труд ученых и специалистов, занятых в образовании и науке. Отсюда напрашивается вопрос:
«Может ли быть наука и образование определяющим фактором экономического развития Украины?» [5, с.
51-52].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что реализация государственной стратегии развития
образования и науки должна быть направлена на преобразование этой отрасли в ключевую детерминанту
устойчивого социально - экономического роста страны, при этом стратегия планирования образовательной
сферы предполагает исследование структурных сдвигов и долгосрочных тенденций изменений в экономике
и воспроизводстве человеческого капитала. Главным принципом трансформации системы планирования и
прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов должна быть четкая ориентация на то, для
кого и в каких объемах необходимы специалисты, которых готовят учебные заведения разных рангов. При
этом государство не просто должно корректировать и направлять развитие сферы образования, а в целом
формировать ее содержание и структуру, определять национальную образовательную стратегию.
В противном случае ориентация общества исключительно на рыночные ценности будет иметь
деструктивный характер. Это не исключает того, что в условиях правильно организованной и
целенаправленной подготовки специалистов, благодаря материальному финансированию сферы
образования экономика государства сможет перешагнуть кризисный рубеж и выйти на более высокий
уровень развития и будет восприниматься более конкурентоспособной страной на международной
экономической арене.
Источники и литература:
1. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. – 2002. – № 3.
– С. 64.
2. Аксьонова О. В. Методика викладання економічних дисциплін / О. В.Аксьонова. – К. : КНЕУ, 2006. –
708 с.
3. Гільберг Т. Подорож у світ економіки / Т. Гільберг, Г. Думанська, О. Юхимович. – Кам’янець-
Подільський : Абетка-НОВА, 2004. – 132 с.
4. Синицкая Н. Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона / Н. Я. Синицкая //
Экономика образования. – № 1. – 2004. – С. 50.
5. Рынок труда / под. ред.: проф. В. С. Буланова, проф. Н. А. Волгина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :
Экзамен, 2003. – С. 204-207.
|