Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе

Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с.

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2001
Автори: Тарабукин, Ю., Яковенко, Ю.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Iнститут соціології НАН України 2001
Назва видання:Социология: теория, методы, маркетинг
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89701
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-897012025-06-03T16:30:09Z Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе Тарабукин, Ю. Яковенко, Ю. Социологические издания: размышления, рецензии Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с. 2001 Article Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Социологические издания: размышления, рецензии
Социологические издания: размышления, рецензии
spellingShingle Социологические издания: размышления, рецензии
Социологические издания: размышления, рецензии
Тарабукин, Ю.
Яковенко, Ю.
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
Социология: теория, методы, маркетинг
description Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с.
format Article
author Тарабукин, Ю.
Яковенко, Ю.
author_facet Тарабукин, Ю.
Яковенко, Ю.
author_sort Тарабукин, Ю.
title Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
title_short Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
title_full Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
title_fullStr Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
title_full_unstemmed Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
title_sort неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2001
topic_facet Социологические издания: размышления, рецензии
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701
citation_txt Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT tarabukinû neravenstvaiprocessyklassoobrazovaniâvtransformiruûŝemsâobŝestve
AT âkovenkoû neravenstvaiprocessyklassoobrazovaniâvtransformiruûŝemsâobŝestve
first_indexed 2025-11-26T23:32:55Z
last_indexed 2025-11-26T23:32:55Z
_version_ 1849897755986624512
fulltext ЮРИЙ ТАРАБУКИН, êàíäèäàò ñîöèîëîãè÷åñêèõ íàóê, äîöåíò êà - ôåäðû îòðàñëåâîé ñîöèîëîãèè Êèåâñêîãî íà öèîíàëüíîãî óíèâåðñèòåòà èìåíè Òàðàñà Øåâ÷åíêî ЮРИЙ ЯКОВЕНКО, äîêòîð ñîöèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, çà âåäóþùèé êàôåäðîé îòðàñëåâîé ñîöèî ëî - ãèè Êèåâñêîãî íàöèîíàëüíîãî óíèâåð ñè òå òà èìåíè Òàðàñà Øåâ÷åíêî Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе & Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с. Проблема, исследуемая в монографии, имеет особую социологическую и поли - тологическую весомость именно сегодня, в условиях современной трансформации украинского общества. Изменения, накопившиеся за годы трансформационного процесса, высветили ряд доминантных, хотя и внутренне нестойких, тенденций в общественном пространстве. Стремительно раскрылось множество социальных по - зи ций, пребывающих в состоянии формирования и до сих пор остающихся не - консистентными, нестойкими и весьма подвижными. Вместе с тем, они служат почвой для появления различных, в том числе новых, социальных практик, которые не только воспроизводят, но и активно изменяют структурные и культурные основы общества, становятся фактором накопления в нем новых социальных сил. Исследуя изменения социально-классового пространства современной Украи - ны, изменения форм, содержания, социальной силы классовых образований, автор выявляет то новое, что появилось в социальном положении и в сознании тра - диционного рабочего класса, и наряду с этим — гетерогенизацию прежней советской Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 183 Социологические издания: рецензии, размышления интеллигенции, укрепление власти бизнеса и административной элиты, появление новых социальных образований мелких предпринимателей и безработных, со ци - альную активизацию пенсионеров и женщин и другие разнородные тенденции и процессы и ставит вопрос о мере уникальности этих тенденций для постсоветского общества по сравнению с другими развитыми странами. А это, в свою очередь, обусловило необходимость детального специального изучения и теоретического осмысления богатого опыта западной социологии в исследовании социальной ди на - мики и процессов структурирования общества. Как отмечает О.Д.Куценко, это крайне важно, особенно если учесть, что в свое время отечественная социология искусственно отделяла себя от достижений запад - ной социологии, ориентируясь на теоретическую парадигму марксизма-ленинизма, на эмпирическую базу, ограниченную реалиями определенного типа общества, а официальное неприятие стратификационных концепций делало невозможным аде - кватное описание имеющегося в обществе неравенства. Сделанный автором анализ существующих трудов по этим вопросам дает основания утверждать, что ныне от - сутствуют убедительные теории социального структурирования транс форми рую - щегося общества, а в научном анализе социальных неравенств доминирует логика эмпиризма. Разумеется, западная социология развивала теоретические кон цепции, рассматривавшие сложный социальный мир под различными углами зрения, и на этом основании были выработаны разнообразные подходы стратификационного, классового анализа современного общества (А.Дж.Тойнби, Дж.Бэлл, Д.Лейн, Дж.Голд торп, Э.Гидденс, М.Арчер, М.Вебер, М.Джилас, М.С.Восленский, П.Бур - дье, Ф.фон Хайек). Процессы структурирования социальных различий, классо - образования изучаются западными социологами весьма подробно, их значимые аспекты концептуализированы в логически стройных теориях, получающих сис те - матическое развитие и проверку в эмпирических исследованиях. По поводу их адекватности условиям современного общества ведутся непрерывные дискуссии. Поэтому автор предлагает переосмыслить достижения отечественных социо - логов советского периода в области исследования реалий общества советского типа, более адекватно войти в мировое русло социологических поисков, чтобы расширить свой теоретический и эмпирический “горизонт” и на этой основе сформировать новое понимание движущих процессов общества. Именно такой подход определяет актуальность исследования. В этой работе О.Куценко предпринимает попытку систематизировать и осмыс - лить вклад современной западной социологии в понимание процессов структури - рования современных обществ и изменения в них классовых неравенств, поскольку они обусловливают социальные расколы общества и образование и взаимодействие мощных социальных сил, определяют векторы движения общества. Сверхзадачей данной работы автор считает развитие концепции классообразования, адекватной реальности современных трансформирующихся постсоветских обществ, а это тре - бует выяснения того, как изменяются классы, какую роль они играют в процессе современной трансформации и как, наконец, можно их изучать. Именно в этом заключаются научная новизна и ценность исследования. Автор монографии определяет дискурс социальных неравенств, анализирует проблему “отклоненного значения классов” в современную эпоху; рассматривает властное поле социальных неравенств, происходящих в нем структурных расколов; выявляет демо-элитную перспективу структурных изменений, анализируя фак - торы собственности, занятости и профессии как детерминанты классовой страти - фикации; рассматривает развитие, перспективы и познавательные ограничения конкурирующих функциональной, неомарксистской и неовеберовской теоре тиче - ских схем изучения неравенств, образующихся в социально-профессиональном поле занятости; исследует социальные и познавательные проблемы, связанные с возрастанием стратификационной силы фактора образования в современном об - 184 Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 Социологические издания: рецензии, размышления ществе и внутренней динамикой новых классовых образований. Автор делает по - пыт ку “выйти” за пределы социально-профессиональных и властных полей клас - совых неравенств, анализирует альтернативные традиционным подходам теоре - тические конструкты и аспекты неравенства. В работе также освещена авторская концепция классового анализа трансформационного процесса в постсоветской Украи не на теоретических основаниях структурно-деятельностного подхода с ис - пользованием методологического принципа дополнительности. Развивая идеи и сущностные характеристики класса, которые были опре де ле - ны К.Марксом и М.Вебером и постоянно переосмысливались и уточнялись совре - менными исследователями, автор монографии предлагает понимать класс как мно - го уровневое структурно-деятельностное социальное образование, как социальную силу, возникшую на основе неравного распределения структурных ресурсов в об - ществе и способную своими действиями изменить общество. В отличие от статус - ной группы, класс, по мнению автора, — это не статистическое измерение неравно распределенного в обществе престижа (в зависимости от доходов, власти и обра - зования), а динамическая характеристика социального пространства, “сгустков” его структурно-деятельностных потенциалов, задающих векторы возможных глу бин - ных движений в обществе. Автор отмечает, что это понятие отражает крупнейшие социальные неравенства в современных обществах, способные продуцировать со - циаль ный раскол и оппозицию и, соответственно, борьбу за сохране ние/уста нов ле - ние своего видения социальных рисков, справедливости и соответствующих форм общественных отношений. Автор считает, что в понимании классов и переоценка значения собственности на средства производства или профессионального статуса семьи, и недооценка этих факторов приводят к упрощению или выхолащиванию данного понятия. Анализируя процессы классообразования, автор рассматривает специфику клас совой схемы Дж.Голдторпа, феномены социального отчуждения и эксплуа та - ции — наиболее “глубокие” факторы социального разделения общества и струк - турирования его социальных сил. Постановка этих вопросов в монографии сви - детельствует о том, что знание о современном социальном пространстве отходит от одномерных детерминантных вертикалей, обнаруживая множественность, прин - ципиальную эмерджентность, непрерывное “установление” порядка. Заслуживает внимания авторская концепция классового анализа транс фор ма - ционного процесса в постсоветской Украине. Социальный раскол периода незав и - симости служит почвой для формирования двух главных потенциальных клас - совых макропозиций, расположенных над и под порогом социального отчуждения и социально-экономической эксплуатации. В этих пределах происходит формиро ва - ние множества мезоклассовых образований, отражающих разнообразные граждан - ские, рыночные и трудовые ситуации и продуцирующих различное социальное сознание и социальные практики. Многочисленные социальные образования, кото - рые занимают данные позиции и выступают носителями основных социальных расколов, формируют организационные механизмы своей активности. Усиление про тивостояния между ними проявляется в мощных всплесках в периоды изби ра - тельных кампаний, позволяя четче определять их. Автор описывает разные со ци - аль ные перспективы формирующихся классовых образований. Логика социаль - ного развития ведет украинское общество к появлению более глубоких классовых расслоений, чем существующие в современных западных обществах. Продолжается формирование классовых основ постсоветского трансформационного процесса. Будут ли институциализированы названные структурно-деятельностные по - зиции и практики, в каких формах они получат социальную устойчивость и кон - систентность, — эти вопросы недостаточно раскрыты в монографии, поскольку они требуют дополнительных исследований динамики трансформационного процесса постсоветского общества. Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 185 Социологические издания: рецензии, размышления Следует отметить большое количество использованных при написании моно - графии работ украинских (С.Макеев, С.Оксамитная, В.Паниотто, В.Хмелько, В.Чер но воленко, Е.Якуба) и российских (Г.Батыгин, З.Голенкова, Т.Заславская, Е.Игитханян, В.Радаев, А.Шкаратан, В.Ядов) авторов. Наиболее интересным пред - ставляется то, что О.Куценко вводит в научный оборот широкий круг трудов запад - ноевропейских и американских социологов по рассматриваемой теме. Одним словом, монография Ольги Куценко представляет собой ори гинальный, интересный, своевременный и актуальный в современной украинской социологии труд, без сомнения заслуживающий внимания научной общест вен ности. ВЛАДИМИР РЫЖКО, äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, äè - ðåêòîð Öåíòðà ãóìàíèòàðíîãî îáðàçîâàíèÿ ÍÀÍ Óêðàèíû Социология. Познание. Субъект & Пилипенко В., Привалов Ю., Щербина В. Субъективный компонент в социологическом познании. — Киев: Стилос, 2000. — 129 с. Практика последних десятилетий ХХ века свидетельствует о возрастании роли социологической рефлексии в процессах общественной жизни и актуализации субъек тивно-личностного компонента. Последний становится, по сути, отправным пунктом социального действия, теоретического видения и осмысления социума. Ныне субъективный компонент наполняется новым смыслом вследствие того, что сама теория по-иному “вмонтирована” в информационно-коммуникативный со - циум. Особенно актуальным является исследование роли и места субъективного компонента в теоретической рефлексии постмодерна. Именно в пост модер нист - ском познавательном дискурсе возрастает значимость индивидуальности как фак - тора теоретической рефлексии. Рецензированное монографическое исследование предлагает продуктивный анализ характера становления концепций субъекта социального познания в про - 186 Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 Социологические издания: рецензии, размышления