Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
Gespeichert in:
| Datum: | 1998 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН
1998
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91051 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-910512025-02-23T18:14:34Z Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева Переход, С.О. Материалы IV научных чтений 1998 Article Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы IV научных чтений Материалы IV научных чтений |
| spellingShingle |
Материалы IV научных чтений Материалы IV научных чтений Переход, С.О. Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Переход, С.О. |
| author_facet |
Переход, С.О. |
| author_sort |
Переход, С.О. |
| title |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева |
| title_short |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева |
| title_full |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева |
| title_fullStr |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева |
| title_full_unstemmed |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева |
| title_sort |
понятие самости в философии б.п. вышеславцева |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН |
| publishDate |
1998 |
| topic_facet |
Материалы IV научных чтений |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051 |
| citation_txt |
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT perehodso ponâtiesamostivfilosofiibpvyšeslavceva |
| first_indexed |
2025-11-24T08:46:13Z |
| last_indexed |
2025-11-24T08:46:13Z |
| _version_ |
1849660773375148032 |
| fulltext |
Переход. С.О
ПОНЯТИЕ САМОСТИ В ФИЛОСОФИИ Б.П.ВЫШЕСЛАВЦЕВА.
Борис Петрович Вышеславцев (1811-1954 гг.) - видный представитель философии “серебряного века” Рос-
сии. Он продолжил философские изыскания, начатые старшим поколением философско - религиозного ренес-
санса. В творчестве Б.П.Вышеславцева находит свое продолжение разработка тем и проблем, поднятых основа-
телем русской философии В.С.Соловьевым, таких, как “всеединство”, ”богочеловечество” и другие. Важное
место в работах философа занимает идея “самости”. В работе “Этика преображенного эроса”i Б.П.Вышеславцев
раскрывает задачу самопознания. Автор считал, что самопознание есть точка соприкосновения философии,
религии и психологии. Оно лежит в основе всей культуры, практики и творчества. Познание самого себя есть
внутренний переворот, освобождение от бессознательного. Вышеславцев считал “самость” основой и началом
творческой жизни. Он писал, что в периоды, когда человечеству или культуре грозит опасность, призыв “познай
самого себя” звучит сильнее. В условиях всестороннего кризиса встает проблема самопознания во всех областях
человеческой жизни. Вышеславцев отмечал, что “самость” не может погибнуть при гибели культур. В случаях
кризиса “самость” поднимается над сознанием, чтобы найти сверхсознательное решение конфликта. В этом
случае “самость” может достигнуть наивысшего пункта самосознания. Философ дает следующее определение
“самости”: ”Самость не тело и не душа, не сознание, не бессознательное, не личность и даже не дух. Но что же
тогда она? Она не есть “что-то”, не предмет или объект, не идея, - она есть бесконечный выход за пределы са-
мой себя (трансцензус) и свобода, она абсолютная потусторонность, нечто “совершенно другое” абсолютно
подобное, следовательно, богоподобное.” ii, Б.П. Вышеславцев считал, что “самость” имеет дуалистическую
сущность: трансцендентную (потустороннюю) и имманентную (посюстороннюю). В работе “Этика преобра-
женного эроса” философ дает краткий экскурс в историю изучения “самости”. Впервые понятие самости было
введено индийской философией. Особенно отчетливо самость - “Атман” выражена в Упанишаде - Брихадарань-
яке. Там отмечается, что “самость” обладает силой и свободой выйти за пределы всего мира, за пределы всего
сущего в мире и самого моего Я. Таков, по мнению Вышеславцева, древнейший результат, открытие индийской
философии, откровение индийской мистики. В различных философских школах отмечается существенное рас-
хождение взглядов на “самость” и ее сущность. Например, в восточной философии только трансцендентность
считается истинной ценностью, а имманентность объявляется не ценностью, иллюзией. Телесное бытие на зем-
ле считается обманом. Этот индуистский мотив пессимизма можно услышать, по словам философа, и далеко за
пределами Индии - в орфизме, платонизме и даже в христианстве. Противоположную позицию занимает Запад-
ная философия, которая признает имманентность высшей ценностью и считает телесное бытие на земле един-
ственным счастьем, а все остальное - обманом. Вышеславцев делает вывод, что философия, выросшая из хри-
стианской мистики, свободна от этих заблуждений и может правильно оценить природу “самости”, включаю-
щую в себя и имманентность, и трансцендентность. Более того, философ считал, что эти противоположности не
могут быть оторваны друг от друга. Телесное бытие, по его словам, не иллюзия, но не единственное бытие и не
все бытие; и перевес, конечно, на стороне бесконечной трансцендентности. По мнению Вышеславцева, “само-
сть” воплощается и присутствует в теле, душе, в сознании, бессознательном. При телесном воплощении “само-
сть” сохраняет единство имманентности и трансцендентности, а результатом воплощения “самости” в теле и в
природе является культура с ее творчеством.
Из вышесказанного следует вывод о том, что в философии Б.П. Вышеславцева “самость” есть абсолютная
идея человека в Боге, которая имманирует через все категории человека (душу, подсознание, тело) и одновре-
менно трансцендирует через все эти категории, выходит за
пределы и соединяется с Абсолютным.
В этой связи человек, задавая себе вопрос, ”откуда он и ку-
да идет” и отвечая на него, познает себя и осознает, что зави-
сит от Бога и может вести с ним диалог. Человек чувствует в
себе божественное и бесконечное. Если Бог есть “самость”, то
и человек есть “самость”, а процесс самопознания через само-
сть есть цель его жизни.
i Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика. - 1994. - 367с.
ii Там же. - С.258.
Самость Самость
Абсолютное
Человек
1
|