Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:1998
1. Verfasser: Переход, С.О.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН 1998
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91051
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-910512025-02-23T18:14:34Z Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева Переход, С.О. Материалы IV научных чтений 1998 Article Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материалы IV научных чтений
Материалы IV научных чтений
spellingShingle Материалы IV научных чтений
Материалы IV научных чтений
Переход, С.О.
Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
Культура народов Причерноморья
format Article
author Переход, С.О.
author_facet Переход, С.О.
author_sort Переход, С.О.
title Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
title_short Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
title_full Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
title_fullStr Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
title_full_unstemmed Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева
title_sort понятие самости в философии б.п. вышеславцева
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН
publishDate 1998
topic_facet Материалы IV научных чтений
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91051
citation_txt Понятие самости в философии Б.П. Вышеславцева / С.О. Переход // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 368-369. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT perehodso ponâtiesamostivfilosofiibpvyšeslavceva
first_indexed 2025-11-24T08:46:13Z
last_indexed 2025-11-24T08:46:13Z
_version_ 1849660773375148032
fulltext Переход. С.О ПОНЯТИЕ САМОСТИ В ФИЛОСОФИИ Б.П.ВЫШЕСЛАВЦЕВА. Борис Петрович Вышеславцев (1811-1954 гг.) - видный представитель философии “серебряного века” Рос- сии. Он продолжил философские изыскания, начатые старшим поколением философско - религиозного ренес- санса. В творчестве Б.П.Вышеславцева находит свое продолжение разработка тем и проблем, поднятых основа- телем русской философии В.С.Соловьевым, таких, как “всеединство”, ”богочеловечество” и другие. Важное место в работах философа занимает идея “самости”. В работе “Этика преображенного эроса”i Б.П.Вышеславцев раскрывает задачу самопознания. Автор считал, что самопознание есть точка соприкосновения философии, религии и психологии. Оно лежит в основе всей культуры, практики и творчества. Познание самого себя есть внутренний переворот, освобождение от бессознательного. Вышеславцев считал “самость” основой и началом творческой жизни. Он писал, что в периоды, когда человечеству или культуре грозит опасность, призыв “познай самого себя” звучит сильнее. В условиях всестороннего кризиса встает проблема самопознания во всех областях человеческой жизни. Вышеславцев отмечал, что “самость” не может погибнуть при гибели культур. В случаях кризиса “самость” поднимается над сознанием, чтобы найти сверхсознательное решение конфликта. В этом случае “самость” может достигнуть наивысшего пункта самосознания. Философ дает следующее определение “самости”: ”Самость не тело и не душа, не сознание, не бессознательное, не личность и даже не дух. Но что же тогда она? Она не есть “что-то”, не предмет или объект, не идея, - она есть бесконечный выход за пределы са- мой себя (трансцензус) и свобода, она абсолютная потусторонность, нечто “совершенно другое” абсолютно подобное, следовательно, богоподобное.” ii, Б.П. Вышеславцев считал, что “самость” имеет дуалистическую сущность: трансцендентную (потустороннюю) и имманентную (посюстороннюю). В работе “Этика преобра- женного эроса” философ дает краткий экскурс в историю изучения “самости”. Впервые понятие самости было введено индийской философией. Особенно отчетливо самость - “Атман” выражена в Упанишаде - Брихадарань- яке. Там отмечается, что “самость” обладает силой и свободой выйти за пределы всего мира, за пределы всего сущего в мире и самого моего Я. Таков, по мнению Вышеславцева, древнейший результат, открытие индийской философии, откровение индийской мистики. В различных философских школах отмечается существенное рас- хождение взглядов на “самость” и ее сущность. Например, в восточной философии только трансцендентность считается истинной ценностью, а имманентность объявляется не ценностью, иллюзией. Телесное бытие на зем- ле считается обманом. Этот индуистский мотив пессимизма можно услышать, по словам философа, и далеко за пределами Индии - в орфизме, платонизме и даже в христианстве. Противоположную позицию занимает Запад- ная философия, которая признает имманентность высшей ценностью и считает телесное бытие на земле един- ственным счастьем, а все остальное - обманом. Вышеславцев делает вывод, что философия, выросшая из хри- стианской мистики, свободна от этих заблуждений и может правильно оценить природу “самости”, включаю- щую в себя и имманентность, и трансцендентность. Более того, философ считал, что эти противоположности не могут быть оторваны друг от друга. Телесное бытие, по его словам, не иллюзия, но не единственное бытие и не все бытие; и перевес, конечно, на стороне бесконечной трансцендентности. По мнению Вышеславцева, “само- сть” воплощается и присутствует в теле, душе, в сознании, бессознательном. При телесном воплощении “само- сть” сохраняет единство имманентности и трансцендентности, а результатом воплощения “самости” в теле и в природе является культура с ее творчеством. Из вышесказанного следует вывод о том, что в философии Б.П. Вышеславцева “самость” есть абсолютная идея человека в Боге, которая имманирует через все категории человека (душу, подсознание, тело) и одновре- менно трансцендирует через все эти категории, выходит за пределы и соединяется с Абсолютным. В этой связи человек, задавая себе вопрос, ”откуда он и ку- да идет” и отвечая на него, познает себя и осознает, что зави- сит от Бога и может вести с ним диалог. Человек чувствует в себе божественное и бесконечное. Если Бог есть “самость”, то и человек есть “самость”, а процесс самопознания через само- сть есть цель его жизни. i Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика. - 1994. - 367с. ii Там же. - С.258. Самость Самость Абсолютное Человек 1