Особенности портрета эпохи Ренессанса

Искусство раннего средневековья, подчиненное христианскому мировоззрению, с его взглядом на человека как на порождение греховной плоти, было вынуждено отражать только лишь религиозные сюжеты. В этот период изображение человека было редким исключение, писались преимущественно портреты представителей...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2001
1. Verfasser: Катунина, Н.Ю.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2001
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91823
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Особенности портрета эпохи Ренессанса / Н.Ю. Катунина // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 93-96. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91823
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-918232025-02-10T01:34:01Z Особенности портрета эпохи Ренессанса Катунина, Н.Ю. Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ Искусство раннего средневековья, подчиненное христианскому мировоззрению, с его взглядом на человека как на порождение греховной плоти, было вынуждено отражать только лишь религиозные сюжеты. В этот период изображение человека было редким исключение, писались преимущественно портреты представителей высшей знати, выступавшей в роли жертвователей церкви. 2001 Article Особенности портрета эпохи Ренессанса / Н.Ю. Катунина // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 93-96. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91823 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Катунина, Н.Ю.
Особенности портрета эпохи Ренессанса
Культура народов Причерноморья
description Искусство раннего средневековья, подчиненное христианскому мировоззрению, с его взглядом на человека как на порождение греховной плоти, было вынуждено отражать только лишь религиозные сюжеты. В этот период изображение человека было редким исключение, писались преимущественно портреты представителей высшей знати, выступавшей в роли жертвователей церкви.
format Article
author Катунина, Н.Ю.
author_facet Катунина, Н.Ю.
author_sort Катунина, Н.Ю.
title Особенности портрета эпохи Ренессанса
title_short Особенности портрета эпохи Ренессанса
title_full Особенности портрета эпохи Ренессанса
title_fullStr Особенности портрета эпохи Ренессанса
title_full_unstemmed Особенности портрета эпохи Ренессанса
title_sort особенности портрета эпохи ренессанса
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2001
topic_facet Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91823
citation_txt Особенности портрета эпохи Ренессанса / Н.Ю. Катунина // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 93-96. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT katuninanû osobennostiportretaépohirenessansa
first_indexed 2025-12-02T12:47:10Z
last_indexed 2025-12-02T12:47:10Z
_version_ 1850400708545740800
fulltext Катунина Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Искусство раннего средневековья, подчиненное христианскому мировоззрению, с его взглядом на человека как на порождение греховной плоти, было вынуждено отражать только лишь религиозные сюжеты. В этот пе- риод изображение человека было редким исключение, писались преимущественно портреты представителей высшей знати, выступавшей в роли жертвователей церкви. Их часто изображали в виде небольших коленопре- клоненных фигурок, которые, как правило, выпадали из сюжетной композиции и художник обычно помещал их в боковых частях церковных росписей. Иногда, на заглавной миниатюре рукописи помещалось изображение заказчика книги. Делались также изображения усопших на могильных плитах. «Вплоть до XIV в. портреты отличались бесплотностью и отвлеченностью, так как выражали характерные для средневековой идеологии представления о господстве духовного начала над материальным. Изображения правителей на монетах носили характер застывшей торжественности. Однако, начиная с периода Ренессанса, эти традиции были нарушены, - постепенно человек становиться важнейшим элементом сюжетной компози- ции» [1, c.3]. По мнению Л.С. Зингер, портрет эпохи Ренессанса представляет одну из самых значительных страниц исто- рии интересующего нас жанра. Ренессанс – время бурного роста молодой буржуазной стихии, сопровождавше- гося небывалой культурной революцией. Основным пафосом этой революции было раскрепощение науки и искусства, сбрасывающих с себя ярмо религиозной зависимости. Завоевания дерзкой творческой мысли, увен- чавшиеся гениальными открытиями Коперника и Джордано Бруно, подрывали церковно-идеалистическую кон- цепцию мироздания, господствовавшую на протяжении многих веков. «Кристалл небес не преграда боле, Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность» - так охарактеризовал Джор- дано Бруно свою эпоху.[2, c. 302]. Новые, более гуманные представления о вселенной и о земной жизни, иные общественные отношения позволили человеку эпохи Возрождения пересмотреть взгляды и на себя и на своих современников. Не случайно эту эпоху называют эпохой открытия не только мира, но и человека. Личность быстро становится краеугольным камнем мировоззрения Возрождения. В ногу с укреплением ве- ры в силы человека и его разум идет резкий подъем индивидуализма. «Гуманистический индивидуализм человека периода Ренессанса, одновременно практически трезвого и наивного, просвещенного и варварски жестокого, но неизменно энергичного и гордого, полагающего себя «ме- рой всех вещей», требовал от художника особых форм портретного изображения. Портретист должен был те- перь не просто увековечить и возвеличить человека, но и представить его в определенной среде, которая смогла бы так или иначе подчеркнуть, конкретизировать его расширившуюся и усложнившуюся связь с окружающим миром. В период Ренессанса исключительное значение приобретает фон, - отсюда особенно интенсивное разви- тие живописных форм портрета» [3, c. 126]. Правда, еще продолжают жить старые формы портрета, но в них вливается новое содержание. Жертвовате- ли церкви, бывшие прежде незначительными безжизненными фигурками, приобретают полнокровность (у Пре- витали), индивидуальные черты (у Кульмбаха), они начинают занимать почетное положение на первом плане картины, становятся даже действующими лицами священного события. Изображения усопших на гробницах, прежде схематичные, превращаются в индивидуализированные портреты (деревянная надгробная доска немец- кой работы XVI в.) [1, c. 4]. В данный период развивается и скульптурный портрет, художник эпохи Возрождения создает в этой обла- сти немало подлинных произведений искусства. Например, работы таких знаменитых мастеров как Антонио Росселино, Донателло, Верроккьо. В скульптуре воскресает портретный бюст. Однако скульптура уже не явля- ется главной сферой деятельности портретиста. Групповой портрет в эпоху Возрождения обретает качественно новый вид. Однако, удельный вес его в эпо- ху Ренессанса еще сравнительно мал, художники вводят портретные группы в многофигурные сюжетные ком- позиции религиозной тематики, реже они обращаются к собственно групповым портретам. Но даже то немно- гое, что было сделано ими в этой области, говорит о заметном качественном сдвиге. «На смену застывшим в торжественной неподвижности персонажам групповых портретов средневековья приходят образы, представ- ленные в действенной взаимосвязи друг с другом. Донаторы преклоняют колени и протягивают руки к святым, окружающие их люди непринужденно беседуют между собой. Особенно мастерскую разработку действенный групповой портрет получает у Тициана («Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе»)» [3, c. 127]. По мнению Зингер, заметный сдвиг произошел и в самой внутренней трактовке портретного образа. Иде- альное представление о герое композиции, искренний пиетет к его личности, глубочайшее преклонение перед заложенными в ней возможностями всестороннего гармонического совершенства обусловили особое художе- ственное видение портретиста. Возрождение являет нам совершенно новый тип идеализирующего портрета. Идеализация ренессансного портрета – это уже совсем не та идеализация, к какой прибегал античный мастер. Скульптор классической Греции создавал мало индивидуализированный, отвлеченно- идеальный портретный образ. Портретист Древнего Рима часто идеализировал беспочвенно, то есть изображал в виде героя заурядную личность диктатора и его близких, создавал холодные официальные портреты. Художник эпохи Возрождения стремился показать личность яркую и сильную. Изображая такого человека, он не пренебрегал, как это делал греческий мастер, акцентировкой его индивидуально-неповторимых черт и не наделял его не свойственными ему чертами (как это делал римский скульптор). Идеализация, к которой прибегал портретист эпохи Возрожде- ния, органически вытекала из сущности самого оригинала. Портрет Ренессанса подчас возвышается над реаль- ным обликом оригинала, но не отрывается от него [3, c. 128]. «В отличие от античного портрета, во многом описательного, портрет ренессансный – это портрет аналити- ческий, в основе которого лежит своего рода научный подход к изображаемому человеку. Художник Возрож- дения со скрупулезностью исследователя не только постигает общую суть характера и внешнего облика ориги- нала, но и стремится докопаться до существенных оттенков его души, до мельчайших особенностей его физио- логической структуры. И, создавая идеальный портрет своего героя, художник как бы продолжатет работу при- роды над этим человеком, доводя облик последнего до представляемого им, художником, совершенства. При- чем, идеализирует он не только образ в целом, на и каждую его деталь, он делает совершенными ЭТИ глаза, ЭТИ брови, ЭТОТ рот, находя совершенство форм в их приближении к классически строгим, математически упорядоченным плавным линиям, четким объемам, гармонически уравновешенному колориту. Ренессансные портреты удивительно архитектоничны, они, как правило, превосходно располагаются в раме. С этим связана их почти непременная монументальность, которая особенно хорошо отвечала желанию оригинала утвердить себя как реальную действенную силу. Исследователи искусства не раз подчеркивали примат графичности, ли- нейности многих портретов эпохи Ренессанса, второстепенную, вспомогательную роль их цвета. Так, говоря о портретах Дюрера, Гегель заметил, что основное их содержание раскрывает одухотворенный рисунок, краски же служат «только для дальнейшего разрушения, наглядности и закругления, не входя, подобно природе, в естественно необходимые жизненные подробности» [4, c.75]. Не случайно эпоха Возрождения дает величайшие достижения в области собственно графического портрета в работах Леонардо, Дюрера, Гольбейна, Клуэ» [3, c.129]. «Возрождение» создает совершенно новый тип светского портрета – станковый портрет. Живописный портрет вначале пишется на небольшой доске и передает лишь голову, - только лишь лицо считалось носителем духовного начала в человеке. Постепенно, уже к концу XV века, портрет становится пояс- ным, выписываются плечи, наконец, попадают на изображение руки. Вырастает и пространство вокруг фигуры, и вместо нейтрального фона позади нее дается пейзаж или бытовой интерьер, не имеющий, однако, самодавле- ющего значения и обычно подчиненный изображению человека. Герой сюжета иногда предстает в непосред- ственном общении с вымышленными евангельскими героями. Очень часто в какой-нибудь религиозной компо- зиции рядом со святыми мы видим не только изображение заказчика и близких ему людей, но и автопортрет самого художника. Самым ранним типом живописного и скульптурного портрета Ренессанса является профильное изображе- ние, дающее возможность с наибольшей легкостью особенно остро передать внешнюю характерность лица. В этом отношении весьма показательны многочисленные портретные изображения на медалях XV века. Постепенно стремление усилить выразительность лица заставляет художника повернуть модель в фас: пока- зать глаза и связать взглядом изображаемое лицо со зрителем. Наиболее распространенным для портрета в XV в. становится поворот в три четверти, позволяющий сохранить характерность контура головы и одновременно передать внутреннее содержание человека. Художники «Высокого Возрождения», стремившиеся к выражению ясного и величавого равновесия и гар- монии, предпочитали делать портреты только лишь в фас, располагая фигуру как можно спокойнее и придавая сдержанное благородство позе и движениям. В поисках монументальности и выражения спокойной уверенно- сти силы человека, они подчеркивали мощь самой фигуры и высокие формы его одежд (Дюрер «Фридрих Муд- рый», Амбергер «Мужской портрет», Парис Бордоне «Дама с ребенком»). Искусство Возрождения не стреми- лось к передаче случайного, мимолетного; оно воспринимало форму как нечто постоянное и устойчивое, и по- этому ограничивало ее крепкими, четкими линиями. Красота, плавность линий или острая характерность этих линий составляют одно из главных очарований портрета Возрождения, как в XV в., так и в XVI в.[1, с. 4]. Второй особенностью, главным образом, итальянского Возрождения, является стремление к реалистической передаче материи и пространства, подчеркивание пластичности и объемности формы. Отношение эпохи Возрождения к изображаемой модели неодинаково в разные годы и в различных странах. Итальянские художники, обычно избегают резкого натурализма; они хотят показать человека не таким, ка- ким он является в повседневной жизни, а стараются облагородить модель, приблизить ее к образцу идеального человека, созданному эпохой гуманизма. В Италии XV в. существуют одновременно два направления: наиболее передовые живописцы и скульпторы XV в. уделяют максимальное внимание тщательной и детальной переработке лиц, особенно мужских. Наряду с портретами, переданными с реалистической правдивостью и вниманием (бюсты Сперандио), в XV веке созда- ются и более нежные, лирические и одухотворенные изображения (Перуджино) [1, c. 4]. «В эпоху Возрождения получают большое распространение женские портреты. В Италии они обычно более идеализированы, чем мужские и не обладают столь острой индивидуальной характеристикой. И только великий Леонардо сумел в своей Джоконде дать тонкий портрет, полный психологической проникновенности и одухо- творенности. В первой половине XVI в. в портретном искусстве Италии усиливается стремление к идеализации. «Велича- вость» и «красота» становятся главнейшими устремлениями «Высокого возрождения». Все мелочное, случай- ное в характеристике человека, в передаче его черт или форм одежды уступает место широкому общению. Об- раз становится более значительным и целостным (Баккиакка, Себастьяно дель Пьомбо)» [1, c. 6]. В венецианской школе начинают доминировать парадные портреты, отличающиеся более крупными разме- рами, эффектными позами, пышными одеждами, богатым фоном. Эти портреты декоративны, их колорит соч- нее, манера письма живописнее и шире, хотя в них еще сохраняется линейная схема (Бордоне, Лотто) [1, c. 6]. Иную тенденцию в развитии портретного искусства проявляют Нидерланды, отстающие в этот период в своем историческом развитии от Италии. Человеческий образ в Нидерландах, где гуманизм не пустил столь глубоких корней, как в Италии, не подвергался специфической героизации. Нидерландские художники перено- сили на картины обыкновенного будничного человека, передавая его с натуралистической тщательностью и вниманием [1, c. 7]. Германия еще дольше, чем Нидерланды, не могла избавиться от условных форм средневекового искусства: плоскостного изображения, угловатости, готической манерой утонченности (Кранах). Но у наиболее передовых представителей, приобщившихся к итальянской художественной культуре, – Дюрера, Ханса Хольбейка, - немецкий портрет сочетает крепость формы, свойственную итальянскому Возрождению, с исключительно реа- листической передачей индивидуального образа. При этом он порою не только скрывает, но и подчеркивает грубые и характерные черты (Дюрер, графические портреты). Тесный контакт с Италией постепенно порождает и в Германии тип более утонченного портрета (Амброзиус Хольбейн) и, – под влиянием Венеции, – более мяг- кую, живописную манеру (Амбергер) [1 c. 7]. Со второй трети XVI века наступает эпоха католической реакции, период усиления мистики, религиозного чувства и, как следствие этого, - гонения на гуманизм. В это время в искусстве получает преобладание новое течение, т.н. маньеризм. Враждебный рационалистическим и реалистическим стремлениям Возрождения, мань- еризм и в простоте подчеркивает все отвлеченное, духовное [1, c. 8]. «С этой целью фигуры неестественно вытягиваются, соответственно с этим уменьшается размер головы, по- зы становятся беспокойными, формы более бесплотными, плоскостными и схематичными, очертания их изви- листыми. Большую роль начинает играть затейливая узорчатость в разделке плоскостей богатых негнущихся одежд. Пространство теряет глубину и конкретность. Признаком нового стиля является использование поворо- тов фигуры и светотени с целью разрушения ясности и материальности форм пространства» [1, c. 8]. Стилизуется и само лицо модели: оно удлиняется, становится втянутым и изможденным. Жизнерадостность и уверенность, характерные для человека Возрождения, уступают место отрешенности и усталости (неизвест- ный итальянский мастер круга Бронзино, Аллори, испанские художники Греко, Пантоха дела Крус) [1, c. 8]. Лишь те страны, в которых шла народная борьба против католицизма, или где сильная светская власть про- тивостояла клерикальному давлению, сохранили в XVI веке реалистические тенденции. Так, в Нидерландах расцветал крепкий и грубоватый натурализм. Венецианская республика в это время еще сохранила мощь и соч- ность в своих портретных изображениях (школа Тициана, Марко Вечеллио). Во Франции, где сильная светская власть в этот период не давала усилиться папистским устремлениям, портретное искусство сумело сочетать утонченный аристократизм с характерностью облика и живым выражением лица. Особенно характерным для французского искусства в эту эпоху является новый тип портрета – интимные и очень изысканные рисунки цветными карандашами (Дюмустье). «Таким образом, восхищаясь высочайшими достижениями портретистов эпохи Возрождения, среди которых такие гиганты, как Рафаэль, Леонардо, Тициан, создававшие свои гениальные произведения в Италии, Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Дюрер, Гольбейн – в Северной Европе, а рядом с ними целое созвездие чудесных мастеров – Боттичелли, Мантенья, Пьеро делла Франческа, Антонелло де Мессина, Джованни Белли- ни, Лореццо Лото, Кранах, Жан Фуке, Франсуа Клуэ, Корнель де Лион, Жермен Пилон, мы представляем себе один из самых интереснейших периодов развития портретного жанра» [3, c.133]. Литература 1. Выставка портрета. Вып. 3. Портрет эпохи Возрождения и барокко. Л., Гос. Эрмитаж. 1938. 2. Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949. 3. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразит. искусство, 1986. 4. Гегель. Со. М., 1958, Т.14.