Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма

Saved in:
Bibliographic Details
Date:1999
Main Author: Варавкина, Е.П.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 1999
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92011
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма / Е.П. Варавкина // Культура народов Причерноморья. — 1999. — № 6. — С. 290-291. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-92011
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-920112025-02-09T17:20:55Z Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма Варавкина, Е.П. Материалы V научных чтений 1999 Article Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма / Е.П. Варавкина // Культура народов Причерноморья. — 1999. — № 6. — С. 290-291. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92011 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материалы V научных чтений
Материалы V научных чтений
spellingShingle Материалы V научных чтений
Материалы V научных чтений
Варавкина, Е.П.
Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
Культура народов Причерноморья
format Article
author Варавкина, Е.П.
author_facet Варавкина, Е.П.
author_sort Варавкина, Е.П.
title Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
title_short Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
title_full Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
title_fullStr Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
title_full_unstemmed Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма
title_sort анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике крыма
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 1999
topic_facet Материалы V научных чтений
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92011
citation_txt Анализ развития рыночного механизма перераспределения денежных потоков в экономике Крыма / Е.П. Варавкина // Культура народов Причерноморья. — 1999. — № 6. — С. 290-291. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT varavkinaep analizrazvitiârynočnogomehanizmapereraspredeleniâdenežnyhpotokovvékonomikekryma
first_indexed 2025-11-28T15:36:54Z
last_indexed 2025-11-28T15:36:54Z
_version_ 1850049006245249024
fulltext Варавкина Е.П. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ЭКОНОМИКЕ КРЫМА. Главная особенность экономики Крымского региона, определяющая характер формирования денежных по- токов, – ее сезонность. В период с мая по октябрь формируется основная часть доходов населения и субъектов хозяйствования, работающих на потребительский рынок, как в официальном, так и в "теневом" секторе. По- этому отрасли, обслуживающие курортно-рекреационный комплекс Крыма, имеют позитивные финансовые показатели и возможности для дальнейшего функционирования. Развитие экономики региона невозможно без рыночной инфраструктуры. В Крыму действуют 119 банков и банковских учреждений, в том числе 12 крымских (однако только ОКБ имеет все виды лицензий для работы на рынке ценных бумаг), Межбанковская валютная биржа, 13 инвестиционных фондов (ИФ: 12 из них – закрытые) и 4 инвестиционные компании (ИК: каждая имеет по 1 закрытому взаимному фонду), несколько страховых компаний (в 1997 году их валовой доход составил 8,7 млн.грн.) i. Однако показатель капитализации этих учре- ждений не позволяет им в полной мере способствовать инвестиционной деятельности в регионе. Поэтому уро- вень развития финансового рынка в Крыму очень низкий. Для анализа деятельности субъектов перераспределения денежных потоков в экономике АРК использовался метод ранжирования. Ранжированный состав субъектов перераспределения денежных потоков в экономике Крыма ii Объем инвестиций в 1997 г., тыс.грн. 1. Иностранные инвесторы 266 700 2. Коммерческие банки 221415,5 3. Государственный и мест- ный бюджеты данные отсутствуют. 4. Население 106372 5. Субъекты хозяйствования 99488,9 6. ИФ и ИК – 7. Страховые компании – Удельный вес иностранных инвестиций в экономику Крыма составляет лишь 6,5 % от общегосударствен- ного объема. Большая часть иностранных инвестиций – взносы в виде движимого и недвижимого имущества (88% от общего прироста в 1997 г.) iii. Такие тенденции можно пояснить не только и не столько социаль- но-политическими рисками, а, прежде всего, слабым механизмом обслуживания инвестиций, то есть низким уровнем развития фондового рынка. Интересен тот факт, что по состоянию на 1.01.98 г. уровень иностранных инвестиций практически равнялся объему внутренних капитальных вложений (266,7 млн.грн. и 279 млн.грн. соответственно) iv, что не совпадает с общеукраинскими тенденциями. Коммерческие банки (КБ) являются главными источниками краткосрочных кредитов. Объем долгосрочного кредитования через банковскую систему сокращается с каждым годом. Анализ портфеля долгосрочных креди- тов одного из региональных отделений крупного украинского КБ показывает, что в нынешних экономических условиях долгосрочные вложения в развитие производства являются балластом и имеют очень высокую сте- пень риска. За последние годы КБ в Крыму становятся главным аккумулятором сбережений населения (темп роста вкладов населения в 1997 г. по сравнению с 1996 г. составил 160%)v. Государственный и местный бюджеты должны оставаться основными источниками капитальных вложений в объекты общегосударственного и регионального значения. С каждым годом объемы этих вкладов по Крыму сокращаются. Практически не используется механизм привлечения средств через муниципальные облигации: правительство Крыма планировало осуществить три транша, из которых работает только второй (информация о его использовании не распространяется). Большое количество свободных средств концентрируется в руках у населения. Однако лишь незначитель- ный процент сбережений попадает в реальную экономику. Так, в 1997 г. 366,4 млн.грн. население направило на приобретение иностранной валюты (что в 6,3 раза превышает размещенные сбережения), 5,9 млн.грн., по офи- циальным данным, составили нейтральные деньги в национальной валюте. vi В 1997 г. только 16% полученной прибыли предприятия Крыма смогли направить на развитие производства. Поэтому важным фактором их развития могли бы стать средства, привлеченные на финансовом рынке. Однако здесь активность субъектов хозяйствования очень низка. Так, на 1.01.98 г. 95% на рынке ценных бумаг состав- ляли акции, выпущенные эмитентами в ходе приватизации и приобретенные за приватизационные бумаги, то есть об аккумуляции денежных потоков речи тут не было; объем выпуска облигаций составил 20 тыс.грн. (0,007%)vii. В то же время анализ рентабельности деятельности предприятий показывает, что использование этих инструментов финансового рынка могло бы стать эффективным способом привлечения денежных средств. Однако уровень рыночной инфраструктуры Крыма еще не может должным образом способствовать развитию инвестирования через ценные бумаги. Главной целью ИФ и ИК в развитии экономики региона было содействие процессу приватизации – они провели размещение приватизационных сертификатов в акции предприятий, аккумулировав таким образом большую часть приватизационной собственности населения Крыма. Из-за отсутствия соответствующего зако- нодательства на сегодняшний день эти финансовые институты не способны аккумулировать денежные потоки. Способствовать оптимизации структуры перераспределения денежных потоков в экономике Крыма могло бы: 1. завершение процесса приватизации, так как главное условие частного инвестирования – частная собствен- ность; 2. создание высокоразвитого финансового рынка, что предусматривает решение следующих задач: • разработку региональной программы развития финансового рынка (именно заинтересованность и содей- ствие правительства Крыма может повысить количество реальных инвестиционных проектов); • создание Крымской фондовой биржи, что способствовало бы развитию вторичного фондового рынка; • стимулирование деятельности крымских КБ на рынке ценных бумаг путем получения ими лицензий на все виды операций с ценными бумагами; • содействие развитию инвестиционного процесса посредством выполнения КБ функций инвестиционного банка в сотрудничестве с эмитентами ценных бумаг; • для создания позитивного общественного мнения необходимо способствовать формированию "прозрачно- сти" финансового рынка – тематической информационной базы с открытым доступом для потенциальных инвесторов. i Рассчитано по данным Госкомстата АР Крым ii Там же. iii Там же. iv Там же. v Там же. vi Там же. vii Там же.