Развитие теоретических положений страхового менеджмента

Последовательно рассмотрены вопросы сущности и структуры страхового менеджмента, раскрыты и детализированы его составляющие, уточнены объекты и субъекты, а также представлены отличительные особенности формирования управленческих решений в страховом бизнесе....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2014
1. Verfasser: Бутырина, В.Н.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2014
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92649
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Развитие теоретических положений страхового менеджмента / В.Н. Бутырина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 275. — С. 17-21. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-92649
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-926492025-02-09T17:24:11Z Развитие теоретических положений страхового менеджмента Розвиток теоретичних положень страхового менеджменту Development of the theoretical status of the insurance management Бутырина, В.Н. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Последовательно рассмотрены вопросы сущности и структуры страхового менеджмента, раскрыты и детализированы его составляющие, уточнены объекты и субъекты, а также представлены отличительные особенности формирования управленческих решений в страховом бизнесе. Послідовно розглянуті питання сутності та структури страхового менеджменту, розкриті і деталізовані його складові, уточнені об'єкти і суб'єкти, а також представлені відмітні особливості формування управлінських рішень в страховому бізнесі. Consistently addressed issues of substance and structure of the insurance management, disclosed and detailed its components, refined objects and subjects, as well as provides the distinctive features of the formation of managerial decisions in the insurance business. Insurance management issues remain relevant and require a detailed study of future professionals in the field of insurance. This is necessary in order to obtain knowledge about the place and role of insurance relations in the economic processes in society; basic concepts of the theory and practice of insurance management; the basic methods of making management decisions on the formulation and implementation capacity of insurers in order to balance the financial interests of insurance relations. Materials about the theory and practice of insurance management are currently known. They have a scientific and applied value, but contain significant differences in opinion about the essence, structure, premises insurance management. All this in a dynamic socio-economic development requires clarification of definitions, guidelines and emphasis. The aim of the article is to clarify the definition of "insurance management", the disclosure of its components, prerequisites for the formation, industry characteristics, as well as a critical analysis of existing opredelenits. Further developments in this direction should be related to the theoretical basis and the development of recommendations for the implementation of business process reengineering practices in insurance management. This, in our opinion, is one of the pressing issues of the insurance business. 2014 Article Развитие теоретических положений страхового менеджмента / В.Н. Бутырина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 275. — С. 17-21. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92649 368.03:65 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бутырина, В.Н.
Развитие теоретических положений страхового менеджмента
Культура народов Причерноморья
description Последовательно рассмотрены вопросы сущности и структуры страхового менеджмента, раскрыты и детализированы его составляющие, уточнены объекты и субъекты, а также представлены отличительные особенности формирования управленческих решений в страховом бизнесе.
format Article
author Бутырина, В.Н.
author_facet Бутырина, В.Н.
author_sort Бутырина, В.Н.
title Развитие теоретических положений страхового менеджмента
title_short Развитие теоретических положений страхового менеджмента
title_full Развитие теоретических положений страхового менеджмента
title_fullStr Развитие теоретических положений страхового менеджмента
title_full_unstemmed Развитие теоретических положений страхового менеджмента
title_sort развитие теоретических положений страхового менеджмента
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2014
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92649
citation_txt Развитие теоретических положений страхового менеджмента / В.Н. Бутырина // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 275. — С. 17-21. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT butyrinavn razvitieteoretičeskihpoloženijstrahovogomenedžmenta
AT butyrinavn rozvitokteoretičnihpoloženʹstrahovogomenedžmentu
AT butyrinavn developmentofthetheoreticalstatusoftheinsurancemanagement
first_indexed 2025-11-28T17:11:12Z
last_indexed 2025-11-28T17:11:12Z
_version_ 1850054939084062720
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 17 10. Васильев В. И. Статистический анализ многомерных объектов произвольной природы / В. И. Васильев, В. В. Красильников, С. И. Плаксий, Т. Н. Тягунова. – М. : Изд. ИКАР, 2004. – 244 с. 11. Becker G. S. Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis / G. S. Becker. – N. Y., 1964. – 1 p. 12. Дели А. Человеческий капитал. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера, – СПб. : Питер, 2002. – 1200 с. : илл. – (Серия "Бизнес-класс"). – С. 110 – 118. Бутырина В.Н. УДК 368.03:65 РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАХОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Аннотация. Последовательно рассмотрены вопросы сущности и структуры страхового менеджмента, раскрыты и детализированы его составляющие, уточнены объекты и субъекты, а также представлены отличительные особенности формирования управленческих решений в страховом бизнесе. Ключевые слова: страхование, страховой менеджмент, страховщик, страхователь, управление, страховая защита Анотація. Послідовно розглянуті питання сутності та структури страхового менеджменту, розкриті і деталізовані його складові, уточнені об'єкти і суб'єкти, а також представлені відмітні особливості формування управлінських рішень в страховому бізнесі. Ключові слова: страхування, страховий менеджмент, страховик, страхувальник, управління, страховий захист Summary. Consistently addressed issues of substance and structure of the insurance management, disclosed and detailed its components, refined objects and subjects, as well as provides the distinctive features of the formation of managerial decisions in the insurance business. Insurance management issues remain relevant and require a detailed study of future professionals in the field of insurance. This is necessary in order to obtain knowledge about the place and role of insurance relations in the economic processes in society; basic concepts of the theory and practice of insurance management; the basic methods of making management decisions on the formulation and implementation capacity of insurers in order to balance the financial interests of insurance relations. Materials about the theory and practice of insurance management are currently known. They have a scientific and applied value, but contain significant differences in opinion about the essence, structure, premises insurance management. All this in a dynamic socio-economic development requires clarification of definitions, guidelines and emphasis. The aim of the article is to clarify the definition of "insurance management", the disclosure of its components, prerequisites for the formation, industry characteristics, as well as a critical analysis of existing opredelenits. Further developments in this direction should be related to the theoretical basis and the development of recommendations for the implementation of business process reengineering practices in insurance management. This, in our opinion, is one of the pressing issues of the insurance business. Keywords: insurance, insurance management, the insurer, the insured, management, insurance protection. Постановка проблемы. Страхование является важным сектором экономики, который оказывает стабилизирующее влияние на становление и развитие предпринимательской деятельности, обеспечение материального благосостояния населения и поддержание экономического роста в стране в целом. Страховой рынок на современном этапе включает большое количество профессионально работающих страховых и перестраховочных организаций, внедряются новые виды страховых услуг, учитываются потребности страхователей, формируется инфраструктура страхового рынка, активизируются процессы взаимной интеграции отечественного и мирового страхового рынков. Вместе с тем, лишь часть российских страховых компаний функционирует стабильно, а существенное их количество имеет серьезные финансовые и организационные проблемы, что, как правило, связано с отсутствием эффективного менеджмента. Американский предприниматель Дэвид Паккард, совместно с Уильямом Хьюлеттом основавший компанию «Hewlett-Packard», резонно отмечал, что «смерть в бизнесе чаще наступает не от голода, а от непереваривания». Тем самым подчеркнул, что управленческий потенциал любой компании должен соответствовать, а то и опережать ее финансово-экономический рост. Таким образом, вопросы страхового менеджмента остаются актуальными и требуют детального освещения и изучения будущими специалистами в области страхования с целью получения знаний о месте и роли страховых взаимоотношений в системе экономических процессов в обществе; базовых понятиях теории и практики страхового менеджмента; об основных методах принятия управленческих решений по вопросам формирования и реализации потенциала страховщиков с целью сбалансирования финансовых интересов субъектов страховых правоотношений. Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы страхования освещены в публикациях большого круга ученых и практиков отрасли: В.Ю. Абрамова, Н.А. Амосовой, И.Т. Балабанова, К.Г. Воблого, JI.A. Орланюк-Малицкой, Л.И. Рейтман, В.К. Райхер, Ю.В. Рожкова, В.И. Серебровского, Т.А. Федоровой, В.В. Шахова и др. Расширяя теоретические положения страхования и подкрепляя их практическими наработками, ряд авторов акцентировали внимание на процессах управления в данной области, результатом их научных поисков стало формирование нового направления – страховой менеджмент, значительный вклад в развитие которого осуществили А.П. Архипов, С.А. Банников, П.В. Журавлёв, Е.А. Кургин, Н.П. Николенко, Н.Н. Никулина, Н.Д. Эриашвили, Г.В. Чернова и др. Бутырина В.Н. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАХОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 18 Материалы, посвященные теории и практике страхового менеджмента, известные в настоящее время, имеют несомненную научную и прикладную ценность, но вместе с тем содержат существенные отличия в авторских представлениях о сущности, структуре, предпосылках страхового менеджмента, что в условиях динамичного социально-экономического развития требует уточнения трактовок, рекомендаций и расстановки акцентов. Целью статьи является уточнение определения «страховой менеджмент» посредством раскрытия сущности его составляющих, предпосылок формирования, отраслевых особенностей, а также критического анализа уже существующих дефиниций. Изложение основного материала исследования. Приступая к раскрытию сущности понятия «страховой менеджмент» следует конкретизировать его составляющие компоненты, а именно – «менеджмент» и «страхование». Менеджмент и управление в современной экономической науке рассматриваются как взаимосвязанные понятия. Существуют следующие подходы к определению сущности менеджмента: менеджмент – это процесс; менеджмент – это вид практической деятельности; менеджмент – это категория людей; менеджмент – это аппарат управления; менеджмент – это наука; менеджмент – это искусство. Так как целью данных исследований является не собственно «менеджмент», а его прикладное направление – «страховой менеджмент», рассмотрим некоторые из предложенных определений и остановимся на том, в котором объединены понятия «система управления», «условия управления», «теория управления» и «организация». Менеджмент – это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Менеджмент – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Менеджмент, как отрасль самостоятельных научных знаний, сформировался в конце XIX века, а сегодня научная дисциплина «менеджмент» является совокупностью эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни тысяч лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности [1, с. 9-11]. Известный российский ученый Р.А. Фатхутдинов дал интегрированное определение менеджменту. Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системой целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора [2, с. 253]. Другие российские исследователи Ф.М. Русинов и М.Л. Разу дали определение менеджменту как особому виду профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе рационального использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применяя многообразие принципов, функций и методов экономического стимулирования [3]. Тем самым установив взаимозависимость: цель функционирования – ресурсное обеспечение организации – менеджмент. Глобальной целью деятельности страховой организации, как и любой организации, является достижение успеха. Организация считается успешной, когда она достигает поставленных перед собой целей. Чтобы быть успешной в течение длительного времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам Питера Друкера результативность является следствием того, что делаются нужные дельные вещи; а эффективность является следствием того, что верно (правильно) создаются эти самые вещи. Первое и второе одинаково важны. Мы и в дальнейшем будем вести речь об основах управления именно страховой организацией (как обобщающее понятие) в связи с тем, что на начальном этапе организация представлялась как структура любой системы, но в настоящее время под организацией также понимают предприятие, фирму, учреждение и другие трудовые формирования. Из многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие: 1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой или управляющей системы. 2. Организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. 3. Организация как группа людей с общими целями. Кратко охарактеризовав сущность менеджмента организации, следует уточнить понятия «страхование». Согласно ст. 2 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции от 01.09.2014 года) «страхование» – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [4]. Приведенное определение страховых отношений полностью отвечает современным представлениям о страховании, но следует отметить, что данное определение было отредактировано Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Изменение коснулось упразднения исключительно имущественного характера интереса, т.к. нет законодательных Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 19 основ, чтобы страхование всегда носило характер возмещения вреда. Поэтому при страховом случае с имуществом выплата называется возмещением, а при страховом случае с личностью – обеспечением. Современные законодательные системы относят к объектам гражданских прав и нематериальные блага – жизнь, здоровье, честь и др. (ст. 128, 150 Гражданского кодекса РФ) [5]. Соответственно и страховая защита распространилась на интересы, связанные с этими благами. В ст. 934 Гражданского кодекса РФ разрешено страховать жизнь, здоровье и др. независимо от того, причинены ли застрахованному лицу материальные убытки или нет [6]. Применяя общий подход в менеджменте, результатом объединения рассмотренных понятий «менеджмент – организация – страхование» становится научно-практическое управление, ориентированное на обеспечение эффективного функционирования страховых организаций в рыночных условиях хозяйствования. Конечной целью данного направления менеджмента является создание эффективной страховой организации и, при необходимости, корректировка её с целью соответствия меняющимся задачам и обстоятельствам страхового рынка. Таким образом, понятия «менеджмент в страховании» и «страховой менеджмент» нельзя считать синонимами, т.к. страховой менеджмент оперирует более широким перечнем объектов управления и поставленных задач. В учебнике «Страховой менеджмент» (автор Е.А. Кургин [7]) приводится понятие страховой менеджмент, под которым следует понимать профессиональное управление страховой деятельностью страховой компании, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на получение максимальной прибыли при рациональном использовании всех имеющихся ресурсов. Страховой менеджмент изучает наиболее рациональные технологии управления страховыми компаниями, а также управления другими профессиональными участниками страхового рынка. Данное определение является справедливым, но, все же, содержит ряд спорных моментов. Так, не уменьшая значение ресурсов страховой компании, следует отметить, что само по себе их наличие не представляется гарантом достижения поставленных целей. А обеспечение рационального использования ресурсов является лишь одной из составляющих успешного менеджмента наряду со способностью мобилизовать материальные, трудовые, финансовые, информационные и прочие ресурсы в процессе осуществления комплекса бизнес-процессов, обеспечить расширенное воспроизводство ресурсов, проконтролировать эффективность мероприятий по ресурсному обеспечению деятельности страховых организаций. Таким образом, мы приходим к понятию потенциала страховщика как совокупности ресурсных возможностей и его компетенций (способностей) достигать установленных целей в ходе реализации бизнес-процессов. И сужать цель менеджмента страховой компании лишь до одного пункта – получение максимальной прибыли – было бы так же сомнительным, ведь в краткосрочном периоде данная цель может быть достигнута, но в ущерб мероприятиям по развитию страхового дела или путем ослабления андеррайтинговой политики, что в дальнейшем может привести как к сокращению прибыли, так и к формированию убытков. Следующим положительным моментом определения, предложенного Кургиным Е.А., является расширение объекта страхового менеджмента за пределы страховой организации, включая управление другими профессиональными участниками страхового рынка, что в очередной раз подчеркивает различие между страховым менеджментом и менеджментом в страховой организации. Но, на наш взгляд, не стоит ограничиваться лишь профессиональными участниками, ведь успешный страховой менеджмент возможен при удовлетворении социально-экономических интересов всех участников страховых правоотношений, а в эту группу следует включить государство, другие страховые организации, посредников и негосударственные общественные организации. Так государство, с одной стороны, заинтересовано в налоговых поступлениях от страховщиков, а с другой – в достижении социальной устойчивости и защите имущественных интересов граждан и юридических лиц. Достижение сбалансированности интересов и преодоление конфликтных ситуаций с конкурентами и страхователями также является важным составляющим успешного страхового менеджмента. Подытоживая вышесказанное, сформулируем определение страхового менеджмента как системы принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием и реализацией потенциала страховой организации с целью повышения эффективности ее работы и максимального удовлетворения интересов всех участников страховых правоотношений. Предпосылками формирования страхового менеджмента послужили: 1) функционирование страховых организаций в рыночной среде; 2) развитие страхового рынка и страховых институтов; 3) необходимость координации взаимодействия всех участников страховых взаимоотношений; 4) потребность гармонизации общегосударственных интересов и целей финансового рынка; 5) обеспечение эффективного использования предоставленных в распоряжение страховых организаций ресурсов (природных, финансовых, материальных, человеческих, информационных). Перечисленные предпосылки подтолкнули выйти за рамки менеджмента в страховании и приблизили к созданию отдельного направления в науке и практике – страховой менеджмент. Вместе с тем, эффективные управленческие решения возможны при наличии глубоких предметных знаний, обладании соответствующими компетенциями и сформированного опыта, которые позволяют выявить особенности и специфику страхового менеджмента. Не смотря на то, что компонентами страхового менеджмента также же, как и производственного предприятия, являются управление человеческими ресурсами, информационными и финансовыми потоками, маркетингом и т.д., все же отличия есть, и они заключаются в особенности построения бизнес-процессов страхового дела. Отобразим на рис. 1 наиболее существенные специфические особенности, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы страхового менеджмента. Бутырина В.Н. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАХОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 20 Рис. 1. Специфические особенности, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы страхового менеджмента Источник: построено автором на основе [8, 9, 10] Для управления характерно наличие субъекта и объекта управления. Как объект управления страховая компания является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов (рис. 2), которые формируют отдельные бизнес-процессы, и которые также являются самостоятельными объектами управления в рамках страхового менеджмента. При этом очень важно понимать, что эти элементы обусловливают друг друга и влияют друг на друга. Управленческие решения разрабатывают, реализуют и контролируют собственники страховых организаций, управляющие (топ-менеджеры) и другие сотрудники, которые являются субъектами страхового менеджмента. На данные управленческие решения оказывают влияние другие субъекты рынка страховых услуг: страхователи, конкуренты, органы государственного регулирования и контроля. Организация повседневного менеджмента в страховой организации и обеспечение его эффективности на перспективу является невозможным, если не будут охвачены абсолютно все блоки объектов страхового менеджмента. Рис. 2. Объекты страхового менеджмента Источник: построено автором на основе [9, 10, 11] А для формирования глубоких знаний по вопросам теории создания и практического применения конкретных механизмов управления страхованием, перестрахованием и инвестиционной деятельностью страховых компаний, управления коллективом, финансами, маркетингом, изменениями в страховых организациях на сегодняшний день существует значительное количество специализированных научных и научно-популярных изданий, тренингов, магистерских программ и т.д., с помощью которых специалисты в финансово-банковской, инвестиционной и страховой областях, а также заинтересованные лица могут получить базовую подготовку в вопросах организации страховой деятельности, научиться принимать квалифицированные решения в области страхового менеджмента. Выводы. Таким образом, в условиях плюрализма подходов к пониманию экономического содержания дефиниции «страховой менеджмент», в его основе, по мнению большинства исследователей, лежит Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 21 профессиональное управление деятельностью страховой компании для достижения поставленных целей с учетом интересов владельцев, руководства и клиентов. Но при этом отличительные признаки страхового дела от других видов предпринимательской деятельности, которые проявляются в особенностях организационной структуры, стратегии развития, реализации услуг, аккумулировании и размещении финансовых ресурсов, формируют отраслевые особенности менеджмента и сказываются на подходах к формированию управленческих решений. Дальнейшие разработки в данном направлении должны быть связаны с теоретическим обоснованием и разработкой рекомендаций по внедрению реинжиниринга бизнес- процессов в практику страхового менеджмента, что, по нашему мнению, является одним из актуальных вопросов управления страховым бизнесом. Источники и литература: 1. Ямпольская Д. О. Менеджмент : учеб. пособие / Д. О. Ямпольская, М. М. Зонис. – СПб. : Издательский дом «Нева» ; «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. – 288 с. 2. Уткин Э. А. Бизнес-реинжиниринг : обновление бизнеса / Э.А. Уткин. – М. : Тандем, 1998. – 224 с. 3. Менеджмент (Современный российский менеджмент) : учебник для студ. вузов, обучающихся по спец.: "Экономика и управление", "Менеджмент", "Экономика", "Коммерция" / Российская экономическая академия (Москва) ; под ред. : Ф.М. Русинова, М. Л. Разу. – М. : ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с. 4. Закон Российской Федерации № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции от 01.09. 2014 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9003385 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, статьи 1–453) : Федеральный закон №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 01.09 2014 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/search/kodeks 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая, статьи 454–1109) : Федеральный закон №14- ФЗ от 26 января 1996 г. (в редакции от 22 августа 2014 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/search/kodeks 7. Кургин Е. А. Страховой менеджмент: управление деятельностью страховой компании / Е. А. Кургин. – М. : РосКонсульт, 2005. – 304 с. 8. Горулев Д. А. Основы бизнес-процессов и страховой андеррайтинг : учеб. пособие / Д. А. Горулев. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 80 с. 9. Николенко Н. П. Реинжиниринг бизнес-процессов страховой компании. – М. : Страховое ревю, 2011. – 123 с. 10. Персональный сайт Николая Николенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nnikolenko.com/index.php?books 11. Страховые бизнес-процессы [Электронный ресурс] / Сайт компании ELT-ПОИСК.– Режим доступа : http://www.elt-poisk.ru/content/view/10/12/ Ваниева А.Р. УДК 332.145:338.48 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Аннотация. В статье обращается внимание на усиление инновационной конкуренции в сфере туризма, которая особенно ужесточилась в условиях глобализации в экономике. В результате инновации стали объектом региональной туристической политики в стране. Для решения задач поддержки инноваций уточнена сущность туристического комплекса, инновационность которого определяется ориентациями и потенциалом бизнеса. Выделена необходимость повышение инновационной активности компаний, развитие специальной инновационной инфраструктуры и содействие различным социальным факторам, стимулирующим инновационность. Рассмотрена интенсификация инновационного развития регионального туристического комплекса. Изучены существующие наработки в сфере классификации инноваций в современной науке и рассмотрены особенности инновационной деятельности в туризме. Определена актуальность, важность, специфика и предмет инновационной деятельности в области туризма. Разработаны актуальные предложения по стимулированию инновационной активности бизнеса и поддержке инноваций в рамках регионального туристического комплекса. Выделены направления интенсификации его инновационного развития. Изучена проблема обеспечения устойчивого инновационного развития регионального туристического комплекса и необходимость разработки новых подходов. Ключевые слова: туризм, инновации, региональная политика. Анотація. У статті звертається увага на посилення інноваційної конкуренції в сфері туризму, яка особливо посилилася в умовах глобалізації в економіці. В результаті інновації стали об'єктом регіональної туристичної політики в країні. Для вирішення завдань підтримки інновацій уточнена сутність туристичного комплексу, інноваційність якого визначається орієнтаціями і потенціалом бізнесу. Виділена необхідність підвищення інноваційної активності компаній, розвиток спеціальної інноваційної інфраструктури та сприяння різним соціальним чинникам, стимулюючим інноваційність. Розглянута інтенсифікація інноваційного розвитку регіонального туристичного комплексу. Вивчено існуючі напрацювання у сфері класифікації інновацій в сучасній науці та розглянуто особливості інноваційної діяльності в туризмі. Визначена актуальність, важливість, специфіка і предмет інноваційної діяльності в галузі туризму. Розроблено актуальні пропозиції щодо стимулювання