Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв.
Gespeichert in:
| Datum: | 1997 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
1997
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93824 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. / 3.3.Абдуллаева // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 247-248. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93824 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938242025-02-23T17:19:45Z Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. Абдуллаева, 3.3. Материалы III научных чтений 1997 Article Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. / 3.3.Абдуллаева // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 247-248. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93824 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений |
| spellingShingle |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений Абдуллаева, 3.3. Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Абдуллаева, 3.3. |
| author_facet |
Абдуллаева, 3.3. |
| author_sort |
Абдуллаева, 3.3. |
| title |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. |
| title_short |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. |
| title_full |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. |
| title_fullStr |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. |
| title_full_unstemmed |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. |
| title_sort |
турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в хlх - начале хх вв. |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
1997 |
| topic_facet |
Материалы III научных чтений |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93824 |
| citation_txt |
Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в ХlХ - начале ХХ вв. / 3.3.Абдуллаева // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 247-248. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT abdullaeva33 tureckaâpedagogikaieevliânienanarodnoeobrazovaniekrymskihtatarvhlhnačalehhvv |
| first_indexed |
2025-11-24T03:58:39Z |
| last_indexed |
2025-11-24T03:58:39Z |
| _version_ |
1849642681437782016 |
| fulltext |
Абдуллаева 3.3.
ТУРЕЦКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР В
XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В настоящее время в Крыму широкое распространение получили турецкие учебные за-
ведения, достаточно популярным стало изучение турецкого языка. Создаются школы, лицеи
и религиозные курсы, где турецкие педагоги обучают молодежь по собственной программе и
методике. Некоторые из турецких преподавателей ведут занятия в крымских высших учеб-
ных заведениях (по специальности турецкий язык и литература).
Распространение турецкого образования в Крыму имеет свои глубокие исторические
корни. Еще со времен политической зависимости Крымского ханства от Блистательной
Порты сохты и мудерисы могли свободно контактировать с крупнейшими и известнейшими
исламскими педагогическими центрами, в том числе арабскими и персидскими. Особо силь-
ное взаимовлияние учебных заведений Крыма и Турции объясняется рядом причин. Это, в
первую очередь, общность языка (тюркский), религиозное единство (мусульманство суннит-
ского направления), географическое положение, родственность быта и народных обрядов.
С момента включения Крыма в орбиту Российской империи многолетние традицион-
ные контакты крымскотатарских педагогов были существенно ограничены. Многочисленные
проблемы социально-экономического и религиозного характера вынуждали наиболее ак-
тивных и недовольных существующими порядками в России крымских татар покидать Ро-
дину. Наиболее талантливые из них стремились получить образование в известных центрах
исламского мира.
Тем не менее, к началу XX века влияние турецкой педагогики на развитие народного
образования крымских татар было явлением заметным, что даже тревожило администрацию
края. Представляется интересным рассмотреть некоторые наиболее яркие аспекты много-
плановой деятельности учителей-турок, влияние достижений турецкой педагогической науки
на систему крымскотатарского национального обучения.
Учительский корпус крымских учебных заведений начала XX века состоял из следую-
щих категорий: учителя-турки, учителя крымские татары - турецкие подданные и учителя –
крымские татары русского гражданства.
В начале ХХ века в Крыму выходцы из Турции стали открывать мектебы без разреше-
ния Таврического магометанского духовного правления. Большинство учителей-турок не
владели русским и крымскотатарским языками. Такие мектебы появились во многих местах
Крыма. Особенно много их было в Феодосийско-Керченском районе. В 1908 году об этом
сообщили Таврическому губернаторуi.
В одном из симферопольских мектебе преподавал учитель-турецкоподданный, обу-
чавшийся в Константинопольском военном училище, другой окончил медресе в турецкой
столице. Кроме того в мектебе были приглашены два учителя из Стамбула, окончившие там
курсы учительской семинарии.
В Карасубазаре и Бахчисарае работали по одному учителю турецкие граждане, окон-
чившие курсы в Стамбульской учительской семинарии; кроме того для Бахчисарайского ру-
штие были приглашены два учителя из русско-подданных, причем один из них обучался в
турецкой гимназии, а другой в Стамбульском медресе.
В Евпатории четыре учителя преподавали вероучение и татарский язык. Двое окончили
курсы в Евпаторийском медресе, а один гражданин Болгарии имел домашнее образование.
Четвертый, турок, получил образование в одном из медресе в Турцииii.
Из этого следует, что в мектебах преподавание велось по книгам, изданным в Турции,
учителями-турками, получившими образование в Стамбуле.
Турки-учителя, кроме магометанского вероучения, преподавали также и общеобразо-
вательные дисциплины, такие как арифметику, географию. В некоторых школах преподава-
лась даже гражданская история Турции.
В Крыму большой процент учителей турецко-подданных состоял из крымских татар,
предки которых вынуждены были покинуть Родину. Однако, независимо от их происхожде-
ния, турецкоподданные лишались права работать учителями, часто выселялись из Крыма.
Так, в 1911 году в городе Симферополе из нескольких мектебе были удалены трое учителей.
Предки этих учителей эмигрировали из Крыма в Турцию; отец одного из них родился в
Крыму, а отец другого состоял в течении 25 лет (!) учителем и муэдзином в одном из прихо-
дов Крыма. Два преподавателя были родом из Крыма и учились в крымских мектебе и мед-
ресе. Один из них до эмиграции имел педагогический опыт более 11 летiii.
В мектебе и медресе Крыма преподавали в первую очередь также и учителя крымские
татары - подданные России. Так, Таврический губернатор Н.Н.Лавриновский возбудил в
1914 году дело о недопущении к педагогической деятельности всех русско-подданных татар,
получивших богословское образование за рубежом.
В процессе обучения в мектебе и медресе широко использовались книги турецкого из-
дания. Наиболее популярными турецкими учебниками в Крыму считались книги Стамбуль-
ского издательства, особенно те, которые были составлены по звуковому (джадидистскому)
методу. В их ряду следует выделить книгу Ахмед Джевада. Он написал и издал популярный
учебник "По-турецки учись", где в форме, понятной детям, расскрывал этимологические и
синтаксические особенности родного языка. Одной из наиболее популярных была и книга
"Анахтар'' Юсуфа Зии.
Довольно известной и пользовавшейся одобрением мусульманского духовенства была
книга Али Назима "Книга о морали в вопросах и ответах". В ней в доходчивой форме рас-
крывались основные моменты школьного и конфессионального воспитания.
Известно, что в мектебах Крыма использовался и учебник Хусейна Хивзы "Книга для
чтения"iv.
Эта и другая литература бережно хранилась в мектебах и активно пользовалась в
учебном процессе. Известны факты, когда оджи прятали от глаз бдительного учебного
начальства ценную учебную литературу.
Влияние турецких педагогов на народное образование крымских татар видно из их
настойчивого желания открывать мусульманские учебные заведения в Крыму. Так, в Рос-
сийском государственном историческом архиве города Санкт-Петербурга находится доку-
мент, в котором говориться о том, что:"Турецкий посол, по поручению своего Правитель-
ства, обратился в министерство иностранных дел России с ходатайством к получению со-
гласия Императорского Правительства на основание в городе Симферополе мусульманской
средне-образовательной школы для детей проживающих в названном городе турец-
ко-подданных"v. Далее речь идет о том, что школа будет открыта на средства Оттоманского
правительства, подобно уже существующей в городе Ростове-на-Дону.
Таким образом, Оттоманское правительство было заинтересованно в открытии в Рос-
сии мусульманских учебных заведений. Однако эти начинания не всегда поддерживались
властью. Так, министр внутренних дел Д.С.Сипягин ответил отрицательно на письмо мини-
стра иностраннх дел В.Н.Ламздорфа. В нем, в ответ на ходатайство турецкого посла Гусни
Паши об основании в городе Симферополе школы, он писал, что "учреждение в России спе-
циальных учебных заведений для иностранцев представляется ничем не оправдываемою ме-
рою"vi. Далее говорится о том, что окончательное решение этого вопроса зависит от Мини-
стерства народного просвещения, в ведении которого находились все училища.
Из этих документов видно, что османское правительство пыталось принимать активное
участие в распространении турецкого просвещения вне своей страны.
Таким образом, можно сделать определенные выводы. В XIX начале XX веков наблю-
дается серьезное влияние турецкой педагогики на развитие крымскотатарского народного
образования в Крыму.
Бесспорно, это влияние турецкой педагогики на развитие народного образования
крымских татар в начале XX века было благотворно и преследовало, прежде всего, благо-
родные гуманистические цели. Турки стремились всеми доступными целями оказать помощь
своим единоверным братьям в деле распространения знаний и совершенствования воспита-
ния. Хочется надеяться, что эта деятельность не забудется, а ценный опыт предыдущих по-
колений гуманистов учителей будет использоваться в сегодняшнем Крыму.
i Кричинский А. Очерки политики российского царизма на окраинах.- Баку: Изд-во тюрк-
ского культурно-просветительского отдела Азербайджанского союза п/о "Кооперация",
1920.- Часть вторая: К истории борьбы с просвещением и культурой крымских татар (с при-
ложением секретных документов). - С.82.
ii Там же.-С.87.
iii Там же.- С.137.
iv Там же.- С.50.
v РГИА, ф.831, оп.8, д.813, л.124.
vi Там же, л.125.
|