Основные стилевые направления в искусстве крымских татар

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:1997
1. Verfasser: Ивашкевич, Я.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 1997
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93878
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938782025-02-09T16:06:06Z Основные стилевые направления в искусстве крымских татар Ивашкевич, Я.В. Материалы III научных чтений 1997 Article Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материалы III научных чтений
Материалы III научных чтений
spellingShingle Материалы III научных чтений
Материалы III научных чтений
Ивашкевич, Я.В.
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
Культура народов Причерноморья
format Article
author Ивашкевич, Я.В.
author_facet Ивашкевич, Я.В.
author_sort Ивашкевич, Я.В.
title Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
title_short Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
title_full Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
title_fullStr Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
title_full_unstemmed Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
title_sort основные стилевые направления в искусстве крымских татар
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 1997
topic_facet Материалы III научных чтений
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878
citation_txt Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT ivaškevičâv osnovnyestilevyenapravleniâviskusstvekrymskihtatar
first_indexed 2025-11-27T21:12:33Z
last_indexed 2025-11-27T21:12:33Z
_version_ 1849979523396796416
fulltext Ивашкевич Я.В. ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ КРЫМСКИХ ТАТАР. Одно из основных свойств татарского искусства в Крыму – его чрезвычайный эклек- тизм. Стамбул, данником которого стало татарское ханство со времени Менгли-Гирей хана, был главным источником этих разнообразных влияний. Однако, столь совершенные образцы татарского творчества, как ханская мечеть в Евпатории или надгробные сооружения Бахчи- сарая, объяснить одним влиянием Стамбула – значит, в корне миновать их сущность. Свя- занный своими портами со всеми очагами мировой культуры, татарский художник мог вы- бирать что угодно из художественного багажа прошлого. Татары времен ханов переживали столь пышный расцвет своей национальной жизни, что сумели все эти влияния изнутри и извне сплавить в один конгломерат стиля, который отличался новыми мотивами, полными архитектурного и декоративного остроумия. Отколовшись от Золотой Орды, крымские татары являются проводниками тюрк- ско-монгольской культуры и в своем искусстве. Самое важное, очевидно, было принесено именно оттуда, но трансформировалось в более нежные, изящные формы и образцы. Другое начало, почти противоположное, мощное и монументальное, по всей вероятности, происхо- дит из Мангупа – это готско-мангупское начало, аскетическое в употреблении украшений. Это начало можно проследить в руинах Мангупского дворца, полуразрушенном тюрбе с двориком в Бахчисарае. К этим коренным началам, образующим ядро искусства крымских татар, необходимо прибавить целый ряд более или менее значительных наслоений. Прежде всего, нельзя не упомянуть о греческом влиянии, воздействующем не только извне, сколько через архитектурные памятники. Ансамбли домов и лавок с портиками, под- держиваемыми колоннами-столбами, подобно феодосийским старым торговым рядам, есть результат влияния как антично греческого, так и вообще восточного. Зато чистота и ясность линий некоторых орнаментов художественной промышленности, изящный силуэт татарских глиняных сосудов. Арабский и арабско-персидский стили оказали свое влияние в создании самой концеп- ции мусульманского храма, в прекрасной вершине арки, с едва заметным устремлением к подковообразности, как в верхнем ряду ложных арок Мавзолея Дилляры Бикеч. К числу значительных влияний, пришедших из Стамбула, нужно упомянуть еще влия- ние византийского стиля, совершеннейший образец которого представляет Айя-София. Ханская мечеть в Евпатории, заброшенные мечети Эски-Сарая, надгробные мече- ти-усыпальницы "тюрбе" на ханском кладбище в Бахчисарае - вот лучшие продукты этой стилевой струи. Но с другой стороны, руины византийской культуры в самом Крыму, множество копи- телей, колонн, орнаментированных плит, разрушенных базилик Керчи, Херсона, Феодосии, осложненные влиянием искусства армянских монастырей, находясь постоянно перед глазами татарских художников, отслаивались в их творческом сознании, создавая новый тип татар- ско-византийского убранства и орнамента. Наиболее чуждыми духу татарской культуры оказались элементы итальянского ренес- санса, механически занесенные в Крым также через Стамбул, в виде характерных орнамен- тальных мотивов и стимуляций растительных элементов, высекаемые, большей частью, на поверхности надгробных плит приезжими мастерами. После Ренессанса следует влияние барокко, уже времени русского владычества, своеоб- разного рококо времени Крым-Гирей хана и позднее новейшего арабско-персидского стиля. Эти последние влияния оказались, главным образом, в некоторых деталях отделки Бахчиса- райского дворца, богатых татарских и караимских домов. Одной из особенностей искусства крымских татар, как и большинства восточных ис- кусств, является склонность к отвлеченным абстрактным построениям. Татарский художник не удовлетворяется стилизацией, абстрагированием нормальных форм, созданием отвле- ченных и типовых сосуществований, он просто отказывается почти от всякого реального материала. Изобразительное искусство татар лишено всякой изобразительной тенденции. Вот по- чему и нет в пластическом искусстве ханского Крыма ни живописи, ни скульптуры как са- мостоятельных искусств. Рассматривая татарское творчество, можно говорить лишь о зодче- стве, декоративном искусстве и художественной промышленности. Татарское искусство не изображает ничего оно не изобразительно, – и вся сущность его построена на живописных формах и пятнах, одухотворенных законами ритма. В то время как западноевропейское искусство стремится к единству и общности впе- чатление – татарский стиль проявляется всегда в многообразии и дробности отдельных эле- ментов. Вспомним любой западноевропейский дворец, любой христианский храм, прежде всего нас поражает в них закономерность композиции, соподчиненность деталей в выраже- нии общего, подчеркивания основного и намеренное затушеванность второстепенного. Взглянем на Бахчисарайский дворец. Глаз не может охватить единой общей идеи, не может остановиться на одном главном предпочтительно перед другими. Татарское искусство не нуждается в строгой системе, в законах равновесия и симмет- рии, соподчиненности общему плану, – оно импульсивно, оно стремится по естественному руслу, следуя его неровностям и изгибам, прибавляя один мотив к другому. Так и зодчий Бахчисарайского дворца не делил целое на части, соподчиняя их друг другу, он просто нанизывал одно частное за другим, как бы приставляя одно помещение к другому, – и вся прелесть его создания в ритмичности его творческой души. Проанализировав все стилевые направления в крымско-татарском искусстве, нужно от- метить, что отличалось подлинным мастерством исполнения, изяществом стиля. Впитав как губка все внешние влияния, татарский художник сумел выбрать свое направление в разно- образном водовороте веяний, и оставил нам совершеннейшие образцы своих творений.