Исследование пленок алмазоподобного углерода и соединений углерода с азотом, синтезированных вакуумно-дуговым методом
Исследованы свойства a-C и СNx покрытий в условиях трения скольжения. Сравнивались покрытия, полученные на идентично подготовленных поверхностях, при равных толщинах и на одинаковых подложках. Покрытия формировались методом осаждения из фильтрованной вакуумно-дуговой плазмы. Изучались состав, стру...
Saved in:
| Date: | 2005 |
|---|---|
| Main Authors: | , , , , , |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Науковий фізико-технологічний центр МОН та НАН України
2005
|
| Series: | Физическая инженерия поверхности |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/98724 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Исследование пленок алмазоподобного углерода и соединений углерода с азотом, синтезированных вакуумно-дуговым методом / В.Е. Стрельницкий, И.И. Аксенов, В.В. Васильев, А.А. Воеводин, Дж. Г. Джонс, Дж. С. Забински // Физическая инженерия поверхности. — 2005. — Т. 3, № 1-2. — С. 43–53. — Бібліогр.: 53 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| Summary: | Исследованы свойства a-C и СNx покрытий в условиях трения скольжения. Сравнивались покрытия, полученные на идентично подготовленных поверхностях, при равных толщинах и на
одинаковых подложках. Покрытия формировались методом осаждения из фильтрованной
вакуумно-дуговой плазмы. Изучались состав, структура, микротвердость, модуль упругости,
напряжения, коэффициенты трения и износа покрытий. Установлено, что а-С покрытия имели
микротвердость 52 – 57 ГПа и модуль упругости – в пределах 490 – 560 ГПа. Покрытия СNx
при достаточно высокой микротвердости 28 – 30 ГПа характеризовались сравнительно низким
модулем упругости 160 ГПа. Отмечались заметные различия в трибологическом поведении
покрытий в зависимости от влажности атмосферы, в которой производились испытания. Различия механических и трибологических свойств изучавшихся покрытий могут быть
использованы для оптимального их выбора для тех или иных условий эксплуатации. |
|---|